Аннотация: обзор группы Верлибры сетевого конкурса "Вольная Поэзия - 2018"
ВПЕРВЫЕ УЧАСТВУЯ ЛИЧНО
(обзор группы Верлибры сетевого конкурса "Вольная Поэзия - 2018")
"Творческая настойчивость неумеющих плясать чаще всего называется стилем"
(Борис Андреев, народный артист)
"ВЕРЛИ?БР (франц. vers libre -- свободный стих) -- термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. Первоначально В., или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов"
Так энциклопедически характеризует верлибр один из мэтров отечественного стихосложения, А.П.Квятковский
Для меня это сложное понятие, хотя первые мои поэтические опыты были, скорей всего, именно верлибрами (и старенькие школьные тетрадки тому свидетельство).
Однако, большинство стихов, которые помню наизусть, не попадают в эту категорию. Наверно потому, что строки, не связанные жестко ритмически и рифмически, просто сложнее воспроизводить по памяти. А для меня стихи в большинстве своём запоминаются нараспев, либо как поэтическая песенная основа. Так уж сложилось. Мешает написанию верлибров и математический склад ума, для которого твердая форма сонета оказалась одной из любезнейших. Но иногда пробую верлибрить, хотя и без особого успеха, судя по отзывам опытных в этом жанре товарищей.
А вот покритиковать других - почему бы и нет? Белинский тоже плохие стихи писал, по мненью многих.
Для обзора я воспользовался списком верлибров прошедших преноминацию, в порядке подачи произведений.
1 АнонимCommedia dell'arte: Коломбина
Опираясь на знания, почерпнутые из словаря Квятковского, это - фразовикбез рифм, очень распространенный последнее время на Самиздате. Для меня он практически неотличим на взгляд от прозы, хоть и написан в причудливый столбик. Игра слов, похоже - основная задача автора, наслаждающегося ей и радуя этим процессом читателя. Комедия в рамках жанра. Прерываемая мысленными аплодисментами после каждой удачной ироничной фразы.
Игра слов сродни жонглированию булавами: мускулистая красотка в тесноватом купальнике с легкостью запускающая в небо буздыханы, перначи, кистени, боевые молоты, палицы, шестопёры, моргенштерны и телескопические дубинки (всего восемь покрытых запекшейся кровью предметов) и ловящая их под свист и улюлюканье беснующейся толпы, к которой ты обращаешься за сочувствием.
В этом я категорически согласен с автором.
Коломбина появляется в конце, как и положено ветренице в итальянском театре дель-арте, манкируя семейными обязанностями
В ночь с субботы на воскресенье у неё будет болеть голова, а в понедельник вам придется начать все с начала".
В-общем, ЖЫЗНЕННО. Но не Чехов и не Гоцци.
2 Чваков Д.Поющая ночь исхода
Этот гибридный с постмодерном верлибр не лишен хаотически пробивающейся рифмы, в совершенно неожиданных местах. Знаю, что автор умеет работать и традиционно силлабически. Тем интереснее наблюдать "смысловые галлюцинации" на тему расправы со "святым чертом" Распутиным.
пистолет ещё не заряжен Эльстоном
и
до заливного Гришки в Неве грешной...
рано
и пломбир-вагена с новым "святым чертом" Лениным, спешащем ему на смену
Женева с гештетом неявно защитного цвета
армии кайзера...
ваген без волькса
пломбиром подвержен вождь неутомимо бешеный
кайся!
(будете в Питере на броневик попытайтесь)...
Хронология меняется скачкообразно, тем ближе исторические параллели
стекает по халату свалкой трактирной
алая юшка судьбы-повитухи
а трупы?
куда же девать трупы?
...в шахте найдётся немало места
жаль что эмигрировал князь Сумароков-Эльстон...
И, наконец, финальная неожиданная "привязка к теме конкурса"
АНОНС:
Впервые!
Декабрь 1916!
Смерть святого чёрта!
...аншлаг гарантирован...
...революция штрих-пунктиром...
В 2017-м актуально, как никогда!
3 Иванова Т.Т.О борьбе с домогательствами. Статья
Если в первом из произведений была комедия смыслов, в этом наблюдается игра в склонение, по падежам.
Сделали подлежащему
Повелительное предложение.
Отвратительное - творительное
И почти оТВАРительное.
Некогда и я пробовал составлять стихотворение из одних глаголов
http://samlib.ru/k/kalinin_a_a/glagolizmy.shtml
и деепричастий "совершенно страдательного залога" http://samlib.ru/k/kalinin_a_a/ssz.shtml
но до верлибра, правда, не дотянул.
А ещё говорят, что причастие
Не очень и деепричастно.
И даже - что если в родительном
Достаточно именительно,
То и сказуемое ненаказуемо!
И так далее по всем частям речи, не пропуская даже междометий
Так вот впервые вышло,
Что наш закон - и не дышло.
Так уж звёзды совпали.
А вот теперь собираются
Повернуть его сразу же против
Похвалительных
И междометий.
Ай-я-яй, господа законотворцы!
Спасибо автору за актуальную статью.
4 Римских Р.Космология
При вселенском подходе, суть верлибра кроется, думаю, в понятии брачных отношений.
в начале
света
не время
не место
ни времени
ни места
сингулярная точка
с запятой
далее следует
fiat
он же - "законодательный акт" (проверял по ВИКИ)
медовый месяц (возможно, годы)
туманность волос
двойная звезда глаз
пульсар сердца
и неодолимо притягательный
коллапсар губ
и как естественный процесс вселенский
в прошлом
сверхплоть сверхжар
в будущем надо думать
взаимное отдаление
и остывание
и так до Большого Разрыва
Вполне укладывается в Космологию. Поздравляю, автор!
5 Петрова Г.А.Спас"ибо
Напомнило чеховскую "Жалобную книгу". Не содержанием, а сюжетной формой.
Той самой, фразовика без рифм.
С Бродским, вдохновителем на этот верлибр, знаком я настолько шапочно, что ассоциаций с ним просто априори найти не смогу. Но в жюри люди сведущие, продвинутые, заценят.
А я буду просто наслаждаться миниатюрами "из жизни"
Становлюсь на колени чЕрпаю жизнь,
по венам в руках течёт часть воды и гемоглобин.
Железом зима стала пахнуть,
или вот этим
Осталась коробка с грильяжем приберечь бы
К чаю;не всегда ж круассаны и кресло.
Иногда полезна тумбочка и табуретка, например шторы повесить.
или на закуску
Черно-белое. Зима рулит, показывая трещины и ухабы.
Не забыть бы носки: надо взять и левые и правые; да, и портрет сохранить Гагарина.
--Куда полетим? Или поЕдим?
--Определимся в аэропорту. В Парагвай или на Канары.
--Там времени валом, кинь пару сборников Высоцкого и Бродского. Почитаем.
Бродского нет. А Высоцкого вожу с собой. Как Библию.
Спасибо автору!
6 Татаркин А.С.Теплое место
А это уже трехдольник со свободной разбивкой (опять спасибо Квятковскому за подсказку). Тему и ритмику задают уже первые строки
Тише.
Снова становится тише
на улицах темных холодной порой,
и бездомный всем телом дрожит, засыпая
в укромной глухой подворотне.
Да-да, где теплее зимой бомжу, которого гонят из отапливаемого подъезда?
Конечно, возле теплоцентрали, где и голуби греются...
Жаль, в овраге у теплоцентрали все занято...
И куда податься? Кругом непогода и темень
Он стремится на свет, но не помнит зачем это нужно,
и рядом кричат, и командует кто-то "дыши!",
содрогается в муках родное горячее небо.
И возвращение назад, в подворотню, ничего хорошего не сулит.
Тише.
Снова становится тише. Зима
снежный саван расстелет заботливо, глаз не касаясь.
Жаль, что занято место у теплоцентрали.
Я, кажется, понял глубинную суть верлибровой формы. Разве можно в рифму и в размер описать всё это?
7 Калинин А.А.Нечто
Честно говоря, до самой преноминации не верил, что написанное - верлибр. Но преноминаторы поверили. Спасибо им за надежду, что поверят и "народные судьи". Догадываюсь, какой ритмический дефект послужил мне на этот раз плюсом, а не минусом.
Эта встреча с непознанным человечьим,
словно контакт с неземным непосредственный,
на взгляд
и на слух,
пусть, и не безупречна,
но для души, почему-то,
божественна.
Dixi, как говорится.
8 GregberkПьеса Из Родничка
Пиеса в белых стихах. Комедия-буфф. (Дель-арте уже встречалась в начале обзора))
Двухлетний ребенок в заглавной роли - само по себе Событие, как и День Рождения его. Конечно же, остальные все - статисты, в том числе и аниматоры.
попрошу я вас себе представить
двухлетнюю Пеппи Длинныйчулок - так сразу
всё станет ясно
свидетелям и очным, и заочным.
Первое знакомство ребенка с пиццей - настоящей итальянской!
Впервые в это логово попав, кишащее гигантскими,
заслуженными честно, медалями из печки,
девочка увидела; оказывается,
они не растут-поспевают на ёлкe;
Девочка наблюдает и афористично по-детски комментирует неадекватное (для нее) поведение взрослых участников спектакля
Посыльный - а это был он, объект вожделенный, герой порнофильмов -
не скинув огромного шлема, обнял пирамидку опознанных пицц,
нарядно одетых на выход, с ними проделал обратный путь
и пропал на просторах гурманизма.
"Дядя с большой головой",- ему Родничок уделила внимание.
И всего-то!
А когда в третий раз несмертельный исполнился номер,
аппиццытный умчался посыл,
Родничок догадалась: "Дядя сильно голодный!"
Далее - немая сцена. И недоуменный смех зрителей, для кого, собственно, и был затеян спектакль. Ну очень "многобюджетный"!
9 Ролдугина С.Любить не того
Без аннотации не догадаться (простите за невольную внутристрочную рифму, привычка). Оказывается, о первой любви.
Сколько лет
можно любить одного человека,
смотреть, как он
выбирает опять не тех?
А любовь ли это? Может, просто мираж любви?
Наблюдать за ним издали,
желать удачи его невестам -
неужели у меня сердце настолько большое?
Доброе сердце - это точно.
Тысячу лет -
пока другой не вырежет бритвой
из меня его по живому,
а потом уведёт за собой
женщину
с моим лицом, но совсем
чужую.
Совсем чужую - не уведет. Потому, что сердце доброе. Мне так кажется.
Вот, собственно и весь трехдольный верлибр.
А ведь есть и родственный ему, но гораздо оптимистичнее, давно ставший почти народной песней:
Спорные мысли, наверно, не только для меня. Ребенок - он больше, чем Человек. Он то - кем он будет завтра, через много лет. И если инстинкты руководят повадками (читай, правилами поведения в обществе себе подобных), то так ли это клёво?
Нет Ев и Адамов;
размыты понятия ДОБРА и ЗЛА,
ИСТИНЫ и ЛЖИ.
Ева и Адам сотворены сразу взрослыми, но были глупы как дети, до вкушения плода познания.
Нынешние детишки эти плоды вкушают всё раньше, порой с пеленок, играя взрослыми игрушками-гаджетами. И требуют, чтобы любая игрушка что-то говорила или чем-то моргала, пока не сядет батарейка...
И это есть полный ВЕРЛИБР.
Но право жизни тоже он имеет.
Это, конечно, бесспорная истина.
11 Чижик Н.Встреча0k "Стихотворение" Поэзия
Сам процесс этой встречи двоих "остался за кадром". Не будем винить в этом автора. Она сама их встретила и делится своим впечатлением.
В этой толпе Он и Она
Вдвоём.
Наедине.
Яркий букет в руках -
Тревожный сигнал "не робей".
Кому как. Язык цветов знают не все, но при близком рассмотрении каждый цветок букета может сказать еще что-то от себя.
Будет у них первая поздняя весна,
Будет у них поле белых листов,
Будет гроза, бури любой сильней,
Потому что сейчас, только что
Зарезала их любовь.
Ой, ли - зарезала? Связала, поди. Но в трехдольник верлибровый не вписалась...
12 Николаев В.Тополиный рай0k "Стихотворение" Поэзия