Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность. И. Бродский
Автопортрет. Рис. автора
Я - это веревка в начале координат
трехмерного мира, ткань которого расползается, и оси
пытаются разбежаться, раскалываясь в такт
усилиям, разрывая стягивающую их меня, которая уже на износе,
и струйки крови ее стекают по раздувшимся от напряжения граням,
заливая собой пространство, которое хоть и
связано пока еще, но, поздно или, скорее, рано
не выдержит, провалившись в почерневшие головешки собственных
дыр,
потому что я - всего лишь веревка в начале координат, и всей моей
плоти,
к сожалению, не хватит, чтобы спасти этот мир.
Вот отыграю роль в Верховном Голливуде,
и это пространство тут же меня забудет,
в лучшем случае, переведет в архив.
Голос, черты лица, выражение глаз, стихи,
клубок перепутанных лево и право
растворятся в буквах Н, Е и Т. Нравы
у пространства юношески беспечны,
мол, не вижу в упор, обращайтесь в вечность,
если примут, конечно, помогут советом,
и снабдят горящей путевкой в Лету -
кстати, прекрасный курорт, река, песочек!
Спасибо, - я отвечаю, - мне очень
лестно, но воспользоваться вряд ли смогу,
поскольку я и так на берегу.
Тени тонут в песках зыбучих,
волны плещут, скрипят уключины,
Стикс, стихая, стекает в стихи
с онемевших губ по ушам глухим.
1
ЭПИЗОД
Стены еще неустойчивы и качаются в такт шагам,
стукаясь головами где-то в районе неба,
пять бесконечных метров в конец коридора, а там
дверь в полутемную комнату, как полуразгаданный ребус.
Стол выше глаз. Влезаю на стул коленками (я умею),
и взгляд прилипает к ужасу, сладкому, как проклятье -
многоголовое чудище, и на каждой змеиной шее
надпись. Читать умею, но смысл не могу понять я.
Бесовские черные знаки: НАТО, СЕАТО, СЕНТО,
МЕНЕ, ТЕКЕЛ и ФАРЕС, и что-то там в этом роде.
Карикатурная гидра империализма в газете
не то пятьдесят второго, не то пятьдесят третьего года.
2
За тридевять земель и
за тридевять преград,
везения, веселья,
бессилия сто крат -
там, в тридесятом царстве,
на солнечном лугу
сплетает лето жар свой
в веселый желтый жгут,
там две косы по пояс,
ну а трава - по грудь,
через дыру в заборе
ведет беспечный путь.
Но бабушка и мячик
замкнули круг потерь:
он потерялся, значит,
ей умереть теперь,
хотя ее не стало,
когда был мячик цел -
возмездие - сначала,
причина ждет в конце.
Подарок - это память,
не спас - пощады нет,
и бабушка не с нами,
а вся вина на мне.
В пять лет сужденья метки,
и горе горячо,
своим грехам несметным
я открываю счет,
гремит за этим стартом
цепочка лет и бед,
и в тридесятом царстве
источник и ответ,
за тридевять кордонов,
за тридевять утрат,
где мяч лежит под домом,
и палкой не достать.
3
Елка нарядно шарами сверкала,
девочка - рядом, под одеялом:
кашель, и горло болит. В восемь лет
в праздник особенно грустно болеть.
Температура мешает читать, и
книжка устало лежит на кровати,
радио что-то бубнит за стеной,
год пятьдесят наступает седьмой.
Слышится праздничный гомон повсюду,
празднично звякает в кухне посуда,
девочка молча вздыхает одна,
шаром на елке висит тишина.
Ветки и дождь золотой в ожиданье:
знают они, что у девочки тайна,
и, разноцветно мигая, вперед,
как заговорщик, гирлянда зовет.
Медленно им отвечает больная:
- вы понимаете, я не скучаю,
выше болезни, и шире квартир
есть мой особенный, собственный мир
на неизвестной какой-то планете,
и никому туда доступа нету,
мне же - мгновенно, уж так повелось.
Я - не хозяйка там, но и не гость,
и ничего я там не сочиняю,
просто живу. Нет, не я, там - другая,
разные люди. И все-таки, я.
Это - великая тайна моя.
Как и когда в это чудо огромное
вдруг отыскалась дорога - не помню я...
.......................................
.......................................
Вот наступил девяносто шестой,
жизнь растеклась как над папертью зной,
каплей повисла как мед на усах.
Время сурово стоит на часах,
каждой секундой напоминая нам:
все изменилось неузнаваемо -
зеркало, память, привычки и дом,
город, страна и язык за окном,
климат, названья, одежда и страх -
я же, по-прежнему, в разных мирах
одновременно и неотвратимо,
и непонятно, который любимый,
здесь настоящий и правильный, свой,
или - с проклятием над головой?
что же реальней? постылей? где свет?
Елка мне горестно машет в ответ.
4
ПАМЯТИ ИРЫ ЧУКРЕЕВОЙ
Это был обычный жилой дом посреди квартала,
в приличном месте, но достаточно облупленный и старый,
добротный и зажиточный в прошлом, но не высшего ранга, а чуть попроще,
парадное внутри - шириною с площадь,
мраморная лестница, величественная, как в Эрмитаже,
смены жильцов, похоже, не заметила даже,
хотя без ковра выглядела не так богато.
Первый пролет упирался в зеркало в раме, нарядной когда-то,
а сейчас потускневшей, побитой, подернутой патиной.
Было оно пыльным, в трещинах, и покрыто тщательно
мутным слоем времени, который согласно своей природе,
не отражает того, что перед ним происходит,
и если по бокам, у рамы, еще просматривались наши оторопевшие физиономии,
пропорциями способные поразить знатока человеческой анатомии,
то ближе к центру, в глубине неизвестности,
не видны были вовсе ни перила, ни лестница,
стены дома, лампочка, двери в квартиры,
а угадывались лес и озеро, живущие явно не в нашем мире,
поражающие чужеродностью и достоверностью
в общем ряду обыденности и благонамеренности,
торжества реализма, материализма и скуки.
Нам было около четырнадцати - мне и моей подруге.
Лет через столько же, более или менее,
ее тело найдут в Неве, факт самоубийства не вызовет ни у кого сомнения.
Но пути Господни, а также человеческие, неисповедимы,
нам свойственно видеть лишь то, на что глядим мы,
и принимать за действительность - банальность, данную нам в ощущениях,
именуя свободой - осознанную необходимость превращения в тлен и прах.
Очевидность доходчиво и занудно зевотою сводит скулы.
А она, я надеюсь, вошла в тот подъезд, поднялась по лестнице к зеркалу, и шагнула.
Ира Чукреева
5
Девятое мая. Год шестьдесят пятый.
День Победы. Полдень. Звенящий свет.
Канал Грибоедова. Мостик горбатый.
Запах счастья. Шестнадцать лет.
Модное пальто в черно-белую клетку еще не думает об упадке,
о том, что ему предстоит превратиться в рвань, и
что появятся огромные темносиние карманы на серой подкладке,
для поездок в лагерь, в Мордовию, на свиданье.
Ах, как я хороша, мгновение, ты прекрасно!
Потом будет жизнь, и еще ничего не ясно,
и как хорошо и мне и пальто - не знать.
И эта весна - навек, этот свет не гаснет,
и счастье, что я понимаю, что это - счастье...
Мостик. Листочки. Девятое мая. Весна.
Солнце. Шестнадцать лет. И музыка из окна.
Просто музыка. Рис. автора
По традиции Каббалы Вселенная создана из букв ивритского алфавита.