на высшем астральном плане, то между двумя состояниями материи лежит непреодолимая
пропасть и совершенный брак невозможен, за исключением случаев, иногда называемых
"высшим провидением", когда Великая Духовная сущность готова воплотиться ради
спасения расы или народа; именно благодаря таким союзам родились Иисус и другие
Аватары...
В конце этой эпохи (наступающей Новой Эпохи, - Г.Я) двуполая раса будет снова
населять Землю, её вибрации будут синхронны с вибрациями жизненного субстрата
высшего плана, и тогда истинный брак, союз объединённого мужского и женского
с высшим, Отцом, или Групповой Душой, будет правилом, а не исключением. Своими
поступками вы можете приблизить или отдалить это время.
Даже если вы поймёте хоть немного из сказанного, то осознаете, как велика
ответственность, возложенная на вас, и как нелепо отказываться от священных
обязательств под влиянием "духовной близости", побуждающей бежать за "блуждающим
огоньком" в поисках невозможного. Вы не постигнете духовную реальность, отвергая
естественный долг.
Совершенный брак представляет собой триединство, и атрофированная в настоящее время
шишковидная железа, единственный орган человека, через который может действовать
духовная творческая энергия (третий принцип союза), снова станет активной в шестой
расе".
Золотой свет окружает шишковидную железу и гипофиз, когда продвинутый ученик
находится в глубоком сосредоточении. При благоприятных условиях этот свет может
быть видим другими людьми, отсюда - золотые нимбы святых на иконах.
Этот золотой свет - наиболее мощная форма энергии, при помощи которой человеческая
душа может на мгновение коснуться Божественной Души. "Он освещает душу подобно
солнечному свету, дающему жизнь физическому плану, и проводит внутренние звуковые
волны к внутреннему слуху". Т.е. позволяет человеку слышать Голос Безмолвия.
Вл. Соловьёв излучал этот свет. А.А. Блок, писал, что в этом крупнейшем мыслителе,
замечательном критике и публицисте, благодарном ученике фетовской поэзии и странном
человеке есть еще нечто гораздо более существенное, некое свечение:
"Он излучает невещественный золотой свет". Блок настаивал, что "это не аллегория",
а то, что может быть предметом научного исследования. Блок писал, что разгадка тайны
Вл. Соловьева сквозит в следующих его словах: "Я, Владимир Соловьев, уроженец
Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной
обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875
года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне
близ Каира, в начале 1876 года:
Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества".
Вот почему Вл. Соловьёв смог стать Предтечей учения Живой Этики, учения, данного
людям для вступления в Новую Эпоху, Эпоху возвращения к Единому, ко всеединству,
к Завершению, к синтезу, к Божественному Всеначалу, к Самим Себе. Теперь
это становится магистральным путём эволюции всех людей, в прежние времена это было
узким путём, открытым для единиц.
Ещё Христос сказал Своим ученикам:
"Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю
сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону и верхнюю сторону как нижнюю
сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним... тогда вы войдёте в
[царствие]"(Фома, 27)
Истинный человек, Микрокосм - есть андрогинная монада. Следовательно, смысл жизни
эмпирического, (земного) половинного человека состоит в восстановлении своей целости
("Только влюблённый имеет право на звание человека", - А.А. Блок). Это не ново, но для
сознания современников слишком свежо, если не смело. Но вот сводка цитат из
трактата Вл. Соловьёва "Смысл любви" (1892-1894), в котором "Соловьёв в виде
единственного пути спасения для человечества проповедует половую любовь"
(А.Ф. Лосев).
"Пока живая сила эгоизма не встретится в человеке с другою живою силою, ей
противоположною, сознание истины есть только внешнее освещение, отблеск чужого
света... Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное
оправдание и спасение индивидуальности.
Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез
жертву эгоизма. На этом общем основании мы можем разрешить и специальную нашу
задачу: объяснить смысл половой любви. Недаром же половые отношения не только
называются любовью, но и представляют, по общему признанию, любовь по
преимуществу, являясь типом и идеалом всякой другой любви (см. Песнь песней,
Апокалипсис). (...)
Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала
дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ,
которое создало бы ("воссоздало бы" - Г.Я.) из них одну идеальную личность... Но чтобы
наполниться абсолютным содержанием (которое на религиозном языке называется
вечной жизнью или царствием Божьим), сама человеческая форма должна быть
восстановлена в своей целости, (интегрирована). В эмпирической действительности
человека как такового вовсе нет - он существует лишь в определённой односторонности и
ограниченности, как мужская и женская индивидуальность (мы эмпирического человека
называем не "индивидуальность", а "личность" - Г.Я.) ( и уже на этой основе
развиваются все прочие различия). Но истинный человек в полноте идеальной личности
("индивидуума", по нашему - Г.Я.), очевидно, не может быть только мужчиною или
только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство,
или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала...
это и есть собственно ближайшая задача любви. (...)
Внешнее соединение, житейское и в особенности физическое, не имеет отношения к
любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него Оно необходимо для любви не
как её непременное условие и самостоятельная цель, а только как её окончательная
реализация. Если эта реализация ставится как цель сама по себе прежде идеального дела
любви, она губит любовь. Всякий внешний акт или факт сам по себе есть ничто; любовь
есть нечто только благодаря своему смыслу, или идее (монаде - Г.Я.) как восстановление
единства или целости человеческой личности, как создание ("воссоздание" - Г.Я.)
абсолютной индивидуальности.
Наше перерождение неразрывно связано с перерождением вселенной, с преобразованием
её форм пространства и времени. Истинная жизнь индивидуальности в её полном и
безусловном значении осуществляется и увековечивается только в соответствующем
развитии всемирной жизни, в котором мы можем и должны деятельно участвовать, но
которое не нами создаётся. Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть общее дело
всего мира - реализация и индивидуализация всеединой идеи и одухотворение материи.
Оно подготавливается космическим процессом в природном мире, продолжается и
совершенствуется историческим процессом в человечестве...
Всеединая идея (Идея идей, Монада монад - Божество - Г.Я.) может окончательно
реализоваться или воплотиться только в полноте совершенных индивидуальностей,
значит последняя цель всего дела есть высшее развитие каждой индивидуальности
в полнейшем единстве всех, а это необходимо включат в себя и нашу жизненную цель,
которую нам, следовательно, нет ни побуждения, ни возможности отделять или
обособлять от цели всеобщей. Мы нужны миру столько же, сколько и он нам;
вселенная от века заинтересована в сохранении, развитии и увековечивании всего того,
что действительно для нас нужно и желательно, всего положительного и достойного
в нашей индивидуальности, и нам остаётся только принимать возможно более сознательное
и деятельное участие в общем историческом процессе - для самих себя и для всех других нераздельно".
Во времена стародавние, в осевое время, когда Великий Владыка Своим Пришествием
в разных Обликах и в разных странах задавал людям основные ноты жизненного настроя
заканчивающейся ныне (благополучно?) эпохи, не было ещё возможности открывать всем
людям истину о святости половой любви. Во избежание адских злоупотреблений,
эта истина тщательно скрывалась и выдавалась под покровом возвышенной символики.
Мы сегодня можем ретроспективно осознать: что эта символика больше скрывала, чем открывала.
Давайте посмотрим, - как это было сделано в текстах о Падмасамбхаве, даю без комментариев, полагаюсь на вашу интуицию. Лишь замечу: в Тибете каждый лама,
часто каждый набожный буддист имеет собственное божество-охранителя, идама.
"Благородная Цогьял спросила Учителя: Кто важнее: учитель или божество-идам?
Учитель ответил: Не считай учителя и идама чем-то разным, ибо именно учитель показывает тебе идама.
Если считаешь, что учитель и идам различны по качеству
или важности, ты заблуждаешься.
Благородная Цогьял спросила Учителя: Почему важна практика божества-идама?
Учитель ответил: Выполнять практику идама чрезвычайно важно, потому что благодаря
ей ты достигнешь сиддхи, твои препятствия будут устранены, ты обретешь силы,
получишь благословения и зародишь реализацию. Поскольку все эти качества происходят
от практики идама, без идама ты будешь всего лишь обычным человеком.
Благородная Цогьял спросила Учителя: Как можно приблизиться к сугате-идаму?
Учитель ответил: Пойми, что ты и идам не две разные вещи, что нет никакого идама,
отдельного от тебя самой. Ты приближаешься к идаму, если постигаешь,
что твоя природа есть состояние невозникающей дхармакаи...
Благородная Цогьял спросила Учителя: Не будет ли ошибкой сначала практиковать одного идама, а затем другого?
Учитель ответил: Хотя, исходя из искусных средств усмирения существ, сугаты проявляются как разные семейства и образы, в действительности они нераздельны.
Если практиковать всех будд, понимая их нераздельность, заслуги будут наиболее высоки. Если же делать это, считая, что все идамы обладают разными качествами, которые следует или принимать, или отвергать, то это станет безмерным омрачением.
Негоже считать идамов хорошими или плохими, принимать их или отвергать.
Если не относишься к ним так, будет превосходно, независимо от того, скольких ты практикуешь.
Благородная Цогьял спросила Учителя: Если имеешь высшее воззрение, можно ли обойтись без идама?
Учитель ответил: Если ты достигла уверенности в правильном воззрении, то оно само и есть идам. Не считай, что идам - это лишь телесный образ. Постигнув природу дхармакаи, ты реализуешь идама...
Благородная Цогьял спросила Учителя: Что нужно делать, чтобы получить видение идама?
Учитель ответил: Не считай идама чем-то материальным, ведь идам - это дхармакая.
Созерцать его образ, проявляющийся из дхармакаи, приобретая цвет, атрибуты, украшения,
одеяния, главные и малые признаки, следует как облик зримый, но не имеющий собственной природы.
Он сродни отражению луны в воде. Если ты проявишь привязанность ко всему этому,
то собьешься с пути и попадешь в лапы Мары. Не слишком радуйся этим видениям и
не дай им себя заворожить, ибо они лишь проявления твоего ума.
Благородная Цогьял спросила Учителя: Если мы получили видение одного идама,
равносильно ли это тому, что видишь всех сугат?
Учитель ответил: Если получишь видение одного идама, это равносильно видению всех божеств, потому что дхармакая вне представлений о количестве. У тебя будет видение любого божества, практику которого ты выполняешь, потому что твой ум становится послушным.
Поскольку божество - проявление твоего ума, оно не существует больше нигде...
Благородная Цогьял спросила Учителя: Необходимо ли выполнять практику идама постоянно?
Учитель ответил: Если ты впервые выполняешь практику какого-либо идама, придерживаясь текста садханы, то, пусть даже обретешь видение идама и получишь от него учения, прервать на этом практику будет коренным падением.
Поэтому исключительно важно практиковать непрерывно. Если ты представляешь божество когда идешь, лежишь или сидишь, сиддхи и благословения снизойдут на тебя сами собой...
Хотя твое тело внешне остается телом обычного человека, твой ум, созревая, становится божеством - словно изображение, отлитое в форме. Покинув тело в состоянии бардо, ты станешь тем самым божеством, как вынутое из формы изображение. Этот уровень называется уровнем видьядхары махамудры. Тело йогина называют футляром, и в тот миг, когда тело сброшено, йогин принимает облик идама".
Вот так люди становились Архатами и Тарами, а потом и Буддами, учил Благословенный.
"А что потом?", - спрашивали у Будды. На круг вопросов об этом Спаситель отвечал благим молчанием. (Вспомнилось, как Он ответил молчанием и на вопрос Пилата).
Тогда сознание людей не было готово для принятия истин о последующем, после "достижения Нирваны" Пути. Сегодняшним людям развитие космического мышления уже позволяет начать готовиться и к этому Пути.
"Устремляясь к вершине жизни в поисках вечной всеобъемлющей истины, ты увидишь Путь, проложенный Великими Учителями, направляющими эволюцию миров и человечества. Следуя этим Путём, ты поймешь великое вращение планет вокруг Солнца, Владыки и источника Света нашей солнечной системы. Ты узнаешь, что солнечная система - лишь маленькая космическая клетка, а солнце её ядро, и что ты и каждая клетка
солнечной системы, от микроскопической до космической,
построены по одному плану. Ты увидишь, что по закону централизации, все планеты получают свет, жизнь и энергию от Солнца, своего владыки. Каждая планета тождественна микроскопической клетке и, подобно ей, является преобразователем космических энергий, идущих к ней от солнечного ядра жизни и света...
Знай так же, что когда - нибудь твоя аура расширится настолько, что вместе с другими ты станешь групповой душой и тебе будет дано поручение в Космосе и доверено управление планетой. Тогда ты узришь космический горизонт.
Все планеты являются центрами сознания, и расстояния в миллионы миль между ними - лишь иллюзия. Сознанию так же легко перейти с планеты на планету, как людям из одной
комнаты дома в другую, ибо солнечная система является единой космической клеткой, а Солнце - центром и правителем всего. Оно вращается вокруг другого, более великого Солнца, пока не достигнет Центрального солнца, Христа; все планеты становятся солнцами, обитателями существ, подобных Христу, когда достигают Центрального солнца. Планета или солнце тогда настолько одухотворяются, что становятся Единым Целым с Центральным Духовным Солнцем...
Тела Спасителей человечества состоят из зёрен (атомов), которые являются более ранней дифференциацией Абсолюта и служат прототипами всех других существ". В том числе и зерно-атомами, нашего с Вами высшего Я или "Духа", которые "при проявлениях Сына в
форме Его Души и Тела, совершенствуются, обретают мощь и опыт; по этому пути должно идти всё человечество, если оно желает достичь цели, указанной Иисусом:
"Как Ты, отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".
БОЖЕСТВО есть Групповая Душа, объемлющая всё сущее. Оно излучает семь великих космических цветных Лучей, на которых покоится всё проявленное; и все элементалы, минералы, растения, животные, люди и Ангелы принадлежат к одному из них. Архангел,
или Великий Учитель является Мировым Сознанием, вмещающим мириады душ;
человеческое тело состоит из миллионов обладающих сознанием меньших существ -
клеток, они независимы, но все вместе образуют единый организм".
В том состоянии сознания, которое мы приобретаем в Паранирване, мы достигаем эволюционной ступени Творца новой Вселенной, нового Космоса. "Человек есть сумма
Мира, сокращенный конспект его; мир есть раскрытие Человека, проекция его". Потому и
говорят, что человек - это микрокосм.
"Различными путями мысль приходит всё к одному и тому же признанию: идеального сродства мира и человека, их взаимо-обусловленности, их пронизанности друг другом,
их существенной связанности между собой.
Гносеологически - всё, познаваемое нами, есть нами усвояемое и в себя нами преобразуемое. Биологически - всё, окружающее нас, есть наше тело, продолжение нашего
тела, совокупность дополнительных наших органов.
Экономически - всё возделываемое, производимое и потребляемое нами, есть наше хозяйство. Психологически - всё, нами ощущаемое, есть символическое воплощение
нашей внутренней жизни, зеркало нашего духа.
Метафизически - оно воистину есть то же, что мы, ибо, будучи иным, оно не могло бы быть с нами связано. Наконец, религиозно - Мир, образ Софии, есть Мать, Невеста и Жена
образа Христова - Человека, ему подобная, ждущая от него заботы, ласки и оплодотворения духом. Человеку - мужу надлежит любить Мир-жену,
быть с нею в единении, возделывать её и ходить за нею, управлять ею, ведя её к просветлению и одухотворению и направляя её стихийную мощь и хаотические порывы в сторону творчества, чтобы явился в твари её изначальный космос".
(П..А. Флоренский. Сочинения Ф.Н. т. 128, стр. 440).
Так было при патриархате. Тогда вёл Он. Теперь управляющей, Ведущей к просветлению, одухотворению и Завершению становится Она.
"Разверзнет Ночь горящий Макрокосм,
И явственны небес иерархии:
Чу, Дух поёт и хоровод стихии
Ведёт, сплетясь змеями звёздных косм.
И Микрокосм в ночи глухой нам внятен:
Мы слышим гул кружащих в нас стихий,
И лицезрим свой сонм иерархий
От близких солнц, до тускло-оких пятен.
Есть Млечный путь в душе, как в небесах;
Есть множество в обеих сих вселенных;
Один глагол двух книг запечатленных,
И вес один на двойственных весах.
Есть некий Он в огнях чудес явленных;
Есть некий Я в глубинных чудесах".
4.
Говоря о двух Началах, слагающих Бытие: Мужском и Женском
(символизированных в разные времена и разными народами как: Инь - Ян, Пуруша -
Иштар, Орфей-Эвридика, Адам-Ева и т.п.), и о смысле половой любви, давайте всё-таки
не будем путать Божий дар с яичницей.
Применительно к человеку (и не только к нему одному), Начало Бытия делится не только по горизонтали на Мужское и Женское, но и по вертикали - на земное и небесное.
Так, Женское Начало в пространстве человеческой эволюции имеет два полярных
выявления: Афродита Небесная (А. Урания) и Афродита Земная (А. Пандемос);
София Премудрость Божия и София Ахамот; Лакшми "благосостояние", счастье и
Кали "чёрная", "черный огненный язык"...
Вот как об этом писал поэт Вечной Женственности Владимир Соловьёв:
"1) перенесение плотских, животно-человеческих отношений вобласть
сверхчеловеческую есть величайшая мерзость и причина крайней гибели
(потоп, Содом и Гоморра, "глубины сатанинские" последних времён);
2) поклонение женской природе самой по себе, то есть началу двумыслия и безразличия, восприимчивому ко злу и ко лжи не менее, чем к истине и добру, есть величайшее
безумие и главная причина господствующего ныне размягчения и расслабления;
3) ничего общего с этой глупостью и с тою мерзостью не имеет истинное
почитание вечной женственности как действительно от века восприявшей силу Божества,
действительно вместившей полноту добра и истины, а чрез них нетленное сияние красоты.
Но чем совершеннее и ближе откровение настоящей красоты, одевающей Божество и Его силою ведущей нас к избавлению от страдания и смерти, тем тоньше черта, отделяющая
от лживого её подобия - от той обманчивой и бессильной красоты, которая только
увековечивает царство страданий и смерти. Жена, облечённая в солнце, уже мучается
родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против нас
свои последние силы и хочет затопить её в ядовитых потоках лжи, правдоподобных
обманов. Всё это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет
плодотворна, и из неё выйдет спасение мира, когда её обманчивые подобия исчезнут,
как та морская пена, что родила простонародную Афродиту. Э т о й мои стихи не служат
не единым словом, и вот единственное неотъемлемое достоинство, которое я могу за
ними признать".
(Цит. по А.Ф. Лосев. "Владимир Соловьёв и его время", М., 2000, стр.209.)
То же мы можем сказать и о Мужском Начале, оно тоже имеет два аспекта, земной, относящийся к размножению земных форм и небесный, относящийся с Свету
Незримому, аспект Троицы - Сын, как Св. Дух является началом Женственности.
В свете текущих событий, и исходя из полярности проявления Женского и Мужского Начал, о которой мы здесь ведём речь, сегодня мы можем понять и загадочные слова
Христа:
"Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против
матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей".
(Лк. 12. 49-53).
Своим пришествием тогда в Палестине Христос положил начало Преображения человека в Богочеловека. Преображения человеческого рода, а не только избранных в богочеловечество. Тем самым и положил начало разделения рода людского на два
человечества, на два рода: на тех, кто сможет пойти богочеловеческим путём и на тех,
кто настолько оторван от духа, от своей монады, что не сможет. На тех, кто войдёт в
богочеловечество, (чьё сознание расширится до восприятия как своей основы субстанции
Тела Христова), до множества совершенных идеальных индивидуумов, или Софии,
и на тех, кто останется в тенетах Майи или иллюзии земного бытия.
Положил начало разделения людей на "зёрна и плевелы", "агнцев и козлищ".
Ведь кроме разделения "по горизонтали", на представителей Мужского и Женского начал, человечество делится и "по вертикали" на индивидуумы, - "монады", "идеи" и
на личности - олицетворяющие эти идеи на земле символы. Нетождественные реально,
по бытию, но тождественные по идее объекты - люди имеют различия во временно-
пространственном измерении. И эти различия не есть нечто условное, не касающееся
объекта как такового. Изменения энергетики личности, проходящей серии земных
испытаний, испытаний преходящим, злобой дня, приводят к существенным
внутренним изменениям. Не на уровне "духа": (идеи или монады, которая неизменна),
а на каком-то срединном уровне, на уровне одного из "тонких тел" человека, скажем,
на уровне "души".
То есть на сегодня мы имеем два человечества. Корень разделения человечества "на два", а теперь ещё и "надвое", (по Флоренскому, согласно любимой его теории множеств,
автором которой является математик -философ Георг Кантор (1845-1918) в следующем.
"Множественность должна быть реальна, самостоятельна и носить в себе различия.
Тогда только, будучи объединена, она даст действительное полнозвучное многообразное Единство (Богочеловечество). Но чтобы быть самостоятельной, она должна быть
свободной и, в качестве таковой, элементы её должны свободно подчиняться Единству
или хаотическими взрывами самоутверждения действовать против него.
Но с другой стороны, возможность и наличность такого самоутверждения нарушала бы
Единство, долженствующее объединить множество, потому что ведь множественность
должна быть свободна и не должна быть связана насильно Единством. Значит, та
множественность, которая связана от века Единством,
и та, которая свободна в своём подчинении Ему или неподчинении, которую ещё нужно объединять Единству - эти две Множественности различны. Ради краткости (быть может
и неверно) первую, уже объединённую Единством, мы станем называть Софией, вторую
Великой Матерью... ("Афродита Небесная" - Урания и "Афродита Земная" - Пандемос;
София и София Ахамот; Церковь Христова и "христианство" и т.п. - Г.Я.) Но, устранив
противоречие в термине "множественность", мы, по-видимому, уничтожим всё,
сделанное ранее. Ведь Единство - Логос, объединившее от века Софию, [не есть] так что
получилось Единство реализованное - ]Христос небесный. Это Единство Христос должен
был объединить Великую Мать. Он же объединяя Софию, по-видимому никак не
относится к Великой Матери. Но это не так...
Элемент множественности Матери, - монада - не может из себя установить единства с другими. Великая Мать не может собраться во единство сама. Не будучи единым, она не может в качестве единого так же от себя обратиться к Христу-Единству... С другой стороны, элементы монады свободны и ничто не может их собрать против их самоутверждающейся воли. Христос небесный потому не может против воли элементов объединить Великую Мать, как она сама не может обратиться ко Христу Небесному.
Значит, элементы монады должны сами, от себя обращаться ко Христу небесному, к единству. Но в нём уже должна быть дана вся множественность, иначе, - иначе он не был
бы Единством всего, полным единством, а был бы монадой - должен, значит как-то быть
дан и каждый элемент в [отдель<ности>]частности; однако он должен быть дан там,
чтобы 1. приходящий ко Христу элемент был свободен в своём прихождении и
2. чтобы приходя ко Христу, он не вносил никакой [новой] прибавки ко множественности
- Софии, ничего такого, чего бы там уже не [заключалось] содержалось; иначе Она не
была бы всею множественностью. Раз так, то каждый элемент должен быть дан уже ранее
во Христе, в Единстве, как тип, как идея "идеальная личность" (индивидуум, атом - Г.Я.).
Тогда, будучи реально и эмпирически совершенно свободной, монада-элемент, приходит
ли она или не приходит ко Христу, не меняет Его множественности в её идеальном
содержании, не меняет Софии. Но чтобы это было так - София должна быть не
множественностью чего угодно, а множественностью типов, объединяемых и,
следовательно, внутренне, органически цельной системой типов, организмом идеальных
личностей.
Следовательно, "уподобляяся" своей идее, воспринимая своё "fiat", монада, эмпирическ<ая> личность (в метафизическом смысле "личность") совпадает с
соответственной частью Софии и тем приобщается сама Единству, а, стало быть и
Великую Матерь вводит в Единство и Строй.
Богочеловеческий процесс заключается в восприятии... каждой монадой своего идеального ("софийного") содержания - в [постоянном] приобщении [тем] Великой
Матери к Софии и тем в объединении Христом и в воплощении". (Павел Флоренский и
символисты. М., 2004, стр. 343-344).
Теперь мы можем понять: не из сентиментальных побуждений Богородица, явившись Серафиму Саровскому, сказала сопровождавшим Её Лицам, указав на Преподобного:
"Этот - нашего рода!"
Когда мы говорим, что Микрокосм - человек подобен Макрокосму, мы должны иметь в
виду, что речь здесь идёт не о "личности" человека, а о его "индивидуальности" - зерно-