Аннотация: Нравственность и мораль являются основанием любого государства или даже цивилизаций. В отсутстви воспитания нравственности, любое общество превращается в толпу алчных эгоистов!
Перепечатываю здесь давний сборник статей, с небольшими исправлениями и дополнениями.
Нравственность и закон
"Нравственность - это система личных ценностей, основанная на внутреннем восприятии добра и зла, которая определяет, что человек считает правильным или неправильным в своём поведении. Нравственность проявляется через совесть и моральные убеждения, которые могут как совпадать с общественными нормами, так и противоречить им.
В отличие от морали, нравственность ориентирована на личные убеждения и внутреннее ощущение правильности поступков, а не на соблюдение внешних норм и правил, принятых в обществе..."
Из Википедии
Вместо эпиграфа:
"Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов - неотменно от воспитания..." Новиков Н. И.
...Смотрел какой-то русский боевик, где главарь бандитов стоит и крестится в церкви, под мерный речитатив священника - эта картинка иллюстрирует лицемерие, царящее в российском обществе, с лёгкой руки пропагандистов -западников, когда одной рукой крестятся, а другой убивают!
Глядя на эту картинку, в голову внезапно пришла простая мысль, что государственные законы которые не боятся нарушить - не работают в России, потому что в головах нет нравственного закона, который бы стал стержнем человеческого характера.
...Такая ситуация сложилась в последние тридцать лет в России, как впрочем и в Америке, с которой наши образованцы копируют не только администрирование, но и стратегию пропаганды - иначе говоря выбирают темы приготовления "вкусных блюд" для развлечения обывателя.
Тут и кино задействовано, и ТВ, и новостные программы в которых темы убийств, ограблений и бандитизма не сходят с первых полос, особенно если в этом замешаны известные люди.
И всюду мы видим злостные нарушения закона, которые караются невнятными наказаниями - то есть получается так, что преступления есть, а наказаний нет.
Я уже не один раз писал, что современные средства массовой информации и пропаганды строят свою стратегию на потакании низменным человеческим инстинктам, а тема насилия, стала ходовой и в кино, и в новостях, и везде.
В конечном итоге, оболваненный обыватель уже не представляет своей жизни без любования насилием, а потому, возникло подражание героям бандитского и воровского мира, хотя есть ещё "менты", которые иногда пожёстче самых жестоких бандитов.
Но положительных героев в этой дикой пляске жестокости и страха, практически нет - даже Данила Багров - герой культового российского фильма "Брат" - восстанавливает справедливость через насилие и убийства.
А ведь он стал ролевой моделью для многих поколений подростков, ищущих себе пример - ролевую модель для подражания в выстраивании взрослой жизни.
Более того, сегодня в США, которые стали ролевой моделью для реформ в России, жертвенность и непротивление злу насилием воспринимается как слабость и неумение жить, и это тоже последствия поклонения культу насилия, ставшее определяющей темой пропаганды, на чём и воспитывают поколение за поколением не только в Америке, но в том числе и в православной России.
Мало того, на Западе находятся политики которые призывают отменить христианское "непротивление злу насилием", потому что, на их взгляд, это не соответствует сегодняшним западным "цивилизационным ценностям"!
Но и в России ситуация не лучше, и если ещё сто с небольшим лет назад, православие с темой "непротивления злу", было темой для дискуссии (вспомните трактаты Льва Толстого), а в Советском Союзе, старались воспитывать будущую гармоническую личность, то в сегодняшней России наступила эра "телевизионной веры", воспитывающая всё новые поколения молодых, на примерах беспощадного насилия, существующего в понятиях уголовного мира!
Подростки в школах, объединяются на манер американских подростковых банд, пробуя возрастающую физическую силу в криминальных подвигах, но без каких-то моральных ограничений, свойственных большинству взрослых.
Они совершают всё больше преступлений иногда очень жестоких, находясь под гипнозом этой самой "телевизионной веры" -
получилось так, что вместо Библии и Нового завета, как основ европейской цивилизации, школа, кино и телевидение переполнены романтическими, красивыми историями про мужественных бандитов, продажных "ментов" и разного рода психически больных маньяков. Но самое опасное здесь то, что на проблему распространения и романтизации уголовного мира и его понятий, никто из властей и школы не обращает внимания!
Сегодня, в России нет института воспитания, как некоей структуры, занимающейся именно нравственностью, иначе говоря научением детей и подростков правилам жизни в семье и в обществе, различению что есть добро и что есть зло в сложном современном мире.
Раньше этим занималась церковь и Священное писание, а сегодня, церковь утратила свои сакральные, воспитательные функции, да и воспитывать по сути некого - в церковь молодые не ходят, а в школах России никак не могут (или не хотят) ввести уроки нравственности, то есть уроки религиозного воспитания.
Вот поэтому, молодёжь выбирает примеры для подражания из кино и телесериалов "про бандитов" - иных героев, в отличие от той же советской пропаганды в России почти нет, и такие сериалы молодые не будут смотреть - им это неинтересно!
Какие выводы можно из этого сделать?
Очевидно, что в школах надо вводить уроки религиозной нравственности, на которых надо знакомить детей с основами христианства, ислама, буддизма, иудаизма.
Ещё очень важно наладить связь церкви и школы, когда священники умеющие рассказывать и знающие Новый Завет, будут приходить в школы и вполне в светской манере знакомить, разъяснять главные принципы христианской нравственности, изложенных в Новом Завете.
Конечно это не просто, но глядя на систему воспитания в Англии, которая в России считается атеистической страной, можно посоветовать министерству просвещения ознакомится с ней и нечто похожее, с учётом российской специфики, постепенно вводить и в православной России.
Живя в Англии, я вижу, что основные религиозные, христианские принципы, такие как не убий, не укради, не злословь, возлюби ближнего как самого себя, со временем растворяются в народной культуре и становятся основой нравственного воспитания молодёжи в семьях и школах.
Я уже не говорю о мусульманских общинах, которые живут строго по законам ислама. Кстати, при мечетях, во многих местах издавна существуют школы изучения основ ислама и много молодых мусульман ходят в эти мечети.
Так и в России, при всех церквях, вполне возможно открытие школ православной нравственности и со временем, принципы нравственности православия могут укорениться в обществе в виде светской нравственности и тогда уже, начнут работать нравственные религиозные принципы, а люди, воспитанные в таких принципах начнут понимать их значение в жизни!
Июль 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков
О постсоветской культуре
Эпиграф:
Британский мыслитель Эдмунд Берк, "Что такое свобода без мудрости и добродетели? Это величайшее из всех возможных зол; это безрассудство, порок и безумие, не поддающиеся обузданию"
...В качестве предисловия к этому эссе, хочется предупредить что я, иногда намеренно, в своём анализе произошедшего и происходящего в России, сгущаю краски. Но мне бы очень хотелось, чтобы я был неправ и потому, с воодушевлением приму критику тех, кто видит российскую жизнь не в таких темных тонах. Тут я руководствуюсь афоризмом одного древнегреческого философа "Счастье не в том, чтобы искать счастья, а в том, чтобы предупредить несчастья"!
...Сегодня, определяющим моментом в российской социальной системе, которая ещё не устоялась, не согласована ещё в общепринятых идеологических терминах, но уже управляет сознанием большинства россиян - является образованческая культура.
По принципам, это некий микст из российского кича, бездарных подделок англоязычных авторов, от литературы до архитектуры, и попыток возродить некогда существовавшие в Европе жанры и течения.
В любом случае, даже в политике, эта "национальная" культура вторична, и только незнание подлинной истории Запада, даёт возможность русским культурологам взахлёб, с эпитетами в превосходной степени, эту вторичность выдавать за что-то новое, иногда характеризуя это - как проявления мировой культуры...
... Возьмём политику.
Тут, после неожиданного и оглушительного поражения СССР в холодной войне, вследствие политического самопредательства номенклатуры и советских образованцев. Именно это послужило основной причиной не только развала Советской цивилизации, но и отравило сознание запутавшихся в идеологический лжи россиян, когда рассыпающаяся на части Российская Федерация, объявила себя правопреемницей Российской монархии!
Странное сочетание либерально настроенных номенклатурщиков и националистов дореволюционной формации, создали некий социальный политический гибрид, и это назвали российской "демократией".
Попытка управлять страной этими идеологизированными "кадрами" во главе с антисоветчиком Ельциным, закончилась экономическим и нравственным провалом - Советская Россия из супердержавы, в считанные годы превратилась в страну "третьего" мира. Финансовый коллапс, девяносто восьмого года, только подтвердил преступную безответственность молодых "реформаторов" и "бывшего" комсомольца Ельцина.
Напомню, что именно из бывших комсомольских "вожаков вышли не только Горбачёв и Ельцин, но и большинство их олигархов!
Невольно задаёшься вопросом: откуда появились эти "младореформаторы", где и кем они были воспитаны?
И проанализировав их биографии с удивлением понимаешь - все они бывшие комсомольские работники, их вождём был косноязычный Горбачёв, а после развала Союза, их возглавил бывший парт номенклатурщик, по совместительству борец за "демократию", Ельцин, а питательной почвой взрастившей эти поколения предателей и лицемеров, - образованческая культура, замешанная на примитивном атеизме и мещанских идеалах.
Так называемая "пост социалистическая" культура, выросла из чиновного полузнания и "псевдозападничества" - модного романтического течения в послевоенном Союзе.
Начиналось всё это с Хемингуэя, "Ста лет одиночества" Маркеса и закончилось Евтушенко, "поздним" Аксёновым и "Красным колесом" Солженицына.
Маяковский, Пришвин, Пастернак, Паустовский, Шолохов, Симонов, Платонов, Трифонов и ещё множество замечательных советских талантов - были забыты в угоду наивным бредням о процветающем Западе и его "передовой" культуре!
Социальный строй, существующий сегодня в России, никто не пытается чётко определить и это приводит к забавным, а иногда трагическим подменам.
При всём, что большинство российских людей с ностальгией вспоминают социализм и Сталина, страной управляет, сравнительно небольшой клан псевдо либералов, которых я называю образованцами.
Причина появления такой прослойки в России - полная дегуманизация, дехристианизация и в конечном итоге дезорганизация истории как науки. Мифы о западной демократии, навязанные стране кучкой "образованцев", породили малограмотных и бессовестных критиков социализма, а их антисоветизм вполне может привести и уже ведёт Россию к "либеральному" потребительству и алчности.
Попробуем это рассмотреть на примерах.
Литература...
Тот же миф о западном благополучии, породил спекулятивную критику всего советского в нашей истории и это ударило, прежде всего, по литература. Подлинные таланты советской литературы, были ошельмованы этими критиками, а часто, по умолчанию забыты.
Горький, Щолохов, Маяковский и ещё десятки замечательных поэтов и писателей или оболганы образованцами, или забыты критиками и издателями - остались одни "диссиденты" во главе с Солженицыным, которого сегодня тоже перестали читать - "Мавр сделал своё дело - мавр может уйти".
И советская культурная традиция была забыта, а на её место пришли "западные "шлягеры" - всё это происходило по известному провинциальному принципу - "нет пророка в своём отечестве".
А с уничтожением собственной литературы, были вырваны корни русской самобытности и новое поколение россиян воспитывалось русскими образованцами, чей идеал, в силу их полуграмотности и несамостоятельности, произрастал на "Западе" - все русское, советское стали называть презрительным словом "совок".
А с уничтожением русской, советской литературы и кино, которое питалось из тех же корней, изменились не только эстетические принципы, но главное, наступил этический коллапс таких базовых нравственных понятий как честь, совесть и порядочность.
Некому стало воспитывать идеалам христианства или коммунизма, пропало желание учиться и тяжело, продуктивно работать - всё рухнуло в одночасье!
Ведь недаром в России - писатель всегда был инженером человеческих душ, и он, в своих произведениях монтировал "национальный характер" на примерах добра и справедливости.
Девятнадцатое столетие в российской литературе взрастило таких литературных гениев как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький и ещё десятки значительных дарований, которые формировали и воспитывали Российскую интеллигенцию, ставшую на какое-то время лицом российской культуры.
Именно эти духовные руководители, воспитали российский "образованный класс", в традициях сострадания и сопереживания угнетённым и безграмотным народным массам, подготовили почву для социальной революции.
Однако весь склад российской монархической деспотии, изувечил самосознание этой культурной прослойки нации, сделал интеллигенцию рефлектирующей, переживающей народные тяготы и беды, но совершенно недееспособной - русский национальный менталитет, настоянный на православных догматах, сделал из "интеллигентных" обитателей российского общества мечтателей - "обломовых".
Конечно, долго такое состояние в обществе, не могло продолжаться, тем более, что мирный "образовательный" поход интеллигенции в народ, принёс только разочарование и породил "чёрную сотню"!
Тогда, в России вспыхнул народнический и эсеровский террор, началось противостояние "древней" монархии и социалистических, по сути христианских идей, отражавших чаяния русского народа о "небесном граде" свободы, равенства и справедливости.
Перед Революцией, русские интеллигенты, часто ценою собственных жизней поднимали народ на борьбу за эти религиозные идеалы, а их самоотверженность, а часто и гибель на эшафоте, воспитывали лучше всяких пьес и романов.
Однако, получив власть в 1917 году, в результате победы буржуазной революции, российская интеллигенция вдруг поняла, что неспособна этой властью распорядиться в интересах того народа, за который многие социал-революционеры отдали свои жизни.
Ведь, одно дело бороться с несправедливой властью, а другое - стать этой властью и строить государство на основах справедливости и братства. Именно поэтому, в Октябре семнадцатого, произошла пролетарская революция и к власти пришли сами народные массы, во главе с большевиками, которые в большинстве, тоже были людьми из народа..
.
...Интересно, что нечто похожее на ту, февральскую буржуазную революцию происходило уже в девяностые годы двадцатого столетия, когда "перестройщики", получив власть, в течение нескольких лет превратили Россию в вотчину "бандитски-олигархического капитализма".
Разница была в том, что российские интеллигенты имели совесть и были своеобразными "первохристианами", а бывшие комсомольцы были лицемерами и фарисеями без чести и совести!
Но вот пролетарская Революция победила, Советская Россия провела трагические реформы - коллективизацию и индустриализацию и благодаря этому выиграла схватку с мировым "злом", в лице фашизма и гитлеризма, а после Великой Победы, социальная мечтательность начала искать новые идеалы.
Известно однако, что в истории, победитель, как некая достигнутая цель или вершина, становится не нужен, делается лишним в процессе развития общества - он, победитель, всё всем доказал и потому забыт.
Во многом поэтому, и в поздне-советской литературе, на место неистового Корчагина, Павлика Морозова и Мальчиша - Кибальчиша пришли новые "весёлые жулики" типа Остапа Бендера или новые "либеральные" Маниловы с их идеалом сытости и потребления.
И вот, постепенно, бесцельная мечтательность, благодаря "учителям - образованцам", была заменена на жёсткий прагматизм алчного типа, который далёк от протестантской этики труда и главное, совершенно не соответствует русскому национальному религиозному характеру. Насильственное внедрение в России, "псевдозападных" стандартов и идеалов, привело к нравственному хаосу, самопредательству, откровенному разврату, взяточничеству и бандитизму.
Иначе и быть не могло, потому что Россия имеет другие культурные и религиозные корни, а западное искусство, сама западная культура обусловлена этикой протестантизма и была реакцией на фарисейство и лицемерие официального католичества. Только столетия кровопролитных войн и борьбы позволили европейцам отстоять трезвый, искренний взгляд на веру и жизнь.
А в России, "образованцы" из рядов парт номенклатуры и высшего чиновничества, единственно имеющие доступ к "загранице", принимали и перенимали эту культуру без размышлений, по обезьяньи копируя внешнее и материальное в выстраданной веками западно-европейской культуре, не задумываясь о сущностях, которые начисто противоречат сложившемуся образованческому менталитету.
Существующее общественное сознание в России, подчинено идеалам компрадорской российской буржуазии, которые являются рекламными агентами культуры прозападной, в большей степени культуры англо-саксонской, при этом совершенно не зная истории Англии и Америки и не понимая основополагающих базисных её моментов.
Реальная англо-саксонская культура, в преломлении образованческого сознания, превращается в идеологический миф, внедрение которого в России успешно совершилось в восьмидесятые, девяностые годы двадцатого столетия.
В России, результатом такой "перестройки" сознания, стала система "олигархического капитализма" - некая смесь из "весёлой и наглой жуликоватости" и современной маниловщины, которую нынешние образованцы называют "либерализмом".
Но очень быстро власть "жуликов", способных только прислуживать и мошенничать, закономерно сменила власть бандитов и олигархов - ведь "свято место, пусто не бывает", а русские образованцы, совершенно неспособны к конструктивной работе - они только болтать мастера.
В стране, на место закона, который никто не уважал и не боялся, в течении считанных лет встали воровские понятия и закрутилась в России кровавая, самоубийственная карусель "прихватизации", которую до сих пор невозможно остановить...
О кино...
Советское кино умерло даже раньше русско-советской литературы именно тогда, когда на политический Олимп вскарабкались доморощенные партийные либералы во главе с Горбачёвым - главные покровители тогдашних советских образованцев.
Народ это был полуграмотный и потому, не зная и не понимая причин преуспеяния Запада, они вдруг сделали свои выводы и стали слепо копировать западную, а точнее американскую, кинематографическую систему.
И эта идеологическая "отрава" рекой полилась, да и льётся по сию пору на голову российского обывателя. Я уверен, что во многом, то поражение, которое потерпела советская, российская культура, обусловлена прорывом американской, голливудской кинопродукции на российский рынок.
"Обёртка" этой кино-продукции: техника, мастерство режиссёров и исполнителей, вполне впечатлили россиян и они подпали под влияние пропаганды западного образа жизни а потому, бросились слепо копировать киношные сюжеты, "писать письма Джеймсу Бонду" чтобы он не "умирал" в очередной серии приключений, а приехал на жительство в Россию!
Тут всё понятно - кино в Советской России стало "высшим" искусством, а не развлечением, точно так же как "классное" авто, было не средством передвижения, а социальной "стигмой", обозначающей принадлежность к "высшим" классам.
А ведь Советский Союз, долгое время жил по революционным, почти христианским принципам, почти по монастырским уставам и тут, его резко окунули в язычество, которое какое-то время может нравиться доступностью примитивных развлечений и возможностью говорить и писать всё, что в голову взбредёт, как подростку нравиться, когда взрослые разрешают ему делать всё что он захочет - есть мороженое килограммами, до одурения играть в компьютерные игры, засыпать под утро и спать до вечера.
Но ведь это образ жизни проституток и карточных шулеров и очень вредит здоровью подрастающих поколений!
Когда "подросток" очнётся от такого свободного "кошмара", он уже становится физическим и моральным инвалидом и часто, назад дороги в светлое мечтательное детство уже нет - ему светит или наркопритон, или психушка, или тюрьма...
Нечто подобное испытало и советско-российское общество, ведь мало кто из чиновных "товарищей" знает, что на Западе, и не только в Швеции и Норвегии, уже давно построен социализм, а ролевой моделью был предвоенный и послевоенный Советский Союз.
Но я уже говорил о полном незнании и непонимании советскими реформаторами западного благообразия - они видели и верили в "капиталистический" миф, которого никогда реально не существовало, и который они увидели, в который поверили через голливудские "картинки"!
"Социализм с человеческим лицом" Горбачёва - это и есть попытка копировать такую модель жизни, которая в Союзе была совершенно неуместна.
Но образованцы, попытались её выстроить с помощью административного давления и антисоветской пропаганды, тем самым разрушив советскую цивилизацию, - западного уровня культуры не достигли, а свою российско-советскую потеряли.
Главной причиной отравления общественного сознания был бездумный идеологический сервилизм и неумение думать самостоятельно. Фальсификация истории СССР, подмена советской культуры на "либерально-образованческие" понятия и идеалы, были инструментами идеологической провокации, постепенно охватившей всю страну и заразившей общественное сознание.
Эта идеологизированная ложь развалила советские, социальные и государственные структуры и подорвала основы национальной самоидентификации, а навязанный либералами, извне и изнутри, "комплекс вины", разрушил веру в светлые идеалы и цели русской Революции и социализма. К тому же, временные экономические трудности стали дополнительным фактором ускорившим саморазрушение Советского Союза.
... Но чем хуже шли дела в реальной жизни, тем больше старались "либеральные реформаторы" - партийные пропагандисты, изобразить "застой" и даже реакцию в терминах "бури и натиска", то есть неуклонного движения вперёд, а государственная демагогия и лицемерие кремлёвских идеологов, стало средством для исторических подтасовок и обмана народа.
Нас, живущих в Союзе простых людей, тогда пытались уверить, что всё идет по "плану", а мы, зная что это ложь, делали вид, что верим в эту болтовню. Ложь парт аппаратчиков, уравновесилась всеобщим "пофигизмом" и пассивным сопротивлением этой демагогии и при таком расколе общества, уже невозможно было создать что-то реально значимое и передовое.
К этому пришла вся переродившаяся партийно-бюрократическая система, которая сама себя назвала "победившим социализмом" - партийные функционеры - номенклатурщики, вместо того чтобы исправлять ошибки и решать неотложные экономические проблемы утверждали, что "жизнь становится лучше и веселее".
Они сами себя объявили победителями соревнования с западным капитализмом, а как известно, в политике, я об этом уже говорил выше, победитель уже никому не нужен, потому что цели достигнуты, процесс закончился и пора начинать что - то новое.
Вот это "новое" и началось, под эгидой поисков "подлинной" демократии и эти поиски продолжаются по сей день!
Основой идеологической системы, которая сформировалась сегодня в России, является мировоззренческая неразбериха, базой для которой становится беспринципная и приспособленческая идеология образованцев и в первую голову это отразилось в самом массовом искусстве - в кино. Помимо экономической разрухи, главным здесь явилось разрушение нравственности, связанное с исчезновением понятий совести, благородства и чести.
Всё это, привело за собой "первобытный" хаос инстинктов, основанный на финансовых спекуляциях и на примитивной жадности - алчности.
Советское кино, как кино для трудящихся и для народа, перестало существовать и ему на смену пришло кино американское, коммерческое, а оно, прежде всего обслуживает моменты сексуальные и инстинкты выживания людей, что было очень созвучно ситуации в Союзе и собственно в России с 1985 по 2005 годы.
И конечно, то что мы называем сегодня возрождением российского кино - это, часто, перелицованный и упрощённый "вторичный" Голливуд!
Архитектура
...Чудовищность застройки современных городов в России по дешёвым, но выгодным застройщикам проектам, чревата многолетним социальным кризисом. Тут тоже бездумное копирование западных городов. Разница только в том, что тот же Лондон - это, в большинстве своём двухэтажный город построенный для жилья, и небоскрёбы, построенные для офисных нужд большими корпорациями.
И основу "города для жилья", составляют собственные дома с садом или с парками и скверами по периметру, а в Москве и в Питере строят чудовищные многоэтажки для бедных, за дорого, зато в самом центре, в котором каждое новое поколение, вырастая будет невольно становится асоциальной почвой для бандитов, воров и садомазохистов, ведь как утверждал знаменитый архитектор Корбюзье, "жилая среда", во многом формирует характер человека и в то время, как в Лондоне, высотки - это офисы и конторские помещения, в России - это жилые "дома"!
Дети здесь, в Западной Европе, вырастают в основном в личных домах с садом - огородом, собственной отдельной спальней, и школой - детским садом (обучение начинается с пяти лет). Парки, сады и скверы, дают достаточное пространство для игрового и эмоционального развития детей и подростков.
А что может в воспитательном смысле, получить ребёнок вырастающий в этих российских ульях - многоэтажках?
Тот же великий французский архитектор и социальный мыслитель Корбюзье говорил, анализируя социальные протесты и бунты: "Или архитектура - или революция", отмечая важность и воспитательное значение для человека, жилой среды.
Создаётся впечатление, что в России у власти люди, которые не понимают, что руководствуясь только прибылью для строительных предпринимателей, можно изувечить психически и нравственно несколько поколений детей и подростков - то есть, ещё до их рождения лишить детей подлинно человеческого будущего!
СМИ...
...Средства массовой информации на сегодня - корпоративная собственность олигархов и потому, всё множество газет, журналов, радиостанций и теле холдингов - это средство для промывания мозгов и зарабатывания, владельцами и соучредителями СМИ, больших и грязных денег.
Более безнравственных и непрофессиональных СМИ я нигде не видел. Может быть в Замбии или в Нигерии ещё существуют такие непрофессиональные и политически ангажированный СМИ - во всяком случае в цивилизованном мире не с чем сравнивать этот рупор пропаганды инстинкта и обогащения. Особенно отвратительны СМИ, которые публикуют свои новостые программы в интернете, даже такой сайт как "Раша Тудей"
на новостной ленте помещает разного рода сенсацилнные материалы, чаще всего связанны с убийствами, авто и авиа катастрофами, с пожарами и с преступлениями разного рода. И из этой новостной помойки, обыватель черпает то что можно назвать "представлением о мире"!
И в душе, в голове этого обывателя возникает то, что психиатры называют "трвожностью", которая мешает жить с мечтой о будущем, заставляя людей вздыхать и думать - "в каком ужасном мире мы все живём"! Ведь для того, чтобы описать мир во всём его разнообразии, нужен человеческий душевный талант, а не желание заработать очередные лайки и рейтинги!
На месте законодателей, я бы ввел наказания для тех новостников и тех редакторов, которые с одной стороны оболванивают простого человека примитивным гламуром, а с другой стороны, не стесняются через заголовки заманивая падких до "сенсаций", уже отравленных негативистким взглядом на мир простых людей.
Чехов своё время говорил, что мир прекрасен, но вот только человек нехорош. А нынешние отравители общественного сознания вовсе не говорят о том как хорош мир, но делают ударение на то, как плох человек. И эта односторонность делает читателей новостей жертвами разного рода "ужасных слухов" и закрашенной чёрной краской злодейств реальной жизни!
Церковь...
Последнее время, просматривается желание властей каким-то образом заполнить нравственный вакуум, предпринимаются попытки подключить церковь к процессу воспитания человека и общества. Однако церковь имеет свои виды на власть и надеется упрочить своё положение, как общественной, а может быть и политической силы, каковой она была до Октябрьской революции.
Ведь в сегодняшней России, повторяется давняя ситуация, когда Власть и Церковь начинают поминать о симфонии "Кесаря и Бога", существовавшей в российском обществе на протяжении многих столетий, и не дай бог, если похожая "симфония" укоренится на просторах России.
В Советском Союзе, были гонения на церковь, как на силу реакционную и сопротивляющейся любым переменам, однако в результате, церковь была отделена от государства, что безусловно пошло на пользу подлинному христианству, которое эта церковь представляла.
Во время войны, церковь выступала как союзник и соучастник борьбы советского государства и общества с захватчиками, и потому в 1943 многие её институты были восстановлены!
Сегодня церковь "вновь свободна", однако вновь проявляется опасность клерикализации общества и превращения церкви в духовную, идеологическую власть, реакционную по своей природе, ведь подлинное христианство и светская власть несовместимы.
Иисус Христос прямо и без оговорок говорил: "Царствие Моё не от мира сего..."
И если мы хотим быть православными христианами, то нам следует быть внимательными к словам Мессии, ибо, словно предвидя теперешние спекуляции о "новой симфонии" власти и церкви, резко отделяя одно от другого, Спаситель говорил,: "Кесарево - кесарю, а Божье - Богу..."
Общество.
После победы контрреволюции в девяностые годы двадцатого столетия, страна обрушилась в пучину нищеты и идеологического хаоса и это было главной причиной возрождения жестокого бандитизма, мошенничества и взяточничества, казалось навсегда уничтоженных русской пролетарской Революцией.
Основные причины озверения людей очевидны, они на поверхности событий - идеология социализма, была подменена на идеологию потребительства и мещанства и последствия не замедлили сказаться.
Как только появилась возможность, люди кинулись зарабатывать деньги всеми и всяческими способами, чтобы сделаться богатыми и довольными лично, оставляя всем остальным решать свои проблемы самостоятельно. Именно в эти времена, отравленное общественное сознание сменило надоевший и утомительный лозунг "Человек человеку - друг, товарищ и брат", на лозунг бандитского капитализма - "Человек человеку - волк".
Главными отравителями общественного сознания стали в это время, российские образованцы, присвоившие себе звание интеллигентов и завладевшие всеми средствами массовой "дезинформации".
К тому же, впавшие в нищету люди, дезорганизованные и сломленные соблазном будущего богатства, "как на Западе", освобождённые политическими "реформаторами" от всех обязательств по отношению к обществу, а также и от идеи равенства и братства, мгновенно покатились по наклонной плоскости в сторону нравственной деградации и утраты понятий чести и совести.
Так всегда происходило и происходит в бедных странах, обезоруженных десятилетиями плоского атеизма и неверия в высшие силы и идеалы и поэтому, из-за духовной и душевной разрухи бандитизм, вымогательство, шантаж, взяточничество и мошенничества разного рода, стали для многих в России нормой жизни!
Идеологическая обслуга, пришедшей к власти олигархической буржуазии, использовала всесильную печатную и электронную прессу для обоснования догматов олигархического, первоначального капитализма.
Но в эту идеологическую обработку общественного сознания, включились и бывшие парт пропагандисты и комсомольские деятели, уже давно потерявшие совесть и принципы.
И начался неудержимый развал не только содружества бывших советских республик, но и России, в первую голову, а подоспевшая бандитская приватизация, только довершила идеологический разгром социализма, уже на финансово-экономическом поле!
Нынешняя мелкобуржуазная идеология, постепенно приучает россиян, к понятию "элита", но на Западе, которому подражают, стиль жизни которого копируют сегодняшние идеологи "олигархического капитализма", понятие "элита" практически отсутствует в программах политических партий.
Российские доморощенные идеологи не понимали и не понимают, что страны Западной Европы, а тем более Америка. - страны христианские и потому, в их идеологии ни о каком элитаризме нет и речи.
В лучшем случае, политически активное большинство тут называют средним классом, а разговоры об элите воспринимаются как анархо-фашистские взгляды.
В России, сегодня, всё наоборот.
И я вижу причину "оболванивания" народа, превращение его в бессмысленное "быдло" в желании либеральных образованцев, являющихся основными идеологами "олигархического капитализма", оправдать существование этих "элит".
Их людоедские теории деления людей на "овец и козлищ", настолько примитивны и убоги, что о христианстве уже и говорить не приходится - это кое-то возрождение примитивного "неоязычества", "либеральный нацизм", оправдывающий откровенную эксплуатацию меньшинством, подавляющего большинства!
...Однако после долгих лет разрухи, необъявленной гражданской войны и разворовывания страны, к власти пришли силовики работавшие в КГБ, а ныне ФСБ.
Кстати, в своём антисоветизме, образованцы стремятся всё переименовать на буржуазный манер - меня поразило переименование милиции в полицию - большей глупости и противопоставлению себя народу, я не ожидал даже от нынешних образованцев.
Саморазрушение страны было приостановлено за счёт частичного возврата к системе бюрократического социализма, однако Новой Революции не случилось и получив власть в свои руки, силовики скоро превратились в "передовой отряд" буржуазии и продолжили капиталистические по форме, но бандитские по содержанию "реформы", главной целью которых было удержание власти в руках компрадорской буржуазии.
За счет эксплуатации народа и перепродажи природных ресурсов, олигархи сказочно обогатились и всё бы продолжалось в этом направлении, как вдруг грянул финансово-экономический кризис порождённый финансовыми проблемами капитализма, как общественно социальной системы. И даже сегодня, во многих отраслях и видах экономики слышны отражения этого кризиса, который превращается в непрекращающееся стремление к потребительству, как основному идеологическому принципу во времена Реставрации!
Но Реставрация, как известно, не может продолжаться долго, так как новые режимы, возвращаясь к старым, отсталым системам управления и распределения обречены на провал, после долгого прозябания и проедания наследия свергнутой, социалистической системы!
Ещё одна особенность сегодняшней ситуации заключена в том, что верхи всячески продают и предают интересы России, как самодостаточного государства - высшее чиновничество, финансовые олигархи и даже бандитские вожаки всячески стараются изобразить из себя космополитов, а их семейства уже живут в таких откровенно русофобских, в основном в среде высшего чиновничества странах как Англия, Америка и Германия.
Им, этим "новым космополитам", уже совсем неважно, что станет с Россией в ближайшем будущем, потому что их сердца далеки от Родины, ведь ещё в Писании сказано: "Где сокровища ваши, там и сердца ваши", а сердца этих отщепенцев стремятся к богатству, как основной жизненной ценности!
Противоположная картина, случилась с тем большинством, которое эксплуатируют эти "элитарные прослойки" населения - "низы", видя разграбление и откровенное предательство народа, так называемыми "элитами", постепенно проникаются националистическими взглядами.
Этим можно объяснить и митинги футбольных болельщиков на Манежной площади и зверства фашиствующих молодчиков, и обывательские лозунги "Россия для русских" или "Москва - для москвичей".
Этим же можно объяснить увлечение спортом, как основным времяпровождением и национальной страстью россиян, заставляющих хоть на время вспоминать подлинные победы Советского Союза в боях, в труде, в науке, да и в спорте тоже.
К сожалению, этот суррогат патриотизма, приводит к умственной и физической деградации, превращения молодого поколения из "делателей", в "наблюдателя" и "болельщика".
Но одна из главных бед сегодняшнего российского общества - это презрительное отношение к любой работе и к физическому труду как таковому!
Труд в России потерял этическую и эстетическую ценность, а это влечёт за собой самые разрушительные и мрачные последствия.
Лозунг: "Где бы не работать - лишь бы не работать", может привести общество к саморазрушению, потому что нельзя безнаказанно забывать известный афоризм: "Труд сделал из обезьяны человека", и точно так же, социальный паразитизм способен вновь сделать из человека, обезьяну!
Делая выводы из всего сказанного хочу предположить, что Реставрация, как идеологическая основа российского общества, не продлиться долго - история показывает, что любая Революция, со временем по разным причинам, сменяется Контрреволюцией, которая приводит за собой режим Реставрации и идеологию "обратного хода".
Но такое состояние общества, неминуемо смениться Синтезом, который и поможет России преодолеть реакцию и выйти на новый уровень идеологий и человеческих отношений - обычно, в истории, это происходило через череду "малых", бескровных революций.
Уже сегодня, благодаря демократическому волеизъявлению народа, есть надежда, что удастся избежать кровопролитных противостояний власти и народа, потому что посредством честных выборов, можно постепенно перейти на позиции Синтеза, что и доказали реформы в Китае, в Индии и Латинской Америке...
И вместо заключения, я приведу слова интеллигентного русского писателя Антона Павловича Чехова, сказанные им почти сто пятьдесят лет назад:
"Хорош божий свет. Одно только нехорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим свою великую родину, но в чём выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идёт дальше "чести мундира", мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное - надо быть справедливым, а остальное всё приложится".
Начало марта 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков
О новых образовательных стандартах, культуре и развитии интеллекта
...Живя в Англии уже более десяти лет и воспитывая двоих детей, я сталкивался с образовательной системой, которую хотят скопировать российские псевдореформаторы. Судя по всему, они несколько раз побывали в школах на Западе и "вдохновлённые" их успехами, решили подобное создать и в России.
Однако нельзя забывать, что школьное образование в Англии делится на государственное и частное, на платное и бесплатное, а это меняет ситуацию, если хотя бы немного вникнуть в суть дела.
Надо знать, что в хороших частных школах плата за обучение составляет от пяти до двадцати пяти тысяч фунтов в год, что в переводе на русские рубли, составляет от двухсот пятидесяти тысяч до миллиона двухсот пятидесяти тысяч рублей. А много ли вы найдёте в России семей, которые могут себе позволить даже одного ребёнка обучать в такой частной школе...
Кстати, мне рассказывали, как русская "делегация" учителей и чиновников образовательной системы входила на уроки в английской школе, чуть ли не ногой открывая дверь, не спрося разрешения учителя. (Это разрешение необходимо было получить и желательно заранее, ещё и потому, что учащиеся в Англии, в определённом смысле главная составляющая "процесса", а чиновники - второстепенная.)
Этот инцидент показал уровень культуры учительского и чиновного корпуса в нынешней России, во всяком случае тех людей, которые в Москве вполне может быть и готовили эту школьную реформу и новый образовательный стандарт.
Конечно, в России есть и другие учителя - вежливые, умные и тонкие, но они очень редко выезжают за границу. Те же, что бывают здесь в Англии, принадлежат к той породе "новых русских", для которых деньги - главная жизненная ценность.
Потому и свою "реформу" они создают по заказу определенного богатого слоя русских, совершенно не заботясь о подлинно демократических ценностях, которые и являются основой преуспевания "западного" мира.
"Социальный лифт", поиски талантов среди всех слоёв населения, составляют одну из главных целей образовательной системы, а средством достижения поставленных задач, является попытка соблюдения равных возможностей "на старте" жизни. Естественно настолько, насколько это позволяет социальная система - развитый капитализм.
Тем не менее, образование является одной из ведущих задач любого правительства в Англии и напоминает лозунг: "Учиться, учиться и еще раз учиться", выдвинутый Лениным в революционной России.
Англичане в этой области достигли очень многого, как впрочем, в своё время и Советский Союз.
А нынешние российские "деятели" образования способны только разрушать построенное с таким трудом и похоже, совершенно не понимают социальных, "социалистических" истоков того благополучия, которое сегодня имеют многие западные страны, прежде всего Англия!
Но это уже тема другой статьи...
... Образование для своих детей было и остаётся одной из приоритетных задач в каждой семье из английского среднего класса. А таковых по разным подсчётам в Англии до половины семей.
Многие родители меняют место жительства переезжая в районы, где есть хорошие школы не только частные, но и государственные, - бесплатные, хотя таких совсем немного и в которые существует большой конкурс. К чести основного массива государственных школ в Великобритании, исключая Лондон и нескольких больших городов, надо сказать, что уровень обучения и преподавания довольно высок.
Но это, в основном, за счёт множества вспомогательных подразделений в системе образования от инспекторов, периодически проверяющих школы на предмет качества работы, до курсов повышения квалификации учителей и разного рода творческих и научных конференций и семинаров.
Вся система работает над улучшением образовательного стандарта и реформы тут происходят практически каждый год. Структура проверок, рейтинговых списков и научной работы разнообразна и многочисленна, и в ней, постоянно заботятся о повышении уровня обучения и качества образования. Боюсь, что и с этим в России буде большая проблема. Педагогические вузы, которым вдруг присвоили звания университетов или даже академий, свой научный и теоретический уровень от этого нисколько не повысили. Произошла элементарная подмена названий, которой так грешили либеральные образованцы, в начале мрачных девяностых прошлого века...
Вообще, начало девяностых в России, было временем подмены понятий, что и стало во многом причиной разрушения не только Союза, но и культурного кода советской цивилизации.
Все, так называемые "демократические реформы" скопированные с западных образцов, в России породили взяточников, бандитов и олигархов и надолго затормозили процесс подлинной демократизации страны.
К сожалению, и реформы образования могут остановиться на стадии разрушения уже существующей базы, как это уже было с российским здравоохранением или с наукой. Уже слышатся из среды молодых "образованцев" призывы разрушить советскую школу, якобы сохранившуюся в "новой" России.
Однако от той школы, которая породила светил мировой музыки, кино, науки и искусства уже ничего не осталось, а на её месте вырос какой-то "социальный уродец", штампующий малограмотных, малокультурных, но алчных и амбициозных абитуриентов.
Как правило, эти либеральные "педагоги - разрушители" приходят из среды чьё становление пришлось на лихие девяностые и потому, уже не помня и не зная советской школы, они, пользуясь расхожими штампами по её поводу, часто совершенно не понимают о чём говорят.
Больные карьерным активизмом, они хотят "действовать", зарабатывать славу и деньги, и потому чрезвычайно опасны. Они не знают старинного буддистского афоризма, который гласит: "Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему"!
В России, на мой взгляд, сегодня происходит развал не только образовательного, но прежде всего культурного стандарта, когда многие люди окончив не только школу, но и институт говорят, что солнце - это спутник Земли, а многие ещё "верят", что Бог создал Землю в шесть дней, а на седьмой прилёг отдыхать. И сделал Он это не далее, как около шести тысяч лет назад.
Я, конечно, шучу, но культурный "обратный ход" (церковный термин из девятнадцатого столетия) заметен "невооружённым" глазом.
Основной аргумент сторонников нового стандарта - это уменьшение учебной нагрузки на школьников. И главное новшество - школьник сам будет решать, что ему лучше учить, а точнее, удобнее изучать. И нормальный школьник, выберет то, что полегче и попроще.
Таким образом, особенно в России, можно будет забыть не только о математических школах которые были красой и гордостью Советского Союза, но главное, о приличных учителях математики, физики и химии. Именно они определяют, через время конечно, успехи или неуспехи в стране математики, физики и химии, как наук.
Нынешние подростки - в основном инстинктивные "прагматики". Они уже затвердили на всю жизнь, что тот кто тяжело работает - неудачник, а тот кто не работает и имеет много денег - тот счастлив!
Не имея жизненного опыта, они естественно будут выбирать лёгкий путь в жизни и если их не "подталкивать" тем или иным способом, то их мечтания завершатся трагическим разочарованием.
Ведь дети, в определённом смысле, маленькие животные, которые постоянно норовят спрыгнуть на уже пройденную ступень социализации и превратиться во взрослых животных, руководствующихся в своём поведении инстинктами. Да и многие ли взрослые в России, после массированного промывания мозгов в сторону оглупления и выработки инстинктивных навыков в девяностые, могут похвастаться внутренним подталкиванием себя к занятиями - "подвигам", увлечением чем-то интеллектуально сложным.
Проще ведь устроить себе "маленький отдых" и окунуться в инстинктивную жизнь, тем более если культурные стандарты уже повсеместно, благодаря ТВ и Интернету, приближаются к уровню "ниже плинтуса"...
Однако мы не должны забывать, что человека из обезьяны сделал труд, как утверждали классики социализма, а Зигмунд Фрейд говорил, что человеческая культура стала продуктом репрессивного метода воспитания (понимаемого в широком смысле).
А что мы можем получить на выходе, если позволим, а точнее, если перевалим груз ответственности выбора своего общего будущего на плечи наших детей?
Многим воспитателям известно, что причиной большинства детских нервных и психических срывов становятся неверная диета и плохой распорядок дня. Но каково же должно быть тогда значение культурной "диеты", духовного питания?
В России, где пропаганда эгоизма, алчности и насилия, стала, чуть ли не государственной программой средств массовой информации и особенно телевидения, трудно ожидать, что дети смогут самостоятельно противостоять этому урагану безнравственных или прямо уголовных идеалов.
Тут и вступает в силу понимание ответственности взрослых за "образовательное воспитание". Однако сегодня в моде теория "самостоятельности" детей, и много её сторонников окопались в лагере "реформаторов", упорно противостоящих здравому смыслу. Такая позиция, на мой взгляд, показывает возрастающую безответственность не только государственной власти, но и родителей...
За примерами, иллюстрирующими отвратительные результаты такого взрослого "малодушия", в той же благословенной Англии, ходить не надо. Я какое-то время работал в качестве педагога в детском - "после школьном" клубе, в одном из центральных районов Лондона, где в районе Кингс - кросс живут в основном семьи рабочего класса.
Там я столкнулся с откровенной грубостью и даже издевательствами подростков над воспитателями и полным неуважением к взрослым вообще. Если же воспитатели пытались восстановить порядок в клубе, то подростки могли и избить их, а женщин, часто уже бабушек могли послать куда подальше.
И воспитатели это терпели, я же, по профессиональной и российской привычке, во всё влезал (Я был директором большого подросткового клуба в Питере) и однажды назвал "плохим, глупым мальчиком", подростка лет тринадцати, который услышав мой акцент, стал пинать в меня футбольным мячом.
Когда в повышенном тоне я указал ему на неадекватность поведения, этот подросток не ожидавший такой непривычной реакции, вышел из себя и стал от бессилия плеваться в меня, не говорю уже о ругательствах которые мне продемонстрировал.
Подросток, наконец ушёл разъярённый и вскоре, на территорию клуба пришёл другой подросток постарше и размахивая молотком, стал бегать рядом со мной, демонстрируя очевидные намерения, проучить меня с помощью этого молотка...
Другой, молодой воспитатель видя, что я шокирован этим случаем утешил меня, сказав, что эти же подростки на него нападали с ножом. Вскоре в Лондоне прокатилась эпидемия смертей от ножевых ран, нанесённых подростками своим сверстникам и не только...
Другой случай, больше комичный, чем опасный, произошёл уже с моим сыном.
В его школе он, по моему настоянию стал изучать русский язык наряду с французским, как вторым - в английской школе есть такая формула. И вот на родительском собрании, классный руководитель моего сына стала советовать мне оставить сыну только французский, мотивируя это тем, что по французскому скоро будет экзамен, а русский будет мешать ему и отвлекать внимание от экзамена.
Я так же вежливо, но непреклонно, не согласился с её доводами, и настоял на совместном изучении и того и другого языков. А жене (она англичанка) уже на повышенных тонах, очень эмоционально, объяснил, что на русском мой сын будет разговаривать со мной, а французский может ему в этом смысле совсем не пригодится. Я тогда, как и сейчас, плохо знаю английский, а по-французски совсем ничего не понимаю.
Дома, конечно, был небольшой скандал, двери хлопали, женщины плакали обиженные моей "тиранией", однако я настоял на своём...
Вскоре мой сын сдал экзамен по французскому языку, а чуть позже и по -русскому! И по сию пору мы с ним общаемся на русском, правда ломаном, однако ему это общение очень нравится, а я на нём, периодически проверяю уровень своего английского "разговорного". Так и получается, что он говорит со мной на русском, а я с ним на английском - итоге, всем стало хорошо.
Я сторонник такой педагогической теории, проверенной личным педагогическим опытом, которая предусматривает ответственность родителей перед обществом и самого общества в лице государства за образование и главное за воспитание не только своих, но всех детей.
А обязанностью детей считаю обучение и воспитанность и конечно это процесс двухсторонний, однако с чётким разделением уровней ответственности, разным для взрослых и детей.
... Наблюдая то, что происходит не только в Англии, но в основном в России, я вижу, что взрослые дядьки и тётки, делая деньги на ТВ, в газетах, на радио, в интернете, отравляют сознание подростков и детей злобной алчностью, эгоизмом и культом силы.
Потом, когда дети становятся постарше, эти законодатели социальной моды пугаются их зверских наклонностей и садят в тюрьму жертв своего воспитания и вдалбливания, на всех информационных уровнях, инстинктивных привычек и "идеалов".
Получается так, что отравители детского сознания и провокаторы жируют в России, зарабатывая миллионы и миллиарды на пропаганде инстинктивной жизни, а отвечают за результаты жертвы такого научения - отравления. Очевидно, что это не только не по христиански, но и не по человечески.
То, что моя система "принуждения" к хорошему образованию, связанная с жёстким, подталкивающим воспитанием даёт свои плоды, я убедился на опыте своего сына...
У него, как у всякого подростка, конечно был компьютер, (к счастью, благодаря жене в доме никогда не было телевизора) и он, сидя за ним, забывал обо всё на свете, прежде всего об уроках. Тем самым, он наглядно демонстрировал тот инстинктивный выбор, на котором настаивают нынешние горе - реформаторы в России.
Поэтому мне, изредка приходилось воздействовать на него не только вербально, но и физически, отчего жена была не в восторге, впрочем, как и я сам. Однако жизнь заставляла это делать и часто, эти воздействия, происходили после родительских собраний...
Но вот он стал постарше и я, на ломанном английском стал ему объяснять, что моя обязанность как родителя, заключена в принуждении его к образованию, а его сыновняя обязанность заключена в научении, под моим руководством, тяжело и много работать над заданными уроками, но не только.
Я объяснял ему, что пока он не различает понятий добра и зла в человеческом и больше, в христианском смысле, моя обязанность руководить им и растолковывать эти понятия насколько я сам их понимаю. А он, хотя и может не понимать сейчас, о чём я настойчиво толкую, но в будущем, когда сам станет отцом он сможет понять меня вполне.
Конечно эти объяснения иногда были грубы, однако возымели действие...
Сын занимался музыкой с пяти лет, потом ходил в музыкальную школу и играл на скрипке, а потом ещё, по воскресеньям пел в церковном хоре, зарабатывая себе стипендию для оплаты учёбы в известной лондонской школе.
И вот, я заставлял его каждый день по часу, в свободное от уроков время, играть заданный в музыкальной школе урок. Он как мог увиливал от этих занятий, иногда, плакал, говорил, что это ему ни к чему и что он не хочет стать профессиональным скрипачом.
Я на это отвечал, что эти занятия приучат его быть последовательным и постепенно заставят методически работать, а эти навыки пригодятся не только при учёбе в университете, но и во взрослой жизни.