Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Продолжение темы о социализме и капитализме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытки предсказать будущее делают многие и все они, ошибаясь, продолжают это делать!

   О прошлом настоящем и будущем.
  
  
   Размышления о будущем.
  
  
  ЭПИГРАФ 1: "Зло - это недостаток добра..." Святой Августин
  
   ЭПИГРАФ 2: " В социальной истории можно сравнивать множество объективных показателей - например среднюю продолжительность жизни, количество населения и проч.
  Можно даже доказать, что эмоциональная жизнь более сложного общества богаче и разнообразнее. Но психологами накоплены данные, демонстрирующие поразительное
  обстоятельство: долгосрочный баланс положительных и отрицательных эмоций очень слабо зависит от внешних условий. Поэтому надежда на то, что социальные изменения
  способны сами по себе сделать людей более (или менее) счастливыми, заведомо иллюзорна. Обратившись же к субъективным оценкам, полученным через опросы, мы и вовсе запутаем дело, поскольку актуальная удовлетворённость решающим образом зависит от динамики потребностей и ожиданий, а обыденные представления о прошлом подвержены разрушительной аберрации..."
  А. Назаретян: "Векторы социальной эволюции"
  
  
  ...Сразу вспомнилась марксистская схема развития человеческого общества из школьных учебников: "Первобытное стадо - рабовладельческий строй - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм..." Думаю, что в общих чертах и сегодня, можно таким образом обрисовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
  Оттого, что последнюю формацию в СССР так и не удалось построить, в общей схеме развития человечества ничего не изменило.
  
  Если учитывать, что в Западной Европе и в США во многом уже построен "социализм с человеческим лицом", который по-прежнему называется капитализмом, то становится очевидным подмена частными научными взглядами критиков коммунизма, общей теории развития человечества.
  А попытка сделать высокую степень физиологического довольства, (к чему стремиться сегодняшнее общество потребления), счастьем и главной целью развития человечества, просто не выдерживает критики с позиций "человека разумного". Может быть с позиции "логики свиней" это и так, но в этом случае мы забываем неоспоримый факт, что человек не свинья, а существо духовное. Почему он и встал во главе эволюции и чем дальше, тем больше становится похож на божество, из совсем ещё недавних по происхождению, мифов и легенд. Чем действительно сегодняшний космонавт или физик-ядерщик, отличается от Зевса-Громовержца греческих мифов!?
  С другой стороны, сегодня, в чистом виде социальные формации, описанные в теории Маркса, уже нельзя найти. Капитализм в некоторых странах стал больше похож на социализм, а феодализм, в форме клановости, в той или иной мере присутствует во всех социальных системах.
  О чём это может говорить?
  Прежде всего о том, что социальный прогресс существует и тем не менее, вполне возможны варианты развития событий, особенно в долгосрочной перспективе, приводящие ко "вторичному одичанию" и забвению, некогда достигнутого в социальной области. Иначе говоря, прогресс не представляется нам прямой линией или процессом, только возрастания свободы, справедливости и братства.
  В качестве примера можно указать на "забывание" достигнутого и впадение в историческую "дикость" в средневековой Европе, после крушения Римской империи. Да и недавний пример разрушения Союза и превращения России в страну где воссоздаётся "первоначальный капитализм", о многом говорит...
  И ещё это показывает, что нет каких-то чистых моделей, теоретически предсказанных и осуществлённых на практике
  Сегодня, в мире сосуществуют множество социальных формаций, начиная с рабовладения и кончая странами с коммунистической идеологией. И поражение "советского социализма", вовсе не означает забвения идей свободы, равенства и братства, провозглашённых ещё в Новом Завете Иисусом Христом, а потом подхваченных Карлом Марксом и Лениным .
  Просто подтверждается тезис, что развитие общества - процесс, в котором несколько векторов развития часто сочетаются, двигаясь по сути в одном направлении реализации идей прогресса...
  Теория избыточности биологических видов в процессе земной эволюции, в определённом смысле связана с теорией избыточности социальных типов и формаций человеческих сообществ. Сегодня, наряду с капитализмом, на земле сосуществуют и социализм, и феодализм, и рабовладение, и даже "первобытное стадо". Уже не говоря о разного рода "помесях" тех или иных социальных систем.
  Почему и для чего это надо? Почему это является реальностью в сегодняшней человеческой истории?!
  Видимо, его величество "Случай" управляет нашим будущим и даёт человечеству шанс выжить при необходимости, приноравливаться к экстремальным, а может быть и катастрофическим обстоятельствам, возможным в будущей земной истории как социальной, так и физической.
  Удивительный случай проявления такого управления, произошёл, совсем недавно по историческим меркам - в 20-ом веке. История создала германский фашизм и его фюрера - Адольфа Гитлера, а параллельно - Советский Союз с Иосифом Сталиным во главе. В первом случае, история, словно пробуя, что получится создала реальную угрозу человечеству, но позаботилась и о том, чтобы создать силу, которая эту угрозу нейтрализовала и уничтожила...
  Само стремление человечества в космос, доказывает возможность некоей целевой установки направленной на выживание человечества, в случае угрозы самоуничтожения или космической природной катастрофы на Земле. Но вполне возможно, что всё во вселенной делается для воссоединения человечества с "точкой Омега", олицетворяющей в себе божественное творческое начало. Об этом, глубоко и проникновенно говорил антрополог и богослов Тейяр де Шарден, в своей книге "Феномен человека".
  Развитие человечества в сторону своего обожения, чем дальше тем более очевидно. Людоедство и первобытное рабство, как общие явления остались далеко позади в истории "человека мыслящего" и сегодня, вполне реален выход человека в глубокий космос. Такое стало возможным благодаря прогрессу как техническому, материальному, так и духовному, интеллектуальному. Количество скептиков, отрицающих стремление и возможность попадания человечества в чудесное, но неизведанное будущее, только подчёркивают актуальность идеи теозиса.
  Глобализация мира, особенно заметная в последние десятилетия, показывает и доказывает нам, что идеи сосуществования, сострадания и объединения, подготовлены не только религиозными установлениями на взаимопомощь и любовные отношения между людьми, но и многими достижениями науки и промышленности. Я имею ввиду прорыв в космос, создание мобильной связи и возникновение компьютерной цивилизации, которые невозможны были бы без сотрудничества стран и учёных всего мира...
  И здесь надо вспомнить то, чему учил своих последователей Иисус из Назарета, позже названный Христом. Он говорил, что Бог - это любовь и призывал отказаться от права силы и взамен, предложил простую формулу достижения единения с Богом - непротивлением злу, насилием. Он говорил: "Возлюби ближнего, как самого себя...". А в другом месте: "Если ударили по левой щеке - подставь правую..."
  И ещё Он говорил: "Любите врагов ваших и благодетельствуйте тем, кто вас гонит..." Иначе говоря, Иисус из Назарета призывал людей не воевать, а сотрудничать, не ненавидеть а любить...
  Уже тогда, две тысячи лет назад, Иисус Христос предвидел кризисы несоответствия развития технологий и уровня человеческих отношений и призывал, готовясь к встрече с Богом (воссоединение с "точкой Омега), отказаться от любого насилия в пользу любви и сострадания...
  По тем временам, это была немыслимая идея и потому его предали и казнили как революционера, представители той идеологии, в которой следовало жить по законам биологического мира: "Око за око и зуб за зуб..."
  Но именно Христова идеология любви и взаимопомощи, нашла своих адептов в среде "униженных и оскорблённых" и, казавшаяся такой нелепой и нежизнеспособной идея всеобщей любви в те времена господства голой силы, со временем стала мировой религией...
  Более того. И "Царствие небесное", мы можем воспринимать сегодня, как прообраз будущего, о котором и говорил Спаситель, проповедуя своим ученикам "Новый Завет", отрицающий "закон силы", как исчерпавшую себя идеологию Древнего Мира...
  Тем самым, Иисус из Назарета посеял семена христианства, вызревающие в человеческом сообществе, а сегодня, эти семена становятся идеологией уже обозримого будущего, идеологией очередного этапа развития человечества уже не только в условиях Земли-матери, но во всей Вселенной...
  ... Недавно, в интернете, я посмотрел видеоматериал, в котором с удивительной ясностью и логикой доказывается, что символы и ритуалы христианства, это продолжение и развитие символики знаков Зодиака, а Иисус из Назарета наследует черты Бога Солнца, животворящего и вечного.
  Но для меня, как впрочем и для миллионов верующих христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий, не важно насколько первичны символы и ритуалы в религиозных культах и откуда они пошли, и где впервые появились. Для меня важно само существование религий, которые и помогли в духовной эволюции человечества, достичь таких высот жизни.
  С древнейших времён религия помогала человеку реализовать свою социальную природу и жить сообществами, в которых прививала законы и табу общежития, освящённые авторитетом Бога или Богов. Эти законы и традиции внедрялись в сознание многих и многих поколений, накапливая интеллектуальную базу человечества сегодня называемую ноосферой.
  Ритуалы в религиях служат инструментом воспитания человека и человечества, являются переносчиком знаний и инструментом эволюции - их значение в развитии человеческого духа трудно переоценить.
  "Религиозные предрассудки" - так называют религиозную символику, догматы и ритуалы современные атеисты - по сию пору служат объединению человеческих сообществ и внедрению культуры общения и сотрудничества через веру, а не через насилие.
  Человеческий язык - одно из самых грандиозных достижений земной эволюции и прежде всего эволюции человеческого духа, позволил наши мысли и догадки оформить в некую информационную систему, которая сегодня становится материальной базой, позволяющей человечеству вырваться в просторы космоса, открывающей грандиозные цели и перспективы, для дальнейшего развития человечества на планете Земля...
  В то же время, недавняя история показала нам, что сообщества и государства, исповедующие атеизм, очень быстро деградируют в социальном плане. Тому примером может послужить развал Союза, где атеизм и антирелигиозная пропаганда разрушила социальные связи и преемственность не только культуры, но прежде всего нравственности, то что русские люди называют совестью и честью. Общество, задуманное и строившееся как воплощение идеи всеобщего братства человечества, превратилось в последние десятилетия существования СССР, в атомизированное сообщество эгоистов и социальных люмпенов, во главе с парт номенклатурой.
  И такая моральная и нравственная деградация, грозит не только разрушением традиционных общественных структур, но и впадением в первоначальную дикость - победой инстинкта разрушения и смерти. Вспоминается теория Фрейда о сосуществовании, на пространствах человеческой жизни, постоянной борьбе инстинкта созидания и жизни, с инстинктом разрушения и смерти.
  Сегодняшняя атеизация жизни, вытеснение из человеческих сообществ идей светлого будущего, подмену высоких целей сиюминутным самодовольством биологического инстинкта, может привести человека к физической деградации, когда геи и лесбиянки постепенно станут не болезненным исключением из общих форм земной жизни, а правилом, благодаря которому вымрет "человек мыслящий". Инстинкт удовольствий постепенно занимает всё большее пространство в нашей социальной жизни и это опасно, для выживания и развития рода человеческого.
  Фрейд говорил ещё, что человеческая культура, это продукт репрессивных и стрессовых состояний и она развивалась под постоянным давлением неблагоприятной природной среды - необходимости выживать в этом жестоком и беспощадном мире. Во многом, религиозные табу и законы ограничивающие индивидуальный произвол, удерживали человечество от впадения в первоначальную дикость и самоубийственное следование инстинкту удовольствия. Стоило забыть об этом или позволить себе почивать на "лаврах", и социальная структура некогда великих и сильных империй разрушалась и падала в прах сластолюбия и изнеженности, раздавленная силой варварского энтузиазма и нового религиозного самоотречения...
  Духовная эволюция, достигает наибольшего напряжения, в моменты неустроенности и сильных страданий-переживаний, когда тот или иной биологический вид, развитый до уровня мыслящей материи, делает неимоверные усилия чтобы избавиться от физического или психологического стресса, и в конце концов находит в себе энергию преодоления полосы неудач, нестабильности и природных катастроф.
  Именно эта направленность на устранение дисбаланса и заставляет искать и находить цели и средства, необходимые для развития вида. Это касается и человечества. Нечто подобное происходит и сегодня, то есть уже в новейшие времена...
  Древний Рим рухнул, стоили римлянам уверовать в свою непобедимость и непогрешимость. Византия пала, утратив способности и волю сопротивляться нашествию мусульман.
  Английская империя, перешла в разряд "многих" стран, стоило англичанам поверить, что они во все времена будут великими. СССР рухнул, когда к власти в стране пришли партийные номенклатурщики, уверяющие всех и себя что социализм - это вечное и нерушимое состояние, что он уже построен в СССР. Они перекрыли все каналы критики и самокритики своей власти и в итоге, казавшийся вечным Союз рухнул легко и трагически внезапно...
  Свободные дискуссии, как в науке, так и политике, позволяют человеческому обществу использовать весь потенциал человеческой мысли и духа, и тем самым не останавливаться в движении к обожению, которое и является тем процессом, позволяющем человечеству достичь, ранее непредставимых высот в своём развитии!
  Сегодня, я думаю, что именно свобода слова и свобода печати спасает человеческое сообщество от загнивания и падения в безмозглую диктатуру силы денег...
  
  Ещё одна цитата из статьи Назаретяна:
  
  "Сначала выделим те линии последовательных изменений, которые эмпирически
  прослеживаются на протяжении социальной истории и предыстории и при необходимости могут быть выражены количественно:
  - Рост технологической мощи. Если мускульная сила гоминида, по крайней мере со
  времени питекантропов, оставалась, судя по всему, в пределах одного порядка, то
  способность концентрировать и целенаправленно использовать энергию увеличилась
  (от каменного топора до ядерной боеголовки) на 12-13 порядков.
  - Демографический рост. Несмотря на усиливавшуюся мощь орудий, в том числе (и
  даже прежде всего) боевых, и периодически обострявшиеся антропогенные кризисы, в долгосрочном плане население Земли умножалось. Сегодня численность людей превышает численность диких животных, сравнимых с человеком по размерам тела и по типу питания, на пять порядков (в 100 тыс. раз!).
  - Интеллектуальный рост. Архантропы, научившиеся веками поддерживать огонь и
  производить стандартизированные орудия по заданному образцу, обладали заведомо
  более развитыми психическими функциями (мышлением, памятью, вниманием, волей),
  чем хабилисы, пользовавшиеся простыми отщепами. Так же очевидно
  превосходство палеоантропов над архантропами при сравнении продуктов культуры Мустье ("палеолитическая индустрия", индивидуальные захоронения и т.д.) с продуктами шельской и ашельской культур.
  Считается, что нейрофизиологические структуры мозга неоантропов за последние
  35-40 тыс. лет не претерпели существенных изменений. Тем не менее с развитием и
  сменой типов культуры увеличивался информационный объем социального и индивидуального интеллекта. Например, неолитическому земледельцу и скотоводу требовался значительно более масштабный охват причинно-следственных связей, диапазон
  прогнозирования событий и планирования действий, чем его предку - охотнику и собирателю...
  Исследования же по информатике, исторической психологии и лингвистике показывают, с каким трудом давалось людям овладение интеллектуальными техниками, логическими процедурами и моделями (чтение, письмо, счет, приемы аргументации, знания о мире и проч.), которые представляются нашему современнику элементарными.
   Благодаря специфическим механизмам свертывания информации и"вторичного упрощения", иерархизации языковых и смысловых структур накапливавшийся поколениями опыт обеспечивал увеличивающуюся емкость информационных блоков, когнитивную сложность и эффективность интеллектуальной работы. Тем самым возрастали временная и смысловая глубина коллективной памяти и устойчивость духовной культуры в динамически меняющемся мире.
  - Рост организационной сложности. Стадо ранних гоминид, племя верхнего палеоли-
  та, племенной союз неолита, город-государство древности и так далее до зачатков ми-
  рового сообщества - вехи на том пути, который Ф. Хайек назвал расширяющимся
  порядком человеческого сотрудничества. С усложнением социальных структур (которое, как и интеллектуальный рост, сопряжено с фазами "вторичного упрощения" - когда совокупное повышение сложности обеспечивается унификацией несущих подструктур) увеличивались масштаб группового самоопределения, количество формальных и неформальных связей, богатство ролевого репертуара, разнообразие деятельностей, образов мира и прочих индивидуальных особенностей.
  Скептик без труда укажет на негативные последствия исторических изменений по
  технологическому, демографическому и даже интеллектуальному (информационному) и
  организационному векторам. Не вдаваясь в пустую полемику о том, перекрывается ли
  негатив позитивом, еще раз подчеркну, что векторы выделены не по параметру
  "лучше-хуже", а по параметру "больше-меньше". Сама по себе констатация векторности способна служить аргументом в пользу единства человеческой истории, но не дает оснований для оценочных суждений. Некоторый повод для таких суждений мы получим, выделив еще один, пятый вектор исторической эволюции, который, однако, менее очевиден и поэтому, в отличие от предыдущих, не может быть представлен просто как эмпирическое обобщение. Что же позволило семейству гоминид, нарушивших сотни тысяч лет назад естественный баланс агрессии и торможения, сохраниться до наших дней?
  Исследуя этот вопрос методом исторических и историко-психологических сопоставлений, ученые обнаружили характерные корреляции между технологическим потенциалом общества и качеством выработанных культурой механизмов саморегулирования, а также факты катастрофического развития событий в случаях, когда указанная корреляция нарушается.
  В итоге удалось сформулировать общеисторическую зависимость, названную законом техно - г у м а н и т а р н о г о б а л а н с а: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества.
  На многообразном материале конкретной истории от палеолита до наших дней
  прослеживаются прежде всего негативные проявления этой зависимости, связывающей три параметра - технологический потенциал, качество культурных регуляторов и
  жизнеспособность социума.
  При всей уникальности ситуаций конкретной истории вырисовалась обобщенная причинная схема обострения антропогенных кризисов.
  Диспропорция в развитии инструментального и гуманитарного интеллекта влечет за
  собой всплеск экологической и геополитической экспансии. Последняя обеспечивается
  специфической психологией экстенсивного роста - ощущением всемогущества и безнаказанности, представлением о мире как неисчерпаемом вместилище ресурсов. Увеличиваются население, социальные и индивидуальные потребности, которые равно или
  поздно сталкиваются с ограниченными возможностями их удовлетворения. Возникающие фрустрации усиливают взаимную агрессивность, социальные беспорядки разрывают организационные связи. Подорвав природные и (или) политические основы существования, общество становится жертвой собственного декомпенсированного могущества..."
  
  
  ...На мой взгляд, эта длинная цитата даёт нам реальное представление о тех этапах, которые прошло и проходит человечество, в своём движении в будущее.
  Я полностью разделяю мнение учёных-оптимистов утверждающих, что рождение человечества и его развитие движется "снизу вверх", от первобытной дикости к обожению человека и реализации его безграничных творческих возможностей.
  Приведу ещё одну длинную цитату из интересной и глубокой работы А. Назаретяна, которая избавляет меня от формулирования уже известных констатаций:
  
  "Описано несколько переломных эпизодов общечеловеческой истории,
  когда передовые культуры, справившись с глобальными по своему эволюционному
  значению антропогенными кризисами, прорывались в новые исторические эпохи. Далее пунктирно обозначу эти эпизоды.
  1. Первичное формирование в нижнем палеолите надинстинктивных протокультурных регуляторов, ограничивших внутристадную агрессию за счет переноса ее (агрессии) на "чужаков". Тем самым было обеспечено дальнейшее существование гоминид и их развитие путем грегарного отбора (от греч. gregus - стадо) в условиях, когда искусственные средства нападения заметно превзошли естественные средства защиты при одновременном ослаблении природных инстинктов.
  2. Неолитическая революция (X-VIII тыс. до н.э.) - переход от высоко затратного
  присваивающего (охота, собирательство) к производящему хозяйству (земледелие,
  скотоводство), сопровождавшийся сменой нормативного геноцида и людоедства зачаточными формами коллективной эксплуатации со своеобразным симбиозом сельскохозяйственных и "воинственных" племен. Глубокая комплексная перестройка стала
  ответом на кризис верхнего палеолита, предельно обострившийся из-за небывалого развития охотничьих технологий, которое привело к истреблению популяций и целых видов животных и ужесточению межплеменной конкуренции.
   В процессе верхнепалеолитического кризиса, предшествовавший ему демографический рост
  сменился резким сокращением населения (по некоторым данным, в 8-10 раз), и
  лишь с освоением сельскохозяйственных приемов население вновь стало быстро
  расти.
  3. "Городская революция" (V-Ш тыс. до н.э.) - образование крупных человеческих
  агломераций, строительство ирригационных каналов, появление письменности и пер-
  вых документальных правовых регламентаций, способствовавших сосуществованию
  при высокой концентрации и совместной деятельности больших коллективов.
  Последовала за распространением бронзовых орудий, очередным демографическим
  взрывом и обострением конкуренции за плодородные земли.
  4. "Революция осевого времени" (середина I тыс. до н.э.): в передовых, но еще
  слабо связанных между собой обществах почти одновременно появились мыслители,
  политики и полководцы нового типа - Заратуштра, иудейские пророки, Сократ, Будда,
  Конфуций, Кир, Ашока, Сунь-цзы и др., преобразовавшие до неузнаваемости облик
  человеческой культуры. В ту эпоху авторитарное мифологическое мышление впервые
  стало вытесняться мышлением личностным, оформились общие представления о добре
  и зле, о личности как суверенном носителе морального выбора, сформировалась
  высшая инстанция индивидуального самоконтроля - совесть как альтернатива
  безраздельно доминировавшей прежде богобоязни. Изменились цели и методы ведения
  войны: количество жертв перестало служить мерилом боевого мастерства и предметом
  похвальбы, примитивное насилие и террор частично уступали место приемам агентурной разведки и "политической демагогии"...
  Осевому времени предшествовало вытеснение дорогостоящего, тяжелого (подвластного лишь физически очень сильному мужчине) и хрупкого бронзового оружия более дешевым, легким и прочным железным, что позволило заменить профессиональные армии своего рода народными ополчениями. В результате войны сделались чрезвычайно кровопролитными, а это при сохранении прежних ценностей и норм грозило крахом наиболее развитых обществ. Таким образом, духовная революция осевого времени также стала ответом культуры на опасный разрыв между новообретенной технологической мощью и качеством выработанных предыдущим историческим опытом механизмов самоограничения.
  (Указанные стадии, хотя и с хронологическим отставанием, успели пройти также изолированно развивавшиеся культуры Америки. Имеются свидетельства того, что появление европейских завоевателей застало передовые общества обоих американских континентов в состоянии глубокого кризиса и в преддверии духовной революции, аналогичной осевому времени. Аборигены же другого изолированно развивавшегося континента - Австралии сохранили образ жизни, культуру и психологию палеолита, так и не дожив до верхнепалеолитического кризиса, неолитической революции и т.д.)
  5. Промышленная революция, сопровождавшаяся развитием и распространением
  идей гуманизма, равенства, демократии, международного и индивидуального права,
  становлением ценностного отношения к феноменам войны и мира.
  Экологическим основанием промышленной революции стало внедрение "щадящих"
  технологий производства с более высокой удельной продуктивностью. Ей предшествовал затяжной кризис сельскохозяйственной культуры в Западной и Восточной Европе (XII-XVII века) с бесконтрольным экстенсивным ростом, разрушением экосистем, массовыми смертоносными эпидемиями. Развитие сельскохозяйственных технологий обернулось очередным эволюционным тупиком, как задолго до того - развитие охотничьих технологий.
  В свою очередь становление промышленного производства, повысив энергетическую мощь человеческого усилия, дало новый импульс демографическому росту, экологическим, идеологическим и геополитическим амбициям. Как и прежде в подобных случаях, разрешение одного кризиса стало началом дороги к следующему...
  6. Сегодня цивилизация нашей планеты переживает очередной глобальный кризис,
  обстоятельства которого принципиально описываются схемой техно-гуманитарного
  дисбаланса: интеллект достиг такого операционального могущества, что выработанные в предыдущем историческом опыте средства сдерживания, перестали отвечать новым требованиям; носитель разума опять сделался смертельно опасен для самого себя.
  Огромные операциональные возможности поставили современного человека перед
  историческими задачами, не имеющими прецедентов по своей грандиозности. Среди
  них - кардинальное устранение политического насилия (прежде культуры выполняли
  сравнительно более простую задачу упорядочения насилия), целенаправленное
  вторжение в самые интимные основы бытия (контроль над воспроизводством, генная
  инженерия и т.д.). В этих условиях традиционные формы морали, почти всегда строящие групповую солидарность на размежевании (они - мы), часто становятся неадекватными, а потому контр продуктивными..."
  
  
  ...Странно, что в схему уважаемого автора не вошло ещё одно имя, которое и спасло человечество в период очередного кризиса человеческой цивилизации. Это имя - Иисус Христос, который оставил нам "Новый Завет" и по которому, стараясь, насколько это возможно, следовать Его заветам, жили и живут христианские страны Старого и Нового света.
  Именно социальная революция, связанная прежде всего с именем Иисуса из Назарета, и позволила постепенно изменить мир и отношения между людьми. А вместе с людьми, менялись и экономические формации, приведя нас, к новым божественным возможностям, открытым человеческим разумом за прошедшие две тысячи лет существования христианства.
  Сегодня, во многих развитых странах христианство, помимо собственно христианской церкви, является сутью национальной культуры.
  Иначе говоря, христианство как религия растворилось в народной культуре и при внешней секуляризации, внутренне, сущностно, именно принципы Нового Завета стали теми базисными принципами культуры, которые и позволяют этим народам двигаться вперёд, решая множество проблем, возникающих в процессе неравномерного, несбалансированного развития технологий и социальных отношений. Тем не менее, становится очевидным, что капитализм, как социальная система отношений между людьми и управления человеческими сообществами, исчерпывает себя.
  На мой взгляд, именно сегодняшнее отставание социального развития общества от всё ускоряющегося прорыва в будущее технологий, прежде всего информационных, является и главной причиной глобального кризиса, охватившего сегодня весь мир. Пока он носит характер финансового кризиса, но в его основании, лежат нерешённые вопросы человеческих взаимоотношений, несбалансированность распределения доходов и попытки "элит" уверить всех, что они имеют право не только на привилегии, но и на эксплуатацию, человека массовидного...
  Но, как уже не один раз бывало в истории человечества, люди смогут решить и разобраться и в этом клубке противоречий и через осознание необходимости преодоления социального и национального неравенства, прийти к такому состоянию общества, в котором достижения науки и техники будут использоваться во благо всего человечества, во благо всех людей живущих, и тех, кто будет жить в будущем.
  Подлинное христианство - это учение интернациональное. Иисус Христос говорил, что среди верующих, нет "ни эллина, ни иудея...". Это можно понимать, как призыв к стиранию не только национальных, но и государственных границ.
  Надо пояснить, что подлинное христианство, это не только догматы и ритуалы, введенные в обиход церковной жизни,намного позже времени проповеования Нового Завета и трагической смерти Иисуса из Назарета. Христианство - это прежде всего нравственная система, которая определяет отношения не только человека к человеку, но и сожительство верующих в человеческих сообществах от семьи, до наций, государств и объединений государств, прежде всего таких, как Организация Объединённых Наций.
   За последние столетия, в реальной жизни мы наблюдаем постепенную секуляризацию жизни, церковь утрачивает свои функциональные позиции. Но исповедовать христианство как систему нравственных ценностей, начинают уже не только агностики, но даже и атеисты и именно христианство, становится тем руководством, которое помогает и поможет объединять в сотрудничестве, в синергии миллионы и миллиарды людей во всем мире!
  Решение глобальных экономических и социальных проблем - это процесс и потому, правильно поставленная и сформулированная цель движения в будущее, во многом предопределит результат социальной эволюции. Любые попытки разделения общества на "аристократию и плебс", "на элиты и безличную массу", приведут к очередной социальной катастрофе.
  Со времён Великой Французской революции, цель общественных преобразований сформулирована в триединую задачу - достижение свободы, равенства и братства. И сегодня, эта великая цель стоит во главе всех устремлений человечества, движущегося в сторону будущего, пока почти вслепую и инстинктивно.
  Но сегодня, перед всеми народами земли стоит задача осознания и превращения этой цели, в цель сознательную и всеобщую. Необходимо, уже сегодня выдвинуть новый лозунг, который можно сформулировать и так: "Народы всего мира - объединяйтесь!".
  Такой лозунг поможет преодолеть множество вызовов поставленных перед нами сегодняшней технологической и экологической революциями...
  
  
  В качестве эпилога, очередная цитата из статьи Назаретяна: "Векторы социальной эволюции":
  
  "... Специальными расчетами установлено, что даже среди
  таких сильных хищников, как львы (а также гиены, лангуры и др.), количество
  убийств на единицу популяции превосходит количество таковых среди современных
  людей. И это при наличии инстинктивного запрета, при сравнительно невысокой
  концентрации (концентрация и у животных, и у людей усиливает агрессивность),
  наконец, при несравнимых "инструментальных" возможностях: острым клыкам одного
  льва противостоит прочная шкура и грива другого, тогда как для убийства человека
  человеком достаточно удара тяжелым предметом, а в распоряжении людей неизмеримо более разрушительное оружие.
  Что же позволило семейству гоминид, нарушивших сотни тысяч лет назад естественный баланс агрессии и торможения, сохраниться до наших дней?
  Исследуя этот вопрос методом исторических и историко-психологических сопоставлений, ученые обнаружили характерные корреляции между технологическим потенциалом общества и качеством выработанных культурой механизмов саморегулирования, а также факты катастрофического развития событий в случаях, когда указанная корреляция нарушается. В итоге удалось сформулировать общеисторическую зависимость, названную законом техно-гуманитарного баланса: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества..."
  
   15 ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  Продолжение статьи:
  
   Поговорим о недалёком будущем.
  
  
   ...Кто-то из читателей моих статей спросил - почему "элиты" совершающие революцию, через двадцать-тридцать лет становятся контрреволюционерами и на смену революции, приходит контрреволюция, а потом и реставрация?
  Как мне кажется, тут два момента. Первый заключён в том, что соблазны власти постепенно заставляют отказываться от революционных идеалов и поэтому, всё медленно, но неуклонно возвращается "на круги своя".
  И вот уже, бывшие ниспровергатели основ, получив власть, не находят ничего лучшего, как используя своё влияние и богатства, захваченные в качестве "трофеев", возродить тот образ жизни "избранных", против которого они воевали и побеждали в революции.
  Так было после Английской гражданской войны, так было после Французской революции, так стало и после Пролетарской революции. Но всегда находится человек, который видя такие "перерождения", начинает требовать от бывших соратников соответствовать революционному кодексу! Начинается борьба, которая порождает террор.
  В Англии, таким человеком был Оливер Кромвель, во Франции Робеспьер, а в Советской России - Сталин.
  По тем или иным причинам, эти вожди народа, стали аскетами и ригористами. Оливер Кромвель был фанатично верующим человеком. Таковым был и Робеспьер. Только он не верил в Бога, а верил в силу гильотины.
  Сталин, после самоубийства Надежы Алилуевой, остался один и так и не завёл новой семьи. Для таких вождей революций, личного счастья не существовало. К тому же они были бессребрениками и потому, их невозможно было подкупить ни роскошью, ни комфортом. Все они были фанатиками идеи свободы, равенства и братства. Но много ли можно найти людей сегодня, которые способны "больше думать о родине, а потом о себе"?
  Естественно, ужесточение ими законов, в надежде на исправление "хищной" человеческой природы, приводило к усилению террора.
  Однако, несмотря на репрессии, рутина жизни, по прошествию определённого времени после революции, часто почти зеркально повторяет ту жизнь, которую идеология революции отвергала в борьбе за равноправие.
  И вот, авторитетные люди становятся "новыми русскими", а простой человек, вспоминая через несколько десятков лет свою молодость думает, что все было уж не так плохо, как нам тогда казалось.
  Иначе говоря, "новая рутина" жизни с новыми буржуа, с новыми властями, иногда кажется хуже той, отвергнутой, но которую уже многие забыли.
  Тут вступает в силу психологическая особенность, что "раньше и сахар был слаще". В этой психологической особенности таится опасность не только для новых властей, но для нового образа жизни о котором мечтали революционеры.
  Вспоминаются слова революционной песни: "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы свой, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем". Но рутина жизни побеждает наши мечты о самосовершенствовании и построении "нового мира". Состояние революционного воодушевления долго не может продлиться, и вот мы вновь становимся ленивыми мещанами, ничего не хотим строить, а хотим потреблять сделанное другими...
  Я помню документальный фильм Говорухина, который назывался: "Россия, которую мы потеряли". В этом фильме, Говорухин, который не жил до революции и не знает на своём личном, да ещё и сознательном опыте рутину той жизни, идеализировал царскую монархию и создал пряничный лубок, о предреволюционной жизни.
  Конечно, манипулируя статистикой можно изобразить что угодно и потом, поверить в это.
  Но тот факт, что продолжительность жизни тогдашней России была в районе тридцати лет, а к тысяча девятьсот восьмидесятому году, после шестидесяти лет революционных завоеваний, в Союзе, эта продолжительность стала уже в районе семидесяти лет. И эти цифры, совершенно разбивает изображённую Говорухиным "киношную идиллию".
  Или вот такой факт - около восьмидесяти процентов населения царской России было неграмотно, в то время, как в СССР, в те же восьмидесятые обязательным стало уже десятилетнее образование в школе. И это была вершина всеобщей грамотности, о которой сегодня, остаётся только мечтать.
  Именно всеобщим образованием, Советский Союз выиграл войну с Гитлером!
  Интересная деталь. Кажется, что Великая Отечественная война стала как бы второй русской революцией, потому что весь советский народ участвовал в отражении угрозы своей жизни. И наверное поэтому, дело Октября прожило в России не десять-пятнадцать лет, как в Англии после победы Парламента над королём; не пятнадцать-двадцать лет, как во Франции после Великой Революции, а все семьдесят!
  Вторая причина состоит в том, что со временем забываются обстоятельства и рутина жизни при свергнутом строе. Уже через одно два молодых поколения, не живших при "том строе", начинают обывательские мечтания уже на основе достигнутого, о новых горизонтах. Но энергия Революции уже практически исчерпана, и начинаются нытьё, критика, а то и откровенный саботаж.
  На волне недовольства настоящим и ослаблением революционных законов, уже правящие партии становятся сосредоточением мелкобуржуазного мещанства и происходит "ползучая контрреволюция", по причине предательства нового правящего класса. Типичный пример - Контрреволюция совершённая парт номенклатурой в Советской России...
  Во всех странах, после победы контрреволюции, на какое-то время устанавливается режим Реставрации. Так было и в Англии, так было во Франции, так есть и в России...
  Но к счастью, Реставрация существует после контрреволюции совсем немного.
  После возвращения монархов в Англии и Франции, после восстановления первоначального капитализма в России, следует новый "виток забывания". И поколения, которые не жили взрослой, сознательной жизнью тогда, и тем более те, кто родились уже после контрреволюции, начинают идеализировать государство созданное революцией и общество, постепенно восстанавливает прежний статус, но уже с поправками и исправлениями тех недостатков, которые и послужили основной недовольства и главной причиной ползучей контрреволюции.
  Наверное, в этом случае можно говорить о законе эволюции социальных систем, а это и есть основание и обоснование социального прогресса!
  Не вдаваясь в подробности, сегодня можно говорить, что в российском обществе вызрело уже обоснование к возврату к "социализму с человеческим лицом".
  Горький опыт Реставрации подтвердил, что наши деды и прадеды были правы, делая революцию. Но в определённом смысле были правы и те, кто совершал ползучую контрреволюцию.
  Запутало всё - участие верхушки парт номенклатуры в этом свержении советского строя. Получилось так, что виновные в застое и предательстве социалистических идеалов - верхушка "коммунистов", возглавили контрреволюцию.
  Поэтому и пошло всё и вкривь и вкось - бывшие теоретики социализма с человеческим лицом, вдруг стали самыми оголтелыми капиталистами и сторонниками открытого рынка. И в это же время, после реформ Дэн Сяо Пина, Китай под руководством компартии, показывает невиданный прогресс и в экономике, и в образовании, и в науке.
  Получилось так, что Россия преданная сторонниками капитализма, окопавшихся в высшем партийном чиновничестве, провалилась на столетие в прошлое, отказавшись от социалистических идей.
  Но такова цена любого предательства идей будущего - КПСС, переродилась и стала "авангардом" мещанства и шкурничества.
  Опыт предыдущих революций подсказывает нам, что реставрация свергнутого строя не продлится долго и, когда ошибки и предательства будут осознаны большинством, тогда начнётся медленное но неостановимое движение в сторону социального, социалистического государства.
  Теперь, "опыт - сын ошибок трудных", невозможный без переживания и осознания бесперспективности Реставрации, заставляет нас искать компромиссы и возвращать завоевания Октября, но с определёнными поправками на время и изменения ситуации в мире. Нельзя дважды войти в одну и ту же воду и прошлое, как известно, нельзя вернуть назад!
  Судя по всему, время жизни, в которой материальная заинтересованность, иначе говоря, получение прибавочной стоимости капиталистами, составляющую главную цель и смысл человеческого бытия в России, подходит к концу. Просто потому, что материальный достаток, даже умеренный, оставляет человеку возможность быть свободным.
  Парадокс здесь состоит в том, что свобода заставляет человека меньше двигаться и напрягаться. Именно поэтому, социальная система "потребителей" - капитализм, со временем, достигнув определённый уровень достатка, теряет энергию развития и приходит в упадок.
  Человеку много не надо, а система, заставляет его покупать, покупать и покупать, часто совсем ненужные ему вещи.
  Для этого, надо каждодневно зарабатывать деньги и лучше на каких-либо спекуляциях или продаже кем-то сработанных товаров и система, доводит этот процесс до абсурда.
  Но когда человек понимает, что его жизнь, это "бег белки в колесе", он начинает думать, а как жить дальше, что будет уже в недалёком будущем. А задумавшись, приходит к выводу, что надо что-то радикально менять и хорошо бы, если эта смена могла произойти бескровно. Но, к сожалению, те, кто сегодня эксплуатирует работников - будь то шахтёры, строители или клерки - без борьбы, своего "отдельного" места под солнцем не уступят. Начнутся войны, которые на какое-то время смогут остановить движение человечества в сторону социализма. Конечно, уже сегодня, в развитых странах, под эгидой капитализма во многом построен реальный социализм. Но остались ещё и отсталые страны, остались полуколониальные владения "развитых" стран, которые правительства и класс буржуазии, постараются сохранить любой ценой...
  Однако, движение человечества в сторону подлинной социализации, не остановить, и рано или поздно, все придут к понимаю, что капитализм отжил своё.
  Исходя из этого нужно уже сегодня начинать строить социализм с человеческим лицом, когда придётся заботиться не только о себе или о "своих", но и обо всех остальных людях, "ближних и дальних".
  ...Итак, чтобы избежать войны всех против всех, в надежде выжить в этой бессмысленной капиталистической гонке, надо менять систему ценностей, когда отдавать будет приятнее и даже выгодней, чем брать у других или грабить их.
  Эта система уже опробована в СССР и других социалистических странах. То, что этот эксперимент в Европе провалился и люди сегодня к этому якобы не готовы, это следствие классовой борьбы и промывания мозгов сторонниками системы капитализма.
  Будущее конечно за социальными государствами. Это предсказывал ещё Иисус Христос в своём Новом Завете!
  Что касается целей социального прогресса и развития человечества, то тут мы тоже может оперировать принципами Нового Завета Иисуса Христа.
  Я уже не один раз писал, что такой целью, со времён первобытного человека, одетого в звериные шкуры, было, есть и будет движение человечества к обожению каждого индивидуума.
  И тут, уместно остановится на замечательном лозунге: "Движение всё, а цель - ничто". Именно об этом и говорил в своих заветах Иисус: "Я есть Путь и истина!" и "Царствие моё не от мира сего". Он конечно понимал, что на основаниях существующих тогда социальных систем, невозможно будет построить "царствие небесное" на земле.
  И тогда, Он и оставил людям Новый Завет, то есть "дорожную карту" построения нового мира.
  Именно в Новом Завете мы можем найти все рекомендации и наставления как достичь этого "царствия", то есть прекрасного и светлого будущего.
  Конечно, это произойдёт не через год и не через два.
  Этот Путь будет длиться вечно и следующим этапом становления человечества, как мне кажется, будет проникновение и расселение в просторах вселенной!
  Естественно, люди не могут сесть, сложить руки на животе и ждать воплощения земного рая. И об этом говорил Спаситель, когда призывал всегда быть готовым к встрече "жениха". Кто заснул, или у кого "масло" в светильнике закончилось, тот не сможет предаться совместному ликованию.
  Иначе говоря, будущее само собой не устроиться. В это надо вложить все возможные усилия со стороны людей, всю силу человеческих мускулов, ума и души!
  
  ...Меня немножко занесло, в обсуждении далёкого будущего, но ведь речь в статье идёт о будущем недалёком. И чтобы это будущее наступило, надо не только работать, не только активничать, но и думать, как жить дальше. Вспоминается мудрый буддистский афоризм, который, я не устаю повторять: "Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему".
  Только на основе умного анализа и человеческого опыта, мы можем изменять ситуацию в лучшую сторону. А для этого надо слушать мудрых людей, но и помогать им думать и духовно совершенствоваться.
  И тут, мы плавно переходим к проблемам образования и воспитания. Но об этом в другой статье...
  
  
   Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
  
  Вот интересная рецензия, на эту статью: Аникеев Александр Борисович 28.08.2019г.
  
  ...Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс и Энгельс выделили в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма и НИКТО до сих пор не придумал ничего лучше:
  
  "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями средства для своей счастливой жизни и вместе планомерно их расходующих, как и свои индивидуальные силы как одну общую рабочую силу, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства общего рабочего времени как количества труда, а качество потребления средств для жизни у каждого будет от результатов уровня или степени мастерства приготовления этих средств для своей благополучной жизни. Формы такого распределения будут изменяться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
  
  Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого производителя в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны для удовлетворения своих потребностей. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде базовых средств для жизни необходимых каждому, но по потребительским качествам от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм для социального благополучия общества. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социальное и справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)
  
  Именно в этой цитате всё величие Маркса!
  
  Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий до гениальности простое!
  
  От каждого по способностям каждому по необходимости от общего количества производимых в обществе средств для жизни по нормам для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого и производительного труда в рабочее время и отдыха после праведного труда на благо общества от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества необходимого труда для благополучия общества, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны для благополучия каждого, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей сверх необходимых базовых потребностей каждого для нормального развития и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом рабочем месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества. А рынок можно сохранить вне социально-бытовой сферы и на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия населения.
  
  Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость! И чем вам не нравится такой социализм???
  
  Необходимо только учитывать, что подушевые расходы требуемые на развитие и содержание военного, энергетического, интеллектуального, научного, технического, культурного, производственного, транспортного, образовательного, медицинского потенциала страны значительно больше, чем требуется для удовлетворения ежедневных и естественных насущных потребностей отдельных здоровых членов общества для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всех граждан страны для производительного труда и благополучной жизни всего общества. Но разве не для их благополучия всё это должно надёжно работать? И разве не трудящиеся должны обеспечивать надёжную работу всей экономики страны? Поэтому управлять нужно не людьми, а производством и машинами согласно социально-экономических законов общества при хорошо организованном образовании членов общества!
  
  Где будет налажена такая система, то и общество будет стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья! Поэтому при коммунизме санитарная канализация должна быть у всех, а сантехника по зарплате от результатов квалификации общественно необходимого труда! И только при таком принципе система может быть саморазвивающейся! Это означает только то, что либо руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости...
  
  А ведь сегодня и Путин говорит, что он не знает, как организовать народ России для развития более благополучной и счастливой жизни россиян, имея диплом кандидата экономических наук...
   Август 2019 года. Лондон.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"