Яворская Елена Валерьевна : другие произведения.

Мои разглагольствования о том, зачем курей обобществлять

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Склонность к навешиванию ярлычков в человеке неистребима. Пожалуй, более неистребимо только стремление к халяве, но это уже другой вопрос. Что же до ярлычков... Зачем напрягать мозг в поисках причинно-следственных связей, если яркий ярлычок - это и паспорт мыслителя, и визитная карточка остроумца, и удостоверение личности эрудита (ну и, добавим шепотом, желтый билет записной... гм... личности с либеральными наклонностями). Велик, ох, велик соблазн свести как отдельное явление, так и целый процесс к меткой формулировке, жахнуть зажигательной фразой - а там хоть трава не расти... на выжженном-то пространстве.
   Вот припоминаю я себя старшеклассницей. Припоминаю своих товарищей-одноклассников. Неглупые мы были ребята... наверное. По крайней мере, схватывали налету. Не всегда, конечно, успевая усвоить и переварить. Стоило нам услышать слово... ну, например, "коллективизация", как мы тут же хором, с видом ученых попугаев выдавали: "Зачем курей обобществлять?"
   Ровесники, может, я клевещу на нас, а? Но ведь многие из нас так до сих пор и мыслят - фразочками-картинками... да, знаю-знаю, азбука - прекрасная книга, мне до сих пор нравится.
   Были мы и студентами. Неглупыми, наверное, студентами. По крайней мере уже умели трансформировать масштабное полотно в такую вот картинку. Помнится, битый час толковал нам преподаватель, известный, между прочим, литературовед с дисциплинированным, неленивым мышлением, почему и как адаптировали для детского чтения произведения классиков русской литературы. Вспомнил и о Тютчеве с его непонятными для младших школьников ветреной Гебой и Зевесовым орлом. А буквально на следующий день на практическом занятии усердная, между прочим, студентка реализовала привычную схему для создания ярлычка: "В Совестком Союзе все сплошь были атеисты, поэтому из книги для чтения были убраны упоминания о Зевсе и Гебе..." Каково? Между прочим, между прочим... Вот так - между прочим - мы и получили дипломы о высшем образовании. И понесли свое умение навешивать ярлычки во взрослую жизнь.
  Мы не все, далеко не все, умеем правильно расшифровать аббревиатуру "СССР", не говоря уж о "ВЛКСМ" или "СЭВ". Зато мы можем свести семь десятилетий отечественной истории к семи ярлычкам, уродливым, как семь смертных грехов. Ладно мы, наши мозги собраны в соответствии с микросхемой какой-то бытовой техники (какой, я до сих пор понять не могу), но вот поколение, которое мечтало о далеких звездах, поколение космических кораблей - у них-то откуда такой примитивизм мышления? Не от комсомольских ли собраний после сонного дня в каком-нибудь проектном бюро и перед насыщенным позитивными эмоциями досугом на танцплощадке? Не от разницы ли между торжествующими "бла-бла-бла" в рапортах и тем предапокалипсисом, который был заметен уже невооруженным глазом? Ярлычок плюс лозунг - устойчивый такой тандем, подменяющий собой все тот же поиск причинно-следственных связей. Сиречь упраздняющий работу мозга. Общество победившего Огурцова. Ах да, с поправкой - Огурцова, выродившегося в индивидуалиста-приобретателя.
  Горизонты - соответствующие. Что там, у горизонта? Неизведанное-неразведанное? Обретение?.. Или просто - приобретение. Припомните-ка, даже книги стали модным дефицитом, украшением не менее дефицитных книжных полок. Ох-ох-ох... Почему-то так и представляю себе комбайн, который грустит себе в поле: почему же я не кухонный? Или шлифовальный станок, мечтающий стать станком для бритья. Ярлычок? Ото ж! Я предупреждала, что я - из поколения навешивателей ярлычков.
  Быт - он, конечно, важная составляющая человеческой жизни. Только не упустить бы тот момент, когда быТ превращает человека в быДло...
  А ведь упустили. На эти вот рассуждения натолкнули меня мемуарные откровения одного моего земляка, человека, который в пятидесятые годы, честно отслужив в армии, приехал покорять Москву. Конечно, не так, как покоряют ее герои современных сериалов, обреченные стать звездами. Нет, он трудился, монтировал эскалаторы; зарплата достойная, свободное время есть, возможностей его провести предостаточно. Одним словом, счастье, по-современному - кайф. И тут произошло то, о чем, предполагаю, нельзя рассказывать без слез: бригада удостоилась звания бригады коммунистического труда. И начальство, не иначе как испорченное тоталитаризмом и понятия не имеющее о свободе личности, тут же принялось склонять работников заочно окончить десятилетку и поступить в институт, дабы, так сказать, соответствовать. Испытывая безмерные страдания, наш порабощенный герой сел за школьную парту, потом принялся в поте лица своего добывать вузовский диплом. А зачем? Ему же, герою нашему, и так всего хватало, с избытком. О вы, юные, наивно грезящие о поступлении в московские вузы... не цените вы, проще говоря, свою свободу! Свободу тусить и не заморачиваться. Свободу поклоняться сладкому прянику, ненавидеть кнут и избегать любой упряжи (разве что в обмен на гарантированный возницей пряник). Свободу полагать, что прошлое - это когда курей обобществляли, людей учиться заставляли, а в телевизоре всего два канала было. Вот, опять же, интернет - как без него-то жили? А так зайдешь на любимый сайт, поупражняешься в художественном развешивании ярлычков. Слова закончатся - смайлик присобачишь. А главное - за базар отвечать не придется. Лепота! И никаких курей!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"