Каменский Сергей Иванович : другие произведения.

Глобальный кризис и наша повседневная реальность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Результаты исследований, кратко отраженные в статье, докладывались еще в 1998 г. на семинаре у Н.М.Амосова, в Киеве. Сейчас год 2004. Что изменилось? Выросли ли шансы человечества на выживание?


Глобальный кризис и наша повседневная реальность.

Каменский С.И., к.т.н., Одесса, Украина

  
   Результаты исследований, кратко отраженные в статье, докладывались еще в 1998 г. на семинаре у Н.М.Амосова, в Киеве. Сейчас год 2004. Что изменилось? Выросли ли шансы человечества на выживание?

Вместо предисловия

   В наши дни многим уже известно, хотя бы "на слух", о существовании некоего глобального кризиса, хотя его сущность для подавляющего большинства остается непонятой и, по меркам здравого смысла, он не имеет прямого отношения к каждодневным заботам и чаяниям рядового гражданина. Такая ситуация характерна для всех стран мира, независимо от уровня их развития. В соответствии с законами человеческой природы, нормальные люди с порога гонят от себя такие мысли - иначе жизнь, в которой и без того тревог хватает, стала бы вообще невыносимой. срабатывает стоящая на страже система психологической защиты.
   Единственным аспектом глобального кризиса, известным большинству, стал наиболее видимый - ухудшающееся состояние окружающей среды (экологический кризис), т.е. деградация среды обитания нашего биологического вида - а также всех других видов флоры и фауны,- фактически самой жизни на Земле. И уже ощущающиеся практически на всей планете климатические сюрпризы - все как один неприятные. Однако, основная особенность глобального кризиса, которая невидима этому самому гражданину - его системность, т.е. тесная взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных частных проблем, на первый взгляд, далеких друг от друга. Именно поэтому, реалистичность и успешная реализация любого проекта или программы в различных сферах человеческой жизнедеятельности - будь то промышленность, сельское хозяйство, бизнес, наука и т.п., и на различных уровнях - личном, локальном или региональном, будут в наши дни определяться, наряду с прочим, и учетом реальной обстановки на ближнюю и среднюю перспективу в глобальных координатах.
   Да, нельзя не упомянуть еще один тяжелый "довесок" к глобальному кризису - "проблему глобального терроризма". Правда, эта формулировка, предложенная американскими "ястребами" во главе с Д. Бушем, неадекватно отражает сущность этого действительно глобального явления. Но об этом подробнее - в других работах.

С чего все начиналось

   Весь спектр проблем, связанных с глобальным кризисом, стал предметом комплексного изучения мировым научным сообществом с начала 70-х годов, под эгидой Римского клуба (в конце 80-х его деятельность была практически свернута и в настоящее время подобных широкомасштабных исследований не ведётся, не считая ООН).
   На сегодняшний день общая картина кризиса достаточно ясна и принимается с теми или иными оговорками практически всем научным миром.
   Основными, наиболее угрожающими проблемами (порядок перечисления не отражает их значимости, ввиду синергического / взаимоусиливающего влияния на развитие общего кризиса) считаются следующие:
   -резкие и масштабные изменения привычных условий обитания человека на планете; загрязнение окружающей среды, деградация биосферы; ускорение исчезновения отдельных видов фауны и флоры; распространение новых глобально-опасных болезней.
   -истощение ряда жизненно важных невозобновимых природных ресурсов;
   -увеличивающийся разрыв между производством и потреблением энергии;
   -недопустимые темпы прироста народонаселения (за счет стран "третьего и четвертого мира");
   -отсутствие нормальных условий проживания, достаточного и полноценного питания и чистой питьевой воды значительной части (порядка 70%) населения планеты;
   -увеличивающийся разрыв между "богатыми и бедными" странами в сфере экономики, уровне технологий и "качестве жизни";
   -увеличение доли мирового валового продукта, расходуемой на гонку вооружений;
   -увеличение международной напряженности, в т.ч., за счет регулярных локальных конфликтов и войн в сочетании с национальным и международным терроризмом;
   -усиление противоречий и напряженности между общественными слоями и группами по этническому, религиозному, клановому и социально-статусному признакам;
   -дезориентация человека в современном мире и дезадаптация к этому миру; распад института семьи, разрыв поколений, деградация гуманистических и духовных ценностей, наступление антикультуры; ускорение распространения пьянства, наркомании, оккультизма и других форм бегства от действительности.

Научный прогноз

   Результаты исследований, представленные в виде возможных / вероятных сценариев развития событий, различаются только отдельными деталями и сроками грядущего коллапса. Неприемлемые для человека изменения климата в сочетании с усилением действия на биосферу космических факторов; сокращение площади обитаемой суши; вымирание биологических видов и нарушение баланса биоценозов экосистем; снижение урожайности сельскохозяйственных культур; рост болезней и истощение резервов психического здоровья человека - таков примерный сценарий возможного коллапса. Только чтобы не было путаницы: известное многим понятие коллапса в медицине означает резкое, одномоментное опасное для жизни человека ухудшение /снижение основных жизненных функций организма. В отличие от этого, коллапс жизни на планете закономерно предполагается достаточно растянутым по времени и происходящим неравномерно как по отдельным его проявлениям, так и различным регионам. Научный прогноз конца 70-х - начала 80-х годов определял срок жизни существующей цивилизации в 40-50 лет - если не будут приняты радикальные меры по изменению теперешнего пути мирового развития и не пересмотрены исторически сложившиеся ценности и образ жизни как человека, так и человечества в целом. Речь идёт не больше и не меньше чем о коренном изменении всех стереотипов отношений и взаимодействий в сложной системе "человек - природа - общество - государство - человечество". Сейчас, в 2004 г можно твердо сказать, что явных признаков приближающегося "конца света" пока не наблюдается: и это вполне закономерно, с учетом сказанного выше. И резервы надежности жизни на планете оказались побольше - но ведь и им подходит предел... А вообще-то человечество слышало в своей долгой истории достаточно подобных теологических, оккультных, астрологических и т.п. пророчеств и предсказаний о своём грядущем конце - вплоть до точной даты. Вполне естественно, особенно слышны они стали снова и в нашу бурную, переломную эпоху. Однако мы рассматриваем здесь первый серьезный научный прогноз.
   Как уже сказано, специалистами достаточно полно и достоверно проанализированы глобальные деградационные изменения в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Однако, определение глубинных, сущностных причин кризиса прошло ряд закономерных этапов и затянулось до наших дней.

Погружение под видимую оболочку явлений - в поисках их сущности

   Если первоначально внимание исследователей при построении и анализе глобальных моделей было обращено на наиболее очевидные проявления / симптомы, на опасные процессы в природном окружении человека, в сфере энергетики, экономики и демографии, то постепенно приходило понимание необходимости перенесения акцентов на анализ всего общественного устройства и самого человека как живого существа.
   Сейчас все более утверждается мнение, что наблюдаемые явления представляют фактически различные стороны или аспекты "общего кризиса человека". Другими словами, наряду с внешними пределами роста (outer limits) определяемыми резервами природы /окружающей среды, существуют некие "внутренние пределы" (inner limits). Они обусловлены преобладающими стереотипами в определении стратегических целей развития рыночной экономики и неспособностью людей предвидеть последствия привычного способа своей жизнедеятельности на планете - что отмечалось еще К. Марксом и М. Вебером полтора столетия назад.
   А с конца 70-х годов гипотетической, возможно, наиболее значимой причиной существования внутренних пределов и кризиса в целом называют наличие ещё одних - "глубинных пределов" (innermost limits), коренящихся глубоко внутри человека, в самой природе человеческого существа.

Человек опять становится "мерой всех вещей"?!

   Упомянутые предположения, перекликающиеся с основополагающими концепциями фрейдизма, неофрейдизма и социобиологии, были сделаны после проведения еще в середине 70-х широкой серии исследований в русле глобального моделирования и очень эмоционально выражены первым Президентом Римского клуба А. Печчеи: "...Именно в человеке находятся источники всех наших проблем... в нем все начала и все концы, и в нем же основа всех наших надежд... Точка отсчета - человек... Решающий элемент и детерминирующий фактор будущего - это человеческое существо...". Т.о., можно сказать, что логика анализа проблемы закономерно приводит к вопросу, которым человечество задавалось на протяжении всей своей истории: "Что есть человек?". Каждая эпоха по-своему пыталась дать на него ответы; открыт он и для современной науки. Однако, сейчас это диктуется уже не столько академическим интересом, сколько императивом выживания человека как вида.
   На сегодняшний день накоплено огромное количество самых разнообразных сведений о человеке, позволяющих, в принципе, существенно продвинуться в понимании многосторонней сущности человека, в раскрытии диалектики биологического и социального в его природе. Человека как существа чувствующего, мыслящего и деятельного; в его многих потребностях, мотивах и ценностных ориентирах /критериях, определяющих направленность и результаты этой деятельности. Но нас здесь интересует, в основном, доля и весомость этических / положительных, социально - значимых аспектов в его жизнедеятельности.
   Не касаясь здесь огромных мировоззренческих и методологических различий в трактовке как сущности человека, так и различных ее сторон и проявлений, зададимся вопросами, имеющими прямое отношение к рассматриваемой проблеме:
   Какие из сторон сущности человека могут быть ответственны за порождение и подпитывание наблюдаемого глобального кризиса?
   Какие реальные меры должны и могут быть приняты (с учетом объективных ограничений, накладываемых законами Природы) для уменьшения последствий глобального кризиса, обеспечения выживания и возможности устойчивого развития цивилизации?
   Ответ на первый вопрос, с учетом известных научных данных о природе человека, может быть сформулирован в самом общем виде так:
   Формируемая на основе биологически /генетически обусловленных врожденных стремлений структура потребностей человека является в принципе открытой системой. Пределов удовлетворения всей гаммы разнообразных потребностей в явном виде в человеческой психике не заложено (за исключением базовых, физиологических потребностей в пище, крове, защите от стихии и т.д.). Поэтому, подавляющее большинство людей стремятся удовлетворить свои потребности по максимуму - если, конечно, для этого есть достаточные возможности. Действие этого объективного закона максимально возможного удовлетворения потребностей может быть ограничено только реально существующими ограничениями внешней среды - или, как говорят сейчас, ограниченностью ресурсов. Или же изнутри - высшими уровнями психики, если они у человека сформированы - по критериям этики и разумной достаточности. При их отсутствии, мы имеем дело с психологией вещизма или преимущественно потребительской сущностью индивида. Есть все основания утверждать, что в существующей (с незначительными вариациями) глобализованной рыночной экономике, ориентированной на глобальное же потребительское общество, это наиболее культивируемый всеми СМИ и все более распространенный тип личности.
   К тому же, права человека, утверждаемые (по меньшей мере, в формальном плане) как один из основополагающих гуманистических принципов нашей эпохи, не сбалансированы (в силу целого ряда объективных причин) у преобладающей части граждан (опять же, в глобальных координатах) адекватной социальной ответственностью.
   Усугубляет дело то, что психику "среднестатического" человека характеризует избыточность отрицательных эмоций (над положительными) и достаточно высокий уровень т.н. "немотивированной агрессии", являющияся фактически эволюционным наследством нашего биологического вида. Это крепко помогает в борьбе за существование уже в "человеческих джунглях", но создает трудноразрешимые проблемы как на индивидуальном и межличностном, социальном, так и межгосударственном уровнях.

Снова вспоминая Дарвина, Маркса и Вебера

   Основным эволюционным принципом существования всего живого является, как известно, борьба за выживание. Для нас же, начиная с прачеловека, биологическая эволюция постепенно уступила место эволюции социальной и технологической. Но в условиях огромного популяционного разнообразия (в рамках рас и этносов) и естественной ограниченности ресурсов планеты, место межвидовой борьбы заняла борьба внутривидовая. Целями которой, как и на заре человечества, является господство, обладание источниками пищи и другими ресурсами для обеспечения жизнедеятельности (от индивидуального до межэтнического и межнационального уровней). Но так было всегда, с начала времен - и до поры до времени никого особо не волновало.
   Все изменилось с зарождением частной собственности, да еще семьи и государства (помнится, была работа Ф. Энгельса на эту тему). Капитал стал, в дополнение к природе и человеку третьей самовоспроизводящейся сущностью на планете. Но его существование и развитие определяется, в отличие от привычных для нас, природных законов - законами экономическими. И они тоже объективны - то есть, с точки зрения человека, слепы, не антропоморфны (никак не учитывают его интересов). А уже в наши дни, благодаря научно-техническому прогрессу, с созданием глобального рынка капиталов, капитал стал самым мощным фактором, определяющим глобальные приоритеты и дальнейший путь цивилизации. А человек превратился в объект прямого или опосредованного воздействия капитала, оставаясь только де- юре субъектом своей истории.
   Анализ взаимодействий в большой сложной системе "человек-природа-общество-государство-человечество" с учетом указанных основных факторов показывает, что они взаимно усиливают друг друга - имеет место т.н. положительная обратная связь.
   В то же время хорошо известно, что в системах "типа живого", и к каким относится и рассмотренная, главные обратные связи всегда отрицательны, что обеспечивает сохранение /поддержание жизненно важных параметров и возможность развития системы. В отличие от этого, явления и процессы деградации в глобальном масштабе, перечисленные в начале, имеют видимую и закономерную тенденцию к усилению и углублению. А все имеющиеся силы и факторы, направленные на выживание и дальнейшее развитие цивилизации, неизмеримо слабее. Кроме того, шансы на выживание снижаются предельно жесткими временными рамками, объективно задаваемыми наличными планетарными ресурсами в т.ч. ресурсами физического и психического здоровья человека и человечества в целом.

Снова знакомый вопрос: Что делать?

   Результаты выполненных до настоящего времени исследований свидетельствуют о необходимости безотлагательного перехода к "альтернативной цивилизации", как определил ее "Римский клуб", называемой ещё "цивилизацией разумных потребностей".
   Со вторым вопросом - о конкретных мерах для преодоления кризиса, дело сложнее.
   В целом, в известных исследованиях и проектах сделаны хорошо аргументированные выводы о необходимости безотлагательного формирования новой структуры мировых институтов и отношений, основанных на общецивилизационных приоритетах. Однако какие-либо реалистические предположения, - тем более с учетом теперешней опасной геополитической обстановки, когда происходит новый передел мира, - отсутствуют.
   Блок из первых пяти проблем (см. приведенный выше перечень) в принципе может быть решен на существующем уровне развития цивилизации. Более того, специалистами разработаны достаточно реалистические программы целенаправленного и последовательного улучшения положения в этих сферах.
   В основных чертах намечены программы коренной перестройки всей системы воспитания человека в духе "цивилизации разумных потребностей". Не требует дополнительной аргументации необходимость коренного изменения приоритетов мировой экономики, переориентации векторов применения капитала с тотального потребления и вооружения на цели глобального выживания. Обеспечив ему для этого сопоставимые нормы прибыли.
   Очевидна также потребность в целенаправленном и планомерном информировании всей мировой общественности о возможных альтернативах ближайшего будущего человечества - ведь без достижения "критической массы" общественного мнения успешная реализация программ выживания просто невозможна.
   Написали на бумаге....
   Однако, всё это возможно только при решении всех остальных проблем, требующих практически всеобщего согласия и участия всех стран. Попытки же их решения на национальном и региональном уровнях и даже под эгидой ООН не соответствуют серьезности ситуации и малоэффективны, т.к. не отвечают на главные вопросы эпохи. Наиболее убедительно свидетельствует об этом череда прошлых финансовых кризисов и перманентные региональные кризисы - на Балканах, на Ближнем Востоке и т. д., которые имеют далеко идущие последствия для судеб всего мира. И теперешняя политика США, явочным порядком устанавливающих "новый мировой порядок".
   Значительно осложняет положение то, что немногочисленные исследования, направленные на выявление сущностных причин или первоистоков кризиса получают ярлык "псевдонаучного фанатизма" или "алармизма" (так называют необоснованное нагнетание страха и тревоги в обществе). Кроме того, не только на бытовом, но и на научном уровне культивируются представления, в основе которых - надежда на инстинкт самосохранения, гипотетически приписываемый не только отдельным человеческим сообществам, но и всему человечеству. При этом, совершенно игнорируется то, что, кроме национальных границ, его разделяют антагонистические, т.е. труднопримиримые ценности и интересы - финансовые, идеологические, религиозные, этнические и т.д.
   Так что нет у человечества такого инстинкта. Потому что человечество как понятие, используемое кем угодно и даже по неправедному поводу, существует только на бумаге. Есть наш еще слишком биологический вид Хомо Сапиенс, очеловечивающийся достаточно медленно - но, впрочем, по законам природы это действительно очень трудно.
   Все, как известно, познается в сравнении. Так вот, действительно есть много очень непохожих друг на друга жителей планеты, разделенных теми самыми множественными границами. В точности жильцы огромной многоэтажной "гостинки". Начинающей уже осыпаться, угрожающе потрескивать и подтапливаться. А они и за общие "коммунальные услуги" платят кое-как, все денег не хватает - не говоря уже об отчислениях на профилактику и ремонт. Строят только, кто как умеет, а часто и за общий счет, "светлое будущее" в пределах отдельно взятых квартир - то бишь своих национальных границ. Да еще постоянные ссоры и драки с соседями - где уж тут об общем доме и общем будущем думать....
   Широкое хождение получили также взгляды, в основе которых - надежда только на "традиционно эволюционные меры": образование местных и региональных групп влияния, проводящих разъяснительно-просветительскую работу по проблемам глобального кризиса среди населения и т.п. Этот расчет нельзя считать беспочвенным - но он, очевидно, не вписывается в имеющиеся ресурсы исторического времени.
   Не обойти здесь вниманием и разработанную на Западе и, прежде всего в США (и никем не афишируемую) активно внедряемую концепцию "золотого миллиарда". Она направлена на обеспечение в будущем всеми имеющимися средствами достойной жизни населения, в основном, промышленно развитых стран (а также финансовой элиты отовсюду). Кроме сомнительности её моральных основ и очевидной неприемлемости для остальной части человечества, эта концепция несостоятельна с чисто научных позиций уже без привычных "измов". Человечество, ставшее пока только де-факто, сильно взаимозависимой общностью в единой среде обитания, может прекратить свое существование или выжить только вместе.

Вместо послесловия

   Анализ приведенных данных делает правомерной постановку вопроса о необходимости принятия "вынужденно форсированных", чрезвычайных мер в масштабах мирового сообщества. Имеется ввиду целенаправленное и планомерное переформирование всей структуры ценностей, интересов и потребностей человека и общества, а также привычных способов их удовлетворения. Конкретными целями являются снижение (до глобально-приемлемого уровня) природной /немотивированной агрессивности и повышение уровня социальной ответственности на основе гарантированного формирования высших чувств или эмоций, другими словами, "нравственного иммунитета", присущего пока очень немногим. Только таким путем может быть обеспечен переход от существующей эгоцентрической к антропоцентрической модели жизнедеятельности и взаимодействия - от отдельного человека до человечества как целого. То есть перейти от расплывчатых идеалистических пожеланий "либеральных интеллектуалов" и немощных усилий ООН, на которую фактически надеты американские наручники, к геополитике реального гуманизма. Геополитике, осуществляемой всем человечеством.
   Вполне очевидно, что некоторые из предложенных мер вполне реально воплотить в жизнь. Большинство же из них, с позиций здравого смысла, присущего нормальному человеку, тем более с учетом сегодняшних мировых реалий, покажутся нереализуемыми, утопичными. Однако, предложить другие альтернативы выживания с позиций научного знания не представляется возможным.
   Всем понятно, что все страны - от беднейших до наиболее развитых, должны решать свои насущные проблемы, - и не за счет других, как это зачастую делается сейчас. Однако, игнорирование общих проблем, будет губительно для всех - только с небольшой отсрочкой.
   Разобщенное и враждующее между собой человечество уже в ближней перспективе обречено. Объединенное еще имеет шансы на выживание и дальнейшее стабильное развитие. Но начинать действовать нужно уже сейчас. Ставка известна - будущее. И время давно пошло.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   9
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"