Корни иудофобии залегают не в Средневековье, когда сжигали и гнали, и даже не в античном Риме и Византии, когда всячески унижали, но там где и самих-то иудеев-то не было еще - в доиудейской, кочевой истории евреев. И первым гонимым был Патриарх Ицхак, сын Авраама Еврея, унаследовавший от отца это прозвище, и сделавший его таким образом родовым. Благословением и проклятием.
Благословение прозвища состояло в том, что оно сопутствовало невероятному успеху Ицхака в его с/х бизнесе - стократный урожай - а проклятие в том, что за этот успех соседи согнали его с той земли, которая так хорошо ему рожала (что для земледельца, вероятно, равнозначно отлучению от плодовитой жены). Он был этим людям чужой, пришлый, что и значит в смысловом переводе "еврей", и он ушел.
Потом история повторилась с его сыном Иаковом, будущим Патриархом. На этот раз в скотоводстве, следующем, "авелевом" виде сельского хозяйства. Работая у своих родственников он сильно преуспел в приплоде овец и коз, и по этой причине увидел в глазах двоюродных братьев такую зависливую враждебность, что вынужден был тоже, как и его отец за сто лет до того, забрать свою семью и ретироваться восвояси.
И, наконец, третий - Иосиф, любимый сын Патриарха Иакова. Отец любил его особо, выделял среди сыновей и подарил ему полосатую рубашку. Мальчик несолько бравировал этой своей избранностью в доме и хвастался рубашкой. Тут выявилась формула Отец/Бог, которая сработала потом в евангельской истории, когда народ тоже не принял Богосыновства одного из своих. Иосиф оказался "евреем" (чуждым) в свем доме, как потом Христос, называвший Бога Отцом - чуждым в своем отечестве. (Кстати, Иосиф был единственным в этом доме, за кем после Авраама закрепилось в библейском тексте это прозвище, "еврей" - иудеями народ стал называться только лет через 800, после Ассирийского изгнания Израиля; случайно ли?)
В конце концов, ревность и зависть старших братьев дошла до того, что они захотели убить Иосифа. Потом, правда, заменили смертную казнь на продажу в рабство, но это, в смысле намерений, уже не принципиально.
Интересно тут то, что предметом этой ревности являются не собственные какие-то таланты удачника, но особая любовь к нему Всевышнего (отца). Это можно назвать "эффектом Сальери". Но нельзя при этом однако забывать, что условием божией милости, полученнпостигной Патриархами для их наследников была авраамова вера (Исх 20:6), и за отпадение от нее неотвратимо следует проклятие, что хорошо показала история ХХ века.
Так и повелось, и из мифа перекочевало в реальную жизнь - кочевому народу кочевая и мифология. В начале иудофобии лежала обычная зависть к успеху, и из этого вытекает все, что накрутила на это катушка последующих четырех тысячелетий. При том лишь парадоксе, что среди евреев, как и среди всех прочих, выросло с тех пор большое количество лузеров, фраеров и всяких неудачников - они, как видно, тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо.
Но и эти последние разделяют общую судьбу своего народа - их по инерции тоже гонят вместе со всеми из той же зависти. Вот только к чему теперь-то? Традиция - великая сила! А традиция ненависти - особенно.