Аннотация: обзор группы Верлибры сетевого конкурса "Вольная Поэзия - 2018"
ВПЕРВЫЕ УЧАСТВУЯ ЛИЧНО
(обзор группы Верлибры сетевого конкурса "Вольная Поэзия - 2018")
"Творческая настойчивость неумеющих плясать чаще всего называется стилем"
(Борис Андреев, народный артист)
"ВЕРЛИ?БР (франц. vers libre -- свободный стих) -- термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. Первоначально В., или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов"
Так энциклопедически характеризует верлибр один из мэтров отечественного стихосложения, А.П.Квятковский
Для меня это сложное понятие, хотя первые мои поэтические опыты были, скорей всего, именно верлибрами (и старенькие школьные тетрадки тому свидетельство).
Однако, большинство стихов, которые помню наизусть, не попадают в эту категорию. Наверно потому, что строки, не связанные жестко ритмически и рифмически, просто сложнее воспроизводить по памяти. А для меня стихи в большинстве своём запоминаются нараспев, либо как поэтическая песенная основа. Так уж сложилось. Мешает написанию верлибров и математический склад ума, для которого твердая форма сонета оказалась одной из любезнейших. Но иногда пробую верлибрить, хотя и без особого успеха, судя по отзывам опытных в этом жанре товарищей.
А вот покритиковать других - почему бы и нет? Белинский тоже плохие стихи писал, по мненью многих.
Для обзора я воспользовался списком верлибров прошедших преноминацию, в порядке подачи произведений.
Опираясь на знания, почерпнутые из словаря Квятковского, это - фразовикбез рифм, очень распространенный последнее время на Самиздате. Для меня он практически неотличим на взгляд от прозы, хоть и написан в причудливый столбик. Игра слов, похоже - основная задача автора, наслаждающегося ей и радуя этим процессом читателя. Комедия в рамках жанра. Прерываемая мысленными аплодисментами после каждой удачной ироничной фразы.
Игра слов сродни жонглированию булавами: мускулистая красотка в тесноватом купальнике с легкостью запускающая в небо буздыханы, перначи, кистени, боевые молоты, палицы, шестопёры, моргенштерны и телескопические дубинки (всего восемь покрытых запекшейся кровью предметов) и ловящая их под свист и улюлюканье беснующейся толпы, к которой ты обращаешься за сочувствием.
В этом я категорически согласен с автором.
Коломбина появляется в конце, как и положено ветренице в итальянском театре дель-арте, манкируя семейными обязанностями
В ночь с субботы на воскресенье у неё будет болеть голова, а в понедельник вам придется начать все с начала".
Этот гибридный с постмодерном верлибр не лишен хаотически пробивающейся рифмы, в совершенно неожиданных местах. Знаю, что автор умеет работать и традиционно силлабически. Тем интереснее наблюдать "смысловые галлюцинации" на тему расправы со "святым чертом" Распутиным.
пистолет ещё не заряжен Эльстоном
и
до заливного Гришки в Неве грешной...
рано
и пломбир-вагена с новым "святым чертом" Лениным, спешащем ему на смену
Женева с гештетом неявно защитного цвета
армии кайзера...
ваген без волькса
пломбиром подвержен вождь неутомимо бешеный
кайся!
(будете в Питере на броневик попытайтесь)...
Хронология меняется скачкообразно, тем ближе исторические параллели
стекает по халату свалкой трактирной
алая юшка судьбы-повитухи
а трупы?
куда же девать трупы?
...в шахте найдётся немало места
жаль что эмигрировал князь Сумароков-Эльстон...
И, наконец, финальная неожиданная "привязка к теме конкурса"
Напомнило чеховскую "Жалобную книгу". Не содержанием, а сюжетной формой.
Той самой, фразовика без рифм.
С Бродским, вдохновителем на этот верлибр, знаком я настолько шапочно, что ассоциаций с ним просто априори найти не смогу. Но в жюри люди сведущие, продвинутые, заценят.
А я буду просто наслаждаться миниатюрами "из жизни"
Становлюсь на колени чЕрпаю жизнь,
по венам в руках течёт часть воды и гемоглобин.
Железом зима стала пахнуть,
или вот этим
Осталась коробка с грильяжем приберечь бы
К чаю;не всегда ж круассаны и кресло.
Иногда полезна тумбочка и табуретка, например шторы повесить.
или на закуску
Черно-белое. Зима рулит, показывая трещины и ухабы.
Не забыть бы носки: надо взять и левые и правые; да, и портрет сохранить Гагарина.
--Куда полетим? Или поЕдим?
--Определимся в аэропорту. В Парагвай или на Канары.
--Там времени валом, кинь пару сборников Высоцкого и Бродского. Почитаем.
Бродского нет. А Высоцкого вожу с собой. Как Библию.
Честно говоря, до самой преноминации не верил, что написанное - верлибр. Но преноминаторы поверили. Спасибо им за надежду, что поверят и "народные судьи". Догадываюсь, какой ритмический дефект послужил мне на этот раз плюсом, а не минусом.
Спорные мысли, наверно, не только для меня. Ребенок - он больше, чем Человек. Он то - кем он будет завтра, через много лет. И если инстинкты руководят повадками (читай, правилами поведения в обществе себе подобных), то так ли это клёво?
Нет Ев и Адамов;
размыты понятия ДОБРА и ЗЛА,
ИСТИНЫ и ЛЖИ.
Ева и Адам сотворены сразу взрослыми, но были глупы как дети, до вкушения плода познания.
Нынешние детишки эти плоды вкушают всё раньше, порой с пеленок, играя взрослыми игрушками-гаджетами. И требуют, чтобы любая игрушка что-то говорила или чем-то моргала, пока не сядет батарейка...
Гаджеты стареют с каждым днем быстрее, устаревая морально еще до рождения новых. Как здорово жилось в догаджетовую эпоху кулибиных и левшей...
Поздняя осень - День урожая гаджетов;
Охотно верю. В конце года многие выбрасывают старые вещи и гоняются за новыми модными версиями андроидов, выкладывая за них без жалости всё "нажитое тяжким трудом"
представляя, как люди уткнувшись в гаджеты, отгородились наушниками от мира - не докричишься, слова падают "каплями бесшумного дождя".
В заключение, хочу вернуться к началу. Верлибр активно проник в русскую поэзию начала 20 века через переводы с французского. Уже работая над этим обзором, вспомнил я один памятный мне перевод с французского, который, по сути, тоже является верлибром на обоих языках.
Это песня Паскаля Даниэля "Три минуты до смерти", поразившая меня более 40 лет назад в исполнении "Поющих гитар"