Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Про ремейк "Аладдина"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Более подробно про фильм 2019-ого года, (и не только про него).

   Ремейк "Аладдина" вышел на экраны - и дальше что?
  
   Как не удивительно, он вполне выглядит нормально; а, впрочем, вот слово "удивительно" к этой ситуации не подходит - наоборот, всё тут было ожидаемо.
  
   Во-первых, сценаристы, продюсеры, режиссёры и все прочие люди, отвечающие за него, поступили вполне правильно и серьёзно: наняли специалистов по мусульманской культуре, а те дали им рекомендации, и они их, видно, выполнили, т.к. с этого фронта никаких критицизмов "Аладдина" не-последовало.
  
   Плюс - все актёры тут "цветные": канадец египетского происхождения (Аладдин); англо-индуска (принцесса); кажется, афро-голландец (Джафар); и т.д. Т.е. всё очень даже политкорректно, но при этом совершено не навязчиво и не оголтело; даже "белый" актёр есть - очередной незадачливый жених к принцессе Жасмин; персонаж он, конечно, комический-ненужный, но чем это хуже афроамериканца Криса Такера, который был единственный крупный цветной актёр в "Пятом Элементе" (1997)? Пожалуй, ничем, а раз чувак согласился на эту роль, то тем более. Что дальше?
  
   ...Тут вообще-то отметим, что это прорыв скорее только для американской элиты; в Канаде, (скажем здесь, в Торонто) подобные "прорывы" не редки: смешанные пары обычны - (черно-белый, бело-чёрный, желто-черный, бело-коричневый и т.д.). Можно вполне встретить и другие "особенности" - например женщин, одетых совершенно по-современному вплоть до штанов, но - с покрытыми волосами, т.е. не то родом с Ближнего Востока, не то просто мусульманского вероисповедания, но никого это не колышет, не с какой стороны. Скорее всего в США среди пролетариев такая ситуация тоже обычна, но вот среди её элиты, включая и в Голливуде, дело обстоит не так, т.ч. ситуация с актёрами в "Аладдине 2019" видно для них - что-то сродни полёту на Марс и обратно в свободном доступе и задаром - а мы пойдём дальше.
  
   Во-вторых, сценарий нового "Аладдина" - это просто более обновлённый старый. Нечто подобное Дисней уже пытался сделать в ремейке "Красавицы и Чудовища": то Ле Фу оказывается голубым, то Белль (сиречь Эмма Стоун) - кем-то вроде феминистки, но тогда у них дело как-то не задалось и весь порыв был растрачен впустую. Теперь за дело взялись более основательно, и у них получилось! В 1992-ом году в "Аладдине" Жасмин хотела быть самостоятельной и свободной, сиречь - человеком, и у неё это получилось.
  
   Нет, серьёзно, если просмотреть фильм 1992-ого можно увидеть сцену где его величество султан, Джафар и Аладдин (в ипостаси принца Али) обсуждают будущее принцессы - а присутствие самой принцессы вовсе не обязательно: её высочество может сидеть в гареме/на женской половине или где-то там ещё, а мужчины и без неё разберутся. Естественно, что эта сцена кончается тем, что принцесса вмешивается в разговор, (а на лицах мужчин - шок: вах, женщина заговорила без разрешения!), и заявляет, что, блин, она вам не трофей, она выйдет за того, кого сама выберет, и точка! Как мы знаем, так и случилось - а теперь, в 2019-ом году, дело пошло дальше: теперь Жасмин хочет не просто свободы выбора в делах сердечных, она хочет быть наследницей престола, и она этого достигает в стиле королевы Виктории в реальной жизни, (оставляя Аладдину роль принца-консорта, что ли - ну и правильно. Он у нас, конечно, "алмаз не огранённый", но вот в политике он даже в версии 90-ых не очень рулил - но про то ниже). Ура?
  
   ...По меркам беллетристики, особенно американской (речь идёт как раз о культуре) - скорее да, но в то же время, вспомним Вестерос Мартина и ХБО, (а то про него забудешь!). Там, как и в Аграбе "Аладдина" править могли только мужчины, особенно по закону; в одной из своих последних книг, сиречь история семьи Таргариенов, Джордж Мартин даже рассказывает, что случилось, когда однажды там Железный Трон попытался занять принцесса-Таргариен - получилось так же, как и у Дэни на ТВ, только хуже, гаже и обширнее; это была очередная веха в истории династии, от которой Таргариены так и не оправились - но мы отвлеклись?
  
   А вот и нет! Среди Семи Королевств был и Дорн, где эта версия Салического закона не соблюдалась, и женщины могли править также официально, как и мужчины. Да, Дорн всегда был наособицу от остальных Королевств, даже Таргариены и их драконы не смогли это в корне переломить, но отметим, что несмотря на это отличие от других Королевств, в целом история Дорна ничем не отличается от истории других государств Вестероса - та же кровь, дым и пламя, говоря обобщено. Мартин вообще очень умный и подкованный дядька, и понимает, да и намекнул в своих книгах, что на одном феминизме и равноправии полов в утопию не въедешь - но теперь мы точно отвлеклись.
  
   Значит, между 1992-ым и 2019-ым годами Жасмин эволюционировала из "просто" раскрепощённой женщиной Востока в кого-то вроде реальной королевы Виктории, но то же самое можно сказать и про других главных персонажей "Аладдина", все они тоже изменились. Например, в 1992-ом году Джафар был, во-первых, садист, причём не очень и прикрытый: есть, например, там сцена, где Джинн пытается объяснить ему свои правила, а Джафар ему чувяк на лицо и заявляет - молчать, холоп, и выполнять мои желания! (Не дать не взять барин и его крепостной холоп в России 18-ого века).
  
   ...Вот с желаниями получилось как-то не так - довольно многие зрители "Аладдина 1992" заметили, что когда Джафар получил эту самую лампу с Джинном, он стал загадывать желания как-то с кондачка - что в голову придёт, то он и желает; последнее желания - стать Джинном самому - ему вообще Аладдин подсказал, (со всеми вытекающими из этого последствиями), что довольно странно, ибо при всём своём садизме Джафар был довольно хитрый тип...
  
   С одной стороны, ларчик открывается просто: как и многие другие злодеи, (например, Саруман в ВК Толкина) Джафар имеет тенденцию переценивать свою крутость; он впадает в гордыню, (про нарциссизм и говорить не надо - и так он виден вместе с садизмом), и делает ошибки, гораздо более соответствующие его реальному уровню Ай-Кью и всё прочего, но подаёт он себя так убедительно, что все ему верят - и тут мы возвращаемся к фильму 2019-ого года.
  
   В чём одна из главных фишек "Аладдина", персонажа и фильма 1992-ого года? Будь самим собой, будь честным и порядочным с друзьями, и ты победишь, у тебя всё будет! В фильме 2019-ого года это только усилилось.
  
   Вот перед нами сцена-музыкальный номер "Принц Али". В версии 1992-ого года перекованный Аладдин воспринимает всё как должное, (он там вообще обычно более самоуверен, чем сомневающийся). В версии 2019-ого года он уже изначально не в своей тарелке - да, он жулик и не очень-то чист перед законом, но он не врун и не обманщик, (в отличии от, скажем, гоголевского Чичикова), а тут ему предстоит конкретная афера со всем из этого вытекающего; а вдобавок ещё и Джафар!
  
   Вернёмся к Джафару. В 1992-ом году это был классический злодей, садист и эгоист, которому банально снесло башню от всевластия, и он поплыл. Другое дело, что это никто кроме Аладдина вовремя не понял и Джафар почти победил всё равно, но теперь, в 2019-ом году, это немножечко другой персонаж.
  
   Обратимся, теперь во тьму веков. Первое, на что мы смотрим, это сама сказка из "1001 ночи". Что мы там видим? ...Оказывается, действие "Аладдина" якобы проходило в Китае, а не в каком-нибудь там Багдаде. Но поскольку имена персонажей этой сказки ну никак не китайские, (да и вообще ничего особенно китайского там нет), сдаётся мне, что сама Шехерезада тут чего-то лукавила, когда эту свою сказку своему мужу рассказывала, т.ч. оставим Китай в "Аладдине" за скобками, (а то у нас тут будут сплошные кунг-фу и шаолинь) и посмотрим дальше.
  
   Значит, у Диснея Джафар играл две роли - он и визирь у султана, и тёмный колдун. В сказке же это было два человека - визирь, который хотел отдать царевну за своего непутёвого сына, правда безо всякого волшебства - одна политика и игра тронов как в каком-нибудь Вестеросе, и колдун из Магриба (очень плохого места в мусульманских сказках), который хотел именно лампу, а всё остальное как карта ляжет.
  
   Что тут сказать? Естественно логично объединить эти два образа в один, но если в 1992-ом году Джафар был больше тёмный колдун чем подлый визирь, то в 2019-ом он как раз визирь, которому надоело быть на вторых ролях, и который хочет быть первым за счёт лампы.
  
   ...Да, что-то такое и в 1992-ом просматривалось, там Аладдин Джафара как раз на этом и подловил, но там не то какие-то строчки из сценария пропали, не то ещё что, но выглядит это как-то с кондачка, что ли? А в версии 2019-ого года - как раз нет, там Джафар-визирь в первую очередь хочет быть султаном, а дальше что будет, как карта ляжет. Есть там сцена - в версии 2019-ого года - когда он и султан стоят напротив друг друга и видно, что они одеты практически одинаково, главная разница в том, что султан одет в светлые тона, а Джафар - в тёмные. Получается этакой эффект отражения. Нет, что-то такое было и в 1992-ом, но там султан был маленький и толстый, а Джафар - высокий и худой, т.ч. если сходство из-за одежды было, (как и у Аладдина в его прикиде принца), то скорее карикатурное - а в 2019-ом году нет.
  
   И да, в версии 2019-ого года его величество султан тоже выглядит более солидным и серьёзным, чем в 1992-ом году; он теперь даже помогает младшему поколению спасти родной город от Джафара, тогда как в 1992-ом году он был где-то на 99% только комедийный персонаж - а теперь нет. Вполне себе приличный отец, султан и правитель, конечно не без перегибов и ошибок на местах, но у кого их нет?
  
   ...А про то, что в этой версии Аладдина Джафар сам оказался выходцем с низов, как и Аладдин, и который так и не смог с этим смириться, и из-за чего он и стал злодеем фильма и так уже многие обсуждают. Плохо быть вторым, но вот методы Джафара того, как стать первым, ещё хуже. Что его отношения с её высочеством тоже изменились - тоже. В 1992-ом году Джафар видел в принцессе...да некого он в ней не видел, садист-эгоист. Теперь, в 2019-ом...да, скорее всего она для него была в первую очередь способ унаследовать султанский трон, но учитывая, что эта версия Джафара более человечная, да и молодая, то возможны варианты... Чего ещё?
  
   Возвращаясь в прошлое, то мы видим, что СССР в своё время подошёл к этой точке - "Аладдин" с живыми актёрами - гораздо раньше США: в 1966-ом году, причём без всякой компьютерной графики, (даже если она была возможна), и более ближе по сюжету к сказке Шехерезады, да и добрее она, чем диснеевские версии, особенно 1992-ого года; хотя если бы Джафара, (особенно в версии 2019-ого года) из Аграбы прогнала бы коза, это было бы нечто. А то у Диснея в "Аладдине" все звери экзотические - тигр там, обезьяна, и попугай - но это мы обсуждали в другой статье, а тут только заметим, что как бы не обосновывали Яго и его трансформацию якобы в птицу рух, то от этого он быть попугаем-ара, т.е. исключительным американцем, не стал.
  
   Да, если кто-то забыл, в 1001 ночи птица рух - это такая огромная сказочная хищная птица, совершенно фольклорный персонаж. Всё, что её отличает от обычных, реальных орлов и ястребов это то, что она настолько велика, что ест слонов и носорогов и носит их по воздуху. Разумеется, это невозможно в виду ряда факторов реальной жизни, но и только. В том же восточном фольклоре есть и более экзотические создания, например, грифон, который не птица и не зверь, а птица-зверь, с четырьмя ногами и крыльями. Был ли его облик вдохновлён останками реальных, но вымерших динозавров-протоцератопсов - это другой вопрос, отдельный. А рок или рух - это просто сказочная, сказочно-огромная птица, вроде индийского гаруды, (правда, вот с ним как раз не просто), персидского симурга, (хотя есть версия, что это была не птица, но крылатый пёс), и даже феникса. Этот заморский родственник русской жар-птицы изображается по-всякому, конечно, но обычно он больше похож на хищную птицу, чем на цаплю, например. Где-то в 1604-ом году рух стал известен европейцам, и они в него сразу поверили, даром что и изображался рух вполне по-птичьи.
  
   В Новом Свете аналоги руха назывались птицами грома, и некоторые люди считают, что за ними стоят последние из доисторических тераторнов. Это были одни из самых крупных летающих птиц; знаменитый южноамериканский аргентавис вообще имел 6-8 м в размахе крыльев, весил до 80 кг, (т.е. как взрослый человек), и вообще царствовал в доисторических небесах. Североамериканские виды имели в размахе крыльев "только" 4 м, имели высоту около 75 см или чуть больше, и весили до 15 кг, что на 30% тяжелее современных кондоров. Последний из них вымер только одиннадцать или двенадцать тысяч лет назад, когда в Северной Америке появились люди!
  
   Да... Но... Фишка в том, что тераторны были падальщиками, вроде грифов и особенно американских кондоров. Последние и сами выглядят очень внушительно в воздухе, но вот когда они сидят на земле или на дереве, и их голые головы видны и заметны...это уже не то. Да и не таятся они, американские кондоры и грифы, (вроде грифа-индейки или американского чёрного - не путать с европейским чёрным, это две разные птицы), т.ч. если бы тераторны дожили до времён исторических, то их бы уже давно знали, как знают современных американских грифов и кондоров. Словом, тераторны скорее всего вымерли; недавно вымерли - только в позднем Плейстоцене - но вымерли.
  
   Вернёмся к "Аладдину 2019"? Значит, отложив в сторону всех персонажей и сюжет, можно сказать - этот фильм удался. Да и как это может быть иначе, ведь это - просто подточенный и обновлённый под современные реалии "Аладдин 1992"? Подобно "Красавице и Чудовищу 2017" там есть кое-что новое, и особенно заметно это отметилось на главных персонажах, но и только. 95% фильма "Аладдин 2019" это всё то, что было, только выложенное по-новому, с диснеевским размахом: костюмы, прочие аксессуары персонажей, декорации на заднем фоне, даже национальности персонажей - всё выбрано правильно, Дисней это умеет, вот со сценариями у него иногда бывают проблемы. Когда они переделывали "Дамбо" (тоже 2019-ый год), то там были сложности: оригинал был выпущен аж в 1941-ом году, и по современным стандартом это был довольно расисткий фильм, т.ч. его пришлось переделывать гораздо больше, чем "Аладдина", т.ч. и приняли его гораздо более смешанно, чем "Аладдина 2019". Плюс - и поклонников у "Дамбо" (1941-ый год - кто его из ныне живущих по-настоящему помнит?) меньше, т.ч. сейчас он зацепил тоже мало кого, во всяком случае меньше, чем "Аладдин", "Красавица и Чудовище", или даже ремейк Маугли... в смысле, "Книги Джунглей". Там, кстати, пошли другим путем, и сценарий как раз изменили - но эта версия "Книги Джунглей" очень сильно отличается от "Аладдина 2019", т.ч. сравнивать мы их сейчас не будем.
  
   А что мы сейчас будем? А пойдём в кинотеатры и смотреть "Аладдина" 2019-ого года и получать удовольствие. Особых сюрпризов там нет, (особенно если быть в курсе, что там было в версии 1992-ого года), но мастерство актёров, сценаристов, декораторов и ко. настолько велико, что вполне компенсирует это, вот так.
  
   Конец.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"