Люди не любят критику. Соответственно, люди не любят критиков. Любой критик, собирающийся оценивать что-то иначе, чем на высший балл, рискует узнать много нового о своих знаниях, ориентации и подробностях личной жизни. А вот лично я люблю умных критиков, даже тех, кто очень низко оценивает мои творения. Мне неприятно видеть, как они ругаются в гостевых и выдерживают потоки словесной грязи. Поэтому хочу дать несколько простых советов, которые позволят уменьшить количество неприятных инцидентов.
1) Находите что-то хорошее во всем, что читаете. Это несложно. Если автор знает, как пишутся слова, - хвалите орфографию. Если он развернул на три страницы рассказ об управлении башенным краном, то стоит отметить его профессиональную подготовку. Если сюжет рван и сумбурен, налицо несомненная динамичность текста. Многие авторы - люди несчастные, с ранимой психикой. Стоит хоть немного поддержать их лишней строчкой текста.
2) Если ничего хорошего не обнаружится, попробуйте перейти на личности. Автору шестнадцать? Значит, для его возраста текст не настолько плох. Автор из маленького города? Значит, он лучший из известных вам литераторов той местности. Наконец, если текст ужасен совершенно, а оправданий найти не получается, то у автора есть огромный потенциал для роста.
3) Урежьте шкалу оценок. Если десять прочитанных текстов тянут максимум на пять баллов, прибавьте пять баллов к оценке. Пусть вашей низшей оценкой станет шестерка. Да, авторы быстро заметят подвох, но психологический эффект останется. Человек, получивший "единицу", легко может стать вашим врагом. Человек, получивший "хорошо", может слегка поспорить, но вряд ли более того. У многих авторов - психология отличников, которые "пять с минусом" воспринимают как "тройку", а "тройку" - как сильный удар по голове. Будьте милосердны.
4) Если автор попадается на пути не в первый раз, нужно найти признаки его прогресса. Они найдутся, если хорошо искать. При этом сам текст можно и обругать, но автор должен ощущать свой личностный рост. Это может помочь ему действительно улучшить качество своих текстов.
5) Запоминается, как известно, первое и последнее. Прячьте издевательства и негативные оценки в середину отзыва. Примерно так: "рассказ написан сносно, хотя сюжет отсутствует напрочь, а количество орфографических ошибок превышает пределы разумного; тем не менее, отдельные места очень неплохи".
6) Сравнивайте автора с классиками и признанными мастерами. Не с целью обнаружить плагиат, конечно, а с целью приподнять автора в его собственных глазах. Хуже писать от этого он не станет, а может, и перечитает этих самых классиков. Это никогда не вредно. Найти же что-то похожее можно всегда.
7) И еще раз: находите что-то хорошее и пишите об этом хорошем, даже если ваше настоящее мнение состоит в том, что данному автору стоит никогда больше не писать ни единой строчки. Ругайтесь сколько хотите, но оставляйте автору хоть единый шанс на лучшее. Может, он сможет им воспользоваться. Даже не столько в литературе, сколько в жизни вообще. Немного поддержки - и чья-то жизнь может стать светлее.