Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Поездка в Страну Восходящего Солнца. Часть-1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Япония своеобразна и неповторима и её национальная культура, это производное от Дзен-буддизма!

  "Где кончаются дороги мысли - там начинай внимать. Где слова перестают выражать - там начинай созерцать".
  Дзенский афоризм
  
  ... Одиннадцатое сентября - пятница. После завтрака поехали на автобусе смотреть знаменитый Золотой павильон - храм на берегу круглого озера, который не так давно сжёг какой-то фанатик - монах. Его судили и казнили, но он утверждал, что сжёг этот храм, защищая древние устои буддистской веры. Недавно этот храм реставрировали и он стоит во всей красе сверкая золотым отражением в водах пруда.
   Этот храм, являющийся хранителем мощей Будды, окружен дзенским садом с ручьями, мхом на камнях и кривыми японскими соснами с шапками хвои на вершинах деревьев.
   Мы приехали туда к открытию и тем не менее уже несколько сотен туристов, в большинстве школьников, поделённые на отряды в различной униформе, толпились перед воротами ожидая открытия. Они уже давно ждали когда отворят ворота и после открытия, потоком хлынули внутрь, мешая сосредоточится и остановившись, обдумать увиденное здесь.
   Несмотря на многолюдье мешающее рассмотреть детали и подробности этой буддистской реликвии, сад храма, произвёл на нас сильное впечатление, хотя пришлось, почти проталкиваясь идти в толпе нетерпеливых туристов!
   По пути услышав русскую речь в группе туристов, что здесь не так часто случается, познакомились. Оказалось, что это русские из Хабаровска, в Японии уже во второй раз и им здесь все нравится: и богатство городов и деревень, и чистота на улицах! И они естественно хотят, чтобы и в России так стало! Об этом и поговорили, качая головами и вздыхая...
  
   После осмотра "Золотого павильона", (хотя внутрь никого не пускают), пошли в соседний храм Руанджи, где находится знаменитый сад "Пятнадцати камней". Этот сад, я тоже, не один раз видел в книжках об Японии - настолько он знаменит!
   И вот здесь, присев на край помоста в тени от кривой крыши, я углубился в медитацию рассматривая этот сад славящийся своими идеальными пропорциями и загадочным расположением больших и малых гранитных глыб среди "волн" некрупной, серой гальки, "расчёсанной" специальными граблями.
   Эти камни, словно острова в океане жизни и расположены они группами. На меня этот сад действует как медитативная музыка - углубляюсь в себя, начинаю думать о суете и тщете жизни, сожалею об упущенных возможностях или бездарно проведенных годах утекающей жизни.
   В этот момент мои глаза автоматически смотрят в одну точку видимого пространства, мышцы расслабляются и я начинаю дышать глубоко и ритмично.
  Первое время присутствие праздных и шумных людей вокруг отвлекают и раздражают, но потом, перестаёшь их замечать и реагировать на них я остаюсь наедине с собой и мысли ровным потоком текут в голове.
   Вдруг, в шуме разговоров вокруг различил русскую речь, а потом моё сосредоточение прервал китаец-фотограф, долго кликающий затвором аппарата у меня под ухом.
   Подумалось, что китайцы по сравнению с выдержанными японцами, напоминаю индейцев из северной Америки - многие из них шумливы, невоспитаны и даже грубы, а дзен, в этом смысле, сделал из японцев особую нацию!
   Китайская революция вытолкнула на поверхность политической активности миллионы и миллионы простых людей и этим можно гордиться, правда не забывая об исправлении плохого воспитания...
   После сада "пятнадцати камней", казалось нас уже трудно чем-то удивить. Однако, перейдя в храм Нинаджи, мы увидели ещё один замечательный образец "философского" сада, с озером подходящим прямо к помосту.
  В саду, под присмотром садовника-архитектора рабочие обрезали ветки на деревьях и эта работа требовала большого внимания, потому что в японском саду важна всякая деталь "интерьера"!
   Потом, на "трамвайчике", состоящем из двух вагонов на рельсах, поехали в сторону бамбуковой рощи, одной из достопримечательностей древней столицы.
   Здесь, идя по смотровой тропе, мы видели стену зелёных бамбуковых стволов через которую и солнечный луч не проникает. Потом, в продолжении тропы поднялись на холм, на виллу знаменитого киноактёра тридцатых годов Окочи, и увидели там, со смотровой площадки, замечательный вид Киото, раскинувшегося внизу, в долине.
   В этом поместье, выстроенном по желанию киноактёра, есть ещё и красивый дом с лужайкой, часовня и тропы с тропинками, которые проложены среди зарослей садовых деревьев. Очарование этого поместья трудно описать - это надо видеть и представить, как знаменитый актёр прославившийся ролями самураев-героев, жил здесь в одиночестве и сидя на террасе дома на закате дня, смотрел на долину, в которой среди лесных рощ проглядывал город.
   Там же, в поместье, в красивом чайном домике, мы посидели на воздухе и выпили особого японского зелёного чаю, разговаривая с пожилой японской парой. Мы расхваливали Японию вполне искренне, а японцы радовались нашей похвале и было видно, что они гордятся своей страной.
  
   Я уже отмечал как черту национального характера, стремление японцев к порядку. Тут никто не лезет вперёд, а все встают в очередь по мере "прибытия" и терпеливо ждут. Даже на железной дороге, имея билеты с обозначенными местами, они встают в очередь в свой вагон, а служащие в униформе и с повязкой на руке, регулируют очередь и стараются услужить нуждающимся в помощи.
   Во многом, такой порядочности, способствует религия дзен, в которой, вместе с непротивлением злу насилием, предусматривает ответственность за личное поведение.
   Интересная деталь - в автобусах и в метро, молодые сидят спокойно и не предлагают свои места пожилым. Это оттого, что есть специальные места для таких пассажиров, и молодые на них не садятся, даже если автобус переполнен.
   Через дорогу, на красный светофор никто не переходит и ждут, даже если дорога пуста! Я уже не говорю о поклонах вежливости, которыми, здесь, переполнены отношения между людьми!
   Метро в Киото новое, с лифтами, эскалаторами и пандусами. Станции просторные и рационально спланированные, а в вагонах кондиционеры и экраны на которых, дана информация по поездке и даже прогнозы погоды.
   Дома в городах стоят почти впритык один к другому, а улицы узкие и почти без тротуаров - мы первое время пугались проходя мимо едущих рядом машин.
   Много людей в повязках скрывающих рот и нос. Я так и не разобрался, почему, особенно молодые носят такие повязки? Боятся заразиться или боятся заразить?
   Ещё одна особенность Японии - проведение транспортных магистралей в городах на трёх уровнях: под землёй, на земле и над землёй. Многие железные дороги, проходят через города по длинным виадукам на мощных бетонных опорах, над проезжими улицами и прохожими на них.
   Проблему пробок и транспорта в больших городах, надо будет решать и в России. Хотя начать строительство магистралей в трёх уровнях надо было, уже "вчера"!
   На мой взгляд, Япония сегодня, по настоящему современная страна и её успехи в экономике и промышленности, как я понял анализируя увиденное, во многом обусловлены патриотизмом и доверием своей родной стране! Японские кампании и бизнесмены, часто зарабатывая деньги заграницей, приводят их в страну, чтобы можно было строить и развиваться у себя на родине.
  К несчастью, в России, для многих "элитариев" из высшего класса - патриотизм, это бранное слово!
   Кажется, что повышенная регламентация жизни здесь, тоже происходит из географических особенностей Японии. Здесь земли не так много для населения сравнимого с населением России и потому, живя бок о бок, японцы изобретают способы, жить в мире и согласии через следование и выполнение определённых законов и регламентов, регулирующих жизнь в такой "тесноте".
   Поэтому, тут выстраивается порядок, который требует ограничения эгоизма общими задачами и целями! В социальном плане, здесь больше социализма чем даже в Англии!
   Поэтому, выстраивая новую Россию, надо учитывать опыт соседей и в частности опыт социализации жизни в Японии!
   Путешествуя, мы видим в большей части Японии горы-холмы, покрытые лесом, а в долинах - поля, чаще рисовые, которые заменяют поля пшеницы, такие как в Европе и в России.
   Старые дома и даже громадные храмы, здесь, выстроены в основном из дерева и в этом Япония похожа на Россию.
   Поэтому сегодня, очень важно научиться строить в России жилые дома по новым технологиям, особенно в сельской местности, но к сожалению, власти на эту особенность страны не обращают внимания, однако, это именно те резервы, которые помогут решить в России извечную жилищную проблему...
  
   Тринадцатое сентября.
  С утра ходили смотреть местные храмы Дайтокуджи, расположенные совсем рядом с нашим домом, чуть вглубь от главной улицы предместья.
   Хорошо, когда рядом совсем нет туристов, и можно спокойно посмотреть и подумать о высоком, без шума и толкотни - кругом тихо, сосредоточенно и влажный прохладный воздух.
   Тут тоже садики рядом с храмами, в которых изредка можно увидеть монахов. Хотелось поговорить хотя бы с одним из них, расспросить о внутренней жизни, но проблема с языком не позволяет этого сделать.
   Видели одного старого монаха - настоятеля храма, который сидел у себя в келье и что-то писал. Такими мне и представлялись древние насельники этих монастырей!
   И сами мы были довольны и спокойны, когда не торопясь ходили по монастырю, снимая башмаки и оставаясь босиком или надевая "казённые", без задников шлёпанцы.
   Храмы достаточно похожи и разняться только деталями, но надо различать, что тут есть храмы основатели определённой ветви буддизма, а есть храмы "дочерние", возникшие уже позже, как продолжение и развитие старых храмов...
  
   ...Надо сказать, что в этой книге, я во многом отделываюсь крайне скупыми сведениями о том, что мы видели путешествуя по Японии, часто оставляя без упоминания наши разговоры и впечатления, а тем более размышления об увиденном.
   Иначе, пришлось бы описывая подробности каждого дня и писать по большому очерку...
  
  Название храма переводится на русский, как "Белая цапля".
  Это сложенная из гранитных глыб, пятиэтажная башня с мощным основанием, видимая издалека и даже из окон поезда.
  Замок действительно белый, красивый и мощный и является историческим феноменом, показывающим былую мощь и великолепие самурайской Японии!
   Японские туристы вкупе с западными, сотенными толпами движутся в сторону "Цапли", которая с приближением к ней, выглядит все интересней и впечатляет не меньше немецких средневековых замков!
  Очередь выстроилась на полтора часа, и по пути удается со многих ракурсов рассмотреть это шедевр воинского и оборонительного искусства.
   Внутренности этого огромного строения - деревянные, балочной структуры. Полы и лестницы из толстых плах, а черепичные крыши заканчиваются скульптурным изображением рыб, символ воды, которая спасает от главной опасности для дерева - пожаров! Это обычная опасность для жителей, как в Японии, так и в России!
   Сухое, старое дерево горит как свеча, но замок, а точнее основание и стены рва с водой сложены из гранитных глыб весом не менее тонны.
   Внутри замка семь этажей и ещё подсобные помещения. Все это выкрашено в белый цвет и на холме, смотрится как сказочное и вовсе неопасное здание! Но скольких бед и страданий стоило окрестным крестьянам это строительство, а потом и обслуживание замка?!
  
   Вместе с очередью, по крутым лестницам между этажами, мы поднялись внутри замка на самый верх, осматривая по пути пустые этажи. А уже по другой лестнице, так же медленно спустились вниз и стараясь не теряться в длинной очереди туристов, вышли на улицу.
   Выйдя наружу сфотографировали в очередной раз красивый замковый фасад, а потом вздыхая пошли осматривать замковый японский сад, разбитый на месте бывших самурайских казарм.
   Сад, как всегда впечатлил больше всего! Чудные небольшие озерки связанный цепью проток и в них, торчат из воды гранитные островки. Японские мостики связывают берега пруда и под ними, в воде медленно плавают карпы - привычные обитатели таких садовых прудов.
   В саду, куда мы попадаем по горбатым мостикам, стоят пушистые японские сосны, растут стриженые кустарники и лежат вросшие в землю камни покрытые мхами всех оттенков зелёного.
   Ручеёк, соединяющий одну озеринку с другой, течет плоской прозрачной лавиной по отборной круглой гальке. Ту же шумит невысокий водопад, а в озере, крупные рыбины разного цвета: от красного до пятнистого, глядя на вас из воды начинают открывать рты, прося подачки.
   В организации пространства сада чувствуется вкус к красивому дзенских монахов, которые молились и медитировали в таких садах многие столетия!
   Я в восхищении от увиденного и готов установит палатку на берегу пруда и жить здесь, сосредоточенно и аскетично.
   Но главное, в этом саду мы стали участниками настоящей чайной церемонии!
   В легком домике, из дерева, на одной из зелёных луговин сада, сняв обувь прошли внутрь и увидели гейш в ярких кимоно с цветами, разносивших чай посетителям, сидящим прямо на полу подогнув под себя ноги.
   Мы попросили низкие скамейки, потому что наши колени совсем не привыкли к такой позе.
   Через время, гейша принесла нам чай и "колобки" из теста, сладкие и с наполнением внутри, которые можно разрезать перед едой тоже плоскими палочками-ножами.
   Красивая, молодая японка, встала перед нами на колени и переставила со своего подноса на наш низкий столик блюдце с колобками, в красивых пиалах густой чай зелёного цвета, натертый на терке и разбавленный горячей водой.
   После того, как были съедены колобки и маленькими глоточками выпит чай, надо было перевернуть чашку и прокрутить её два раза вокруг оси. Цифра два в синтоизме - святое число.
  Перед алтарём в храмах звонят в колокол дергая за длинную верёвку, а потом, дважды поклонившись, тоже дважды ударяют в ладоши, что означает вызов божества на свидание с вами...
  
  ...Район Киото, Дайтокуджи, в котором мы живём, заполнен храмами, но в отличии от других храмовых мест, здесь, особенно по утрам совсем нет туристов и монахи спокойно варят себе "мисо" на кухнях и завтракают, не отвлекаясь.
   Некоторые храмы закрыты для посетителей, а несколько - открыты от рассвета до заката. И здесь, все подлинно старое - дерево строений почернело от солнца и половицы пола поистёрлись под ногами монахов и туристов - тут, без суеты и толкотни, можно временами ощутить настоящий дух "дзен".
   Медитируя здесь, я размышлял о том, что религиозная жизнь делает существование человека осознанным и неспешным, а атеизм возвращает человека в животное состояние спешки и суеты, когда человеком начинают править инстинкты.
   Конечно, животное начало сидит в каждом человеке, но важен процесс изживания в себе этого затаившегося животного!
  И религиозные идеи, дают человеку эту возможность осуществить её, с разной степенью успешности!
   Неподалеку от нашего пристанища, стоит большая школа и в тихие дворики храмов, иногда доносятся крики детей, и стук теннисных мячей. А рядом, кладбище, тихое и ухоженное.
   И кругом, удивительно много работ сделанных руками человека, за время существования города. Тут и каменные водоводы, и ограничивающие территории монастырей каменные стены, но главное старинные храмы сделанные из дерева!
   Вот и на кладбище, могилы настоятелей огорожены каменными стенами и на входе сделаны деревянные ворота с небольшим навесом. Кладбища - это место тишины и покоя и вместе - показатель существования культа предков, характерного для национальных традиций азиатских народов.
  Из этого вырастает культ семьи, крепкие родственные связи и уважение к старшим, а теплота таких отношений спасает человека от одиночества...
   Осматривали храм Дайсонджи - храм основанный в начале шестнадцатого века, как подхрам Дайтокуджи. Тут замечательные дзенские сады, рядом с которыми хочется сесть и медитировать никуда не спеша и ничего не решая.
   Здесь чудное сочетание цветов: серый цвет расчёсанной граблями гальки, разнообразный зелёный цвет мхов и старых деревьев, но главное камни источенные временем, торчащие из земли как прообраз скал, вечно пребывающих в водах мирового океана!
   Есть тут камень со следами ног Будды - углублениями в гранитной поверхности; есть окаменелое дерево с хорошо видными следами годичных колец на срезе ствола.
  
   ...При сосредоточенном рассматривании таких садов, возникает ощущение прикосновения нашего сознания к вечности, а жизнь вокруг становится на время чем то внешним, и энергия личности сосредотачивается на временности драмы пребывания человека в этом бренном мире!
  
  ...К полудню мы вернулись в дом, попили чаю и перекусили а потом поехали в бывший императорский дворец, который был закрыт для посетителей и куда надо было записываться для посещения.
   Обошли стены дворца по периметру, и не увидев ничего интересного, пошли пешком во дворец Сегунов - военных правителей Японии.
   Вот там, во дворце Сегунов, была живая красота, в отличии от того же замка "Белая цапля" где мы часами толкались в очереди, поднимаясь и спускаясь по узким лестницам, не успевая ничего рассмотреть подумать и понять!
  Да там наверное нечего было понимать, потому что красота открывалась только снаружи.
   А здесь, парадные покои сегунов, подвесные потолки, расписанные японскими живописцами стены комнат и покоев, искусно сделанные муляжи сегуна и придворных в красочных одеяниях. Именно эта "скульптурная" реконструкция встречи сегуна с придворными, в большом парадном зале для приемов, поразила нас больше всего в этом дворце.
   Этот замок представлен одноэтажным большим зданием и окружён замечательным парком и мы были в восхищении, увидев, как жили люди власти в Японии многие столетия до нас.
   После осмотра замка Сегуна, вышли в парк и были тронуты величественной красотой просторного зелёного пространства, где можно было свободно гулять часами.
   Этот замок, как и дворец императора в Токио, тоже окружён рвами с водой с каменными берегами и почти на каждом угловом бастионе, в свете багрового заката, прорисовывались силуэты серых цапель, живущих здесь с незапамятных времён.
   Солнце, здесь садится точно на западе, а значит и восходит точно на востоке. Ещё и поэтому, Японию называют Страной Восходящего Солнца!
  (Продолжение следует)
  
  
  
  2015 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"