Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Про "Марью Моревну"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   А не поговорить ли нам, друзья, ещё об одной старой русской сказке - о "Марье Моревне", раз она уже отметилась в истории об Медузе и Персее? Как говорил Винни-Пух: - А, пожалуй, да!
   С чего начнём? С того, о чём мы уже говорили: жил да был человек. Сперва он был молодым и лихим соколом, потом - могучим взрослым орлом, потом - старым мудрым вороном, а потом он оказался на кладбище, в мире мертвых, а там - бардак, как на поле боя, где живой лежит на убитом, а убитый - на живом. Узнал наш царевич, что весь этот народ побила-победила Марья Моревна, прекрасная королевна, она же - Моровая Дева Мара-Смерть, и пошёл с ней знакомится. Пришёл, нашёл, познакомился, провёл с ней марафон в её палатке - 48 часов подряд. Могуч, однако, наш царевич - а вот что касается головы, то тут дело обстояло хуже.
   Остался, значит, наш Иван-царевич с Марьей-Марой вроде законного супруга, причём на "женских" ролях - завхозом. Марья новому супругу наказывала:
   - Ты теперь мой муж и хозяин, вот тебе ключи от всего, только вон в ту комнату не заходи, а не то беда будет!
   ...Как только Марья Моревна скрылась из глаз, Иван-царевич немедленно в эту комнату и залез, а там, на стене, Кощей Бессмертный. Висит, а хотел бы напиться. Иван-царевич, добрая душа, его и напоил. Водой, к тому же, а не вином. Число вёдер, сколько их там Кощей выпил, варьирует, но обычно их три, (снова это число!). Напившись же, Кощей порвал все цепи, пообещал Ивану, что за это дело он простит ему три вины, и похитил Марью Моревну, и принёс её в свой замок.
   Ещё раз. Марья Моревна у нас - Мара Моровна, т.е. Смерть, вроде сумерской Эрешкигаль, а Кощей у нас - кто-то вроде Нергала или Аида, т.е. её супруг, и одновременно владыка подземного мира. И да, это делает Марью кем-то вроде Персефоны тоже, но об этом дальше.
   ...Иван-царевич, тем временем, ничего про это не знал, (да это ему и не важно), он просто пошёл искать Марью Моревну и Кощея-похитителя, (вообще-то законного супруга, но это как-то не по делу). И он их нашёл, но сперва он ещё нашёл своих сестёр и их мужей, сокола, орла и ворона, которые олицетворяли теперь ещё и весну, лето и осень, тогда как Кощей, (вместе с Марой-Марьей), олицетворяет ещё и зиму.
   А дальше всё пошло "неправильно" - Иван-царевич был упрям и смел, но не очень умён: Кощей ему чистым русским языком говорил, что не получить ему Марьи Моревны с его текущим опытом, не получить - но Иван-царевич с упорством наступал на одни и те же грабли, пока не оказался зарубленный-разрубленный в бочке в синем море. Стоп. Это что ещё за фильм ужасов?
   Начнём издалека. Будучи Смертью, Марья-Мара вполне могла предстать перед Иваном в своём "настоящем" обличье - хоть со змеями вместо волос и с крыльями, как это было у Медузы, хоть с торчащим языком до грудей и четырьмя руками, как это было у Кали, хоть ещё как. Но не то Кощей проявил джентльменство и оставил неверной жене её "гламурный" облик, не то Иван-царевич полюбил Марью всерьёз и признал её хоть такую, хоть какую - проехали.
   Следующее. Когда Кощей беседует со своим конём - могут ли они догнать Ивана и Марью, последний отвечает Кощею сельскохозяйственными аллегориями, т.с. - о пшеничном хлебе и ячменном пиве. Кощей у нас, конечно, злодей и грешник, но вы помните, чтобы он когда-нибудь предавался обжорству и пьянству? Наоборот, он у нас злодей-аскет, сам не ест... а вот другим он обычно не мешает, т.ч. причём тут хлеб и пиво?
   ...Можно предположить, конечно, что Кощеев конь ещё тот обжора и пьяница, (а уж кобылы от него вообще дрожат), но более серьёзно, перед нами всё та же двойная аллегория - и человеческой жизни от рождения до смерти, и одного солнечного года, от весны до зимы. Используя способы передвижения в пространстве не то из мира людей, не то из подземного царства, Иван не может уйти от Кощея с Марой-Марьей, ибо и то, и другое под властью Кощея-Аида. Аида, а не Трептолема, с кем его иногда ассоциируют с лёгкой руки А. Асова и подобных авторов. Иван мог бежать с любимой не 3, а 33 раза, и всё равно, дубль пусто.
   Но у нас тут время ограничено только тремя зимними месяцами, т.ч. на третий раз Кощей у нас Ивана убил, разрубил и бросил в воду - в мировой океан. Таким образом, убив Ивана телесно, Кощей оставил Ивану возможность возродиться вообще, через лоно праматери-воды, полностью заново, без памяти о прошлой жизни и всех их общей истории.
   ...Но у Ивана-царевича были хоркруксы.
   Ну, не совсем такие, как их изобразила тётя Ро - погостив у своих шуринов, сокола, орла и ворона, Иван-царевич оставил им подарки, серебряные вилку, ложку и табакерку, и когда он погиб, серебро потемнело, и сокол, орёл и ворон полетели, и спасли-оживили Ивана, т.ч. он возродился полностью, и телесно, и ментально, в здравом уме и полной памяти - и по-прежнему любя Марью Моревну. Что тут делать?
   К счастью для всех, его кончина и чудесное возрождение подействовали на Ивана положительно - он стал умнее, снова просто так Марью похищать не стал, а велел ей выведать у Кощея, а откуда у него такой чудесный конь?
   Оказалось, что от Бабы-Яги: есть у неё волшебная кобылица, на которой она за день весь мир облетает, есть у неё и много других славных коней; Кощей у неё 3 дня коней пас, и за это она и дала ему жеребёночка. Стоп.
   Значит, ещё раз. С Бабой-Ягой мы знакомы - в прошлый раз мы обсуждали её в связи с Медузой Горгоной и Василисой Прекрасной, т.ч. вроде бы её представлять отдельно не надо, но откуда у неё чудесный конь? И почему он в сказке про Марью, Кощея и Ивана себя никак не проявил?
   Так, снова смотрим на сказку про Василису. Главные там слуги Бабы-Яги - это День, Солнце и Ночь, т.е. персонажи Высшего Мира. В другой сказке её слуги - это одноименные Гуси-Лебеди, т.е. опять же - представители небес, а не подземелий. Да и сама Баба-Яга по земле не ходит, всё летает в небе, обычно в ступе - так она у нас что, небожительница?
   Всё ещё сложнее. Вспомним Горгон. Где они жили? Или в подземном царстве, или на заокраинном западе, где солнце уходит с небес под землю, где кончается мир людей, и начинается мир чудовищ. Там живут Горгоны. Там же живёт и Баба-Яга; она у нас - анти-солнце.
   Почему так, спросите вы? А потому, что главная героиня сказки у нас - Мара, Мария, Морана, т.е. Смерть. Влюбившийся в подземную богиню Иван-царевич становится чужим богине небесной-солнечной, как это не странно - обычно тут всё бывает наоборот.
   Так оно и в русских сказках имеется - может, про сказку "Ведьма и Солнцева Сестра" слышали? В ней Иван-царевич рождается немым, потом узнаёт, что у него родилась сестра - ведьма, (т.е. та же Баба-Яга), от чего он немедленно начинает говорить, получает коня, и начинает путешествовать. В своих странствиях он встречает двух швей и двух богатырей, Вырвидуба и Вырвигора, и просит у них приюта, но получает отказ, т.к. они все сами скоро помрут - от разных причин, но тем не менее. Наконец, царевич добирается до неба, и начинает жить у сестры солнца, т.е. у небожительницы. Там ему не надо боятся сестры-ведьмы/смерти, но со временем ему становится скучно, и он просит жену отпустить его в гости к родным. Та его отпускает, только просит передать подарки швеям и богатырям. Царевич так и делает, отчего те молодеют, (т.е. начинают жить заново), а царевич прибывает домой. Там осталась только его сестра-ведьма, которая хочет и его обмануть и убить - но царевич в руки не даётся, и бежит-скачет обратно на небо, (обычно ему тут помогает мышонок - но это отдельный разговор); ведьма за ним гонится, но друзья царевича ей мешают, т.ч. царевич успешно спасается от сестры на небе - и всё. Сказке конец, а кто слушал - молодец.
   Скажем честно - эта сказка малопопулярная. В ней слишком мало "сказочных" элементов, и слишком много литературной аллегории о жизни, старости, смерти и бессмертии, причём на небе - т.е. привет христианству. Поэтому эту сказку вполне можно найти в том же интернете, но в книжных сборниках она обычно не попадается... Для нас же главное тут, что в этой сказке Иван-царевич любит сестру солнца, а богиня смерти для него - ведьма, а в "Марье Моревне" наоборот, т.ч. тут ведьмой-Бабой-Ягой стала как раз сестра солнца.
   Живёт она, значит, за огненной рекой - за линией горизонта, в избушке на курьих ножках, окруженной тыном с кольями с черепами. На 11 кольях - черепа есть, на последнем отсутствует - его Баба-Яга отдала Василисе Прекрасной, помните? Или же все эти колья соответствуют 12 месяцам года - 11 прошло, последний на носу, а после него - Новый Год начинается.
   В любом случае, Иван-царевич нанимается Бабе-Яге в пастухи, служить - три дня; справится - будет ему конь, а если нет - быть его голове на колу.
   ...Но Иван-царевич уже обзавёлся связями, он победил-перехитрил "заморскую птицу" - царицу птиц, львицу - царицу зверей, и пчелиную матку - царицу насекомых, и они ему помогли - и буквально, и советом. С их помощью Иван-царевич добыл себе доброго коня, а когда Баба-Яга за ним погналась, (причём не верхом на лошади, а на ступе), то свалилась в огненную реку, и погибла. Старый год кончился, мир перевернулся, началось новое время.
   И Кощей - другое олицетворение Старого года - тоже кончился. Он сгорел, как и Баба-Яга (в этой сказке), как и чучело (чучела) Зимы в реальной жизни... Предупреждал ведь Кощея его конь, чтобы тот отступил, ибо теперь Иван-царевич оседлал коня из верхнего мира, что не покорён-покорен Кощею, но Кощей видно тоже ну очень уж любил Марью-Мару, что бросился в погоню - и получилось всё "в обратную сторону", ибо теперь Смерть была на стороне Ивана: его конь сбил Кощея с ног, а сам Иван его добил. Добил и сжёг, т.е. уничтожил, и никакой "смерти из яйца" не понадобилось. Кончилось старое время, старых языческих богов подземелья и неба, началось новое - время людей; людей и их Бога, который, (ну, читайте Библию - там это всё описано лучше, чем здесь).
   А что же Иван да Марья? А у них всё тоже кончилось хорошо - они переродились, причём в "нормальных" людей, пройдя сперва всё "задом наперёд" - ворон-орёл-сокол, старость-зрелость-юность, осень-лето-весна - и всё, возрождение. В простых людей и влюблённых, а не в богиню смерти, (некто средний между Эрешкигаль и Персефоной), и её любовника, (Адониса или Таммуза). Перед нами "просто" Ваня и любящая его девушка и жена Маша. Вот и всё.
   Конец.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"