Аннотация: Гусиная охота или синдром Паниковского. (Из цикла Легенды ректорского дома)
Гусиная охота или синдром Паниковского
(Из цикла Легенды ректорского дома)
В начале XIX века Императорский московский университет приобрел землю с главным домом дворянской усадьбы князей Волконских, бывшей в глубине университетского квартала между Моховой, Б.Никитской, Тверской и Никитским переулком. В основании двухэтажного каменного усадебного дома с мезонином, постройки1740гг., сохранились белокаменные стены боярских палат XVII века, внизу находились две большие залы, наверху располагались комнаты хозяев, родственников, гостей, куда вела чугунная лестница с литыми балясинами. Дом - один из немногих уцелевших в московском пожаре 1812г., использовался университетом разнообразно. Сначала там помещалась редакция журнала "Телескоп", опубликовавшего знаменитое философическое письма Чаадаева, жили: издатель этого журнала Николай Надеждин и его сотрудник Виссарион Белинский. Позднее дом облюбовали для своих лабораторий университетские физики Александр Столетов и Петр Лебедев, который именно здесь открыл давление света.
В верхнем жилье селились ректоры, семьи профессоров и академиков, а дом прозвали ректорским. С развитием МГУ, особняк многократно менял хозяев, переходил в ведение разных институтов, возникавших на основе университетских кафедр, там находились самые разные учебные подразделения, лаборатории, профкомы, парткомы, месткомы, машинописные бюро, а также служебные помещения гостиницы Националь.
В начале преподавательской карьеры доцента Кулакова, под крышей ректорского дома находилась его кафедра и лаборатория, потом он сменил несколько институтов, выбирая, где побольше и лучше, и ко времени нашего повествования осел на кафедре безопасности жизнедеятельности в учебном гуманитарном институте. Всегда деловой, энергичный, Кулаков кипел как самовар, очень любил совещания, заседания и застольи, говорил, как подобает преподавателю с выражением, но обычно бестолково, хотя показывал ученость, употребляя иноземные термины тайм-аут и цуг-цванг. На факультете Михаила Алексеевича по-свойски звали кулаком и деревянным сявкой или буратиной, а студенты именовали мишкой.
Своей дежурной улыбкой, растягивая рот до ушей, Кулаков действительно напоминал Буратино. Когда в белом халате он появлялся в машбюро, девицы находили сходство с гинекологом. Доцент любезно отвечал, что всегда готов провести персональную диспансеризацию, совершенно бесплатно и анонимно, и рассказывал бородатый анекдот. Общаясь с дамами, он не столько проявлял внимание, а самодовольно носил себя любимого, как индюк на птичьем дворе. Однажды, возвращаясь с учебной практики, доцент купил на базаре ведро слив, обещав торговцу вскоре вернуть тару. В Москве, с пустым ведром Кулаков явился домой к сослуживице Галине Полуяновой, которая собиралась ехать на учебный полигон. Уяснив ситуацию, она пыталась одеть ведро на голову доцента, и вопила на всю лестничную клетку, называя поведение Кулакова идиотизмом и кретинизмом, поскольку пустое ведро для незамужней особы очень плохая знаковая примета.
Пребывая в доме отдыха, доцент перебрал, травил на мостике через ручей, где утопил зубной протез. Затем принял, усугубил, опять перебрал, имел, а кого не помнил и прожег дыру в партийном билете. Наш герой неоднократно почивал в ректорском доме, благо его лаборатория помещалась под чугунной лестницей, где стоял большой двустворчатый бронзовый шкаф-сейф с тремя замками и спиртом-ректификатом для научных работ. На занятия доцент нередко являлся слишком веселым, но студенты на него покуда не жаловались, а деканат не старался замечать, поскольку Кулаков приходился родственником кому-то из ректората или деканата.
Потом ректорский дом оказался заброшен, стали появляться слухи о разных привидениях и призраке вечного студента, неприкаянно бродившего по чугунной лестнице, напевая гвадеамус игитур, и пугая парочки во дворе, а также многие другие интересные, но сомнительные сведения.
... В прошлом веке, во времена развитого социализма, молодежь страны советов каждой осенью традиционно бились за урожай картошки, свеклы или капусты. Очередной осенью на колхозных полях у деревни Баулино, недалеко от Бородинского поля и Можайского водохранилища трудился сельхозотряд московского вуза, прибывший в начале сентября с куратором группы, царевым оком от деканата, доцентом Кулаковым.
Старостой группы пребывал Игорь Горохов, студент не очень прилежный, но без хвостов, зато пользовался интересом студенток и знал наизусть 12стульев и Золотого теленка, правда, не весь текст целиком, но особенно занятные места воспроизводил без отсебятины, за что получил на курсе прозвище артист. Его другом, не разлей вода, был парень с Алтая, отслуживший армию, Валерий Буров, который нередко обращался к приятелю, как Бендер к Паниковскому:
-Послушайте, студент, на что Игорь посмеиваясь отвечал:
-Слушаю Вас внимательно, товарищ Бендер.
Студентов поселили на хуторе, в километре от деревни, возле разрушенной церкви сохранились две пустующие бревенчатые избы, одну занял доцент, в другой поместились трое ребят. Староста с приятелем расположились под крышей дворового погреба или погребной мансарды на траве, как они называли свое жилище, где отдыхали и вели филологические беседы. Позади погреба росли две старые яблони, усыпанные плодами.
По соседству помещалась усадьба местной самогонщицы и хозяйки колхозного гусиного стада Лизаветы, прокуренный голос которой разносился окрест громче всех прочих звуков. Матом она крыла, встречала и провожала всех - гусей, людей, день, ночь, погоду. Злобный и звонкий мат реял над ней как веселый роджер на мачте пиратского корабля. Рядом находились развалины церкви, за которой зеленели березы на месте сгоревшей во время войны части села. Раньше село принадлежало князю Волынскому, потом Семеновскому, а теперь колхозу.
Осень стояла золотая, грибная с солнечными, теплыми и тихими дождями. Студенты убирали, складировали и возили капусту, картошку и морковку. Вегетационная диета, физический труд и прогулки при луне способствовали развитию здорового аппетита и размышлениям о котлетах по восемь копеек, шницелях и домашней дичи. Нередко студенты вспоминали великого русского писателя, который "не ел ни рыбы, ни мяса", и однажды староста Горохов спросил своего соседа под крышей погреба: Почему Бендер неоднократно называет гусекрада, гуселюба и гусеведа Паниковского студентом, причем в тексте нет конкретного ответа?
-Тем выше цена возможных вариантов,- подхватил Валера, ведь в 12стульях и Золотом теленке фактически действует два разных человека по имени Бендер.
-Согласен,- отвечал знаток знаменитого романа, - Однако, для анализа содержания, надобно сперва определится с жанром сочинения. Действие романа происходит в цирке жизни, где резвится бригада рыжих клоунов под руководством бездомного балбеса-паразита Остапа Бендера, который в начале действия работает в амплуа белого клоуна, но в финале быстро и неожиданно становится рыжим.
-Очевидно, это авантюрная дилогия? -уточнил Валера.
-Безусловно так, но тема далеко не исчерпана. Дилогия в виде циркового ревю атракционов и реприз жанра клоунады с пародиями, гротеском, эксцентрикой пантомимы(кража гуся Паниковским), разговорного жанра(сцены с детьми лейтенанта Шмидта, монологи про Союз меча и орала и международный шахматный конгресс), приключения с бриллиантовыми стульями, водяная феерия на пароходе Скрябин и в квартире голого инженер, антреприза Эллочки людоедки, крымское землетрясение, пятигорский Провал и переход Бендера с Воробьяниновым через Кавказский хребет. Первая часть заканчивается гибелью главного героя, а вторая начинается его воскрешением и рождением великолепного трио детей лейтенанта Шмидта. Абсолютно цирковой номер: распиливание чугунных гирь и гениальная фраза Паниковского: Пилите, Шура, пилите! Снова водяная феерия с допросом Скумбриевича в Черном море, эквилибр в виде автопробега, и опять Бендер на букву н - был нищим и счастливым, стал богатым и несчастным. Бендер - парадоксальный герой, появляется перед читателями бездомным бродягой без ключа, квартиры, денег и носков. Похоже, босой Бендер идет из чужого дома, по-видимому казенного, где он научился уважать уголовный кодекс и узнал 400 способов полу-честного отъема денег. Этот Бендер активный оптимист и эгоцентрист, старается из любой ситуации выйти с добычей. Нищий и бездомный Бендер сверкает, переливается, действует и побеждает, но терпит крах. Победивший Бендер теряет живость слова и легкость мысли, несмотря на шикарный костюм и чемодан с миллионом.
Прошлое Бендера скрыто от читателей, но фрагменты его высказываний свидетельствуют о наличии некоторого студенческого образования, когда он узнал не только про Гомера и Мильтона, но также про вечного и нищего студента, имея определенные черты последнего. Поэтому Бендер называет студентом гусекрада Паниковского, который в старое время работал нищим. А в конце романа, амплуа Паниковского наследует сам Великий комбинатор, которого богатство морально убивает и, держа в руках чемодан денег, он оказывается жалкой и ничтожной личностью.
-Авторы фактически проявляют поразительную беспомощность по отношению к рожденному ими Великому комбинатору, оставляя миллионера Бендера по-прежнему бездомным и одиноким компаньоном Балаганова и неудачным собеседником Зоси Синицкой, которая исчезает в темноте кинозала вместе с мужем Фемиди-Немезиди т.е. судьбой,- подтвердил Валера.
- В том-то и дело, что нищий Бендер - успешный комбинатор, вызывает симпатию, сочувствие и сопереживание читателя, который логично надеется на лучшее, имея собственный не всегда успешный жизненный опыт. Фактически в романе имеется два Великих комбинатора: богатый Корейко и нищий Бендер, который получает деньги, но теряет лицо. Золотой теленок - это занимательное представление из цирковых аттракционов, очень разнообразных, эффектных и неожиданных, например гимнастический трюк Корейко с чемоданом денег под кроватью. В цирке Золотого теленка даже есть рабочий манежа - Адам Козлевич.
- Читатель знакомится с Бендером - бездомным бродягой, авантюристом с хорошо поставленным голосом и развитым интеллектом, которым он зарабатывает на жизнь. Образ Бендера привлекает читателя неистощимой энергией, оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне, прожиточном минимуме и удобном ночлеге. В непростых условиях новой жизни, Бендер проявляет образованность, доброту и даже порядочность интеллигентного человека, который без мордобоя и взлома, берет у застенчивого воришки Альхена или сурового афериста Корейко. Привлекательность Бендера определяется живостью характера, незаурядностью личности, постоянной сменой декораций природы с его антрепризами. Цирковая арена И.Ильфа и Е.Петрова динамично перемещается в пространстве Средней России, плывет по Волге, оказывается в Пятигорске, а затем в Крыму, с новыми оригинальными антрепризами по поводу каждого следующего стула. Среди людей и Природы есть хозяева жизни и паразиты. Бендер не созидатель новой жизни, он классический паразит с неизвестным прошлым, ловкач, бравый авантюрист, умник среди дураков, вековечный типаж энергичного проходимца, последователя графа Калиостро, Феликса Круля, Чичикова и Кречинского. Читатель интуитивно, на уровне подсознания сочувствует Бендеру, по-человечески жалеет бродягу без носков и ключа от квартиры. Жалость - генетическое свойство человека, как и многих других живых существ. Без жалости - нет жизни.
- В цирке И.Ильфа и Е.Петрова представлен также иллюзионный жанр, когда Бендер чудом оказывается в литерном поезде, где в открытом купе его ждет пустая полка, а на столе жареная курица. На следующий день, отдохнувший Бендер составляет универсальный торжественный комплект из штампов и выражений для написания политически грамотных, идейно-правильных текстов и продает это творение диковинному журналисту Ухудшанскому. После получения денег от Корейко, насыщенность действия ослабевает, декорации исчезают, миллионер остается один на пустом манеже, никак не может сообразить, что делать и совсем не вспоминает Рио-де-Жанейро. Метаморфоза неожиданна, и разительна. Самоуверенный, жизнеутверждающий Бендер становится гибридом Лоханкина и Паниковского, выглядит убогим и жалким, несмотря на галстук-бабочку и деньги. В чем же главный жизненный мотив Бендера, что важнее свобода или деньги? Бендер свободный художник, авантюрист, любитель приключений, наподобие охоты, деньги для него промысел для пропитания, а не заслуженная плата за труд. Он умеет пудрить мозги, но не работать,- заключил Игорь.
- Да, в конце Золотого теленка - Корейко по-прежнему миллионер, а читатель получает придурковатый Бендер-сюрприз, не догадавшийся закупить для перехода границы ювелирные изделия с брильянтами, с которыми ему не повезло в 12 Стульях. Однако Бендер, с помошниками веселит читателей в цирке И.Ильфа и Е.Петрова уже 90 лет, и надо отметить аллюзии и ассоциации. Агитационный корабль новой власти называется Скрябин, причем здесь композитор не ясно, но неизменным агитатором большевиков был именно Вячеслав Михайлович Скрябин, известный под псевдонимом Молотов. Пишущая машинка в конторе "Рога и копыта" с буквой э вместо е, демонстрирует кавказский акцент, названный авторами турецким, хотя советской властью управляли четверо кавказцев: Сталин, Орджоникидзе, Берия, Микоян. Происхождение Бендера неизвестно, но созвучно молдавскому городу Бендеры, -продолжил филологическую беседу Валера.
-А вот антреприза с самогоном оказалась фальшивой. Самогон или первач делается всеми народами на всех континентах и представляет крепкий спиртной напиток разного наименования, но одинакового содержания, изготовляемый путём однократной перегонки (первач) спиртосодержащей массы (брага), получаемой в результате брожения зерна, сахара, картофеля, свёклы, фруктов или других продуктов, содержащих сахар и крахмал.
В США изготовление, и сбыт самогона был запрещен государством и преследовался Законом, поэтому американский продукт получил наименование муншайн, который делался в основном ночью при свете луны. Главное достоинство самогона разных народов - крепость благодаря перегонке как в Старом, так и в Новом свете, поэтому русский самогон или первач-муншайн американского производства - это продукты одинакового качества, и совершенно непонятно зачем американцам по такому странному поводу приехали в Россию, -заключил Игорь, добавив:
- Успешность книги также определяется состраданием, сочувствием читателей приключениям бедных, бездомных и одиноких неудачников, которых в царской России звали убогими.
- Чем позже приходит осень, тем вкуснее становится гусь, как свидетельствует народный опыт,- заметил Валера, задумчиво глядя на прилегающую местность.
Под влиянием окружающей обстановки, разговоры о личности Бендера сменились беседами о приключениях гусеведа и гуселюба Паникоского.
- Что касается гуся, то он впервые появляется в 12 стульях на Зеленом мысу в усадьбе инжнера Брунса. Торговая интермедия стульями между инженером и отцом Федором происходит одновременно с приготовлением жаренного гуся. В Золотом теленке гусь служит партнером Паниковского, который совершает две неудачные попытки гусиной кражи и Бендер называет его студентом,- продолжил разговор Игорь.
-Послушайте, студент,- обратился Остап к новому пассажиру, ... только что мы были свидетелями отвратительной сцены. За вами гнались арбатовцы, у которых вы увели гуся, - процитировал Игорь, - и в заключение диалога Бендер сказал: Студент, идите назад в Арбатов, там вас с нетерпением ожидают хозяева гуся.
- Потом уже в 25-й главе, названной Три дороги экипаж Антилопы слушает Паниковского:-Бендер,-захрипел он вдруг, - вы знаете как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Эта дивная, жирная птица, честное благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор,- одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! Кармен..., - Страстный монолог Паниковского оказался прерван гибелью Антилопы, а на следующий день происходит повторная неудачная кража гуся,- продолжил цитирование Игорь:
-Но тут за плетнем, возле которого стояли антилоповцы, послышалось гусиное гоготание и бабий визг, полетели белые перья, и на улицу выбежал Паниковский. Видно, рука изменила тореадору, и он в порядке самозащиты нанес птице неправильный удар. За ним гналась хозяйка, размахивая поленом ...разгневанная хозяйка догнала Паниковского, изловчилась и огрела его поленом по хребту,
- поэтому неудачный метод Паниковского нам не годится,- мы пойдем другим путем,- заключил староста.
-Кстати, во время пожара Вороньей слободки дворник Пряхин вспоминает про четверть хлебного вина, называя гусем 2,5 литровую бутыль самогона,- добавил Валера.
...Подготовка к охоте началась с оборудования ямы-жаровни в укромном месте на лесной опушке. Для обмазки приготовили глиняное тесто. Днем гуси жировали на небольшом озерке в низине, куда вела старая проселочная дорога от развалин церковного причта до бывшей когда-то купальни. Днем там плавали гуси, а к вечеру возвращались на ферму. Засаду охотники устроили в березках возле дороги. Охота произошла удачно и быстро. Добычей стали двое откормленных гусаков. Потрошеных гусей нашпиговали яблоками, перевязали шпагатом, обмазали глиной, поместили в вырытую жаровню и сверху разожгли костер...
...Готовых гусей очистили от глины, и одного Игорь отнес доценту. Жертвуя гуся куратору, студенты полагали, что доцент откажется от добычи сомнительного происхождения, либо предложит ее ополовинить, однако Кулаков только спросил: - Откуда?
-Попутная добыча, туманно пояснил староста.
Второго гуся отнесли в домик пионерского лагеря, где обитали девицы, которые сварили картошку и достали пару бутылок вина.
Через пару суток, около полудня, когда студенты работали на полях и складах, неожиданно приехал зам. декана, профессор Петров. В свое время он бывал со студентами на уборочной и останавливался именно в избе, где с богатырским храпом почивал доцент Кулаков. В горнице висел крутой запах перегара. На столе красовался гусь - стеклянная четверть с остатком самогона. Рядом на тарелке возвышалась груда гусиных костей, издававшая запах жареного.
- Миша, Миша, где твоя улыбка, полная задора и огня? - поинтересовался декан, цитатой из известной песни.
Кулаков перестал храпеть, но глаз не открыл.
-Куратор спит, служба идет, личным примером ударим по разгильдяйству и пьянству. Картина маслом,
фламандская школа. Ты один самогонным гусем злоупотребил? - спросил профессор, глядя на бутыль.
Кулаков застонал и с трудом приоткрыл глаза.
-А закуской усугубил?- добавил декан.
Кулаков согласно закрыл глаза.
-Полгуся самогона и целая птица на закуску?- продолжал экзаменовать декан. С трудом выговаривая слова,
-Значит количество гусятины на душу одного преподавателя и группы студентов равны? Со студентов взятки
гладки, тем более на уборочной. Здесь чего-то унести - дело привычное, если не я, так другие унесут,-
подытожил декан.
В институте по итогам сельхозработ, куратору группы студентов второго курса доценту Кулакову, как говорили потом факультетские остряки, объявили выговор не столько за пьянку, сколько за закуску, осудив единоличное употребления целого гуся, когда вся группа студентов довольствовалась другим гусем. Однако гусиная история на этом не закончилась.
Как известно гуси спасли Рим и гусь свинье не товарищ, но гуси вторично подвели доцента, с которым потом случился несколько мистический казус.
На дворе тогда царила перестройка с гласностью, борьбой с пьянством и вырубкой виноградников. старожилы вспоминали прошлые антиалкогольные компании с наглядной агитацией: Спьяну ты можешь обнять своего классового врага! Попутно обратили внимание на упаковку. На винно-водочных наклейках до перестройки писали: емкость 0,5л. В перестройку емкость заменили вместимостью, что тоже неверно. Позже производители догадались, что потребитель покупает, наливает и употребляет объем напитка. Антиобщественную сущность пьянства, как выяснил опрос общественного мнения, создает не объем или количество принятого алкоголя, а превышение индивидуальной физиологической меры отдельного потребителя в конкретных экологических условиях. Ситуацию усугубляет преднамеренное смешение напитков: Однако после водки вы пили портвейн, а также пагубное ускорение процесса: Водка без пива - деньги на ветер, или употребление без закуски, и в жаркую погоду. Вреден не сам алкоголь, который, кстати, естественным образом вырабатывается в организме в небольших количествах, вредно превышение нормы его потребления - однократной, дневной, месячной, также как у любого лекарства и других продуктов питания. Безуспешная борьба с пьянством сопроводилась активизацией деятельности вытрезвителей, которые сообщали о своих клиентах по месту работы. Василий Шукшин написал пьесу: А поутру они проснулись, которую поставил театр Современник.
Однажды среди реально проснувшихся в казенном доме, аккурат 28 сентября, в день Никиты-гусятника, оказался преподаватель столичного вуза Михаил Алексеевич Кулаков, о чем вскоре сообщила казенная бумага из вытрезвителя, пришедшая почтой в канцелярию вуза. Доцента уволили...
В 2000г. Ректорский дом сломали и построили офисный новодел, стилизованный под боярские платы, но со стеклянной крышей.