Папета Дмитрий Сергеевич : другие произведения.

Сор в церковной избе. Как совместить идеализированный образ Церкви с реально существующим положением вещей?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Дмитрий Папета, 23.11.2007
  Общаясь с разного рода людьми, активно участвуя в общественной жизни православного общества, мы столкнулись с одной очень интересной проблемой, вызвавшей не просто живой интерес, но даже некую здоровую обеспокоенность в умах многих небезразличных людей. Вопрос заключается в том: "Стоит ли замалчивать и скрывать проблемы, существующие внутри церковной среды"? Этот вопрос касается не только Православной Церкви, но церквей вообще. О чём конкретно идёт речь?
  
  Церковь, как и любая другая организация, является собранием людей, действующих по определенным законам и принципам, принятых в данной структуре. Конечно, не нужно забывать, что Церковь - это, в первую очередь, богочеловеческий организм, и к ней в чистом виде не применимы стандартные гражданские критерии оценки. Но если всё же рассматривать именно аппарат управления Церкви, который не только зарегистрирован госорганами, но ещё и ведёт активное взаимосотрудничество с государством, то здесь можно прибегнуть к некоторым мерам оценки, применимым к общественным организациям.
  
  Церковь, особенно для славянских народов, всегда была и является большим авторитетом во всех областях человеческой жизнедеятельности, что накладывает на неё высокое и почётное призвание - служение нации, требующее от церковнослужителей соответствующего уровня честности и морали. Требования к духовенству всегда были намного выше, чем требования к тем же политикам и правителям. Доказательством тому может служить то огромное возмущение, возникающие у людей при виде, например, пьяного священнослужителя. Пьяный же политик никогда бы не вызвал такой реакции. Ну, злоупотреблял спиртным покойный Борис Николаевич! Все дружно смеялись, и всё на этом. А вот всевозможные рассказы о проделках и ошибках батюшек присутствуют в любом разговоре, который начинают между собою люди, не являющиеся активными прихожанами, которым просто совестно об этом говорить. Люди хотят видеть в своих пастырях истинный идеал, образцовых людей, на которых можно равняться и к которым можно прийти за советом.
  
  Приведём пример психологов. Люди ходят к ним за помощью, посвящают их в свои тайны, но там им достаточно знать, что у этого специалиста есть хороший диплом и пристойный опыт работы. К священнику часто ходят именно за тем же - услышать совет, получить моральную поддержку, но от него требуют не столько образования, которое, конечно же, немаловажно, сколько в нём хотят видеть образец для подражания - человека, который на практике достиг того, к чему мы только стремимся. Это желание идеализации присутствует в каждом живом разумном существе, в не зависимости от его социального статуса или национальности.
  
  Если коснёмся самой внутренней идеологии Церкви, то столкнёмся с некоей антиномией, часто смущающей умы многих людей. Дело в том, что в священном писании о Церкви сказано, что она есть "собрание святых", то есть, праведных. Но при этом же на вопрос учеников: "Кто может спастись?", Христос ответил: "Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу" (Марк.10.27). Уже в этом скрыто противоречие. Церковь собрание святых, но спасаются они не своей святостью, а милостью Божьей. Но если присмотреться, то увидим, что это - не противоречие, а констатация факта, свидетельствующая, что человек слаб, и сам не может обрести спасение, разве что посредством милости Божьей, при этом же люди призваны быть святыми, что само по себе уже гарантирует милость Божью. В этом и заключается парадокс пребывания человека на земле. С одной стороны, мы призваны к святости, а, с другой, обречены на крах без помощи и милости Божьей. Так вот, когда мы касаемся вопроса церковной морали и её внутренней жизни, перед нами открывается дилемма между идеалом нарисованным в нашем сознании, и реально существующим положением вещей. Когда же идёт речь о серьёзных внутренних и внешних проблемах, возникающих в Церкви, то негласно существует практика замалчивания большинства таких проблем. Так сказать, никто не хочет "выносить грязное бельё на люди". И вот здесь перед нами открывается важный момент, о котором было сказано вначале: "Что нужно делать в ситуации, когда существует сложная серьёзная проблема, определенно требующая обсуждения и решения? Что делать в такой ситуации: выставлять ли её на суд общества или скрыть всё, что возможно, и молчать, попытавшись каким-то образом решить её без широкой огласки"?
   Какой из этих вариантов правильный, сказать сложно. Каждая различная проблема имеет множество собственных аспектов и особенностей, но при этом не стоит забывать, что мы живём в свободном и открытом обществе, призванном решать все вопросы сообща, то есть, демократическим путём (нравится это кому-то или нет). Дело в том, что многие конфликты, которые возникают внутри Церкви, замалчиваются и скрываются, постепенно превращаясь в неизлечимую язву, пожирающую "собрание святых" изнутри. И если о них не говорить, не обличать, не поднимать на общественное обсуждение, то они так и останутся болезненными и нерешёнными. Также нужно помнить, что, к сожалению, общественное мнение и правильное мнение не всегда совпадают, при этом очень сложно определить корень проблемы, не придав ей какого-то собственного мнения, присутствующего у каждого из нас. Практически, мы стоим перед выбором, требующим особой мудрости, тонкости и разума при принятии того, или иного решения. Нам остается довериться лишь одному принципу, который был дан нам Христом: "Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"