Грэй Эвита : другие произведения.

Прекрасный виночерпий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все помнят Зевса как главного бога древних греков, а также как неутомимого любовника. Легенды о его страсти к нимфам и земным красавицам не теряют своей популярности. Однако есть одна, которую незаслуженно отодвигают на второй план, хотя она явилась вдохновением для творчества многих выдающихся живописцев, скульпторов и писателей.


   Знаменитый Громовержец, царь всех олимпийских богов, Зевс запомнился не только своим главенством в греческом пантеоне и отцовством легендарного героя Геракла, но и своей удивительной любвеобильностью. Всем известны истории о красавицах, к которым он являлся то в виде белоснежного лебедя (Леда), то в образе прекрасного быка с жемчужными рогами (Ио), а то и вовсе обернувшись золотым дождём (Даная). Его внебрачных детей сложно даже подсчитать... Но была в его вечной божественной жизни одна совершенно уникальная история, которая прогремела на весь Олимп и осталась на небе в виде россыпи прекрасных звёзд, а в памяти людей - красивой легендой...
   Ганимед был сыном царя Троса (по имени которого названа Троя) и нимфы Каллирои. Хотя античные авторы не единодушны в вопросе его отцовства (греческий драматург Еврипид в двух своих трагедиях "Ифигения в Авлиде" и "Троянки" называет отцом Ганимеда то Лаомедонта, то Дардана; в других источниках упоминаются Ассарак, Троил, Эрехтоний), все сходятся в одном: юноша был знатного рода. Легенды говорят, что он был самым прекрасным из когда-либо живших на земле людей. Римский автор Гигин упоминает его в своём произведении "Мифы", в разделе "Каталоги" среди самых красивых юношей: "Ганимед..., которого полюбил Юпитер" (Гигин. Мифы, 271. Пер. Д. О. Торшилова). Увидев однажды его пасущим стада на троянских лугах, Зевс, пленённый этой удивительной красотой, похитил мальчика, обратившись в орла (в более поздних версиях Громовержец послал на землю своего орла). Сведения о месте похищения Ганимеда у античных авторов разнятся. Греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский называет склоны горы Ида близ Трои в области Фригия (в Малой Азии, ныне территория Турции): "Ганимед: Как же? Ты меня сегодня не отведешь обратно на Иду?... Зевс: ... все это ты брось и позабудь обо всем, о стаде и об Иде. Ты теперь небожитель - и отсюда можешь много добра ниспослать отцу и родине". (Лукиан Самосатский. Разговоры Богов, 4:2, 3. Пер. С. С. Сребрного). По другим источникам, всё произошло близ города Дардан. Согласно некоторым авторам, вначале Ганимед был похищен Эос, но Зевс, воспылав любовью, отнял у нее юношу. Троянский царевич был вознесён на Олимп, где начал прислуживать богам за столом и разливать им священный нектар, сменив на этом посту Гебу, дочь Зевса и Геры (иногда предшественником Ганимеда называется её родной брат Гефест). Геба вскоре вышла замуж за Геракла. Юному же "виночерпию" (беру слово в кавычки, ибо божественный нектар - не вино) было дано бессмертие и вечная молодость, подобно всем жителям Олимпа. Он единственный из смертных удостоился подобной чести.
   Вот что говорится в "Илиаде":
  
   Тросом дарованы свету три знаменитые сына:
   Ил, Ассарак и младой Ганимед, небожителям равный.
   Истинно, был на земле он прекраснейший сын человеков!
   Он-то богами и взят в небеса, виночерпцем Зевесу,
   Отрок прекрасный, дабы обитал среди сонма бессмертных.
   (Гомер. Илиада, 20:231-235, пер. Н. И. Гнедича).

   Овидий в своих "Метаморфозах" описывает похожий сюжет:
  
   В оные дни небожителей царь к Ганимеду фригийцу
   Страстью зажегся; и вот изобрел он, во что превратиться,
   Чтобы собою не быть; никакой становиться иною
   Птицею сан не велел, - лишь его же носящей перуны.
   И не помедлил: рассек заемными крыльями воздух
   И Илиада унес, - он доныне его виночерпий
   И, хоть Юнона мрачна, подает Вседержителю нектар.
   (Овидий. Метаморфозы, 10:155-161, пер. С.В.Шервинского).
  
   Лукиан также повторяет тему бессмертия: "Зевс (Ганимеду): ... А что всего важнее: ты не будешь больше человеком, а сделаешься бессмертным, звезда одного с тобой имени засияет на небе, -- одним словом, тебя ждет полное блаженство... Гермес, возьми его теперь с собой, дай ему испить бессмертия, научи, как надо подавать кубок, и приведи к нам на пир" (Лукиан Самосатский. Разговоры Богов, 4:3,4. Пер. С. С. Сребрного).
   Тросу в уплату за потерянного сына Гермес подарил от имени Зевса золотую лозу, выкованную богом-кузнецом Гефестом, и двух прекрасных коней:
  
   Кони те из породы, которую Зевс громовержец
   Тросу отдал в награжденье за сына его Ганимеда.
   (Гомер. Иллиада, 5:265-266)
  
   Аполлоний Родосский в поэме "Аргонавтика" описывает, как "виночерпий" Зевса коротает на Олимпе свободное время в компании Эрота за игрой в кости:
  
   [Мать Эрота, Афродита, ищет сына, чтобы дать ему поручение от Геры и Афины, и находит]
   ... Не одниго: с ним был Ганимед, которого в небе
   Вместе с богами Зевес поселил когда-то, прельщенный
   Дивной его красотой. Играли они в золотые
   Бабки, как то подобает мальчишкам, сходным по нраву.
   (Аполлоний Родосский. Аргонавтика, 3:115-118. Пер. Г. Ф. Церетели).
  
   По Лукиану, Зевс сам "назначает" Эрота товарищем Ганимеда в играх:
   "Здесь с тобой будет играть Эрот, видишь его? А я дам тебе много-много бабок для игры. Будь только бодр и весел и не думай о том, что осталось внизу". (Лукиан Самосатский. Разговоры Богов, 4:3. Пер. С. С. Сребрного).
   Однако не всё было так спокойно, как казалось на первый взгляд: Гера, жена Царя Богов, сочла присутствие объекта страсти мужа на Олимпе неприемлемым, и в итоге всё же вынудила Зевса избавиться от любимца, поместив мальчика на небосвод в виде созвездия Водолея (если учесть, что на карте звёздного неба существует созвездие Орла, Зевс-таки сумел остаться рядом с возлюбленным, пусть даже символически). Гигин называет Ганимеда среди смертных, сумевших стать бессмертным: "Ганимед, сын Ассарака, [стал] Водолеем из числа двенадцати созвездий" (Гигин. Мифы, 224. Пер. Д. О. Торшилова). Когда Вергилий в своей поэме "Энеида" упоминает "Ганимеда почёт" (Вергилий. Энеида, 1:28. Пер. С. А. Ошерова) как причину гнева Юноны (Геры), римский грамматик Мавр Сервий Гонорат комментирует это так: "он, помещенный среди небесных звезд, получил имя Водолея...Следовательно, Юнона гневается не потому, что он был похищен, чтобы быть виночерпием, но из-за того, что Ганимед был соблазнен [Зевсом], дабы обрести божественные почести" (Сервий. Комментарии к Вергилию. Перевод с латинского Н.А. Федорова).
   Существовала ли между Зевсом и Ганимедом физическая близость - вопрос весьма спорный, и в нём между античными авторами нет единодушия. Лукиан говорит об этом довольно прямо: "Зевс: ...я хочу проводить с тобой ночи без сна, целуя тебя и обнимая. Ганимед: Как знаешь! Я буду спать, а ты можешь целовать меня. Гера (Зевсу): ...дело в том, что ты не принимаешь от него кубка иначе, как поцеловав его на глазах у всех, и этот поцелуй для тебя слаще нектара; поэтому ты часто требуешь питья, совсем не чувствуя жажды. Бывает, что, отведав лишь немножко, ты возвращаешь мальчику кубок, даешь ему испить и, взяв у него кубок, выпиваешь то, что осталось, когда он пил, губы прикладывая к тому месту, которого он коснулся, чтобы таким образом в одно время и пить, и целовать". (Лукиан Самосатский. Разговоры Богов, 4:4, 5:2. Пер. С. С. Сребрного). Последнее описание своеобразного "ритуала" влюблённого (пить из одного кубка, будто целуя своего возлюбленного), встречается в восточной литературе, в частности, у Ибн Хазма.
   Согласно Еврипиду, юноша живет на Олимпе и делит ложе с Зевсом:
  
   Там Ганимед, Дарданов сын,
   Ложа утеха Зевсова,
   В кубки златочешуйные
   Пенил богам золотой нектар...
   (Еврипид. Ифигения в Авлиде, 1049-1052. Пер. И. Аненского)
  
   В пьесе "Троянки" тот же автор снова упоминает Ганимеда:
  
   Понапрасну же поныне,
   О дитя Лаомедонта,
   Меж сосудов золотых
   Выступая плавно,
   Зевсову ты чашу полнишь,--
   О, сладчайшая из служб!
   Край твой пламенеет,
   Стонет взморье, словно птицы,
   Потерявшие птенцов,--
   Кто детей зовет, кто мужа,
   Кто седую кличет мать.
   Нет твоих купален свежих,
   Нет ристалищ - все пропало.
   Ты у трона Зевсова
   Юн лицом и ясен...
   (Еврипид. Троянки, 820 - 838. Пер. С. В. Шервинского)
  
   Между тем, по некоторым версиям, именно по просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою. В другом месте своего произведения Еврипид явно намекает на характер отношений между Кронидом и его юным прислужником:
  
   Эрос. Эрос, ты когда-то
   Посетил троянцев домы;
   Милостью богов
   Трою вознесла
   Связь со смертными бессмертных,
   Но стыжусь, молчу о Зевсе...
   (Там же, 840-848)
  
   Так о чём же молчит писатель?..
   Хотя искажённый латинский вариант имени Ганимед (catamitus), со временем стал обозначать пассивный объект мужского гомосексуального влечения, а то и вовсе превратился в синоним наложника или приобрёл негативное значение, связанное с мужской проституцией (англ. Catamite, русс. "катамит"), изначально образ и имя прекрасного троянца было связано скорее не со страстью, а с чувством, возникающим в преддверии брака, т. е. глубокой эмоциональной привязанностью, существующей наряду с физическим влчением.
   В начале XIV века неизвестным французским автором была создана поэма "Морализованный Овидий", которая преследовала цель выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Ганимед в ней рассматривался как прообраз Иоанна Евангелиста (по мнению некоторых богословов, того самого "возлюбленного ученика Христа"), орёл же стал символизировать Спасителя. Ренессансные гуманисты и сторонники философии неоплатонизма превратили тему Зевса и его возлюбленного в аллегорию движения человеческой души к Богу. Не случайно великий Микеланджело воспевая в стихах своему обожаемому Томмазо Кавальери "небесную любовь", которая "стремится ввысь", темой одного из своих рисунков, посланных любимому, избрал сюжет похищения Ганимеда.
   Существует много произведений искусства, посвящённых прекрасному фригийцу, начиная от античной вазописи, статуэток и мозаик и заканчивая современными работами. Мифы о Ганимеде вдохновили многих живописцев и скульпторов на создание шедевров. Из моих любимых: скульптура Леохара
   IV в. до н. э. "Ганимед и орёл", две скульптуры "Ганимед" Бенвенуто Челлини, "Ганимед и Орёл" Бертеля Торвальдсена, "Ганимед" испанского мастера Жозе Альвареса Куберо; картины "Похищение Ганимеда" Антонио да Корреджо, фрески Анибале Каррачи, Балдасара Перуцци и Антона Рафаэля Менгса ("Юпитер целует Ганимеда"), полотно французского художника Габриэля Ферье "Похищение Ганимеда" и одноимённая картина Питера Пауля Рубенса (1611 год). Этот сюжет в своё время вдохновлял даже рекламщиков, так, образ Ганимеда был использован для рекламы пива "Бад". Ганимед присутствует среди скульптур фонтанов Большого каскада в Петергофе (литейный мастер Э. Гастклу). В честь Ганимеда названы спутник Юпитера (римское имя Зевса), открытый в 1610 году Галилеем и астероид (1036), обнаруженный в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"