Юхвидин Павел Анатольевич : другие произведения.

Знакомые незнакомцы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анонс концерта в Высшей школе музыки Тель-Авивского университета


   Павел Юхвидин
  
   ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ.
  
   Сегодняшний и завтрашний концерты цикла "Неуслышанное" в зале "Клермонт" Высшей школы музыки имени Бухмана - Меты Тель-Авивского университета посвящены музыке эпохи бидермайер. Никаких эстетических манифестов художники этого стиля, в отличие от романтиков, не провозглашали, да и вообще сам термин возник в конце той эпохи, которую в Германии и Австрии назвали именем "простодушного Майера" - литературного персонажа стихов Людвига Эйхродта и Йозефа Шеффеля. Роман Шеффеля "Вечернее уютное времяпрепровождение Бидермана" ("Biederman Abendgemutlichkeit") вышел в 1848-м году, в те же годы Эйхродт публикует пародийные стихи от имени "простодушного Майера" (этот прием вдохновил через десятилетие Алексея Толстого и братьев Жемчужниковых на создание Козьмы Пруткова, русского аналога "честного Майера"). Этот простодушный Майер воспевает покой, домашний уют, честную бедность, милые, тихие и умилительные семейные радости. Особенно наглядно уютность бидермайера, пришедшего на смену помпезному ампиру, представлена в дизайне, стиле мебели, костюмов, вообще в прикладном искусстве, Хотя эта эпоха - первая половина XIX века - она же и эпоха становления романтизма. Ведь это времена Байрона, Гюго, Гейне, Пушкина, Делакруа, Брюллова, Берлиоза, Листа и других романтиков-бунтарей. Поэзия и музыка стиля бидермайер тоже, в сущности, романтизм, но романтизм созерцательный, мечтательный. Живописцы (Морис Швиндт, например) предпочитали бытовой жанр, поэты (Вильгельм Мюллер, автор "Прекрасной мельничихи", положенной на музыку Шубертом) - житейские переживания "маленького человека"; композиторы - камерные формы для домашнего музицирования. Многие песни и пьесы Шуберта и Мендельсона, даже Шумана, излучают мягкий бидермайеровский отсвет.
   Но профессор Томер Лев, автор и ведущий цикла "Неуслышанные голоса" избирает не Мендельсона или Шуберта, творчество которых, все же, не вписывается в рамки стиля бидермайер, а музыку тех их современников, которых мы знаем весьма однобоко. Вот, к примеру, Карл Черни. Всякий, кто учился или хотя бы начинал учиться играть на рояле, непременно штудировал его этюды из сборников "Школа беглости" и "Искусство беглости пальцев". И любой школьник уверен, что Черни только и писал всякие упражнения для беглости. Черни и в самом деле был превосходным педагогом (Листа учил!, Тальберга, Лешетицкого), а его инструктивные сборники остаются лучшими вот уж почти 200 лет. Но Черни ведь еще и автор 300 духовных сочинений (мессы, реквиемы), множества ансамблей, оркестровых увертюр. Его Блестящую увертюру для фортепиано в 4 руки и играют блестящие пианисты, недавние выпускники Высшей школы Береника Гликсман (она уже активно и успешно концертирует по всему миру) и Юваль Гилад.
   Иоганн Непомук Гуммель, как и Черни, пианист и педагог. И тоже, как и Черни, чех по происхождению - в те времена чехи держали монополию на фортепианную педагогику. Черни учился у Бетховена, а Гуммель (он старше, родился в 1778-м) в 8 лет начал брать уроки у Моцарта, потом учился у Гайдна, а среди его учеников - Феликс Мендельсон. Иногда его пьесы звучат с концертной эстрады, но чаще используются в педагогическом репертуаре. А он ведь автор опер, балетов, множества ансамблей. Один из ансамблей - квинтет ми-бемоль минор (тональность-то какая мрачно-суровая!) для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (такой состав применил еще только Шуберт в "Фореллен-квинтете") играют сегодня Томер Лев и студенты струнного факультета.
   Они же исполнят Рондо из Большого квинтета Калькбреннера. Фридрих Михаэль Калькбреннер считался главой так называемой "Великой немецкой пианистической школы", хотя жил в Париже. У Калькбреннера брал уроки юный Шопен, прибывший в Париж из Варшавы - маститый пианист даже правил его концерты.
   Гуммель, Калькбреннер, Черни - музыканты эпохи, которую можно назвать "между венским классицизмом и романтизмом" - они были прямыми учениками великих венцев - Моцарта, Бетховена, многому научились, но не могли перенять моцартовский или бетховенский гений. Они учили Мендельсона, Шопена, Листа, но как художники были чужды романтической мятежности. Их музыка не лишена страстности, ей присуща элегическая бидермайеровская элегантность.
   Карл Цельтер и Карл Леве - музыканты разных поколений. Цельтер родился в 1758-м, он всего двумя годами младше Моцарта, а Карл Леве композитор шубертовского поколения, он 1796-го года рождения. Однако, оба они олицетворяют для нас эпоху бидермайер, оба создатели, наряду с Шубертом, немецкой Lied - романтической песни. Цельтер долгие годы был другом великого Гете и именно песни Цельтера веймарский мудрец считал лучшим музыкальным воплощением своих стихов. Песни Цельтера и Леве на стихи Гете прозвучат сегодня в зале "Клермонт" в исполнении певицы Карин Шифрин.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"