Аннотация: Сегодня всё более очевидно, что православный догматизм мешает пониманию верующими подлинного учения Иисуса Христа!
Перепечатываю здесь давнюю статью, в надежде на понимание поднятых в ней проблем современного православия
"Предание старцев" извратило сущность христианства и следствием может быть только Реформация Русского православия".
Тезисы к теме: "Реформации российского православия".
"Страшно подумать, сколько совершено злодеяний, убийств и
обманов именем Христа и на основе Евангелия". "У Иисуса Христа было много слуг, но мало последователей".
Л. Толстой
...В последние годы, особенно в России, заметен феномен противостояния возрождению Церкви со стороны самой культурной и самой образованной части населения, которую раньше называли "интеллигенцией". Во многом это обусловлено непониманием целей и задач подлинного христианства и негативного влияния церковного Предания, направленного не только против знания и достижений науки, но прежде всего против подлинного христианства, основы которого заложены в Писании - в Новом Завете Иисуса Христа.
Такое церковное "Предание" становится сегодня мощным оружием в руках сектантов и проповедников магии и оккультизма.
Интересно, что российская общественность и чиновники Минобра, категорически отказываются внести в школьную программу хотя бы такой предмет, как "История религии", но в газетах и в интернете полно разного рода предсказателей и колдунов, а последнее время стали печатать заметки типа, что можно есть и чего нельзя делать во время пасхального поста!
Но вы вначале доходчиво объясните, что Пасхальный пост, это не праздник диеты, а один из главных установлений в христианском календаре, посвящённый Воскрешению Иисуса Христа!
Одна из больших проблем, с которой сталкивается миссия Церкви, и прежде всего Церкви Православной в современном обществе, заключается в противоречии так называемого церковного Предания словам и делам Иисуса Христа, рассказанным нам евангелистами в Новом Завете.
Именно такое Предание, во многом является носителем обскурантизма и небрежения по отношению к Писанию. Часто такое "предание" превращается в орудие борьбы и угнетения простых людей богатеями и власть имущими, становится своеобразной идеологией "вчерашнего дня" - катехизисом изуверства и суеверий.
Конечно, есть и подлинное церковное предание, правдивая история церкви и развитие идей Нового Завета отцами церкви, однако, многие подвижники и их труды малоизвестны верующим и сегодня, идеологией большинства является именно Предание.
Процесс формирования Предания имеет свою долгую и кровавую историю. Начало этому процессу заложено уже в первые столетия существования христианства, в силу неоднородности состава общин первохристиан и желание использовать Новый Завет, как идеологический рычаг в разрешении социальных и классовых противоречий.
Но особенно "плодотворным" был в этом процессе период становления догмы христианства, как государственной, имперской идеологии, во времена Святого императора Константина, объявившего Новый Завет Иисуса Христа государственной религией Византии.
Но чем дальше от времён Апостолов, свидетелей жизни и смерти самого Иисуса Христа, тем больше в церковном предании и догматике проявляется жестокая и несправедливая сущность средневекового феодализма и "вторичного одичания", последовавшего вслед за развалом Древнего Рима.
"Падение" в обскурантизм и суеверия происходили постепенно, и характер церковного "предания" выражающего суть официозного "христианства", становился всё более сервильным и мстительным, и всё менее любовным и сострадательным.
Это было обусловлено тем, что в основном оно, это предание, формировалось не в кельях христианских аскетов или монастырях, а на церковных соборах инициированных светскими властями, а "черновики" решений на таких соборах, часто писались в дворцовых покоях светских правителей. Примеров тому великое множество!
Такое "предание", было следствием своеобразного "культа личности", верхнего слоя клириков, претендующих на роль единственных толкователей слов и дел Иисуса Христа, ставящих себя на уровень новых апостолов или даже Богов.
Предание, с самого начала огосударствления христианства, становилось и базировалось на мнении светских правителей, императоров и их близких родственников. Богословы и епископы неугодные власти запрещались, изгонялись и даже бывали пытаемы и убиты. История христианства даёт нам много материала для размышлений на эту тему.
Наглядный тому пример и схема задействования "административного ресурса" - осуждение Оригена и оригенизма церковью, после выхода эдикта императора Юстиниана, лежащего в основе Константинопольского собора 543 года.
В частности, было провозглашено вполне антихристианское толкование Ада и вечных мук: "Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно... да будет анафема. (9 анафематизм). Кстати, эта тема и до сих пор возбуждает церковные споры и недоумения, которые может разрешить только новая "реформация", теперь уже вселенского православия.
В этом документе, позднее вошедшем в Предание в качестве очередной догмы, просматривается намерение подменить христианство - как веру в добро и любовь - на сиюминутные политико - педагогические строгости и мстительность. То есть из соображений воспитания через запугивание и репрессии, Новый Завет Иисуса Христа подменяется человеческими установлениями и я бы сказал даже - классовыми законами и нормами, направленными на борьбу с протестом вообще, а через это и на утверждение несвободы духа. Именно такую религиозность много позже стали называть "опиумом для народа".
Можно предположить, что именно свобода духа, на которой настаивал сам Христос, пугала церковную администрацию как всякую администрацию, и заставляла преследовать даже намек на проявление свободы или несогласия с догматами, утверждёнными на "самом верху"!
Так было всегда, так, на мой взгляд, происходит в русском православии и сегодня.
Показательным примером может служить нежелание церковного "начальства" вести службы на русском языке, а не на устаревшем и потерявшем значение старославянском - боязнь перемен, это одна из характерных черт нынешней церковной идеологии.
Главная беда в этом невольном чиновном обскурантизме - нет борьбы идей, в результате которых происходило бы углубление понимания "заветов Иисуса Христа" и воплощение в сегодняшнюю жизнь закона любви и сострадания.
"Обожествление" такого консервативного подхода к человеческому духу, я считаю главным прегрешением "предания" против подлинного христианства, основанного на Новом Завете.
"Человеческое, слишком человеческое Предание, которое трудно, строго говоря назвать христианским богословием, подвергло сомнению первооснову христианства - любовь к Богу и любовь к "грешному" ближнему, выраженные в Писании: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём" (1 Ин. 4:6)
Предание придумало тонкое оправдание проявления нелюбви и человеческой жестокости, за которым стоит обыденные преступления власти и бесчеловечность государственных постановлений и институтов.
Вспомните инквизицию и миллионы сожжённых на кострах, религиозные войны, примирение и оправдание официальной Церкви рабства и крепостничества. Во времена рабства, в Америке, были богословы, которые писали, что негры - это нелюди, созданные для служению белым плантаторам
Церковь, переделанная "преданием" такого рода, утратила свою христовость и любовность, превратилась в орудие несправедливости и угнетения.
Такое "Предание" долго формировалось и обосновывалось софистами от богословия, по заказу власть имущих.
Вот один из ранних примеров - Ириней Лионский:
"Всем соблюдающим любовь к Нему, Он даёт Своё общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволу отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали...
Посему те, которые через отступничество своё утратили вышеупомянутое, как лишённые всех благ, находятся во всяческом мучении не потому, чтобы Бог сам по Себе наперёд подвергал их наказанию, но наказание постигает их, вследствие лишения их все благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишения их всех вечно и без конца..."
Такой изощрённой софистикой Ириней Лионский, да и не только он, послужили "Преданию" но не подлинному христианству, основанному на Христовых Заветах. В таких словесно - административных изысканиях предается сама жертва Иисуса Христа, Его страдания и смерть на кресте, уничтожается смысл этой жертвы как показатель любви и сострадания к грешникам, которыми являемся все мы, включая самих религиозных софистов - думается что таким образом, первохристианство трансформировалось в идеологию общества неравенства и несправедливости. Высказывания таких "софистов", кстати сказать, часто вырванные из общего контекста, со временем приравняли к высказываниям Самого Иисуса Христа, зафиксированные евангелистами, и после, незаметно подставили на место Нового Завета.
Мне думается, что именно такое "предание" было отвергнуто во времена Реформации в Западной Европе и основой мировоззрения подлинно верующих, "мятежники" вновь поставили Писание, и только Писание.
В этом "пристрастном" "Предании" коренятся противоречия, сомнения и разногласия современной церковной "ортодоксии", потому что такие теории о вечных, "заслуженных" страданиях" оправдывают все несправедливости земные, потому что все мы грешники или нас - подавляющее большинство. Но тогда получается, что все мы будем гореть в геенне, вечно, в то время как некоторое количество "счастливчиков", одобренных таким "Преданием", будут восседать в Раю с презрением поглядывая в сторону Ада.
Об этом ли говорят нам Его слова: "Бог есть любовь!"
Думаю, что не такую Церковь создавал Иисус Христос, и не об этом он думал умирая в нечеловеческих мучениях на кресте, жертвуя собой во имя спасения грешников - тех, что были тогда, и тех которые будут.
Тут вопрос в том, как мы понимаем любовь Божию и Его сострадание. Вполне может быть, что и фарисеи - софисты называющие себя и себе подобных "святыми", после Страшного суда окажутся по другую сторону от Рая! А таких святых, "ортодоксы" наплодили за время правления в Церкви "предания" неисчислимое множество, тем самым дискредитировав самою идею святости.
Соотношение "Предания" и "Писания" особенно привлекают внимание в последние десятилетия. Это связано, прежде всего, с общественной критикой институтов и "административных отделов" официальной церкви, и её современной социальной роли. Анализ этой критики показывает, что РПЦ сегодня словно возвратилось на сто лет назад и стоит на пороге "православной Реформации".
Веры умной, глубокой и человечной уже давно нет, за небольшим исключением осуждаемых "официозом" батюшек и епископов, а есть самоуспокоительные суеверия, причиной для которых часто является отговорка - "а все так веруют"...
На мой взгляд, сегодня, если мы хотим сохранить подлинное христианство в наших душах, необходима "православная Реформация", которая бы освободила православие от наслоений идеологии неравенства и духовной несвободы, дала бы возможность существовать в Церкви борьбе идей и взглядов, вовсе не соответствующих официальным и общепринятым.
Иначе мы придем к тому, против чего так гневно выступал Сын Человеческий - к фарисейству-лицемерию!
2010 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal