Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

О социальных изгоях и "плохой жизни"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О причинах жизни "плохих людей" в "плохих районах".

   О бедности и законах социального бытия.
  
  Эпиграф:
  
  "Трудно быть нравственным, когда человек живет в материальной бедности и духовной нищете"
  
  "...По расчетам аналитического центра, не могут себя обеспечить более 12 млн человек
  Шестая часть всех работников в России не может обеспечить себя и свои семьи, говорится в бюллетене аналитического центра при правительстве "Работающие бедные в России и за рубежом". Их доходы в 2016 г. были ниже прожиточного минимума трудоспособного населения..."
  По данным Росстата, зарплату ниже прожиточного минимума получает около 2 млн россиян (7,3% работающих на апрель 2017 г.). Если же учесть не только зарплату, но и остальные доходы, а также то, что эти доходы тратятся и на членов семьи, количество работающих бедных возрастает в разы - около 12,1 млн человек в 2016 г., или 16,8% трудоспособного населения, рассказывает эксперт управления социальной политики аналитического центра Владимир Трубин..."
  
  
  ...Слушая заверения политиков, что бедность в России будет уничтожена к 2030-му году, я задумался о причинах бед человеческих и насколько они связаны с бедностью.
   Выясняется, что "плохая жизнь" - это не только проблема бедности и даже не проблема системы, в которой, по мнению "левых" авторов все беды человечества вызваны и являются следствием той или иной несправедливой социальной системы.
  В реальности, оказывается, что "плохая жизнь" существует и в богатых, "развитых" странах и зависит от многих причин: социальных, экономических и религиозных.
  Многое, конечно, зависит и от системы в которой живет или вынужден жить человек. Но, часто, проблемы "плохой жизни" гнездятся внутри человека, в его душе и в его характере, в психологическом состоянии среды, в которой воспитывается и существует данный человек!
  ...Недавно, меня привлекла тема бедности, в книге английского автора, которая называется довольно странно и в приблизительном переводе звучит так: "Сафари по бедности".
  В этой книге, описана жизнь в бедных кварталах города Глазго, в Англии.
  ...Автор родился и жил в одном из предместий города и темой его книги стали автобиографические описания бед, преступлений и страданий, обусловленных рождением и жизнью в районе для "плохих семей".
  Глядя на происходящее там, можно употребить термин "плохие люди" шире, описывая жизнь в таких районах. Но нужно использовать его и работах социологов, в качестве определителя особого физического и психического состояния человека и общества.
  В этой книге, на примере своей семьи, автор характеризует эту жизнь в "плохом районе", парадоксальным образом существующих и в процветающей Англии.
   Но с такими "плохими" районами, я сталкивался работая в "афтэскул клаб", то есть в послешкольных детских клубах, и в Лондоне. Тут тоже царит атмосфера безнадеги, пьянства и наркомании, правда не так заметная извне.
  Дети из этих районов, редко попадают в университеты, из-за отсутствия образовательной базы, которую они не могут, а потом и не хотят получить в школе. Они, в большинстве, привычно начинают пить, курить и употреблять наркотики в подростковом возрасте и многих это приводит к личностной деградации.
  Семейные отношения в таких районах, приучают их к взгляду на жизнь, как на поприще борьбы за существование. Многие родители пьют, сидят без работы и получая пособия, постепенно привыкают к этому.
  В этих районах, как правило живут недавние иммигранты из Африки, Азии и Латинской Америки. Используя английский язык как второй, они не могут конкурировать с английскими детьми из "хороших семей" и поэтому, часто становятся изгоями, даже в таком благополучном обществе, как английское.
  Бывают такие дети и в районах, где живут англичане, но из них, происходит из рабочих семей и потому, уровень материальной, а главное культурный, не позволяет им вырваться из привычной среды.
  Кажется, что какое-то родовое проклятье повисает над этими городскими кварталами!
  Описание такой социальной среды, на примере своей семьи, мы видим и в выше указанной книге "белого англичанина" (есть такой термин в анкетах) Ирвина Вэлша: "Сафари по бедности".
  Вот короткое резюме, составленное самим автором:
  
  - Четверо из пяти детей употребляют алкоголь или другие подобные субстанции (наркотики) с подросткового возраста.
  - Трое имеют приводы в полицию.
  - Все пятеро имеют проблемы с финансами и долги по кредитам.
  - Трое, имея проблемы в школе, были исключены за неуспеваемость и драки.
  - Двое, делали попытки самоубийства.
  - Один сидел в тюрьме за наркотики.
  - Трое из нас никогда не голосовали.
  - Все пятеро, выросли без должного ухода и воспитания.
  - Все пятеро начали курить с детских лет.
  - Все получают пособие.
  - Все пятеро имеют проблемы со здоровьем, связанных с плохим питанием, с ожирением или недостатком веса. Все не имеют понятия о правильной и здоровой пище.
  - Все они имеют плохую концентрацию внимания, что мешало их учебе.
  - Все пятеро имеют проблемы в эмоциональной и ментальной сферах, что связано напрямую со стрессами в семье и на улице.
  - Никто из них не учился в университете.
  - Никто из них не владеют домом или квартирой.
  - Не имеют сбережений.
   - Никто не состоит в социальных сообществах или группах активистов.
  - Никто не состоит в каких-либо партиях.
  - Никто не бывает в библиотеках и не имеет культурных интересов.
   - Никто не ездит за границу отдыхать.
  - Никто не слушает радио - 2 (программа транслирующая классическую музыку); не тренируется и не занимается йогой...
  
  ...И такая картина присуща многим, даже преуспевающим странам. Есть она и в России.
   Я помню из своего детства в Советском Союзе, что несмотря на бесплатные образование и здравоохранение, условия жизни в "околотке" в котором я вырос, были вполне похожи на то, что описывает автор живущий в Глазго.
   Другой вопрос, что активная пионерская и комсомольская жизнь, спасала многих от попадания в "плохую жизнь". Но оправдать это социальное неустройство можно тем, что это было более пятидесяти лет тому назад в Союзе, незадолго после страшной, разрушительной войны!
   Потом, наступили времена "оттепели", которые были пожалуй пиком развития социальной системы под названием социализм. Но вскоре, начались уже времена "застоя", когда люди в Союзе потеряли высокие цели в жизни и началось нравственное разложение "трудящихся".
  Помню, как деградировало советское общество в те времена.
  Бытовые преступления, стали частью жизни в "плохих районах.
  Вспоминаю череду преступлений и даже зверских убийств в нашем околотке, когда дочь душила пьяного отчима подушкой, сестра в пьяной ссоре зарезала брата и за изнасилование, несколько подростков попали в тюрьму...
  И это только часть случаев из "плохой жизни" в моём близком окружении!
   К сожалению, и сегодня, такие районы полные "плохой жизнью и плохих семей" есть во всех, повторяю во всех городах, городках и деревнях-селах России.
  Странным образом, этот социологический факт, совсем или почти не освещает отечественная социология и потому, проблема не решается и не может решиться позитивно.
  Неустроенность такой жизни, усугубляется социальной наследственностью, когда дети из "плохих семей", не могут и не хотят перейти в другой слой общества, по образованию и культуре стоящий выше, чем общество из районов с "плохой жизнью".
  И положение, со временем только ухудшается!
  В нынешней России, когда доступ к высшему или просто к хорошему образованию имеют в основном только богатые, состоятельные семьи, общество, по имущественному и культурному признаку раскалывается все больше.
  И пропасть между богатыми и бедными, образованными и не получившими образования, культурными "элитами" и социальными "изгоями", становится уже непреодолимой. Общество, при олигархическом, первоначальном капитализме, затормозило все социальные лифты, при формальной доступности и университетов, и продвижению по службе.
   Сегодня, в России, право на будущее имеют в основном дети из "хороших семей", которыми стали семьи богачей, чиновников и их идеологической обслуги!
  А в отсутствии хорошего образования и воспитания, культурный уровень основной массы населения с каждым годом заметно падает и страна, теряет от этого не только в уровне жизни, но и перспективы освоения мировой культуры.
  Уже заметно отставание России в науке и технике, культурный уровень населения снижается с каждым годом, а уровень пьянства, наркомании и преступности, достигает невиданных масштабов.
  Конечно, сегодня, жить в России несравнимо лучше, чем в страшные девяностые, но последствия недолгого пребывания во власти "либералов" ощущается и по сию пору!
  Корнем проблем, связанных с "плохими" районами, является плохая наследственность, обусловленная не только условиями жизни, но и состоянием душ тех людей, которые родились и выросли в этих местах!
  ...Вспоминаются слова негритянского преуспевающего музыканта, который, в одном из интервью говорил, что проблемы чернокожего населения Америки, коренятся внутри черной общины и потому, трудно рассчитывать на быстрое изменение условий жизни этих людей!
  "Всякий черный гражданин Америки, - утверждал он, - носит в себе это наследственное проклятие, которое присутствует в черной общине, как клеймо из рабского прошлого!
  Нечто подобное происходит и в России, и в республиках бывшего Союза, где разделение общества на "плохих" и хороших" продолжается и только ускоряется и усиливается!
  Но подробнее, я попробую раскрыть эту тему в другой статье.
  
  Сегодня, на повестку дня мирового сообщества, всплывает ещё одна, уже мировоззренческая проблема общества - это постепенный уход человечества от стратегии создания материальных богатств и увеличения справедливости при их распределении. И каких-то перспектив в этом не видно: богатые становятся все богаче, а бедные, по-прежнему остаются бедными.
  Напротив, желание не работая, получать комфортные условия жизни, деньги и престиж, становятся жизненной стратегией для большинства: и для богатых, но и для бедных!
  И такая жизненная стратегия становится, может привести в социальный тупик.
  Проще, эту проблему можно выразить знакомым лозунгом: "Хлеба и зрелищ!"
  Иначе говоря, сегодня в качестве жизненного идеала, пропагандируют стиль жизни, при котором можно за малую работу или даже в отсутствии её, получать социальные выплаты, которые позволяют людям, в материальном отношении, жить сравнительно "прилично".
  Но такое "иждивенчество", чревато личностной деградацией, что наглядно демонстрирует сегодняшний социальный, системный кризис в Америке, самой богатой стране мира!
  Невольно вспоминается Лев Толстой, который говорил, что без физического напряжения на общественных работах, без труда, который приносит зримые плоды, человек и общество в котором это возводится в норму, медленно деградирует.
   И тут же вспоминается Фрейд, который провидчески говорил, что развитием человеческой культуры, люди обязаны непрекращающемуся давлению на человека природы и социальных репрессий, в человеческом их понимании. А в их отсутствии, пропадают стимулы к изменению жизни и культуры в том числе в лучшую сторону!
  Нечто подобное уже не раз было в истории человечества и приходится согласиться, что цикличность этой истории - неоспоримый факт.
  ...Размышляя о истории разрушения Римской империи, я прихожу к выводу, что она рухнула ещё и от того, что граждане Рима перестали трудится "в поте лица своего" и долгое время жили под тем же лозунгом тунеядцев: "Хлеба и зрелищ", который выходит на повестку дня в странах Запада!
   И я думаю, что современная цивилизация, постепенно движется в ту же сторону, приближаясь постепенно к тем временам, когда "тунеядцы", с этим вечным лозунгом, станут большинством во всем мире!
   А всемирный закон "необходимости и нужды", толкающий, заставляющий людей двигаться и напрягаться, избавляясь от этой самой "нужды" понятой очень широко как общий стимул к развитию, будет забыт!
  И это прямая дорога в ад нравственного и культурного разложения, за которым последует экономические кризисы и разрушение материальной стороны жизни. Такое уже много раз случалось в истории человечества!
   Кажется, что мы уже на пороге этого процесса, и может быть, "развитые" страны, ближе всех подошли к этому тупику человеческой истории!
  
  Мне хотелось бы добавить к вышесказанному, что в России, до сих пор нет книг и даже научного анализа проблем бедности и "плохой жизни", от которых страдает российское общество. А это включает описания и анализ причин и следствий бедности, причин и следствий наркомании, описание страданий человека из такой среды.
   И ученым-социологам, философам и публицистам, следует заняться, прежде всего изучением и анализом причин существования "плохих" районов и бед, живущих там "плохих семей".
  Нет даже социологического анализа происходящих радикальных перемен в обществе, в том числе в культуре и экономике.
  А раз этого нет, то отсутствуют и рекомендации по исправлению такого состояния российского общества!
  Друга большая проблема, нависающая над будущим человечества, это процесс постепенного вытеснения привычной работы людей новыми технологиями и в конечном итоге, замена их на роботов.
  И этот процесс уже начавшийся в некоторых странах, тоже в основном недоступен для понимания, не только в российском обществе, но и специалистам-социологам!
  А разрабатывать и решать эти проблемы очередной социальной и технической революции, необходимо было ещё "вчера". Хотя надеюсь, что не поздно заниматься этим и сегодня!
  
  
  
  Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
  или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
  Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
  
  
  
   Январь 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"