Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

Воскресение Христово. Разговор о псалме 15

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О пятнадцатом псалме простыми словами

  Перед нами одни из псалмов, который пророчески свидетельствует об Иисусе Христе.
  Начинается он с надписания: "Столпописание Давиду".
  Почему - столпописание? При чем тут столб?
  Дело в том, что в древности было принято ставить памятники для увековечения памяти героев. Памятники эти не редко бывали в виде столба с надписью.
  Давид, предвидя Духом Святым подвиг Вочеловечевшегося Бога Иисуса Христа, написал этот псалом, тем самым сделав что-то вроде памятника победе Господа над адом и смертью. Победа эта предстояла в будущем, Давид написал этот текст за много веков до нее. Что ж - на то он и пророк.
  Пророчества были нужны для того, чтобы размышляя над фактом Воплощения Сына Божия, над Его жизнью среди людей, над Его смертью и Воскресением из мертвых, люди могли сказать: "Да! Это действительно Тот Спаситель, Которого мы все ждали! Вот - об этом говорилось в древних пророчествах. И вот - мы сами видим, что это сбылось!"
  Эти пророчества о грядущем Христе рассыпаны брильянтами по всему Ветхому Завету. И этих брильянтов - множество. Вспомним некоторые из них.
  Пророк Исайя говорил о том, что Спаситель родится от Девы (Ис. 7:14). И вот, в Евангельское время это сбылось! (Мф. Гл. 1).
  Пророк Михей предсказал, что Христос родится в Вифлееме (Мих. 5:2). И вот - это сбылось! (Мф. Гл. 2).
  Пророк Даниил говорил о том, что Владыка Христос будет предан смерти (Дан. 9:26). И это сбылось (Мк. Гл 5; Мф. Гл. 27; Лк. Гл 23; Ин. Гл. 19).
  И Давид в псалмах говорил о грядущем Христе, говорил много. В рассматриваемом нами псалме пятнадцатом говориться о том, что будет после смерти Христа. То есть - о победе Господа над смертью - о Его Воскресении.
  "Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши (Пс. 15: 1-2)".
  Феодорит Кирский считал, что текст этого псалма говорится пророком как бы от лица Иисуса Христа. Причем легко заметить - от Человека Христа!
  Это иногда смущает людей, знакомящихся со Святым Писанием - Иисус Христос в одних случаях действует и говорит как Бог, а в других - как Человек. Ну, скажем, как Человек Он плачет у гроба Своего друга Лазаря (Ин. 11: 35) и спустя несколько минут как Бог Лазаря воскрешает (Ин. 11: 43-44).
  Почему Бог, ставший Человеком, иногда ведет Себя так, как повел бы каждый из нас, обычных людей? Постится, плачет, молится?
  Иоанн Златоуст в своих "Толкованиях на Евангелие от Иоанна" говорил, что Христос, конечно, мог бы вести Себя как Бог всегда. Но в этом случае Евангельская весть для нас обеднела бы.
  Почему? Но ведь мы-то не можем вести себя как Бог, верно? В этом случае мы не могли бы брать с Христа пример!
  Христос постится не потому, что имеет нужду в очищении души. Мы, мы имеем эту нужду! И потому Он постится, чтобы и мы постились, подражая Ему.
  Христос плачет над умершим Лазарем, чтобы и мы знали - нет греха в таких слезах.
  Мы молимся потому, что оторваны от Бога. Христос от Бога не оторван, но молится тоже, чтобы мы могли учиться у Него молитве.
  Вот и касательно рассматриваемого псалма - мы вряд ли могли бы использовать его в своих молитвах, если бы здесь псалмопевец говорил бы как от Христа Бога. А так - он говорит как бы от Христа Человека, и поэтому мы вполне можем молиться этими словами. Мы - тоже люди, и то, что переживал Христос по Человечеству Своему может быть и близко и понятно нам.
  И первые слова псалма - о надежде на Бога. Надежда на Бога нужна в начале всякой молитвы и всякого дела - эта мысль снова и снова повторяется во многих псалмах.
  А слова "благих моих не требуеши" (то есть "Тебе не нужны мои блага") можно перевести и иначе: "добро мое не без Тебя".
  То есть всё, что у меня есть, всё, что во мне доброе - оно Твое, Господи, Ты всё это мне дал! Я не хвалюсь этим, Господи, ведь это не мое. Я просто тебе благодарен.
  
  "Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты еси устрояяй достояние мое мне. Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно есть мне (Пс. 15: 3-6)".
  Или в русском переводе Юнгерова:
  "Святым, которые на земле Его, Он дивно явил все свои желания среди них. Умножились немощи их, но потом скоро миновали. Я же не созову собраний их для (пролития) крови и не вспомню имен их устами моими. Господь есть часть достояния моего и чаши моей, Ты устрояешь мне достояние мое. Верви межевые положены для меня на лучших (местах) моих, ибо достояние мое - самое лучшее для меня".
  Этот большой отрывок понятнее тем, кто может вспомнить другие места Святого Писания. Например: "Много скорби у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс. 33:20). Или "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14:22).
  Почему путь к Царству Небесному лежит через многие скорби? Ну как же - это следствие нашей греховной испорченности. Ведь грех въелся в наше существо так, что без боли его и не искоренишь!
  Мы так любим копить, да и просто жадничать! А Господь ждет от нас того, чтобы мы с ближним делились. Скрепя сердцем, мы стараемся делиться! Трудно, трудно отдать то, что ты уже посчитал своим! Но нужно - и это скорбь.
  Или другой пример. Мы так охотно ненавидим тех, кого сочтем достойным ненависти! А Господь ждет от нас того, чтобы мы любили даже и врагов. Всю жизнь мы ломаем себя, пытаясь хоть немного эту заповедь исполнить! И это - тоже скорбь.
  А уж как мы любим языком перемывать кости всем на свете, и ближним и дальним! А Господь ждет от нас сдержанности в словах, требует не клеветать, не осуждать! Как трудно обуздывать свой язык! Это - скорбь, да еще какая!
  В общем, исполнять заповеди не просто. Это на самом деле скорбный путь, узкий. Но к счастью, мы проходим его не в одиночестве! Господь с нами, он нам помогает. Помогает победить собственные страсти, собственные грехи (или хотя бы уменьшить их - тоже хорошее дело). И после битвы с собственными грехами приходит утешение благодатью.
  Именно поэтому в пятнадцатом псалме и сказано, что немощи умножились, но вскоре миновали!
  Именно поэтому Господь и сказал: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко" (Мф. 11: 29-30).
  Потому-то бремя заповедей Господних и легкое, что Он Сам помогает нам нести его!
  Не избежать немощей и скорбей тем, кто решил стать христианином, учеником Господним. Но что ж - пусть будут скорби! Ведь так велика награда! Так хорошо, когда не деньги, не раздутая газетами слава, не быстро проходящая красота, а именно "Господь есть часть достояния моего"! И уж конечно в этом случае "достояние мое - самое лучшее для меня".
  Потому, что не может быть ничего лучшего, чем когда христианин пребывает во Христе, и Христос - в нем (Ин. 15:4)! Потому, что в таком случае достигается то, ради чего существует религия. Дело в том, что слово "религия" может быть переведено как "восстановление разорванной связи". И значит, если разделяющая человека и Бога пропасть преодолевается, исчезает, то и религиозная жизнь такого человека - правильная.
  Благословлю Господа, вразумившего мя, еще же и до нощи наказаша мя утробы моя (Пс. 15:7).
  Или в русском переводе: "Благословлю Господа, вразумившего меня, даже и ночью научала сему меня внутренность моя".
  Если честно, мне не удалось найти у святых отцов такого толкования этого места, которое меня удовлетворило бы. Поэтому скажу так, как кажется самому.
  Как по мне, испытать то, что сказано в этом стихе псалма может только человек, исполненный Духа Святого. Только Дух Святой может учить человека изнутри, да ещё и ночью, во время сна.
  Почему мне кажется, что эти слова можно истолковать именно так? Потому, что "когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:13-14).
  "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец" (Пс. 15:8-11).
  Ну, мне кажется нам не найти лучшего объяснения этих слов, чем то, которое дал сам апостол Петр. Причем, нужно обратить внимание - это первая проповедь апостола, самая первая! Это - день Пятидесятницы. Апостол только что исполнился Святого Духа и теперь, наставляемый Святым Духом говорит к людям.
  В такой момент, конечно, любой постарается сказать самое главное.
  Что главное для Петра? То, что Иисус и есть тот Христос, Помазанник, Спаситель, Которого так долго ждали потомки Авраама! Почему? Потому, что Христос воскрес! Пророки говорили об этом раньше, и вот теперь это сбылось!
  И с точки зрения Петра пятнадцатый псалом, который все слушатели, конечно, знали, служит для этого прекрасным доказательством.
  Вот эта часть речи Петра:
  "Ибо Давид говорит о Нем: "видел я перед собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании. Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью перед лицом Твоим".
  Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели" (Деян. 2:25-32).
  Пройдет время, и апостол Павел вспомнит этот же псалом в таком же контексте - любой желающий может прочесть в тринадцатой главе "Книги апостольских деяний".
  На чем настаивали апостолы, снова и снова вспоминая этот псалом? На том, что пророк Давид умер и увидел тление, а Иисус Христос, один из его потомков - воскрес! Тления Его тело не увидело, душа Его не осталась в аду! А из чего получается, что Давид не говорил о себе, а именно о грядущем Иисусе.
  Он пророчествовал об Иисусе Христе, и это пророчество сбылось, как и многие другие!
  Христос совершил Свой подвиг и добыл Свою победу! И значит - не напрасен был этот псалом, этот победный столп, который пророк Давид воздвиг за много веков до евангельских событий.
  
  Использованная литература:
  
  Феодорит Кирский. Изъяснение псалма 15.
  Евфимий Зигабен . Толковая псалтырь.
  Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
  Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"