Ясько Георгий Юрьевич :
другие произведения.
Лошадь Белая. Аквариум. Рецензия
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 11, последний от 14/09/2015.
© Copyright
Ясько Георгий Юрьевич
(
barsenal@nm.ru
)
Размещен: 15/12/2008, изменен: 17/02/2009. 64k.
Статистика.
Статья
:
Философия
Иллюстрации/приложения: 3 шт.
Скачать
FB2
Оценка:
2.89*5
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Рецензия на крайний альбом Аквариума.
ЛОШАДЬ БЕЛАЯ. АКВАРИУМ
.
РЕЦЕНЗИЯ.
http://aquarium.kroogi.ru/content/show/44052
Я взглянул, и вот конь белый,
и на нём
всадник, имеющий лук, и дан был ему венец;
и вышел он как
победоносный, и чтобы победить.
(Откр.6:2)
Единорог-зверь - всем зверям зверь
.
1.
Всё-таки первой древнейшей
профессией является профессия поэта.
Какого-нибудь ослепшего ни к чему более не пригодного старика (или старуху)
соплеменники содержали за способность петь им песни. Они нуждались в песнях,
как в мамонте насущном. Нуждаются и теперь. Самым первым поэтом является
спевший Песнь Господню, Песнь Песней... Его и Самого зовут Логосом.
"Сначала было Слово". Филология - любовь к Логосу, любовь ко Христу.
Филология спасёт мiр.
Бог - Слово, Которого могли
созерцать очи наши: Великий Владыка,
Господь господствующих, Учитель Учителей, Одинокий Страж, Альфа и Омега, -
Прототип Человека, Единый Индивидуум (лат. - "неделимый", калька с греч. "атом").
Божественное Я, Монада Монад, Атом атомов, Индивидуум Индивидуумов,
Идея Идей, Атлас. Все зерно-атомы Духа: "атомы" Демокрита, "Ли" древнего Китая,
платоновские "идеи", "дхармы" Будды, "универсалии" средневековых монахов,
"монады" Лейбница, "прафеномены" Гёте, "вещи" Канта, "архетипы" Юнга,
"суперпартнёры" М-теории, или "концепты" современной философии,
психологии, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и др. гуманитарных наук
(у этих квантов Реальности много имён) представляют из себя атомы
Тела Спасителя, всеединство. Объединены в Единосущном как бы как в початок
или в соты. Эти индивидуумы и есть мы с Вами, читатель, это наши истинные "Я".
Пребывая на различных стадиях
кристаллизации, персонализации, или
индивидуализации, одни из этих "я" способны "носить" пока что облачения
элементалов, изошедшие предшествующей волной эволюции облекаются
в одеяния минералов, принесенные к воплощению более ранней волной -
в одеяния растительного царства, их старшие братья облекаются в формы
животного царства, мы в данном цикле, (начатым крайним Большим Взрывом)
являемся уже людьми, а наши Старшие Братья и Сёстры зовут нас на следующую
ступень эволюции, на которую взошли они Сами уже не под влиянием
инстинкта, понуждаемые Высшей Волей к проявлению, к творчеству, к эволюции,
а под воздействием Своей воли, развившейся уже настолько, что она стала способной
к сознательному, ответственному сотрудничеству с Высшей Волей. В ясном и
спокойном свете сознания: да исполнится Воля Твоя.
Эта знакомая всем,
изучавшим каббалу и другие архаичные науки тайная доктрина сегодня
становится явной, всемирно признанной незыблемой основой современного знания.
Вот почему стихотворения и песни нам так нужны. Слушая их мы приобщаемся к
своей истиной, (Божественной) природе. Себя припоминаем.
Кем же себя видит БГ
?
Прежде всего - поэт сказал он в радиоинтервью 1.06.2008.
"А как же: "Моя работа проста - я смотрю на свет. Ко мне приходит мотив, я
подбираю слова?" - спросил ведущий. "Это маскировка, - ответил БГ, -
На самом деле, сначала приходят слова". Первым появляется стихотворение,
оно само является из инобытия, как некая живая сущность. БГ не "пишет" его,
не "выдумывает", не "сочиняет", не "творит из ничего", а "просто записывает".
Так поступают все настоящие (вдохновенные) поэты - от Орфея, Гомера,
Платона, Пушкина, Вл. Соловьева, А. Блока, до БГ.
Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель.
Вечно носились они над землею, незримые оку...
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
O, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака все ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье...
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье!
Приведя эти строки А.К. Толстого
в одной из своих книг, Флоренский добавляет:
"Таково объективное, реалистическое понимание искусства, и, подобное ему,
понимание философии, науки и техники". Добавить нечего, кроме того, что на
музыку положено около 150 стихотворений Толстого. Вот имена
некоторых композиторов, увлекавшихся его творчеством: Ф. Лист,
Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, А. К. Лядов, А.С.Аренский,
М. П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, М. А. Балакирев, А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов,
В. И. Ребиков, Н. М. Стрельников, Б. В. Асафьев, М. М. Ипполитов-Иванов,
В. С. Калинников, Н. Н. Черепнин, Р. М. Глиэр, С. М. Ляпунов, А. М. Пащенко...
БГ музыку своих стихотворений
угадывает сам. Заменяя 150 композиторов.
Целый колхоз. В интервью 1.06.2008 по привычке не говорить лишнего,
БГ превращение стихотворений в песни объяснил тем, что так архаичным поэтам
и их слушателям, при всеобщей тогдашней неграмотности, было легче запоминать стихи.
Сегодня в своих передачах "Аэростат" он шире открывает двери на свою кухню,
откровеннее рассказывает о божественности музыки. Ибо пришло время Откровенности,
наступил Апокалипсис. Новая Эпоха. Эра Водолея. "Аквариуса". Россия управляется
Водолеем. Аквариусом.
БГ поэт архаический.
Первобытный. Типа, первых поэтов, которые, как и их фаны,
грамоты не знали, чтобы запомнить свои стихи, они их напевали, потом пели.
Аккомпанируя себе чем попало. Отсюда произошли барды и менестрели.
Свою родословную БГ ведёт не от Орфея, а от Миларепы
(Мила рас-па, 1038/1052-1112/1135), Святого Франциска Страны Снегов.
Он жил и трудился в 11 веке на территории Тибетского Автономного Округа,
в Тингринском районе. Поэт - песенник. Отшельник, самый знаменитый
Учитель высочайших нагорий Земли, где снежные гиганты Джомолунгма, Макалу
и Гауришанкар словно соперничают, вздымаясь на огромную высоту.
Этот знаменитый аскет и поэт обращал народ в веру, распевая песни собственного
сочинения, которые были объединены в сборник "Mi-la-ras-pa"i mgur-"bum".
Песни святого часто необычайно красивы и полны глубокого религиозного чувства.
Миларепа узнаваем на изображениях по его собственной позе. Он всегда сидит,
слушая что-то, его правая рука поднята к уху. В левой руке он держит чашу
из человеческого черепа. Там, в затерянных диких горах всё ещё можно услышать песни
Миларепы и рассмотреть на стенах покинутых горных жилищ отшельников изображения
Учителя, слушающего Внутренний Голос. Там, в отдаленных горах, можно всё
ещё встретить затворников, членов тайного братства последователей Миларепы,
именуемого "Братья и Друзья Тайного". На покрытых льдом склонах прохожий всё
ещё может увидеть фигуру монаха в белых одеждах адепта тайной науки
"Внутреннего Огня", или Лунг-тум-мо (лунг гтум-мо).
Пишет Ю.Н. Рерих в книге
"По тропам Срединной Азии":
" По дороге в Тингри мы встретили нескольких лам - последователей Миларепы,
совершающих паломничество в Долину Лапчи и её храм. Некоторые из них несли
большую домару, трезубец и канг-линг, или трубу, сделанную из человеческой
кости, подвешенную к поясу... Мне представилась возможность поговорить
с ними и составить Гурбум, или собрание песен Миларепы. Я расспрашивал
их о последователях Миларепы и известных убежищах в горах... Миларепа и
его песни очень популярны среди жителей Тингри и его окрестностей,
и легенды о нём часто рассказываются по вечерам возле костров лагерных стоянок
и деревенских домашних очагов. Автор получил огромную пользу
от таких бесед с путешествующими торговцами и странствующими ламами".
"Однажды Наро,
один из главных учителей Чёрной Веры Тибета, вызвал
Миларепу подняться на вершину Эвереста, называемого здесь
"Матерью Великих Снегов". Миларепа принял вызов и вошел в глубокую медитацию.
Тем временем Наро, видя Миларепу, сидящего неподвижно, с помощью
сверхъестественной силы начал взлетать к вершине великой горы.
Но как могла победить Тёмная Вера? Внезапно на вершине горы появился
сияющий трон, на котором сидел медитирующий Миларепа.
Ослеплённый блистающим видением, Наро упал в глубокую пропасть и при падении
оставил глубокий след своего поражения. Так говорит легенда, и сотни
паломников превозносят мудрость Учителя, которому были послушны и звери и птицы".
Миларепа был гением сострадания. Он так глубоко проникся принятым
на себя страданием людским, что даже попав в буддистский рай,
не смог там освободиться от скорби и хоть раз улыбнуться. Его имя исследователи тайной
мудрости упорно связывают с именем Франциска Ассизского, в чём видится некий
намёк. БГ часто упоминает и это имя.
В том
же
радиоинтервью от 1.06.2008
БГ заявил, что является русским поэтом,
продолжающим дело Серебряного века. Что это за дело? Творцы Серебряного века
русской культуры являются предтечами Второго Пришествия: насыщают сознание людей
теми энергиями, мыслями и образами, которые принесёт Спаситель в этот раз.
Как десантники, заброшенные в тыл противника, они ценой своих жизней,
отвоёвывают и удерживают до Пришествия Основных Сил в наших сердцах,
умах и душах, плацдарм, куда мог бы ступить Единосущный.
А то ведь так всё там загажено, что Ему и ступить-то было бы некуда!
Зачем тогда Приходить?
Что
же
"особенного"
в Серебряном веке спросит читатель, ведь откровение человеку
потаенной стороны природы, "миров иных" хорошо знакомо нам по свидетельству
тысяч мистиков всех времен и народов? "Новизна" его в том, что это откровение не было
для этих "слишком ранних предтеч слишком медленной весны",
для этих святых, воплотившихся поэтами чем-то "сверхъестественным".
Эта открывавшаяся им реальность была для них свята и таинственна,
но приобщение к ней и дальнейшая жизнь в этой святой и таинственной реальности
были для них возвращением к своему, родимому.
Один из них (
Флоренский
)
пишет: "Да, если говорить о первичной интуиции,
то моею было и есть то таинственное
высвечивание
действительности иными мирами -
просвечивание сквозь действительность иных миров, которое даётся осязать,
видеть, нюхать, вкушать, настолько оно определённо". И дальше:
"Неведомость - жизнь мира. И потому моё желание было познать мир именно
как
неведомый
, не нарушая его тайны, но подглядывая за ней.
Символ и был подглядыванием тайны. Ибо тайна мира символами не закрывается,
а именно раскрывается в своей подлинной сущности, т.е. как
тайна
".
Как и все великие святые, иерофанты мистерий, йоги, теурги,
Флоренский жил одновременно в двух мирах, в нашем земном и в надземном.
Только в отличие от посвященных прошлого, которым для этого требовались
особые условия, он не выходил из жизни - таково сегодня "особое условие"
преображения.
2.
Западная цивилизация погибла
в конце XIX века, с тех пор мы живём в кризисную,
катастрофическую, переходную эпоху. Переходные эпохи имеют двойственный характер:
коренная ломка сопровождается взрывом творческих энергий, освобождённой
от доминировавших нормативов; ломка картины мира и ценностным
ориентаций способствует активному усвоению элементов "чужих" культур.
Вот почему некоторыми близорукими людьми БГ кажется "нерусским",
чужим и вредоносным. Но это роковое заблуждение уходящих типов.
Наоборот в этой ситуации архаические пласты, - в виде мифов и архетипов, -
которые он вызывает к жизни, активизирует своими песнями, не усиливают
"мутный хаос", а, напротив начинают выполнять свою изначальную
регулятивную функцию, которой их наделяет "светлый Хаос", Анархия,
взятая как Мать Порядка, (Космоса). И ждущая от человека творческих
усилий по переустройству жизни на совершенно новый
(извечный, неповреждённый невежественными людскими порывами священной ткани)
лад. Музыка и танцы в стабильных обществах всегда строго отрегулированы,
как мощные магические (сакрально-космологические) орудия восстановления
космического порядка, вольно-невольно нарушаемого жизнедеятельностью людей.
Но когда застарелый рационализм и прагматизм приводит к крушению
и распадению общества, и на поверхность вырываются необузданные энергии,
их необходимо как-то, путь пока что наспех освоить и применить к строительству
новых, неведомых пока форм жизни, отвратив от разрушения старых форм.
Тут "молодёжная музыка" быстро усваивающая, применяющая и доносящая до масс
все открытия взрослого музыкального авангарда, играет неоценимую
положительную роль. "Музыка играет роль" музыки.
"Религиозность - это восстановление связи
, legato жизни.
Жизнь разрывает человека на части, и он должен восстановить свою целостность.
Помимо духовного восстановления нет никакой другой причины для сочинения музыки".
(София Губайдулина.) Ещё её же, под чем мог бы подписаться и БГ:
"Для меня самым важным в жизни было - сказать правду. Абсолютную правду о том,
что происходит внутри человека. Что дано от Бога, то и есть.
Моя тема в искусстве - это мир Души в ее глубоком уединении, в ее самопознании;
это мир души религиозной, страстно жаждущей диалога со своим Творцом.
Музыка в концертном зале мне кажется самой подходящей для того,
чтобы больше людей могли почувствовать связь с высшим началом:
иногда это получается, когда излучение, идущее от исполнителей, и излучение
от слушателей вдруг начинают биться в одном ритме. Я это чувствовала много раз
и не могу себе представить, что в искусстве можно стремиться к чему-то другому.
С одной стороны величие и масштаб образов - это важно для композиторского
мышления. С другой - они должны сочетаться с предельной выразительностью
каждого звука. Экспериментируя с тембром и ритмом, можно делать это еще и с цветом.
Мои произведения - это своего рода "аналитические этюды", где обязательно
должна быть волевая работа с формой при сильнейшем, беспощадном
душевном переживании. Очень важную роль в звучании музыки играют исполнители.
От них требуется образное воображение и универсальное мастерство во
владении инструментом или голосом, способность к поиску и новациям,
готовность к открытиям в своей специальности.
Употребление слова "авангард" довольно сомнительно.
Сущность этого слова в искусстве - требование идти впереди социума -
меня мало привлекает как художника, никогда не ставила перед собой такую задачу.
Абсолютно необходимо иметь элитарную культуру.
Многие тенденции в искусстве и культуре развиваются под влиянием требований,
которые содержатся в обществе. И его многослойность обусловливает
существование различных культур. Массовая культура не должна мешать элитарной.
Искусство принадлежит народу именно тогда, когда служит всему народу".
И Губайдул
ина, кем-то почему-то
считающаяся "композитом для композиторов"
авангардисткой, несущей "сумбур вместо музыки", и БГ, имеющий ярлык
"рок-музыканта" - "архаики", вносящие в нашу взболомученную жизнь
мотивы "извечного", Божественного, отзвуки неповрежденной зверочеловеком
"музыки сфер". И Губайдулина, живущая в Германии, и БГ, известный англофил
в своём жертвенном горении, в своём бескомпромиссном поиске
космического неповреждённого изначального лада, - русские из русских.
Поэтому хочется сказать
о них то, что сказал о "русскости" в искусстве и жизни
Флоренский: "Это - круглое мышление, способ мыслить и приём излагать,
называемый восточным, - почему-то. Ближе многих других к нему подходит
мышление английское, гораздо менее - немецкое, хотя Гёте, Гофман, Новалис, Баадер,
Шеллинг, Бёме, Парацельс другие могли бы быть названы в качестве
доказательств противного; но во всяком случае ему глубоко чужд склад мысли
французской, вообще романской. <...> Но там, где нет логического единства,
может слышаться и н о е единство, несравненно более связное, жизненно более глубокое,
чем гладкий план, наложенный поверхностно и своим гладким лоском
прикрывающий убожество внутренних неувязок и рассыпающихся представлений.