Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Молодость Иисуса из Назарета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Евангелиях совсем отсутствую сведения о молодости Иисуса из Назарета. Я попробовал восполнить эту лакуну...

  Вместо эпиграфа:
  
  "О детстве, юности и возмужании мальчика практически ничего не известно. Так, кроме факта рождения, Евангелие повествует лишь об одном эпизоде - посещение 12-летнего Иисуса, с семьей, Иерусалимского храма. Потом, опять молчание до 30-летнего возраста. За то, очень подробно описаны события крещения, проповедей, совершенных чудес, суд и казнь..."
  
  
  
  ...Неожиданная идея пришла мне в голову, когда я просматривал книгу об исламе. В ней говорилось о том, что Пророк Мухаммед, периодически уходил в пещеру неподалеку от дома и там, несколько дней медитировал...
  И вспомнив известный христианский апокриф, называемый "Индийским евангелием", подумал вдруг - для того чтобы обдумывать будущее учение и духовно связываться с божественной сущностью, Иисусу из Назарета совсем не надо было уходить за пределы Галилеи или Иудеи.
  Здесь, в древнем Израиле, в пустынных горах, как и на индийском Востоке издавна культивировалась традиция медитации и умной молитвы. Достаточно сказать об ессеях, которые жили далеко от человеческих поселений, в пустыне, в пещерах, и которые во многом предвосхитили идеи будущего христианского монашества, заложили многие монастырские традиции.
  Мне подумалось, что может быть Иисус Назарянин, задолго до своего крещения Иоанном Предтечей на Иордане, мог заниматься самососредоточением и обдумыванием своего будущего религиозного подвига - Нового Завета - где-нибудь в пустынном месте, в тех же пещерах, которых так много в гористых полупустынях Галилеи и Иудеи...
  Кстати сказать, существует и Евангелие от ессеев в котором, наряду с известными эпизодами из канонических Евангелий, Иисус Назарянин предстает как "терапевт", который лечит не только душу, но и тело. Там же утверждается, что Иоанн Креститель был ессеем.
  А ничего об этом времени из Его жизни мы не знаем, потому что сам Иисус, после этого монашеского подвига, не придавал особого значения своему затворничеству, а может быть и не любил об этом вспоминать. Ведь его Новый Завет неразрывно связан с идеей всечеловеческого спасения, а не спасения личного, то есть отдельных "героев" или избранных отшельников.
  Поэтому, Он мог порвав с ессеями уйти в мир, как это сделал Иоанн Предтеча и начал проповедовать любовь, равенство, братство среди людей, живущих не в Иерусалиме, а неподалеку от его родного Назарета. Он и учеников себе выбрал среди простых людей: рыбаков, земледельцев и даже мытарей, разочаровавшись в путях индивидуального спасения и видя, что от подвига единиц спасающихся аскезой, мало что меняется в этом мире. Можно предположить, что Он стал проповедовать Новый Завет именно поэтому, и с учётом своего личного опыта монашества в пустынях, недалеко от Мертвого моря.
  В Евангелиях приведён рассказ о Его затворничестве в пустыне после крещения Иоанном Предтечей, в Иордане. И согласитесь, что этот сорокадневный пост без большого опыта подобных медитаций, просто немыслим. И вместе с тем, такое сорокадневное уединение и аскеза помогли Иисусу из Назарета сосредоточится и обдумать свой земной, путь после крещения и признания как Мессии. Упоминание в Евангелиях об искушения Христа дьяволом отражают внутренние борения Иисуса с предстоящими трудностями и опасностями...
  
  Становится очевидным, что практика духовной и физической аскезы была уже знакома для Иисуса Христа, ко времени начала Его служения в возрасте тридцати лет... А где Он мог приобрести этот бесценный опыт? Только в коммуне анахоретов - затворников или в церковном, храмовом затворе? Однако тогдашние фарисеи, жившие в основном в Иерусалиме, совсем не имели подобного строгого устава, тем паче храмовые прислужники. Значит, Иисус из Назарета ставший Христом, подвизался на духовном поприще где-то вдали от больших городов...
  С другой стороны, трудно представить себе Иисуса из Назарета, рядовым плотником, каковым был Его отец Иосиф и, наверное, Его братья. Ведь Иисус Назарянин с детских лет был аскетом и мыслителем. Недаром в Евангелия включён сюжет, когда мальчик Иисус, оставив родителей, пришёл в храм и в течение нескольких дней, обсуждая насущные проблемы веры и жизни, беседовал с храмовыми старцами.
  
  К тому же, трудно предположить, что, живя в Назарете от рождения до начала своей проповеди, фигура Иисуса не привлекла бы внимания Его современников. А в случае раннего ухода из семьи и жизни в общине ессеев всегда селившихся вдалеке от городов, и строго сохранявших тайны своего учения и общежития, такое исчезновение из памяти современников вполне объяснимо. Поэтому,может быть, не только в канонических Евангелиях Матфея, Марка, Луки и Иоанна отсутствуют какие-либо упоминания о годах отроческих и юношеских, но и в апокрифах, ничего нет об этом периоде Его жизни, а есть дополняющие описания Его детских годов, которые впоследствии , по разным причинам не вошли в Канон...
  
  Интересно, что будущие апостолы, - и братья Заведеевы, и Пётр с Андреем, - восприняли Иисуса как загадочного незнакомца или человека, надолго и таинственно исчезнувшего из круга бытия обычных людей - сразу пошли за ним после короткого разговора. Это тоже косвенно доказывает, что молодость Иисуса Назарянина проходила вне поселений окружающих море Галилейское. Ведь и Кана Галилейская, и Капернаум, и другие городки, о которых говорится в Евангелиях, были расположены совсем неподалеку от Назарета. А в силу того, что в сельской местности, люди, по крайней мере в своей округе, знают друг друга хотя бы понаслышке, особенно сверстников, складывается впечатление, что в Евангельских рассказах Иисус из Назарета, предстаёт перед ними как незнакомый человек...
  
  ... Есть и другое предположение, касающееся близких Иисуса. Недаром Он говорил, что: "Нет пророка в своём отечестве". Косвенно, этот афоризм, возможно, отражает не только закономерности психологии соплеменников в масштабах сельских общин, но и отношения в семье. Скрытый смысл подобных высказываний, в нескольких эпизодах подтверждают Евангелия. Например в Евангелии от Марка, когда Мать Мария с братьями Иисуса пришла чтобы увести сына из собрания почитателей Назарянина, Евангелист показывает нам это очень выразительно:
  
  "И пришли Матерь и братья Его и стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь."
  
  ... Значит обществом последователей Он дорожил больше, чем своими родными. Этот факт, тоже косвенно, подтверждает его долгое отсутствие в родном доме и даже состояние непонимания с родными, а точнее нежелание родных признать за Иисусом божественные дарования. Для своих последователей из Галилеи, Он был чудесным незнакомцем и таинственным пришельцем, хотя может быть, они видели Его и знали ещё в детстве. Но представший перед ними Иисус, был совершенно не похож на всех тех, кого они знали, в том числе и в качестве учителей и разного рода проповедников из Иерусалима...
  Тут становятся понятными многие загадки и разногласия присутствующие в Евангелиях, связанные с именем и личностью Иисуса Христа и его родными, в период между двенадцатью и тридцатью годами Его жизни.
  
  Если принимать во внимание эту новую теорию, объясняющую, почему в жизнеописаниях Иисуса из Назарета "отсутствует" столь долгий отрезок из Его жизни, тогда становится понятно, почему именно после крещения Иоанном Крестителем, тоже отшельником и аскетом, и тоже, скорее всего ессеем, Он становится лидером небольшой общины учеников и начинает проповедовать не только в Галилее, но в Иудее и за Иорданом, и даже в самом Иерусалиме. Даже юноша Иоанн Заведеев, сразу распознал в нём человека необычного и религиозного, а потому преклонился перед этим неизвестным аскетом - "плотником, сыном плотника" - ведь "харизма" духовного вождя, воздействует на любую человеческую личность...
  Именно крещение в Иордане и признание Иоанном Крестителем Иисуса из Назарета долгожданным Мессией, стало началом истории Нового Завета, началом христианской проповеди любви не только к Богу, но и "своему ближнему", как жертве этого мира "лежащего во зле"!
  
  Ессеи в своих общинах отрицали рабство и считали его одним из наибольших общественных грехов. Так и Иисус Христос проповедовал свободу и равенство всех людей перед Создателем, и призывал всех своих сторонников "быть как братья". Ещё и поэтому так негодовали на Него фарисеи-лицемеры, упрекая, что он проводит время и трапезничает вместе с простыми, неучёными людьми и даже с мытарями. Сами-то фарисеи давно примирились с властью денег и богатства в человеческом обществе и потому, в рабстве не видели никакого греха.
  
  ... Его проповеди, направленные на спасение большинства, если не всех верующих и не только среди евреев, но и во всём мире, могли сразу привлечь внимание и любовь простых людей, среди которых он жил по выходу из ессейской общины, где начал проповедовать, уже выстраданные и многократно обдуманные идеи братства, равенства и справедливости. Из этой же среды трудящихся бедняков вышли люди, которых Он избрал на служение и на провозвестие Нового Завета, сложившегося как учение за долгие годы Его отшельничества. Возможно, что после ухода из общины ессеев, Иисус Назарянин какое-то время жил в одиночестве и ходил по стране, вольно или невольно изучая жизнь бедных людей, таких же как Он по рождению.
  
  Сегодня, к сожалению многие забывают, что Иисус Христос родился среди простых людей и недаром, его называют "плотником, сыном плотника". А то, что он знал много о жизни разных людей и об особенностях повседневного труда этих людей, окружавших его во времена служения, показывают его притчи о рыбаках, пастухах, виноградарях, фарисеях и мытарях. Его нелюбовь и непризнание богатства как дороги к счастью, показывают многие евангельские эпизоды, высказывания и притчи. И для него не составляло труда жить и путешествовать вместе с учениками, деля с ними невзгоды такой жизни.
  
  Общины ессеев, живя вдалеке от цивилизации, тоже создавали первые коммуны единомышленников, обобществляя не только личное имущество, но и свой труд, категорически выступая против рабства, которое тогда было обыденным, привычным явлением. Все члены такой общины, работали по послушанию в общем хозяйстве, сами себе добывали пропитание трудясь на полях и огородах и вполне возможно, что и молодой Иисус в пору послушничества, прошёл все эти работы, и прежде всего работу плотницкую знакомую Ему ещё по жизни в Назарете...
  
  Тут, мне кажется, надо подробнее остановится на знакомстве с общинами эссеев, существовавших в Израиле в течении более двух столетий, и в определённом смысле предварявших христианство в монастырях, возникшее после ухода Иисуса Христа из земной жизни.
  Первые общины ессеев возникли задолго до рождения Иисуса Христа, и были образованы людьми уставшими жить в городах, с их бесконечной суетой, торговлей, обманом и всеми "прелестями" греховной цивилизации. Эти люди, уйдя из традиционного общества, забывшего Бога, объединились и выработали на основе иудейского Закона свои собственные правила духовного развития и общежития. О ессеях, или "терапевтах", то есть излечивающих души, в своих сочинениях рассказывают древнейшие историки, такие как Филон и Флавий...
  Во главе ессеев стоял духовный руководитель, торжественно названный Праведным Учителем и избираемый общиной.
  Видимо им же был разработан и составлен устав ессеев, который мог послужить основой совместной жизни в первохристианских коммунах. Уже значительно позже, во времена Константина Великого и признания христианства государственной религией, устав ессейских общин мог сделаться основанием для уставов христианских монашеских общин как в пустынях Египетских, так и в Антиохии, в Палестине и других местах.
  
  Вполне возможно, что Иисус был лично знаком с очередным духовным руководителем ессеев - Праведным Учителем, а может быть был одним из самых глубоких его учеников и последователей. Во всяком случае, по историческим датам, связанным с существованием Кумранской общины от которой сохранилась целая библиотека и тексты, которые были найдены местными пастухами уже в двадцатом веке, можно предполагать определённую близость учения Иисуса Христа с их установлениями.
  Тексты и Устав ессеев из Кумрана, были расшифрованы и изданы современными учёными-историками-богословами, что значительно обогатило наше представление о тех давних, полузабытых временах, что и позволяет сделать такие предположения, основываясь на древних документах...
  
  ... Главной отличительной чертой Кумранской общины от тогдашнего общественного быта израильтян, была общность имущества и труда, отрицание рабства, развитие духовности, покаяние в человеческих грехах и следование древнему Закону. В этом случае, как я уже говорил, уставы для христианских монастырей Святого Василия, его предшественников и последователей, вполне похожи на устав Кумранитов. Для уяснения этого сходства, достаточно прочесть тот и другой Уставы, сравнить их...
  
  ...Духовные основания учения ессев-кумранитов, зиждутся на теории борьбы Добра и Зла в жизни человеческой души и самого человеческого общества. Добро было руководимо духом Правды, тогда как Злом предводительствовал дух Кривды. Дух Правды распространял вокруг себя свет знания и веры, а "делающие зло" пребывали во тьме животной жизни. Недаром, ессеи-кумраниты называли себя Сынами Света, тогда как противостоящие им силы в тогдашнем обществе и мире, назывались сынами Тьмы. Вот характеристика Сынов Тьмы, живущих в "мире", из Устава Кумранской общины, которую, многие учёные богословы и историки, сегодня, напрямую связывают с организацией ессеев:
  
  "... 9. А духу Кривды (принадлежат): стяжательство, бездействие в служении праведности, нечестие, ложь, гордость и надменность, обман и лукавство, жестокость
  10. и сварливость, нетерпеливость и много глупости, и дерзкое рвение к отвратительным делам в духе разврата, и мерзкие пути в служении нечистому,
  11. бранная речь, слепота глаз, глухота уха, жестоковыйность, косность сердца, (приводящие) к хождению всеми путями Тьмы, и злая хитрость. И наказание
  12. всем, поступающим так, множеством ударов от руки всех ангелов страдания, на вечную гибель в яром гневе Бога мщений, на вечный трепет и постоянный стыд,
  13. с позорной гибелью в огне преисподней. И все их сроки по их поколениям - в печали, горести и горьком зле, в мрачных напастях до
  14. истребления их без остатка и без спасения для них..."
  
  А вот характеристика человека праведного и следующего Торе и Уставу общины:
  
  
  "... 1. заблудшим духом рассудок и вразумить ропщущих учением, и отвечать смиренно высокомерным и с сокрушенным духом людям
  2. произвола протягивающим палец, произносящим оскорбление и стяжающим имущество. Ибо что касается меня, то суд мне у Бога, и в Его руке совершенство моего пути вместе с прямотой моего сердца.
  3. И Его справедливостью сотрется мой грех, ибо из источника Своего знания раскрыл мне свет, и в чудеса Его вперился мой лаз и сияние моего сердца - в тай[ну]
  4. совершающегося, и вечносущее - опора моей деснице. На твердой скале путь моих шагов ни от чего не поколеблется, ибо истина Бога - вот
  5. скала для шагов моих, и сила Его - подпора моей десницы. И из источника Его справедливости мой суд. Свет в моем сердце от Его чудесных тайн. В сущее вечно
  6. вперился мой глаз. Мудрость, которая скрыта от человека, знание и хитрый вымысел, (сокрытый) от сынов человеческих, источник справедливости и кладезь
  7. мощи вместе с обителью славы, (сокрытые) от круга плотского - их даровал Бог в вечное владение тем, кого избрал Он. И дал им наследовать жребий
  8. святых, и с сынами неба связал их круг для общего совета (как) основу святого здания для вечного процветания (букв. - насаждения) во всякий
  9. совершающий срок. А я принадлежу к нечестивцам, и кругу лукавой плоти присущи мои преступления, моя вина, мой грех, вместе с испорченностью моего сердца,
  10. круги гнили и ходящих во мраке. Ибо (не) человеку принадлежит его путь и человек не (сам) направит свои шаги, но у Бога правосудие, и от Его руки -
  11. совершенство пути. И Его знанием все совершается, и все сущее Он утверждает своей мыслью, и без Него (оно) не сделается. И я, если
  12. пошатнусь, милость Божия - мое спасение навек: И если я запнусь о плотский грех, суд мне в справедливости Божией, что стоит вечно.
  13. И если попустит мою беду, то и из преисподней спасет мою душу и направит на дорогу мои стопы, приблизит меня в Своем милосердии, и Его милостью придет
  14. мне правосудие. Справедливостью Своей истины судит Он меня и Своим многим благом искупит мои грехи, и Своей праведностью очистит меня от нечистоты
  15. людской и прегрешений сынов человеческих, чтобы славить Богу Его справедливость и Всевышнему Его великолепие. Благословен Ты, Боже мой, раскрывающий для знания
  16. сердце Твоего раба. Направь к праведности все его дела; утверди сына Твоей рабыни (или: сына Твоей истины) так, как Ты соблаговолил для избранников человеческих, чтобы предстоять
  17. пред Твоим лицом вечно, ибо без Тебя не совершенен путь и без воли Твоей не сделается ничего. Ты научил
  18. всякому знанию, и все сбывшееся было по Твоей воле. Нет другого, помимо Тебя, чтобы возразить на Твой совет и чтоб уразуметь
  19. весь Твой священный замысел и всмотреться в глубину Твоих тайн и понять все Твои чудеса вместе с силой
  20. Твоей мощи. И кто может вместить Твою славу? И что же он, сын человеческий, в Твоих дивных делах?!
  21. И рожденный женщиной чем сочтется (или: что возразит) перед лицом Твоим? Ведь он - от пыли его замес и пища червей - его обиталище. И он - пустой сосуд,
  22. отщипнутая глина, и к праху его устремление (или: вовращение). И что ответит глина и созданное рукой? И какой совет поймет?..."
  
  ... Ещё одна интересная деталь, могущая характеризовать если не членство Иоанна Предтечи в Кумранской общине, то определённое руководство в жизни их уставом, следовавшим Закону и пророкам.
  У кумранитов, в уставе есть такая фраза:
  
  "14. как написано: "В пустыне проложите дорогу (Йахве), выровняйте в степи торный путь нашему Богу".
  
  А слова Иоанна Крестителя из Евангелий, о недалёком пришествия Мессии, почти одни и те же что и у в Уставе кумранитов: "Он сказал: я глас вопиющего в пустыне; "исправьте путь Господу", как сказал пророк Исаия..."
  
  
  ...Иисус Христос в своих проповедях, открыто говорил и настаивал на том, что большинство людей вокруг и даже фарисеи, которые якобы охраняют Закон и сохраняют подлинную веру, увязли в алчности и честолюбии и только делают вид, что следуют путями Бога. Но что все они жертвы незнания подлинного учения и грешники, которым нужен Учитель. Он говорил: "Я пришёл в мир, не ради праведников, но спасать грешников. Врач нужен больному, а не здоровому..."
  
  А ессеи гордились своим избранничеством, и называли людей живущих вне общины - Сынами Тьмы, достойными преследований и гибели. Отчасти, подобную нетерпимость по отношению к простым людям, демонстрировали и фарисеи...
  Сегодняшние псевдо христиане, тоже гордятся своей избранностью и часто, смотрят на окружающих как на "не ведающих добра и правды". Но в большинстве, подобные верующие всего лишь повторяют заблуждение ессеев, стараясь выделить себя и "своих", из общего потока человеческой жизни. Интересно, что во многих, а точнее в большинстве русских православных приходах, священство и мелкие клирики держатся обособленно от прихожан и общины верующих, сами себя превращая в избранных - в церковное начальство!
  Такое разделение "стада Христова" - большая проблема не только для православных, но и вообще для христиан. Хотя стоит отметить, что эта черта, присуща человеку как биологическому существу и проявляется в других религиях тоже - в одних меньше, в других больше!
  
  Проповеди Иисуса Христа, отошедшего от элитаризма и интеллектуального "аристократизма" ессеев, направлены прямо против фарисеев и первосвященников, которые, взваливая на плечи верующих "ноши неудобоносимые", сами старались всячески сократить для себя требования Торы. Естественно, такая критика внутренней лжи и лицемерия, вызывала в иерусалимских "законниках" гнев и жажду мщения.
  
  Ревность и подозрение фарисеев, тщательно охраняющих свою привилегию быть учителями и наставниками народа израильского, послужили главной причиной страстей и страданий Иисуса Христа, которого признали простые люди, но испугались и возненавидели богатеи-правители и их "идеологическая" обслуга, во главе с архиереями и Синедрионом...
  
  
  ... Если сделать допущения, основанные на таком объяснении ранних годов возрастания и жизни Иисуса из Назарета, тогда можно во многом объяснить некоторые противоречия и неувязки, встречающиеся в Писании и Евангелиях. Но об этом в других статьях...
  
  
  Конец января 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"