Аннотация: Как Пришвин оказался пророком поневоле.
18/06/06
В коротком рассказе Михаила Пришвина "Гости" показана вся глубь его упаднически-пессимистического настроя, и общая нелюбовь к его новой родине. Хоть и писал Пришвин про природу, его можно назвать натуралистом только с натяжкой; скорее всего, он натуралист-любитель, который ещё и не чужд философий на квази-религиозную тему (а при старом режиме философия Пришвина была бы религиозной без всякой "квази"). Но коммунистический режим не очень жаловал такого индивида как Пришвин, а тот ему платил сполна, как например в рассказе "Гости".
Сперва надо отметить факт, что сам автор сотоварищи ("наша машина", "мы сложились", "мы сняли и палатку", "наши последние гости") тут тоже не хозяева, а гости; а где они гости? На берегу реки, где с одной стороны болото, а с другой... тоже болото ("единственном сухом местечке"). Любой нормальный человек сюда не полезет, его туда сошлют, и хотя Пришвин в ссылке не был, он вполне мог опасаться за такой вариант, да и были у него единомышленники, которых вполне могла постигнуть чаша сия.
С местом разобрались, перейдём теперь гостям и хозяевам, а также - хозяйству. Хозяйство у нас представляют дрова - "нам этих дров хватило бы для отоплений лет на пятьдесят", пишет Пришвин. Опять "нам" - а эти "они" это Пришвин с единомышленниками - представителями старого режима. Т.е., Пришвин говорит - нам бы эти дрова (читай: природные ресурсы), и нам бы их хватило на полвека. А на что, точнее - где, тратят народные ресурсы? А в государственной экономике. Т.е., "экономика должна быть экономной"? А вот и нет.
Пришвин говорит об отоплении - т.е., об односторонней растрате этих ресурсов: сгоревшие дрова не вернуть, а получившаяся зола - продукт неравноценный с изначальными брёвнами (не говоря уже о живых деревьях, которых и срубили на дрова). Экономика Пришвина как раз не экономна, либо экономна, но не очень. Оба вышеуказанных вида экономики мы вовсю испытываем в нашем новом демократическом обществе, и это уже не шутка. Экономика Пришвина сотоварищи, противостоящая коммунизму - это тот самый дикий капитализм, который мы испытываем сейчас, и который привёл царскую Россию к коммунистической смуте примерно сто лет назад (если считать от "первой ласточки" - неудавшейся революции 1905 года).
Но капитализм в России был тогда либо теперь, а в момент "Гостей" в России - коммунистический СССР. Какие дела в экономике в этом обществе? Из рук вон плохие. Бодрые коммунисты ленинско-сталинского пошиба умудрились-таки найти ещё худшую альтернативу - вместо того, чтобы создавать хоть какую-то экономику, даже такую плохую, как у Пришвина и других пережитков, они не создали её совсем. "И за несколько лет лежки бесполезной на ветру, под дождями, и на солнце дрова эти потемнели (приобрели нетоварный вид, испортились - Д.К.), многие штабеля наклонились друг к другу, некоторые живописно рассыпались".
Другими словами, экономика СССР просто рухнула, так как дрова в рассказе (товары, накопленный природные ресурсы) не используются совсем. А ведь это не просто дрова - они "лежат в ожидании великой воды", т.е. Великого Потопа, он же - конец света, и соответственно, эти дрова были нарублены и собраны как Н.З. на самый крайний-крайний случай. И ведь этот случай наступил - в стране разруха, голод, послевоенный бандитизм... Как это разрешили "старые ленинцы" (и "сталинцы") известно: коллективизация, расстрел, ссылки в Сибирь - т.е. туда, где и находятся основы природных ресурсов СССР-России.
Ссылка в Сибирь повернула нас к основной теме - гостей и хозяев. Говоря о хозяевах, в дровах поселились насекомые - это для интеллигента-философа Пришвина всякие НЭПовцы. Из-за них в дровах и поселились трясогузки - и это стукачи, которым до всех "интересно" - "тогда трясогузка заинтересованная, побежит по краешку штабеля и с уголка глянет на тебя, и ты увидишь её на том самом поленце, куда заранее навёл аппарат". "Трясогузка" - "трясущая гузном", т.е. задом, а кто бежит, виляя задом - стукач, сыщик-шпик, милицейская или сторожевая собака; "побежит по краешку ... с уголка глянет на тебя" - побежит-проследит незаметно, с края, из-за угла, а там даст сигнал органам, чтобы те разобрались.
Но не надо думать, что Пришвин и его друзья - невИные овечки. "На том самом поленце, куда заранее навёл аппарат" - это подстава, а кто подставляет других людей? А те, кто на них же и стучат. Так что Пришвин и другие в этом болотистом краю - "фотографы", т.е. сами стучат властям. Ну, и кем их считать после этого?
После трясогузок "прилетел журавль и сел на той стороне речки в жёлтом болоте среди кочек, и стал, наклонившись, разгуливать". "Журавль в жёлтом болоте" - это Япония, поскольку японцы всегда высоко ставили журавлей, особенно в искусстве, ну а про жёлтый цвет и объяснять не надо.
Нет, надо. Жёлтый цвет - это не только Япония, это ещё и Китай, куда японцы активно лезли. Так что болото "на той стороне речки" это всё-таки Китай, который в конце концов тоже стал коммунистическим (и поныне такой же), а тогда в нём хозяйничали японцы, которые разгуливали "наклонившись", т.е. выискивали добычу.
(Также жёлтый цвет - это цвет сигнала-предубеждения, ещё не красного, но уже не зелёного - он предвещает Вторую Мировую, может быть?)
После журавля прилетела "скопа, рыбный хищник... и, высматривая себе добычу внизу, останавливалась в воздухе, пряла крыльями".
Вообще-то тема рыбы, рыбной ловли, рыбо-едства появится ещё несколько раз в "Гостях". Для человека верующего - рыба не просто тварь божья, она отмечена Христом, его апостолы (например, Пётр и Павел) перекантовались "из ловцов рыб в ловцов человека"... и скопа тоже ловит рыбу, так?
И Христос, и его апостолы, и первые священники христианства спасали "рыб" = души людские, а не ели их = губили. Ведь съесть рыбу равноценно тому, чтобы сжечь дрова - в обоих случаях расход превышает доход, не так ли? И потому скопа, "рыбный хищник" - это губитель душ, иначе Дьявол. И дальше - больше.
"Коршун, с круглой выемкой на хвосте, прилетел и парил высоко". Коршун - поедатель падали на манер грифа, т.е. птица нечистая, ещё и с "выемкой на хвосте", т.е. хвост раздвоен на манер вил. Опять Дьявол.
И наконец "прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц". Кто живёт в болотах? - черти, а птичьи яйца есть детские души. Т.е. прибыл чёрт погубить русский народ; причём не просто чёрт или даже Дьявол, а целая нечистая Троица: скопа - Дракон, который эти души пожирает, коршун - старый чёрт, с вилами в облике хвоста и запахом падали, и лунь - Антихрист, который погубит детей, которым Христос практически гарантировал вход в Царство Небесное. Перед нами снова встаёт Конец Света, вновь возможный потому, что нету н.з. для стройки ковчега - судна-спасения для праведников, да и про праведников не слова.
Но, может, Войско Христово, священники, не допустят такого бесчинства? Да не совсем так. Первыми на луня-Антихриста набросились... "трясогузки вылетели из дров и помчались за ним, как комары". К комарам мы подойдём чуть попозже, а сейчас... трясогузки... это всё та же серая масса стукачей и сыщиков-волонтёров коммунизма, по совместительству атеистов - и они первыми спасают мир? А чернорясные священники и монахи, "вороны, сторожа своих гнёзд", присоединяются к ним, а не наоборот? Парадокс?
В наше время даже такие умные священники как о. Кураев совмещают атеистов с чернокнижниками и сатанистами. Это ошибка. Настоящий атеист-агностик не верит не в Бога и не в чёрта, и всему сверхъестественному пытается найти рациональное, простое объяснение. А сатанист-чернокнижник знает, что Бог есть, но намеренно предпочитает ему Дьявола, считая, что тот сильнее Бога.
Ещё проще. Среди апостолов был предатель, Иуда, но был и Фома-неверующий, который истинно верил в Бога, но не верил, что Христос воистину воскрес, и лишь, когда его припёрли к стенке "несокрушимыми аргументами", признал, что Он - это Он. И ничего. Из апостолов не попёрли и в Ад не сослали. Честное заблуждение (причём иногда из самых лучших побуждений) - это не намеренная ересь, и после смерти Бог разберётся "кто есть ху" без всяких базаров! И не случайно из всей атеистической Москвы Воланд смог забрать с собой в пекло только Мастера и Маргариту - тех людей, которые пошли под его руку, признавая его всесильным. А остальные ускользнули, пусть и с потерями разной степени тяжести, но - не дались! Не уверовали в могущество князя мира сего по-настоящему.
Так вот, все эти стукачи-коммунисты-атеисты не дались в руки-сети Дьявола. Восстали. "Если Бога нет, так нет и чёрта!" А вот священники...
Вот священников недоделанный теософ-философ Пришвин отделал крепко: "вороны, сторожа своих гнёзд", которые присоединились к трясогузкам. Т.е. не серая масса атеистам пошла вновь за пастырями Бога в Рай, а наоборот, священники пошли за мирянами в материалистический мир. Причём мир духовный их не беспокоит - "сторожа своих гнёзд', т.е. заботятся только о себе и о своём. (Не удивительно, что Православная церковь практически канула в небытие на 70 лет, и возродилась оттуда изрядно попорченная!)
Итак, Конца Света удалось избежать коллективным трудом (видать знал что делает усатый экс-семинарист!). Дальше что? "Слышалось "ву-ву" у витютней". "Витютни" - это лесные, дикие голуби, их "ву-ву" - это крик любви. Страна отодвигается от Конца Света.
"Неустанно куковала в бору кукушка". Кукушка - птица непростая, но опять-таки в плохую сторону. Она считалась нечистой птицей - то в ястреба обращается, то нагадывает сколько кому жить осталось, а то, что она подкидывает птенцов в другие гнёзда - это и подавно факт. Так что получается, пока жизнь в СССР налаживается, вражеские силы копят, гм, силы, планируют новую каверзу. Делают они это не только "неустанно", но и "в бору" - т.е. за границей, на той стороне реки. Результат не заставил себя ждать.
"Цапля вымахнула из сухих старых тростников". Это уже совсем по японски. Вражьи силы действительно не дремали, и наконец Япония (цапля) с Германией (плюс всякие Италии, Румынии, Болгарии) "вымахнули из сухих старых тростников". Но Акела промахнулся, цапле обломали клюв и крылья, и опять: "совсем рядом бормотал неустанно тетерев". То кукушка, а теперь - тетерев. То - Ось, а то - НАТО или Лига Наций. Облики меняются, а сущность остаётся. Но и облик многое значит.
"Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке". Если раньше Пришвин-пророк отводил азиатскому Дальнему Востоку облик журавля/цапли (больших, сильных птиц), то теперь он - "болотная овсянка"; капиталистический Дальний Восток теперь напоминает коммунистам только о своих болотах (экономическим застоем/своим родным коммунизмом - Китай, Северная Корея, т.д.). Хотя...
"Землеройка пискнула в старой листве." Землеройка - злое и прожорливое существо, да ещё и подземное - вражьи силы не сдаются, хотя пока и не могут ничего сделать. Впрочем, Россия сделала всё сама:
"И когда стало ещё теплей, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели". Про теплоту Рая никто конкретно не слышал, зато в Аду тепла хоть отбавляй. Ну а "птички с зелёными крылышками" - это доллары. "Тоже как гости прилетели и сели" - да, доллары пришли как гости, зато теперь - хозяева, и ничего хорошего они нам не принесли: "волчье лыко и так дальше, пока не стали показываться в зелёных почках все этажи леса'. Доллар проник во все слои общества, на манер волчьего лыка и других дурных трав. Дурные же травы - от Дьявола, а не от Бога. Хотя, говоря о Боге...
"Ещё была ранняя ива, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и бабочка сложила крылышки". Пчела и шмель в Библии насекомые почтенные, в отличие от мух; бабочка же - душа умершего человека. Куда летят "добрые" насекомые? На доброе дерево, на дерево не Дьявола, а Бога. Т.е. сгинуло воронья стая прежних священнослужителей, появилось и доброе, божье начало в СССР. Но...
"Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках": лисица означала ересь (и прочие пакости) ещё с 14 века. Т.е. где доброе, правильное, божественное начало - там и ереси.
"Гадюка просыхала, свернувшись на кочке" - а где она промокла? В болоте, т.е. перед нами всё тот же чёрт, на этот раз в амплуа змея-искусителя, почти готовый возобновить борьбу - пускай уже и по старым правилам. Но даже это не самое главное и ужасное. В болоте "бесчисленное множество комариных жгутиков. (Мотыля - Д.К.) Пройдёт немного времени, они окрылятся, выйдут из воды, и станут ногами на воду для них твёрдую, соберутся и загудят. Тогда солнечный свет станет серым от Кровопийцев".
Как мы помним, с комарами сравнивали трясогузок-обывателей, когда те нападали на луня-Антихриста. А комары - это потомки тех же самых обывателей, причём ещё более воинственные и нетерпимые. Skinheads, anyone? "Но эта великая армия охраняет девственность болотного леса и не даёт дачникам использовать красоту этих девственных мест". "Покуда русские пьют - Россия непобедима"; "Добро должно быть с кулаками"; т.е. в слабости России её сила, и пока это так - никакие "дачники" (гости из-за рубежа) "не используют красоту" - т.е. хрен вам, а не приватизация.
Кстати о приватизации. "Приехали на лодке два рыбака. И когда мы сложились, чтобы уехать, тут же на нашем месте они развели костёр, повесили котелок, поскоблили плотву и потом без хлеба хлебали уху и ели рыбу'. "Мы" - это Пришвин со товарищи, последыши капиталистов царского времени. Рыбаки, которые устроились на месте пришвинцев - это уже их потомки, новые капиталисты нового времени. Пустое место не долго пустует.
А тем временем рыбаки "развели костёр", что и хотели сделать пришвинцы (отопление) - устроить не очень экономную экономику, скажем так. Про рыбу-плотву тоже забывать не след, ведь что есть рыба? Людская душа, а они её едят, т.е. превращают в кости, т.е. губят.
Позвольте, но это и есть конец света! Религия и экономика объединились, и вместе, а ля анти-апостолы Павел и Пётр, они губят друг друга, как змея, поглощающая свой хвост (Оуроборос, Стопан, Йормунганд). И это, скорее всего, конец. Ведь "прилетели овсянки, что-то клевать. И это последние наши гости." Овсянки у нас всякие иностранцы, особенно из Китая и Японии - добро познакомится с незаконной иммиграцией, товарищи! И больше гостей нет, так, как и хозяйства нет - наступил-таки Конец Света.