Аннотация: Западное побережбе Америки, это собрание природных красот и известных всему миру городов!
Америка глазами английского русского. Западное побережье
...Начинаю перепечатывать большую книгу об Америке и американцах, первую её часть, которую я пишу после нашей с женой большой поездки по Калифорнии и прилегающим штатам.
Потом будет поездка на Восточное побережье и рассказ о Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне.
Позже будут готовы и фотографии, иллюстрирующие наше знакомство с Америкой - возможно и текст увеличится после доработки уже готовой книги.
Впечатления от Америки сильные и мне иногда казалось, что и россиянам многому можно поучиться у американцев...
Начало путешествия
...Осенью 2014 года мы с женой, путешествовали по Соединённым Штатам, а точнее по Юго-Западу Америки.
Впечатлений много, но главное, мы убедились, что простые американцы похожи на русских своими имперскими взглядами и уверенностью, что лучше Америки страны в мире нет.
На первый взгляд Америка богатая стран и может быть даже богаче Англии. Однако когда в Сан Франциско мы увидели бомжей, поутру со всем своим скарбом тусующихся рядом с входом в метро, нам стало не по себе. А когда, уже после, мы несколько раз видели явно неадекватных людей, громко и агрессивно разговаривающих с кем - то внутри себя, то в душу закрались сомнения - а так ли хороша жизнь в этой стране?!
Конечно люди обеспеченные, с которыми нам естественно приходилось сталкиваться, производили впечатление вежливых, культурных и доброжелательных, но тут же, мы начали сознавать, что с другой стороной жизни американцев, нам, к счастью, не пришлось сталкиваться как и большинству путешествующих по Америке.
И все - таки, я пришёл к выводу, что Америка может служить ролевой моделью для выстраивания экономического будущего в России. Повторюсь - экономического, но не социального!
Не всё, но многое можно пытаться копировать, естественно с учётом особенностей климата и характера российского общества...
И ещё, в качестве преамбулы, хотелось бы рассказать об акции членов общества "Ветеранов войны", которую мы увидели в красивом калифорнийском городке Санта Моника.
...С пирса, выходящего далеко в океан, мы вдруг увидели на пляже, несколько сотен надгробных крестов установленных строго симметрично, как это бывает на кладбищах, погибших в мировых войнах в Европе.
Спустившись на это "кладбище", мы внимательно читали информационные материалы о войнах, которые вела Америка в двадцатом века. Некоторые цифры поражали воображение - например цифры потерь мирного населения во всех странах куда с войной приходили американцы. Эти цифры можно посмотреть на сайте этой организации.
Мы поговорили с женщинами, сидящими за столом в справочном отделе этого перформанса.
Кладбище это, вот уже десять лет, каждое воскресенье устраивается активистами организации, рядом с самым людным местом Санта Моники, а материалы помогали и помогают собирать и сами ветераны, и члены семей, живых и погибших участников этих кровопролитных войн!
Одна женщина, узнав, что я русский, рассказала, что её предки приехали после первой мировой войны в Штаты из Риги. Они были евреями и потому, приученные к жизни полной опасностей, не побоялись сняться с насиженных мест и переплыв океан, поселиться в Америке, в Калифорнии.
В разговоре, мы сошлись в мнении, что надо всячески избегать войны и научиться договариваться. Ещё, мы пришли к общему мнению, что войны затевают политики и часто из соображений своей корпоративной выгоды, совсем не слушая гласа народа!
Меня порадовало наличие таких американских активистов, которые не бояться критиковать власти за развязывание войн и вместе с тем, по-прежнему доверяющих своему правительству и здравому смыслу своей страны...
Двадцатое августа 2014 года.
Мы собирались в эту поездку долго. Сюзи, как всегда перед далёкой и долгой поездкой планировала: заказывала билеты на самолёт, а потом уже составляла маршрут и закладывала его в временные рамки, конечно советуясь со мной.
Поездка будет долгой и длинной - шесть недель с постоянными переездами с места на место, в основном по Калифорнии, но и по смежным штатам, через Йосемити, Йелоустон, Гранд Каньон и по городам: Сан Франциско, Прово, Лос-Анджелес...
Надеемся, что и с погодой нам повезёт, мы выбрали раннюю осень, которая везде отличается устойчивой погодой...
Уже после полутора месяцев планирования и заказов отелей и аренды машин на всю поездку, в течении трёх дней собирали чемоданы, стараясь ничего не забыть.
На этот раз, чемоданы получились на редкость лёгкие, хотя внутри было много подарков. Но старались брать лёгкие коробки, и одежды взяли не так много, как зимой. Мой чемодан весил около шестнадцати килограмм, у Су чуть "полегче" - двадцать. В качестве ручной клади с собой взяли ещё и лёгкие рюкзачки.
Перед отъездом, Су убралась в доме и постирала бельё и даже полотенца. После поездки, особенно длинной, долго приходишь в себя и потому, так приятно приехать "во всё чистое". После больших путешествий, просыпаясь среди ночи, часто не можешь понять где ты и даже не узнаёшь свою комнату!
Двадцатого августа в среду, встали в половине шестого утра, позавтракали как обычно и в семь часов, уже с чемоданами, вышли из дома. Погода была яркой и солнечной, а народу на удивление и на улицах и в метро, было совсем немного.
До метро Холбон, мы ехали в полупустом автобусе, а там - прямая линия в Хитроу, терминал - два. Доехали с комфортом сидя и я читал утренний номер бесплатной газеты "Метро".
Рейс Лондон - Лос-Анджелес авиакомпании "Юнайтед" отправлялся в десять тридцать пять минут утра. Но мы проходили регистрацию и досмотр почти полтора часа и вошли в зону отлёта, в нужное время.
За полчаса до отправления объявили посадку и мы благополучно разместились на своих местах у окна. Самолёт большой, девять рядов кресел в салоне эконом класса, с видео, вделанными в спинки кресел. Как только взлетели и улеглось волнение и страхи на взлёте - Су до сих пор боится летать - включили видики и смотрели кино почти все десять часов полёта, с перерывами на два приёма пищи.
Кормили нас, как и везде, пресной самолётной пищей, но чай и сок были настоящими, а фильмы о природе и рыбалке на Аляске я смотрел с большим интересом.
Посмотрел и несколько боевиков. Первый раз смотрел "Бонни и Клайд" и восхитился американскими характерами. Ни с того, ни с сего пара вполне нормальных молодых людей стала грабить банки и убивать полицейских. Собралась команда странных "безбашенных" авантюристов и стали кататься по Америке на угнанных авто, по пути развлекаясь, грабя и убивая.
Странное проявление индивидуализма и одновременно инфантилизма!
Посмотрел ещё знаменитый фильм с Кёстнером и Де Ниро - "Неприкасаемые".
. Напоминает недавние российские девяностые, когда бандиты правили бал в России, только в Америке был один такой Аль - Капоне, а в России подобных были сотни, если не тысячи.
Отголоски того страшного безвластия и беспредела, слышны кое-где в России ещё и сегодня, но народу, молодого и отчаянного, погибло много и зверств тоже совершено не меньше!
...На подлёте к Лос-Анджелесу увидели и горы, и город, и океан. Когда сели, поняли, что здесь жарко, хотя и в самолёте мне было очень жарко.
Небольшая справка из Википедии о Лос-Анджелесе:
" Лос-Анжелес, Лос-Анхелес, также известен как L.A. и City of Angels - Город Ангелов) - город в США на юге штата Калифорния, находящийся на берегу Тихого океана. Крупнейший по численности населения в штате и второй - в стране (на 1 июля 2009 года - 3 831 868 жителей). Город является административным центром одноимённого округа, а также центром Большого Лос-Анджелеса - агломерации с населением свыше 17 млн человек. Жителей Лос-Анджелеса называют "Angelenos" (произносится [анджели;нос]).
Лос-Анджелес является одним из крупнейших мировых культурных, научных, экономических, образовательных центров Америки. Также город - один из крупнейших мировых центров индустрии развлечений в сфере кино, музыки, телевидения, компьютерных игр..."
Аэропорт в Лос-Анджелесе большой, но запущенный и в семи терминалах почти нет магазинов, кафе и ресторанов. Хотели нормально поесть или купить воды, но не нашли где это сделать и выйдя на остановку, стали ждать автобуса в Санта Барбару, - в городок известный всем русским по бесконечному американскому телесериалу из девяностых годов.
Автобус опоздал на полчаса. За это время успели рассмотреть, что характерной чертой американского ландшафта, являются машины: легковые среднего и большого размеров и грузовики, очень большие с страшными собачьими мордами и выхлопной трубой над крышей кабины. Все это стадо блестит лакировкой, сквозь городскую пыль оседающую на крышах Л-А, так в просторечии называют американцы. Лос-Анджелес - пыльный город, в котором в жаркий день смог, сизой тучей висит между гор.
Автобус наконец подошёл, мы загрузились и поехали.
Шоссе в сторону Санта Барбары шестирядное в одну сторону. Я таких, ни в Англии, ни в Европе, не видел. Однако пробки начались сразу на выезде из города. Машины медленно двигались сплошным потоком в обе стороны. Иногда, пробки, непонятно почему становились гуще, иногда на время разряжались и потом снова сгущались.
Было очень жарко и на холмах вокруг, видна серая выжженная трава и низкорослые кусты. Кое - где росли кактусы с маленькими толстыми листьями. У дороги склоны с водяными промоинами, а на горизонте - горные вершины.
На холмах, изредка видны большие и хорошие дома - там наверное и воздух чище чем в долинах, и вид на окрестности хороший.
Через час с небольшим выехали к берегу океана. Здесь, в зелёной долине много парников, выстроившиеся длинными рядами, впритык один к другому - американские парнмики это вогнутые металлические прутья, сверху покрытые полиэтиленовой плёнкой.
Море синее, спокойное, с силуэтом большого острова вдали. Проезжали городки с известными, по фильмам и детективам испанскими названиями: Сан Исидро, Санта Моника и так далее.
Вид у этих городков не похож на европейский и не понять, бедные они или богатые - скорее всего там живут и те и другие.
Наконец, въехали в Санта Барбару - городок киношный и для состоятельных людей. Нас встретила на машине Джоан, хозяйка нашего первого Би энд Би - Бед енд Брекфаст - так называются съёмные комнаты или квартиры.
Джоан довезла нас до дома, показала где завтраки в холодильнике и где удобства, а потом уехала по делам.
Дом небольшой, с садом высохшим за жаркое лето, с двумя спальнями одна из которых стала нашей на две ночи.
Джоан медсестра, поэтому небогата. Разведена, имеет двух детей подростков и собаку Люси. Дети несколько дней жили у отца и она тоже туда поехала.
Устроившись, мы пошли ужинать в известное всем окрестным жителям, кафе. Сюда, как в клуб приезжают ужинать местные жители и туристы. Еда здесь обильная, порции большие, но всё невкусное, словно робот готовил. Стоит недорого, но и не дёшево, что немного выпадает из общей картины - большинство ресторанов и кафе в Америке много дешевле чем в Англии и даже в России.
В это кафе, как впрочем и в другие места "общепита" приезжают на машинах и потому, здесь большая стоянка перед кафе - это обычный атрибут американских ресторанов.
Начало поездки по США
...Начинаем жить по новому времени. Разница в восемь часов и потому, легли спать в Санта Барбара когда в далёком Лондоне было уже раннее утро!
Ночью здесь прохладно и потому спали хорошо. Видел во сне легкоатлетические эстафеты, наверное потому что перед отъездом из Лондона, смотрел чемпионат Европы по лёгкой атлетике...
Мой айпод, здесь работает нормально и я посмотрел свою статистику в "Проза.ру" и на "Избе - читальне".
Утром позавтракали одни - Джоан уже ушла на работу. Ели какие-то плюшки и пили чай. Потом собрались и пошли в город - в начале на море, а потом и в центр.
Перешли дорогу по которой на автобусе приехали сюда и пошли вдоль жилой застройки отделяющей нас от пляжа. Спросили у какой-то мамы, бегом прогуливающей свою маленькую дочку в коляске, как пройти к морю и она, не жалея времени объяснила нам всё подробно.
Вообще, народ в Америке как и в Англии доброжелательный, однако часто плохо говорящий по-английски. Я недавно узнал, что около двадцати процентов американцев не владеют английским - с этим фактом, мы часто сталкивались и в дальнейшем.
Такая ситуация, это одна из самых ярких особенностей американского общества, особенно в Калифорнии - бывшей провинции Мексики, перешедшей к США только лет сто пятьдесят назад, после американо-мексиканской войны...
Мы шли вдоль обрыва по зелёным лужайкам прибрежного парка и смотрели сверху на синий океан, на одиноких пловцов путешествующих с веслом на больших досках - сёрфах.
Здесь в начале зимы, во время перекочёвок часто появляются киты разных видов, в том числе самые большие в мире, синие киты.
Наконец, по лестнице спустились с прибрежных скал на пляж и разувшись, пошли по песку и по воде в сторону марины, - к пирсу выдающемуся в море и издали, похожего на пирс в английском Брайтоне.
Пройдя по колено в воде участок пляжа затопленного приливом, мы вышли на широкую полосу песка, где разделись и пошли купаться.
Это ведь большое событие - первый раз искупаться в водах американского Тихого океана на другой стороне которого, где-то далеко стоит российский город Владивосток, в котором я отслужил почти три года в Советской Армии. Там, я купался в Тихом океане, в заливе Петра Великого, уходя со службы в самоволки.
Замечательное время! Тогда я был молод и силён, купался с весны до осени иногда в ледяной воде, совсем не опасаясь сильного волнения. Это было сорок с лишним лет назад и рассказывать об этом периоде жизни можно бесконечно!
...Но возвратимся в Санта Барбару.
Вода здесь в океане холодная и потому, я плавал недолго, хотя Су как обычно плескалась с полчаса, но наконец и она вышла. Мы оделись и пошли дальше обойдя пирс стороной и наконец вышли на марину, заполненную множеством яхт.
В марине на берегу, много рыбных ресторанов и пахнет приготовленной на грилле рыбой. Рядом большая автостоянка занимающая много места, но являющаяся неотъемлемой частью любого публичного места в Америке. И для всех автолюбителей, здесь находятся места на стоянках - в этом, от Америки отстаёт не только Россия, но и Европа.
Глядя по сторонам, в который уже раз удивлялись количеству и величине легковых автомобилей.
Сегодня, именно Америка является наглядным примером развитой машинной цивилизации - здесь, кажется и в туалет ездят на авто и с этой особенностью страны мы будем сталкиваться всё время нашего путешествия, что создавало определённые проблемы - в Америке - развился своеобразный геноцид пешеходов.
Но об этой теме мы ещё поговорим.
Миновав марину вышли на центральную улицу Санта Барбары - Стейт-стрит и пошли по широкому, мощёному плиткой тротуару мимо магазинов и магазинчиков, кафе и ресторанов.
Мне Санта Барбара понравилась своей чистотой, широкими улицами и невысокими домами, часто в испанском стиле с башенками, галереями, эркерами и арками.
Дошли до железной дороги и увидели двухэтажный поезд, гудящий сереной как чудовище- левиафан. Американцы, вообще громкие люди и может поэтому, машины здесь не стесняются гудеть и поезда ревут оглушительно и тревожно!
Вспомнились ковбойские фильмы и сюжеты из времён ограбления лихими ковбойскими бандами дилижансов и поездов.
По пути в музей - "Первая католическую миссия на побережье" - зашли в магазинчик и купили американскую симкарту для нашего мобильного телефона.
"Олд-Мишен", куда мы направлялись - это музей-памятник освоения Калифорнии белыми переселенцами из Европы, построенной руками местных индейцев для монахов - францисканцев.
Мне становится понятно, что помимо поисков Эльдорадо, - земли, где золото валяется под ногами - одним из главных побудительных мотивов экспансии европейцев были мотивы религиозные. Именно монахи стали проводниками, миссионерами христианства, а через него и цивилизации в открытых, а потом и завоёванных землях как в Америке, так и в Азии.
Свет добра и разума, распространялся по всему свету монахами, которые и способствовали "европеизации" индейцев, распространению европейского стиля жизни и христиански - европейской культуры. Помимо военных укреплений, на территории Америки строились католические миссии, служившие для аборигенов школами "новой жизни" и "новой веры"!
Пройдя почти через весь город, пришли в "Миссию" часам к четырём. Это было большое, квадратное здание со стеной вокруг, с арками и галереями - типичными для испанской архитектуры в жарких странах Южной Америки.
Войдя внутрь, прошли в квадратной формы внутренний сад, где монахи, с 1780-х годов обучали покорённых индейцев чумаши разным ремёслам и западному образу жизни, включая переход в католическое христианство, предварительно насильно их окрестив...
Потом были страшные землетрясения 1812-ого и 1825-ого годов, которые разрушили в Санта Барбаре и вообще в Калифорнии почти всё выстроенное пришельцами.
Но люди, со временем отстраивали и устраивали всё заново и продолжали жить.
Чумаши не только роптали на завоевателей, но бунтовали, например в 1824 году...
И одним из вождей индейцев чумаши, стал русский поселенец Егор Прохоров, которого и убили в конце концов.
Этот факт свидетельствовал об успешном заселении Калифорнии русскими, которыми был построен и городок Форт Росс. Калифорния могла тогда стать русской провинцией. Но не получилось, а жаль - климат хороший, условия для сельского хозяйства тоже, а деревянные избы почти не боятся землетрясений!
Эту "миссию" тоже несколько раз отстраивали почти заново. Сейчас это здание окружённое стенами и внутри сад-кладбище. Ещё совсем недавно здесь проходили большие религиозные праздники, а сегодня сделали музей, где можно увидеть картины, скульптуры и документы из истории становления Американской Калифорнии...
После "Мишен", пошли назад, снова по "Стейт-стрит. Встречали много богатых в испанском стиле поместий с садами заполненными тропическими деревьями и цветущими клумбами.
Очень красив бывший суд, превращённый в памятник архитектуры, где в открытом саду, горожане делают пикники и вечерами показывают бесплатно кино, куда собираются и туристы, и местные жители. Вот хорошо бы и в России делать такие памятники и площадки для кино, концертов и встреч...
Наконец выйдя на центральную улицу зашли в итальянский ресторан, расположенный на живописном перекрёстке с фонтаном и тропическими деревьями, с скульптурами людей и животных. Ресторан оказался хорошим и мы, за те же сорок долларов на которые поели вчера и не очень вкусно, замечательно пообедали в прохладе искусственного климата.
Надо отметить, что в Америке практически везде кондиционеры, в том числе в поездах и автобусах, а в ресторанах подают в первую очередь воду со льдом.
А здесь, мы вкусно поели с домашним итальянским белым вином, что мне всегда особенно нравится.
Кажется я начинаю понимать благоустроенность и богатство американской цивилизации, хотя на улицах нередко можно встретить навязчивых, если не наглых растрёпанных и заросших бездомных, которые часто похожи на сумасшедших.
Но этим как-то особо отличается Америка даже от Западной Европы, я называю это капитализмом в реальной жизни!
Наш мобильник с купленной сим картой так и не зазвонил и мы зашли в тот же магазинчик и купили там дешевый мобильник. Уже в сумерках зашли попить кофе в "Старбакс".
Сидели там перед окном, пили кофе, ели замороженный йогурт и смотрели на улицу, где в сумерках сверкая огнями, проезжали частые авто и изредка проходили пешеходы...
Первые впечатления от Америки и от Санта Барбары положительные. Видно, что страна богатая, хорошо организованная и благоустроенная. Богатства хватает чтобы построить или купить себе квартиры и дома и поэтому, у подавляющего большинства, никаких разногласий с правительством о проводимом ими политическом курсе нет.
Но есть впечатление, что правительство и чиновники мало касаются обыденной жизни большинства американцев, мало кто из них интересуется политикой, за исключением может быль среднего слоя "среднего класса". Нечто подобное можно наблюдать и в Англии, где многие просто не знают какая партия возглавляет парламент и кто премьер-министр.
Жизнь в этих странах движется за счёт деловой активности населения, а также больших налогов, которые отчисляют в бюджет богачи.
В России всё иначе - жизнь уже и в двадцатом столетии была настолько трудной и драматичной, с двумя войнами и революциями-контрреволюциями, что каждый понимает значение власти в этом постоянно тревожном обществе. Поэтому наверное, все разговоры русских рано или поздно приходят к политике и надолго на этом задерживаются.
В отличии от Америки, Россия страна с коллективисткой психологией и потому, для граждан страны важно кто и как ими управляет. Такое неравнодушие и даже озлобление по отношению к властям происходит потому, что люди привыкли делегировать властные полномочия кому-то сверху, вместо того чтобы работать и устраивать жизнь на свой страх и риск!
...Отдохнув в кафе от многочасовой ходьбы, уже в темноте пошли в сторону дома, так как с автобусами в Америке большие проблемы. Об этом я расскажу ниже, ну а пока, мы вышли на берег моря и пошли по асфальтированной тропе вдоль шоссе, в сторону дома.
Придя домой, посмотрели новости по нашим айпадам - почти в каждом доме Америки сегодня есть Вай-Фай. Сходили в душ и уснули, думая уже о завтрашней поездке на арендованной машине в Монтеррей.
Назавтра утром был густой туман.
Перед поездкой сходили в магазин, купили продуктов на несколько дней и возвратившись собрали чемоданы, оставили хозяйке Джоан наши подарки из Англии - печенье в фирменной банке с изображением королевского герба и магнит с видами Лондона.
Ровно в одиннадцать подъехало такси и загрузившись, мы направились в сторону аэропорта, где собирались взять машину в аренду. Такси в Америке стоит дорого и за несколько километров пути, мы заплатили более сорока долларов.
Оформление машины произвели буквально за несколько минут и уже в двенадцать часов, сидели в роскошном и большом "Ниссан Максима" и ехали вдоль побережья, в сторону Монтеррея, знаменитого своим аквариумом и тем, что здесь жил и писал свои книги Джон Стейнбек.
Первое время, езда на незнакомой машине хотя и с автоматической коробкой передач - в Америке сегодня таких большинство - занятие нервное и пока мы выезжали на шоссе, несколько раз попадали не туда и приходилось разворачиваться.
Наконец, выехав на шоссе ведущее по побережью на север, успокоились и помчались в неизвестность, хотя и хорошо оборудованную.
До Монтеррея было двести семьдесят миль - около четырёхсот километров и потому мы спешили. День заканчивается здесь около семи часов вечера и надо было приехать в незнакомое место ещё по свету.
Дороги здесь старые, неровные и с выбоинами, но переехав из графства в графство, попали на хорошую дорогу и у нас отлегло от сердца. Разрешенная скорость здесь местами шестьдесят пять миль в час, иногда пятьдесят пять, но все едут, особенно при обгонах, на десять миль быстрее и мы быстро приближались к нашей цели!
В Америке движение правостороннее, как и в России, а в Англии - левостороннее, но Су водитель опытный. Она стала водить трактор отца в шестнадцать лет, а на машину села в восемнадцать и имея такой опыт, не только хорошо ведёт, но и чувствует настроение других водителей на дороге - там, где водитель впереди неуверенный - она ведёт осторожно и проблем в вождении по любым дорогам и странам у неё немного.
Сегодня в Америке, машины в аренду - почти всегда автоматы и какая-то разница в размещении коробки передач, при право или левостороннем движении нивелируется этим автоматическим переключением скоростей - рычаг переключения скоростей нужен только при начале движения, при движении назад во время парковки и при конечной остановке.
Как я уже говорил, машины в Америке в подавляющем большинстве большие, их очень много и поэтому такое лёгкое к ним отношение - это просто механизм для поездок, как телевизор для смотрения новостей или мобильник, для разговоров когда скучно.
И потом, в богатой стране отношение к этим механизмам другое - это просто вещь, которую можно всегда заменить или купить новую.
В России все пока не так. Машина, особенно заграничная - это предмет гордости, показатель благосостояния владельца.
В определённом смысле - автомобиль и особенно иностранный - является "социальной стигмой". Если у тебя "Мерседес" последней модели или мощная "Тойота"- вездеход, то значит ты принадлежишь к "верхнему классу". Если "Лада - Калина" или "Москвич", то ты "отстойный" чувак!
...Километров через сто, свернули с дороги "101" на "первую", она по размерам меньше, но идёт по берегу океана, по самым красивым местам.
В начале, на подъезде к океану кругом были сухие, обожжённые солнцем холмы - почти пустыня. Потом холмы стали жёлто-зелёными - это там, где влаги побольше. А потом, начался серпантин вдоль скалистого, гористого берега, среди хвойного дикого леса, среди ущелий и обрывов.
Ехать, местами можно только со скоростью двадцать пять миль в час, зато океан и горы вокруг красивы, как в документальных фильмах о Калифорнии.
Часа в два, в полдень, когда солнце плавит масло на бутербродах, остановились на берегу океана и съели свой пикник. Небо синее, солнце яркое и жёсткое, поэтому надо постоянно что-то иметь на голове.
У Су - её любимая шляпа, а у меня бейсболка, которую подарил всем друзьям в день рождения, устроенный для них на Мальорке, наш друг Питер - богатый и щедрый человек, но о нём я расскажу в другом месте.
Я уже сжёг себе кожу на шее и она побаливает от малейшего прикосновения - вчера, по незнанию мы целый день ходили под солнцем, не опасаясь солнечного удара...
Кстати, путешествуя по Монголии, остановившись в Кара-Коруме -
бывшей столице империи Чингиз-хана, проведя целый день на солнце, я получил этот солнечный удар, и Су пару дней меня откачивала - поднялась температур и я просто не мог ходить!
На автомобиле по американским дорогам
...Через несколько часов поездки, заехали в паб, в небольшом городке по пути и закусив, выпили чаю и кофе. Я боялся, что Су после еды начнёт засыпать за рулём, как это иногда со мной бывает, когда после обеда одолевает сонливость от однообразного шума мотора и мягкого сидения. И потом в Лондоне уже было одиннадцать часов вечера, а мы только въезжали на очередной участок трассы.
Чтобы развлечься, вспомнил и рассказал Су как мы с братом Толей, однажды в октябре, всю ночь ехали в Орлик, в Окинскую долину из Иркутска.
Было холодно, на перевале уже лежал снег, да и в долине тоже снег, но поменьше.
Ближе к утру, очень хочется спать и временами кажется, что едешь в каком-то снежном туннеле. Глаза сами закрываются и ты на мгновение засыпаешь, а потом чувство опасности заставляет тебя очнуться, ты вздрагиваешь и открываешь глаза. Такие мгновения особенно опасны, когда ты ведёшь авто по плохой дороге. Но Толя, как и Су тоже водитель опытный и не спит за рулём никогда!
Часов около семи вечера въехали в Монтеррей и по карте, которую распечатали ещё в Лондоне готовясь к поездке, добрались до дома Лю-Янь - хозяйки "Би энд Би" с четырьмя комнатами для гостей.
Это была маленькая, пожилая китаянка говорившая по-английски с сильным акцентом. Она нас встретила, сказала где поставить машину, провела по дому, показала нашу комнату, кухню и познакомила с другими постояльцами, тоже китайцами.
Разместившись мы пошли в город ужинать и после коротких поисков, остановили свой выбор на вьетнамском ресторане. Ели и смотрели по "телику" очередной американский футбол - смешную игру, где здоровенные молодые мужики борются за небольшой мяч, похожий на дыню. Игроки в шлемах и в форме одетой сверху на защитную амуницию, носятся по площадке как угорелые сшибая друг друга с ног и наваливаясь сверху кучей.
Скучное зрелище!
Еда была сытная и мы, запивали острое блюдо водой со льдом - в Америке принято подавать воду со льдом даже к вину и к кофе.
Вспомнил про вино и хочу добавить, что по дороге в Монтеррей, мы видели на склонах большие, ухоженные виноградники, иногда среди пожухлой обожжённой солнцем травы - в Калифорнии делают хорошее вино, потому что климат, местами похож на Средиземноморье.
Спали хорошо и проснувшись съели завтрак, который для нас приготовила и поставила в холодильник Лю Янь.
Часов около девяти сели на свою машину белого цвета "Ниссан - Максима", мощную и просторную, и поехали в город, в "информацию". Мы туристы опытные и знаем, что помимо сведений о новом месте проживания, лучше иметь крупномасштабную карту.
В "информации" нас любезно встретили служащие, дали карту, объяснили где бесплатно можно оставить машину и показали дорогу к "Аквариуму", одному из главных достопримечательностей Монтеррея! Билеты туда бесплатно дала нам Лю Янь.
О Монтеррее и консервных рыбных заводах здесь писал Джон Стейнбек в своих книгах и в романе "Путешествие с Чарли", чем и прославил здешние места. Су читала эту книгу перед отъездом в Америку.
Сегодня, на Конери Роу - улице на берегу океанского залива, уже нет тех заводов которые делали шпроты и сардины в масле для всего мира. Было время, когда эти заводы делали в год около двух миллионов тонн консервов!
А потом всё пошло на убыль потому что рыбы стало заметно меньше - сегодня делают консервов только около пятидесяти тысяч тонн.
А тогда, здесь работали и мужчины и женщины, что было достаточно в новинку - Америка ведь консервативная стран.
До сексуальной революции здесь жили вполне по консервативному немецкому сценарию - для женщин святыми были три места: "Китчен, Киндер, Кюхен".
Сегодня, в задании бывшего консервного завода сделали большой аквариум. Точнее несколько огромных аквариумов, доходы от которых, наверное сравнимы с доходами от бывшего консервного завода.
Аквариум большой и вокруг него создана целая индустрия развлечений и еды, и тысячи посетителей от мала до велика, с утра до вечера осаждают это любопытное место!
Прежде всего привлекает внимание большой, с двухэтажный дом, аквариум с морским лесом из водорослей, где плавают и ныряют не только сотни видов рыб включая акул, но и морские выдры - каланы. Каланы похожи на морских обезьян, потому что их мордочки лукавы и насмешливы, как мордочки африканских человекоподобных обитателей джунглей.
И рыбы, включая грациозных и страшноватых полутораметровых "серых акул", и неутомимые пловцы каланы - в вечном движении. Они описывают круги и перемещаются с поверхности ко дну и назад вверх - это притягивает взгляд и завораживает!
А вокруг шевелятся зеленые, высокие водоросли вполне напоминающие лес на земле, а ещё вода подсвечивается и потому, видны все детали зрелища до мельчайших подробностей.
Есть несколько отдельных аквариумов посвящённых, например, медузам или морским моллюскам-крабам.
Невольно начинаешь восхищаться и удивляться многообразию форм и видов, которые предшествовали появлению человека на земле. Природа в этом не расточительна, а предусмотрительна и потому, часть нежизнеспособных организмов умирала, а часть давала развитие и в результате приспособления к меняющимся условиям и обстоятельствам жизни, появлялись всё новые и новые виды и формы!
Мы провели в аквариуме пять часов, посмотрели и послушали несколько представлений с участием аквалангистов и служителей аквариума и лекций о жизни морских обитателей. После трёх часов удивительного зрелища, пошли в рыбный ресторан и пообедали, сидя на застеклённой веранде, наблюдая в окна за тюленями, которые на берегу океана, под рестораном устроили на камнях настоящее лежбище.
Они грелись на солнце: кто-то спал, а кто-то дрался за удобное место на валуне выступающем из морских вод. Всё это интересно и поучительно, потому что в обычное время такое нигде нельзя увидеть.
За это удивительное зрелище, мы выпили по бокалу местного вина и съели блюда из рыбы и креветок, оказавшиеся совсем невкусными. Лучше бы мы взяли что-нибудь на вынос - тут же перед рестораном работала открытая кухня, где жарили и парили морские яства.
После обеда, снова зайдя внутрь ещё раз посмотрели на каланов, похожих на байкальскую нерпу, только более "меховую" и серого цвета.
На Байкале, в лимнологическом музее, мы видели не только нерпу, но и стада омуля и даже осетров, напоминающих пресноводных акул. Там, в настоящем батискафе, имитировали погружение на дно этого, самого глубокого озера на земле и на круговых экранах видели и нерпу, и косяки рыб, и скалистые подводные берега!
...Ну, а здесь, в Монтерее, продолжая осмотр перешли в затемнённое помещение и увидели в аквариумах разные виды медуз, в том числе танцующих под водой как водные балерины - удивительное, по красоте форм и движений, зрелище!
Потом перешли в комнату, где были аквариумы с разноцветными рыбками, населяющих рифовые зоны в океане.
Это уже был праздник цвета - рыбки синие, зелёные, коричневые и красные, стайками плавали перед зрителями поражая всех щедростью и красочностью природы - каких только чудных сочетаний цвета здесь не было!
И тут, мы вспоминали предыдущее большое путешествие и наше погружение с аквалангами в зоне рифов, неподалеку от побережья Австралии, где под нами, в океанских глубинах проплывали среди рифов большие и маалые рыбки, тоже удивительных форм и расцветок.
Запомнил это на всю жизнь ещё и потому, что моя маска неплотно прилегала к губам из-за усов и потому, наглотался тогда солёной воды, постоянно откашливая эту отраву!
Но об этих наших погружениях я напишу в книге об Австралии...
...В аквариуме много аттракционов для детей и взрослых и есть ещё разделы прибрежных птиц и даже пингвинов, которые напомнили мне грустных зверей в зоопарках - пара пингвинов сидели рядом и не обращая внимания на галдящих посетителей, клювами вычесывали друг другу оперение...
Уже около шести вечера, вышли из "Аквариума" и пошли по улице вдоль моря.
На старой площади, откуда начинался этот городок, среди старинных по американским меркам зданий, проходил фестиваль турецкой общины.
Очаровательная блондинка с полуобнажённой грудью и в лёгких шелковых шальварах танцевала под зажигательную мелодию танец живота и мужчины, особенно молодые, окружавшие сцену смущённо прятали глаза и криво улыбались чему-то своему. - настолько соблазнительны были движения этой танцовщицы!
К машине на стоянку, пришли часов в семь вечера и через десять минут уезды уже сидели в своей комнате, в доме Лю Янь.
Вечером, пошли гулять и видели только пустые улицы и рестораны с кафе, в которых сквозь витрины были видны редкие посетители. Городок, всё-таки провинциальный и к тому же, лето заканчивалось и все уже устали от праздности жарких летних дней, отсиживаясь по домам.
Вот и мы, возвратившись домой легли спать пораньше и проснулись уже в шесть часов утра.
Лю сделала на завтрак - для меня мясные дамплингс-пельмени и макая их в чесночный соус я с удовольствием позавтракал, а Су, как обычно, ела вегетарианский салат.
Потом съели немного фруктов и напившись чаю сели в машину и тронулись в сторону Сан-Франциско, тепло попрощавшись с гостеприимной Лю...
До Сан Франциско было миль двести и мы имели в запасе несколько часов - в двенадцать нам надо было сдать нашу "Ниссан Максиму" на пункте проката, в аэропорту города.
По пути, на дороге идущей вдоль моря, останавливались в красивых бухтах, где видели отчаянных любителей кататься на волнах на досках-сёрфах - это национальное развлечение американцев.
Тяжёлая океаническая зыбь наплывала на берег и не доходя до пляжа метров тридцать, заворачивалась высокими гребнями и обрушивалась на пляж.
В этот момент сёрферы, лёжа на досках ускорялись гребя руками, потом вскакивали на ноги и оседлав волну катились к берегу.
Издали, на воде, сёрферы напоминали стаю больших чёрных птиц или тюленей - у них были тёмные костюмы.
Ещё, остановились в одном из прибрежных городков в придорожном кафе, взяли себе пышные пирожки с яблоками и абрикосами, и чай с кофе. Поели с большим аппетитом, с любопытством разглядывая местных жителей, понимая, что больше мы никогда с ними не встретимся - от этой мысли меня каждый раз охватывает лёгкая грусть...
Поехали дальше и в уже в одном из пригородов Сан Франциско, попали в серпантин перекрещивающихся дорог на высоких бетонных эстакадах. Случайно съехали в сторону Сан Хосе. Поняв ошибку и нервничая, возвратились и стали отыскивать нужный отворот. Наконец выехали к одному из терминалов и у полицейского спросили дорогу к пункту проката автомобилей.
Приехав на место, буквально за минуту сдали машину и прихватив чемоданы, сели в поезд - шаттл, который курсирует в окрестностях аэропорта.
Небольшая справка из Википедии о Сан Франциско:
"Город и округ в штате Калифорния, США, названный в честь католического святого (по-испански San) Франциска Ассизского[5]. Население в 2010 году составляло 815 358 человек, это четвёртый по численности населения город Калифорнии и двенадцатый в США. Площадь Сан-Франциско составляет 600,6 км2, из них суши - 121,4 км2, воды - 479,2 км2. Сан-Франциско расположен на северной оконечности полуострова Сан-Франциско. Большую часть своей истории он являлся самым населённым и важным городом области залива Сан-Франциско.
В 1776 году испанцы обосновались на побережье полуострова, построив форт у пролива Золотые ворота и основав миссию, названную в честь Святого Франциска. Возникший рядом с ней небольшой городок назывался Йерба-Буэна (исп. Yerba Buena, см. en:Yerba buena). В 1848 году, благодаря калифорнийской золотой лихорадке, город начал бурно расти. В этом же году он был переименован в Сан-Франциско. После разрушительного землетрясения и пожара в 1906 году город был быстро и практически полностью перестроен.Сан-Франциско является мировым туристическим центром, известный своими летними холодными туманами, крутыми холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры. В число достопримечательностей города входят мост "Золотые Ворота", остров Алькатрас, система канатных трамваев, башня Койт и Чайна-таун..."
Уже в городе, выйдя на нужной остановке пересели на метро, которое здесь называется "Барт" и отправились на станцию "Мишен 16", откуда совсем недалеко до нашего отеля "Эль Капитан".
...Америка - страна автомобилей и страна дорог - взять на прокат авто очень просто и этим Америка отличается даже от Европы.
Можно говорить, что Америка - типичный представитель машинной цивилизации. Со времён Форда, который открыл эпоху личного авто, прошло много времени и все к ним привыкли, а дорог настроили много, ещё во времена Великой Депрессии, по указанию президента Рузвельта, чем миллионы нуждающихся и спасались от нищеты и безработицы.
Именно Америка стала флагманом на пути развития машинной цивилизации и этим, она вместе с Западной Европой отличается от Востока, в том числе и от России...