Аннотация: "Вольная Поэзия - 2021", Обзор номинации "стихотворение"
ЗАПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО
(обзор номинации Стихотворение конкурса "Вольная Поэзия -2021")
Этот обзор я собирался первоначально писать только для стихов, прошедших первый тур. Но подумал, что это будет несправедливо. Потому что и среди не прошедших этот рубеж тоже есть понравившиеся мне, просто как читателю.
Обязательным требованием на этот раз было наличие в тексте (название не в счёт) собственного имени героя (героини) или просто ключевого слова "имя".
Люблю стихи, которые интонационно легко читаются (зрительно - с первого взгляда).
Быть может, не самые изящные, глубокие, или многозначительные с точки зрения языковедов, но сердцу любые естественностью слога и мысли.
Стихотворения "традиционные", как правило, силлабо-тонические, судят обычно по оригинальности рифм и ритмики:
сильная ли слабая, богатая ли бедная, точная - не точная рифма;
образности: чем замысловатее образ или непредсказуемей троп, тем выше оценка.
Есть замечательное высказывание С.Я. Маршака: "Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой".
А Маяковский утверждал, что правила для себя устанавливает автор сам, а все учебники стихосложения - от лукавого.
Такие точки зрения лично мне ближе. Лишь бы эти правила не стали фетишем для автора.
Читать стихотворения я буду в порядке их подачи.
Специально сохранил в этом списке и оценки судей на первом этапе. Они совершенно не влияют на моё ИМХО.
Татьяна
*1 1.00*3:Минасян Т.С.Разговор
Догорает свеча,
И на смену луне
Два пурпурных луча
Появились в окне.
Анапест выбран, наверно, не случайно. Он подсознательно настраивает на лирическую камерность сюжета. А ещё для себя я отмечаю плюсиком короткую строку. Просто потому что люблю её в стихах.
Теплый чай золотой
Остывал на столе,
Мы болтали с тобой
О добре и о зле,
О любви, красоте,
О заветных мечтах,
О мыслителях - тех,
Кто остался в веках.
Вроде ничего особенного. Беседуют двое, о высоких материях, забыв про чай на столе и про то, что, наверно, пора спать, нежно обнявшись...
Шепот наших бесед
Не смолкал до утра
Но забрезжил рассвет...
Мы вздохнули: "Пора!"
Задуваю свечу,
Отставляю стакан
И чуть слышно шепчу:
"Как ты прав, Антуан!"
Неожиданный конец. Традиционно права должна быть женщина
Павел
2 1.00*5:Виноградов П.Триптих
Троица в комнате, троица!
Это троится в бриллиантовых зеркалах
призрак мерцающий на подоконнике -
троне хрустальном хозяйки неволи моей.
"Бриллиантовый", "мерцающий", "хрустальный" эффект непременно должен поразить с первых же строк. Но для меня, наоборот, показался излишне высокопарным, неестественным.
Матовы ноги её, жемчугами исполнена шея царицы,
чьи отражаются лица
в триптихе малого алтаря -
зеркала, воздуха и окна
в комнате смеха и боли,
Оксюморон "рулит куртуазно и эротично" в том самом триптихе, вынесенном в заглавие
где я, словно распятый на кресле дантиста,
за то что не выучил роли,
Шикарный образ распятия!
всё продолжаю двоиться, троиться,
развоплощеньем бесцельно томиться
подле муаровых ног моей Оли.
"Муаровые ноги" - это нечто! Боюсь даже подумать о причине этой муаровости.
(Термин происходит с французского слова moirИ -- муар, еще его называют мойра. Оно означает волнение или волну, полосатость, которая проявляется при осмотре предмета под разным углом падения света. ... Мне почему-то сразу приходит на память муаровая орденская лента...)
Таким, наверно и должно быть стихотворение, претендующее на симпатии жюри.
Игорь
3 1.00*2:Козлов И.В."Чуешь, пускает..."
Чуешь, пускает
Корни имя?
В центры шифровки
Составляет.
Нет у тебя
Шизофрении,
Говоришь?
И напрасно.
Просто мистическое начало. И далее, любой читатель может убедиться в цельности поставленной задачи, как мне показалось, изображения больного сознания ЛГ, доводящего его до непоправимого.
Люблю характерные, нервные стихи, да ещё короткой строкой. Они надолго запоминаются и сюжетно и эмоционально:
Мёртвым глаза
Закрыть стесняюсь
Именем Тьмы,
Любви и Света.
Роман
4 1.00*4:Винокур Р.У каждого - своё Бородино
У каждого - своё Бородино.
Похожую надели треуголку:
Один - в Европу прорубить окно,
Другой - пойти в мороз на барахолку.
На первый взгляд, сравнение абсурдное. Для тех, кто не испытал на себе торговлю на барахолке в мороз. Хотя, и к треуголкам есть вопросы. У шляпы прорубившего окно - треугольно загнутые вверх поля. А у шляпы замерзавшего в Первопрестольной "барахольщика" два угла опущены вниз...
С точки же зрения стилиста русской речи, вторая строка должна бы выглядеть, наверно, несколько иначе:
Похожие надели треуголки
Ведь треуголки-то разные
Но шутят зря над теми, кто готов
Прорваться сквозь рутину и пространство.
Чтоб стать царем, хватает пары слов -
Холопы обожают самозванство!
Про самозванство наполеонов - исторически точно!
Поверившим в Интернационал,
В Майдан и возрождение державы
Счастливый обещается финал,
Где много хлеба, радости и славы.
Исторические параллели, прямо по Лобачевскому, таки пересекаются...
Показательный финал. Ненавязчиво и убедительно. Уверен, не только для меня.
Алексей
5 1.00*3:Зуев-Горьковский А.Л.Рабыня Базарова
Телевизер жжёт бразильским сериялом,
Подсадил меня триклятый на сюжет.
Цельный день безвольно шарю по каналам,
А Изауры как не было, так нет.
Лексика и пунктуация - от ЛГ, конечно
Ну кто не помнит этой сериальной рабыни-полукровки, детство и отрочество которой прошло отнюдь не на плантации, что не помешало телезрительницам проливать сочувственные слёзы над её нелёгкой долей. Особенно в "лихие 90-е".
Вообще-то весь сюжет стихотворения изложен устами одной из таких домохозяек поневоле. Родной завод-фазенду разорили реформаторы-управленцы. Сиди дома, смотри телек в ожидании добытчика-мужа, мышкующего для семьи в неопределённом месте...
Я Корреушку к Изауре ревную.
Мне б рабыней стать его хотя б на час.
Вся Бразилия на свадьбу золотую
На фазенду бы пришла проздравить нас.
А я и так поздравлю автора с неиссякаемым юмором и оптимизмом, всё более редкими в нынешней российской поэзии.
Юлия
6 1.00*3:Бердникова Ю.Л.Вольная поэзия Рт 21: Памяти Новеллы Матвеевой
Как тонким голосом бардесса пела:
"Любви моей ты боялся зря..."
Она с красивым именем Новелла,
Ушла от нас в начале сентября.
Начало, прямо скажу, банальное. Как и у многих известных мне посвящений "памяти..."
Мне кажется, что даже и без него, просто прочитав последующие строки, без труда угадывается образ одной из талантливейших наших современниц.
Кораблик, тот, что сам себя построил,
Плывет по морю памяти моей.
А голос, серебром настроен,
Напомнит о делах минувших дней.
Замечу, что слог этого стихотворения созвучен и песням Новеллы Николаевны.
Владимир
7 1.00*5:Новиков В.Н.Девушка в тельняшке голубой
Яхта. Чайки за кормой,
Моря брызги пенные.
Девушка в тельняшке голубой
Босиком по тёплым доскам бегает.
Похоже на авторский перепев известной песни 70-х (сам певал её под гитару):
"Помню, помню мальчик я босой
В лодке колыхался над волнами
Девушка с распущенной косой
Мои губы трогала губами"
Просто добавилось экзотики, "морских" словечек. Опущу часть текста, ограничившись ключевыми фразами основной сюжетной линии
Девушке в тельняшке голубой
Невдомёк на этой тёплой палубе,
Что один матрос, совсем седой,
Был давно влюблён в неё без памяти.
Только быстротечен тур морской,
За бортом огни причала светятся,
Девушка с распущенной косой
Больше никогда ему не встретится.
А потом, уже в Москве сырой,
Будут галсы ей и мачты мниться,
Но на палубе пустой матрос седой
Так ни разу ей и не приснится.
Тут закралось некое противоречие между девушкой, для которой тельняшка - просто лёгкая курортная маечка на время круиза и "давно без памяти влюблённым" в неё матросом седым (пожилым стало быть). Как сказал бы незабвенный Михаил Жванецкий: "Тщательнее надо бы..."
Александра
*8 1.00*5:Ковалевская А.В.Финист - Ясный сокол
А у Финиста ясные очи,
А у Финиста крепкие плечи,
А ланиты его не целуй, девка, нет,
Ни за что не целуй, запродашь белый свет,
И к широкой груди ой не льни, погляди:
Птичьи перья лежат под окном,
Да недолго любиться вдвоём.
Сюжет народный, с детства знакомый. Но чем замечательна сказка - в устах каждой новой сказительницы она звучит по-своему, наполняется иными красками и акцентами, особенными языковыми оборотами.
Это стихотворение я не назвал бы новаторским, но с точки зрения фольклориста, оно, наверно, безупречно.
Ян
*9 1.00*6:Корсак Я.Спит, чуть кашляя во тьме, коммунальная квартира
Спит, чуть кашляя во тьме, коммунальная квартира.
Август, листья тополей уже вытерлись до дырок,
Истрепался веер мой с журавлями поверх шёлка
И к зиме мой летний пух пророс жёсткою иголкой.
Метафоричные длинноты порой доводят до зевоты... Но только тех, кто любит лёгкое чтиво.
В данном стихе коммунальная квартира -лишь один из метафорических образов, которых не счесть. Похоже, автор медитирует, записывая возникающие образы, "словно память о былом".
Грезят чашки на столе, георгин в бутылке винной.
Понемногу эта ночь добралась до середины.
Понемногу отлегло с сердца и иных метафор.
Неясно, радует ли это ЛГ, восклицающего:
Не зови меня сейчас, а иначе сказка рухнет
Лунным зеркалом с моста, сразу вдребезги, в осколки.
Не зови меня никем хоть немного, хоть недолго.
Ясно одно, что этот стихотворение явно попадёт в финальный список. Ещё яснее почему.