Змей в славянской мифологии всегда в той или иной мере - искуситель. Даже Змей Горыныч. Он хоть и известен больше своими кознями да поединками с царевичами всех мастей, но в большинстве сказок сражаются с ним царевичи все-таки за Василису... Есть, конечно, сказки, где Горыныч жжет города и людей губит, но предзнаменованием его финала, обычно, является похищение Василисы.
(а ведь мог бы жить и жить...)
Другие известные мне Змеи идут тем же путем.
Огненный Змей, он же Прелестник (Перелесник в укр.), Летун, змей-любака - в славянской мифологии является злым духом, сродни инкубу. Вступает в любовные отношения с женщинами, принимая облик любимого (умершего или отсутствующего), по которому вдова или девица тоскует. Потому-то считалось, что нельзя женщине чрезмерно предаваться тоске, а уж если она чахнуть начала да стареть не по годам - точно пожаловал к ней прелестник, и жаром своим иссушает несчастную.
А еще Змей мог наведаться к женщине, которая подберет оброненную им (зачастую - нарочно) красивую безделушку, украшение или платок. Соседи да знакомые несчастной Змея увидеть не могли, слышали только, как женщина с ним разговаривает.
(художник Виктор Корольков)
(художник Александр Угланов)
(иллюстрация Катерины Штанко)
(автор valerka)
Рождались ли от таких союзов дети - вопрос спорный. По одним поверьям, беременность обольщенной Змеем заканчивалась ничем (из чрева высыпался песок или головешка вываливалась), по другим - рождались дети, помеченные нечистой силой, вроде подменышей, или уродцы.
Для изгнания Огненного Змея предлагается несколько способов:
1. удивить - сказать что-нибудь такое, чтобы слишком задумался, озадачился;
2. опротиветь - пожалуй, самый популярный совет: чесать волосы, поджидая Змея на крыльце, а на вопрос его, что делаешь, ответить: "Вши ем" (ну вот я прямо прониклась пониманием к несчастному);
3. традиционно советуют языческих духов изгонять христианскими обрядами да молитвами.
(здесь, для разнообразия, иная интерпретация образа ночного змея, уже не огненного)
Очень нравится мне, как образ, царь змей - Великий Полоз. Представленный в творчестве как справедливый мудрец (сказки Бажова), любящий и преданный муж (в романтической польской сказке "Невеста Полоза") или как чудище, которое губит девушек, а потому и ищет по весне новую невесту (тоже из народных сказок), этот образ многогранен и тем интересен. Хотя, в интерпретациях народного творчества, принцип "а мог бы жить и жить" срабатывает с ним в полной мере - погибель к Полозу приходит из-за женщины.