Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Добро и зло, как субстанциональные начала бытия. Продолжение статьи "Логика смерти!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Добро и зло, как основные этические понятия человеческой истории

  Парадоксы истории развития человечества.
  
  Вместо эпиграфа:
  
  "Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро".
  Философ Плотин.
  
  ...Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны...
  Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
  Если вглядеться, то любая гонка вооружений, сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война...
  И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
  В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
  Ну а потом, изобретение пороха, поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей. Уже воины Чингисхана использовали пороховые "бомбы" при осаде городов, пользуясь открытиями и китайскими технологиями...
  С изобретением ружья, стали убивать не только людей, но и охотиться с ним, что тоже делало жизнь намного легче и продолжительней. Ну и потом, постепенно началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
  Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне. А ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу противостоять Америке и НАТО, в качестве второй супердержавы!
  ...Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия, со временем перекочевывают в мирную жизнь.
   Вот несколько примеров:
  
  ...Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
  ...Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных. Уже потом, стали использовать ракеты для аэрокосмических исследований!
  ...Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих "гаджетов" очень трудно!
  Таких примеров десятки, сотни, тысячи...
  
  Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем "стимулом", который и подтолкнул человечество к возникновению: в начале человеческого стада, потом племени, а потом и нации-государства. Ведь вместе было удобней, веселей и главное безопасней. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: "Война напоминает порыв ветра над загнивающим озером!"
  И все это происходило в целях защиты жизни, во время разного уровня и масштаба, столкновений - военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности...
  Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные татаро-монголы - небольшая народность из глубин Центральной Азии, завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
  И несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой парадоксальным образом прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи.
  В этом "объединительном" феномене и в самой фигуре Чингисхана - объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
  На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества...
  Иначе говоря: "Не было бы счастья, да несчастье помогло!"
  ...Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходит техническая и социальные революции, названные "глобализмом"!
  Но и в человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд в свое время, правильно заметил, что развитие человеческой культуры - это процесс обусловленный "репрессиями" как природного, так и социального свойства!
  Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных этических понятий.
  Гегель, в свое время определили основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет тому назад.
   У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов, Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие в результате борьбы противоположностей переходило на новый этап развития.
   Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку энергии жизни, при столкновении противоположностей, происходящей от вечного противостояния и столкновениях добра и зла...
  А как же афоризм Святого Августина, который говорил. "Зло - это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла"?
  Я сам несколько раз пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: "Душа человека - христианка", есть неоспоримая истина.
  Но тогда, возникает вопрос: Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
  ...И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос, прихожу к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом доставшемся ему от наших предков - животных...
   Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
  ...Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
   Примеры:
  В буддизме - цель жизни, освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
  В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
  Но и в христианстве, существует доктрина, в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения - в рай, где царит вечное добро и порожденное им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета говорил: "Царствие моё не от мира сего!"
  С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад - сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире...
  Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
  В определённом смысле и такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
  Но, так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
  В биологическом и даже геологическом смысле, смерть, побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия. Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни, к её вневременному продлению общего в природе, именно через смерть частного!
   И потому, смерть понимаемая как зло, является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое, в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
  ...Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом "стаде", и впоследствии зафиксированного на уровне "умственного", интеллектуального ДНК...
  И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества...
  ...Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток все привести к одному изначальному знаменателю...
  
  
   Май 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
  или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
  Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"