Аннотация: Россия будет постепенно уходить от первоначального капитализма и строить социальное государство!
...Кто-то из читателей моих статей спросил - почему "элиты" совершающие революцию через двадцать-тридцать лет становятся контрреволюционерами и на смену революции приходит контрреволюция, а потом и реставрация?
Как мне кажется, тут два момента. Первый заключён в том, что соблазны власти, постепенно заставляют отказываться от революционных идеалов и поэтому, всё медленно, но неуклонно возвращается "на круги своя".
И вот, бывшие ниспровергатели основ, получив власть не находят ничего лучшего как, используя своё влияние и богатства, захваченные в качестве "трофеев", возродить тот образ жизни "избранных", против которого они воевали и побеждали в революции.
Так было после Английской гражданской войны, так было после Французской революции, так стало и после Пролетарской революции в России. Но всегда находится человек, который видя такие "перерождения" начинает требовать от бывших соратников соответствовать революционному кодексу. Начинается борьба, которая порождает террор.
В Англии, таким человеком был Оливер Кромвель, во Франции Робеспьер, а в Советской России - Сталин.
По тем или иным причинам, эти вожди народа, стали аскетами и ригористами. Оливер Кромвель был фанатично верующим человеком. Таковым был и Робеспьер, только он не верил в Бога, а верил в силу гильотины.
Сталин, после самоубийства Надежы Алилуевой, остался один и так и не завёл новой семьи. Для таких вождей Революций, личного счастья не существовало. К тому же они были бессребрениками и потому, их невозможно было подкупить ни роскошью, ни комфортом. Все они были фанатиками идеи свободы, равенства и братства. Но много ли можно найти людей, даже сегодня, которые способны "больше думать о родине, а потом о себе"?
Естественно, ужесточение ими законов, в надежде на исправление "хищной" человеческой природы, приводило к усилению террора.
Рутина жизни, по прошествию определённого времени после революции, часто почти зеркально, повторяет ту жизнь, которую идеология революции отвергала в борьбе.
И вот, авторитетные люди становятся "новыми русскими", а простой человек, вспоминая через несколько десятков лет свою молодость думает, что все было уж не так плохо, как тогда казалось.
Иначе говоря, "новая рутина" жизни, с новыми буржуа, с новыми властями, иногда, кажется хуже той, отвергнутой, но которую уже многие забыли.
Тут вступает в силу психологическая особенность, что "раньше и сахар был слаще" - этой психологической особенности таится опасность не только для новых властей, но для нового образа жизни, о котором мечтали революционеры.
Вспоминаются слова революционной песни: "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы свой, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем".
Но рутина жизни побеждает наши мечты о самосовершенствовании и построении "нового мира" и поэтому, состояние революционного воодушевления долго не может продлиться, и мы вновь становимся ленивыми мещанами, ничего не хотим строить, а хотим потреблять сделанное другими...
Помню документальный фильм Говорухина, который назывался: "Россия, которую мы потеряли". В этом фильме, Говорухин, который не жил до революции, и не знает на своём личном, да ещё и сознательном опыте, рутину той жизни, и потому идеализировал царскую монархию, создавая пряничный лубок, о предреволюционной жизни.
Конечно, манипулируя статистикой можно изобразить что угодно и потом, поверить в это.
Но тот факт, что продолжительность жизни в тогдашней России, была в районе тридцати лет, а к тысяча девятьсот восьмидесятому году, после шестидесяти лет революционных преобразований в Союзе, эта продолжительность стала уже в районе семидесяти лет и совершенно разбивает изображённую Говорухиным "киношную идиллию" отношений власти и народа!
Или вот такой факт - около восьмидесяти процентов населения царской России было неграмотно, в то время, как в СССР, в те же восьмидесятые большинство уже получало десятилетнее образование. И это была вершина всеобщей грамотности, о которой сегодня остаётся только мечтать.
Именно образованием Советский Союз выиграл войну с Гитлером!
Интересная деталь - Великая Отечественная война, была жестокой проверкой на жизнеспособность социалистической системы установленной русской революцией, и эту проверку страна выдержала, потому что весь советский народ участвовал в отражении угрозы своей жизни.
И наверное поэтому, дело Октября прожило в России не десять-пятнадцать лет, как в Англии после победы парламента над королём; не пятнадцать-двадцать лет, как во Франции после Великой Революции, а все семьдесят!
Вторая причина состоит в том, что со временем забываются обстоятельства и рутина жизни при свергнутом строе. Уже через одно-два молодых поколения, не живших при "том строе", начинают обывательские мечтания уже на основе достигнутого, о новых горизонтах.
Но энергия Революции, после сорока - пятидесяти лет тяжелого труда и войны, практически исчерпана, и начинаются нытьё критиканов, а то и откровенный саботаж.
На волне недовольства настоящим и ослаблением революционных законов, уже правящие партии становятся сосредоточением мелкобуржуазного мещанства и происходит "ползучая контрреволюция", по причине предательства нового правящего класса.
Типичный пример - это Контрреволюция совершённая партноменклатурой в Советской России...
Во всех странах, после победы контрреволюции, на какое-то время устанавливается режим Реставрации - так было и в Англии, так было во Франции, так было и в России...
Но к счастью, после контрреволюции Реставрация существует совсем недолго.
После возвращения монархов в Англии и Франции, после восстановления первоначального капитализма в России, следует новый "виток забывания".
И поколения, которые не жили взрослой, сознательной жизнью Союзе, и тем более те, кто родились уже после контрреволюции, начинают идеализировать государство созданное революцией и общество постепенно восстанавливает прежний статус, но уже с поправками и исправлениями тех реальных недостатков, которые и послужили основной недовольства и главной причиной ползучей контрреволюции.
Наверное, в этом случае, можно говорить о законе эволюции социальных систем, а это и есть основание и обоснование социального прогресса!
Не вдаваясь в подробности, можно говорить сегодня, что в российском обществе вызрело уже обоснование к возврату к "социализму с человеческим лицом".
Горький опыт Реставрации подтвердил, что наши деды и прадеды были правы, делая революцию.
Запутало всё - участие верхушки парт номенклатуры в этом свержении советского строя. Получилось так, что виновные в застое и предательстве социалистических идеалов "коммунисты", возглавили контрреволюцию.
И поэтому всё вкривь и вкось - бывшие теоретики социализма с человеческим лицом, вдруг, стали самыми оголтелыми капиталистами и сторонниками "открытого рынка".
Однако, в это же время, после реформ Дэн Сяо Пина, Китай, под руководством компартии показывает невиданный прогресс и в экономике, и в образовании, и в науке.
Получилось так, что Россия, преданная сторонниками капитализма окопавшихся в высшем партийном чиновничестве, провалилась на столетие в прошлое, отказавшись от социалистических идей.
Но такова цена любого предательства идей будущего - КПСС переродилась и стала "авангардом" мещанства и шкурничества.
Однако опыт предыдущих революций подсказывает нам, что реставрация свергнутого строя не продлится долго и когда ошибки и предательства будут осознаны большинством, тогда начнётся медленное, но неостановимое движение в сторону социального, социалистического государства, уже в новых формах!
Теперь, теперь "опыт перемен", невозможный без переживания и осознания бесперспективности Реставрации, заставляет нас искать компромиссы и возвращать завоевания Октября, но с определёнными поправками на время и изменения ситуации в мире - нельзя дважды войти в одну и ту же воду и прошлое, как известно, нельзя вернуть назад!
Судя по всему, время жизни, в которой материальная заинтересованность, иначе говоря, получение прибавочной стоимости капиталистами, составляющую главную цель и смысл человеческого бытия, подходит к концу, просто потому, что материальный достаток, даже умеренный, оставляет человеку возможность быть свободным.
Парадокс здесь состоит в том, что свобода, заставляет человека меньше двигаться и напрягаться. Именно поэтому, социальная система "потребителей" - капитализм, со временем, когда достигнут определённый уровень достатка, теряет энергию развития и приходит в упадок, примером может служить политический кризис в Соединённых Штатах.
Человеку много не надо, а система, заставляет его покупать, покупать и покупать, часто совсем не нужные ему вещи, а для этого, надо каждодневно зарабатывать деньги и лучше на каких-либо спекуляциях или продаже кем-то сработанных товаров и система нацкапитала, витриной которого долгое время Были США И Западная Европа, доводит этот процесс до абсурда.
Но, когда человек понимает что его жизнь, это "бег белки в колесе", он начинает думать, а как жить дальше, что будет уже в недалёком будущем.
И задумавшись, приходит к выводу, что надо что-то радикально менять, и хорошо бы, если эта смена могла произойти бескровно.
Но к сожалению, те, кто сегодня эксплуатирует работников, будь то шахтёры, строители или клерки, без борьбы, своего "отдельного" места под солнцем не уступят.
Начнутся войны, в том числе гражданские, которые на какое-то время смогут остановить движение человечества в сторону социализма.
Конечно, уже сегодня, в развитых странах, например в Швеции или Норвегии, под эгидой капитализма во многом построен реальный социализм. Но остались ещё и отсталые страны, остались полуколониальные владения "развитых" стран, правительства которых и властные элиты, постараются сохранить любой ценой.
Однако, движение человечества в сторону подлинной социализации, не остановить и рано или поздно, все придут к понимаю, что капитализм отжил своё.
Исходя из этого нужно уже сегодня начинать строить социализм с человеческим лицом, когда придётся заботиться не только о себе или о "своих", но и обо всех остальных людях, "ближних и дальних".
Итак, чтобы избежать войны всех против всех, в надежде выжить в этой бессмысленной капиталистической гонке, надо менять систему ценностей, когда отдавать будет приятнее и даже выгодней, чем брать у других или грабить их.
Эта система уже опробована в СССР и других социалистических странах - то что этот эксперимент в Европе провалился и люди сегодня к этому якобы не готовы, это следствие классовой борьбы и промывания мозгов сторонниками системы капитализма.
Будущее конечно за социальными государствами - это предсказывал ещё Иисус Христос в своём Новом Завете
Что касается целей социального прогресса и развития человечества, то тут мы может оперировать принципами Нового Завета Иисуса Христа.
Я уже не один раз писал, что такой целью, со времён первобытного человека, одетого в звериные шкуры, было, есть и будет движение человечества к обожению каждого индивидуума.
И тут уместно, резюмируя, остановится на замечательном лозунге: "Движение всё, а цель - ничто"!
Именно об этом и говорил в своих заветах Иисус: "Я есть Путь и истина!" и "Царствие моё не от мира сего". Он, конечно, понимал, что на основаниях существующих тогда социальных систем, невозможно будет построить "царствие небесное" на земле.
И тогда, Спаситель оставил людям Новый Завет, то есть "дорожную карту", построения нового мира!
Именно в Новом Завете мы можем найти все рекомендации и наставления, как достичь этого "царствия", то есть прекрасного и светлого будущего.
Конечно, это произойдёт не через год и не через два - этот Путь будет длиться вечно и следующим этапом становления, как мне кажется, будет проникновение и расселение чкловечества в просторах Вселенной!
Но естественно, люди не могут сесть, сложить руки на животе и ждать воплощения земного рая. И об этом говорил Спаситель, когда призывал всегда быть готовым к встрече "жениха", кто заснул, или у кого "масло" в светильнике закончилось, тот не сможет предаться совместному ликованию.
Иначе говоря, будущее само собой не устроиться - в это надо вложить все возможные усилия со стороны людей, всю силу человеческих тел, ума и души!
...Меня немножко занесло, в обсуждении далёкого будущего, но ведь речь в статье идёт о будущем недалёком и потому, чтобы это будущее наступило, надо не только работать, не только активничать, но и думать, как жить дальше.
И тут вспоминается мудрый буддистский афоризм, который, я не устаю повторять: "Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему".
Только на основе умного анализа и человеческого опыта, мы можем изменять ситуацию в лучшую сторону, а для этого надо слушать мудрых людей, но и помогать им думать и духовно совершенствоваться.
И тут мы плавно переходим к проблемам образования и воспитания. Но об этом в другой статье...
Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal