Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Забытая нечисть: амазонки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Забытая нечисть: амазонки

По долам и горам звонко

Так и скачет амазонка...

  
   Когда речь заходит об амазонках, то даже не очень сведущие в мифологии люди скажут: женщины-воительницы, часто скачут на конях. Иногда добавят историю о том, что эти воительницы - мужененавистницы, реже - о том, что они отрезают себе одну или обе груди, чтобы было легче стрелять из лука. Диссонансом звучит разве что Я.Э. Голосвкёр, утверждающий то, что амазонки - "нимфы на конях", то, что они - "воинственные всадницы титанического племени, уничтоженные впоследствии героями-полубогами". (СоТ: 9, 265) И то, диссонанс тут разве что происхождение амазонок, что они - не люди, а нимфы или нелюди, "титаническое племя".
  
   Но так ли ошибался Голосовкёр? Признаемся сразу, его подход к древнегреческой мифологии напоминает подход авторов ЧКА ("Чёрной Книги Арды") к творчеству Толкина: массивный апокриф, пытающийся переписать всю официальную историю. ЭТО ЧКА. Голосовкёр всё же действовал более умеренно, хотя отдельные замахи можно увидеть у него. И в то же время, его точка зрения на амазонок возможно является более близкой к точке зрения древних греков, которые этих амазонок и придумали.
  
   Существовали ли амазонки в истории? В своём "классическом" варианте - нет. Как женщины-воительницы, женщины-властительницы, матриархини - да. Даже почти в наши, современные дни, правда в относительно удалённых местах планеты вроде юго-восточной Азии, есть народы, где роль женщины в обществе была гораздо значительней, чем в Европе. Да что там в Азии - индейцы-ирокезы, которые одно время были союзниками англичан-колонистов, отдавали женщинам весьма значительную роль в политике племён... что было странным и непонятным для европейцев.
  
   Тогда, впрочем, Европа и европейцы резко вырвались вперёд по пути научно-технического прогресса над другими частями света, и могли не считаться с отличиями в политике и обществе других народов, особенно если они были "отсталыми" и не могли повлиять на европейцев. В античные времена, когда и зародился миф об амазонках, всё было иначе.
  
   Какова роль амазонок у греков? Они - грекам враги, а пуще прежнего - греческим героям. С ними боролся Беллорофон (который и оседлал Пегаса, а отнюдь не Персей, как показано в фильме Гарригаузена и в его ремэйке); Геракл сражался с ними за пояс Ипполиты по приказу Эврисфея; царица амазонок Пентесилея была убита Ахиллом, т.к. она сражалась за Трою. Амазонки - это азиатки, не-европейки, хотя бы исходя из мифографии древних греков, и это поддерживается древними римлянами в "Энеиде": царевна Камилла, хотя и не называлась амазонкой конкретно, была описана так специфично, что С. Соловьёв прямо амазонкой её назвал:
  
   648 А среди самой резни амазонка Камилла с колчаном,
   Грудь обнаживши одну для битвы, весело скачет;
   650 То она градом густым рассыпает гибкие дроты.
   То неистомной рукой за большую берется секиру;
   Лук за плечами звенит золотой и оружье Дианы.
   Даже когда и назад отступить ей приходится в бегстве,
   Лук повернувши, она направляет летучие копья.
   655 Цвет подружек вокруг: и Ларина-дева, и Тулла,
   Тарпея за ней, потрясая медяной секирой,
   Италиды, кого избрала для почета Камилла
   Дивная, чтобы служить ей верно и в мире и в брани.
   Лед Фермодонтовых струй {106} Фракийские так Амазонки
   660 Гулко копытами бьют, в многоцветных сражаясь доспехах,
   Вкруг Ипполиты толпясь, - иль когда рожденная Марсом
   Пентесилея {107} с побед возвращается с радостным воплем,
   Женские рати, шумя, с луновидными скачут щитами.
   (Энеида. Отрывки.)
  
   Что до "резни", то речь идёт о войне троянцев-колонистов, предков римлян (первых европейцев) с Турном и его союзниками-варварами. Этот термин, кстати, тоже придумали греки, называя им азиатов-персов, считая их чужаками и нелюдями, не настоящими людьми, а какими-то монстрами, вроде тех же псоглавцев. (Со временем это отношение сместилось от мифологического, до культурного аспекта, что позволило сделать амазонок ещё более "человечными".) Камилла же - одна из союзников Турна, т.е. она - противница проторимлян-европейцев, она - азиатка-"варварша". (Или царица варваров - фигура хотя и враждебная и дикая, но несколько величественная тоже.)
  
   Вернёмся к амазонкам древних греков. Их мифографы (включая Геродота, этот отец истории считал, что и Геракл был лицом историческим, не мифическим), помещали амазонок в Азию - на Кавказ, между Чёрным и Каспийским морями, а также на юг современной Украины, в Скифию. Учёные-археологи и впрям нашли там могилы женщин-воительниц, что было неприемлемо для шовинистов-греков.
  
   Вот именно, шовинистов. Согласно древним грекам, женщины даже не совсем люди, они должны быть:
  -- В подчиненнии у мужчин (причём полном);
  -- Быть сексуально невинной (отдаваться только законному мужу);
  -- Рожать в первую очередь только сыновей (точка зрения, существовавшая ещё в 1930-ые годы);
  -- И вообще хранить семейных очаг.
   Древние гречанки нередко носили если не паранджу, то тяжёлую накидку, и одевались весьма консервативно. В политике, даже демократической, они не участвовали, и вообще, поговорка "дети-церковь-кухня", это про них. Древних греков-мужчин этот расклад устраивал, тем более, для умственной беседы у них во первых были гетейры (проститутки, но очень образованные, гораздо более чем современных путаны из злачных районов современных Москвы, Монреаля и Лос Анджелеса), а во вторых - мальчики. Демократы-афиняне больше грешили гетейрами, монархисты-спартанцы - вторым, но мы отвлеклись.
  
   У древних греков (и римлян, как показывает та же легенда о Лукреции) царил домострой и мужской шовинизм, а вот среди скифов-"украинцев" - нет. Их женщины (не все, но некоторые) могли и коня на скаку укротить и потом на нём ездить, и дом-хату поджечь, а потом подождать с мёчом наготове, посмотреть, какой супостат оттуда выбежит...
   Для древних греков, естественно, это было безумным и немыслимым, и они, в своей типичной манере, высмеяли всё это, объявив амазонок небылицами (вроде убитых ими мальчиков), а вдобавок дав им определённые черты. Амазонки, следуя древним грекам:
  -- Наглые;
  -- Распутные;
  -- Муже- если не убийцы, то ненавистницы;
  -- Они сражаются;
  -- Ездят верхом на лошадях (черта многих степняков, которые колесницы как-то не уважали);
  -- Правят (и Ипполита, и Пентесилея, да и Камилла - царицы);
  -- И постоянных браков не образуют (кроме как с Тесеем - но это отдельный разговор).
   Возьмём всё это вместе, заменим женский пол на мужской, получается... раса Конанов-варваров пера Р. Говарда, который не обладал не голубиной кротостью, не целомудрием, да и с браками у него было как-то печально; этакий Джеймс Бонд киммерийской эпохи.
  
   Впрочем, конная езда была в чести не только у киммерийцев и англичан, которые в своё время придумали "амазонку"-женский костюм для езды верхом, но и у разных степняков, вплоть, да и у персов, что у древних греков (а достаточно долго - и у римлян) тоже было не в чести. То ли дело мчать на колеснице...
  
   Кстати о всадниках и конях. Когда вы смотрите на известное изображение А. Македонского, где он на коне верхом против Дария на колеснице, то помните, что Македонский - не грек, а македонец; прежде чем обрушится на восток, он Грецию тоже покорил, вынеся по ходу действия несколько греческих городов. Т.ч. греческая армия под командованием македонца против персов, это как русская армия под командованием украинца или белоруса против немцев или поляков, скажем. Как македонец, Александр вполне мог быть всадником, и всадником хорошим, (его укрощение Буцефала - один из его мифов), а вот будь он греком, то вряд ли.
  
   Однако, если амазонки - это просто женщины из степных народов, возможно ещё из матриархальных или матрилинажных, то чего в них мифического? Их гипербола. Для древних греков их образ жизни был просто неестественным (см. выше), угрозой для их домостроя, и когда греки об амазонках писали, то они не жалели для них чёрной краски, и появление их означало проблемы.
  
   Судите сами: Геракл отправился к амазонкам за поясом Ипполиты. Сперва всё было нормально, Её Величестве при виде древнегреческого супермена и его дубины сняла и пояс, и всё остальное, и приняла героя самым исчерпываем и ублажающим образом, и а её поданные - спутников Геракла в точно такой же манере, но потом Гера подбила амазонок на бунт, и герои чуть не погибли; перед нами - очередная восточная женщина-вамп из древнегреческой мифологии, где искусительницы-погубительницы кишмя кишат. Древние греки женщин не любили и опасались.
  
   Или вот Тесей обвенчался с царицей амазонок Антиопой (или со всё той же Ипполитой, как это было у Шекспира), и родился у них сын, Ипполит... Результат? Война с амазонками, в ходе которой погибла и сама Антиопа, а в Ипполита влюбилась третья жена Тесея, Федра, и всё кончилось трагедией, которая дошла до наших дней: "Ипполит" Эврипида называется.
  
   Амазонки живут неестественным путём, амазонки приносят несчастья... какие же это они люди? Они - нечисть, у древних греков так точно.
  
   А почему забытая? А потому, что со временем сами древние греки стали забывать о сверхъестественных чертах амазонок конкретно, и стали использовать их как символ "варварского" Востока в целом: есть изображения амазонок не только на коне, но и в персидских доспехах, сражающихся с греческими героями. Амазонки стали символом востока, а вот сверхъестественные черты они потеряли. Та же Камилла и её свита с их "луновидными щитами" вполне естественны (и смертны); это только у Ивана Котляревского Камилла
  
   И от пупа была кобылой,
   Имела всю кобылью стать:
   Ноги четыре, хвост с прикладом,
   Хвостом хлестала, била задом,
   Умела говорить и ржать.
   Вы слыхивали о Полкане?
   Она была его сестра.
   Слонялись долго по Кубани,
   А род вели из-за Днестра.
   Сама Камилла, царь-девица,
   Воительница, чаровница,
   Была проворна на скаку,
   Из лука метко в цель стреляла
   И крови пролила немало,
   Должно быть, на своем веку.
   (Котляревский. Энеида.)
  
   Откуда и отчего Иван Петрович придумал Камилле такой облик - неизвестно. С кентаврами, амазонки не имели ничего общего, а иногда даже и воевали, кажется...
  
  Амазонка и Кентавр [фон Штук]
  Борьба амазонки с кентавром. (фон Штук)
  
  Борьба [Редон]
  Тоже самое. (Редон)
  
   С другой стороны эта метаморфоза Камиллы - знак изменяющихся времён. После краха западного Рима и античного мира классические амазонки надолго исчезли из западной литературы, отчасти быть может смешавшись с другими воительницами, вроде славянской Синеглазки и скандинавских валькирий. Но вот наступил ХХ век, и об амазонках снова вспомнили, например Р. Говард. Такие персонажи, как пиратка Белит, это явная амазонка, которая может покориться только настоящему герою, вроде Конана. Отчего?
  
   От того, что общество Говарда и др. стало меняться. Женщины-таки добились независимости, а в США, со временем, ещё и права голосовать и избирать политиков. Реакция тогда была различной, до современного женского равноправия оставались ещё десятилетия, вот авторы-мужчины и вытащили из генетической памяти своих древнегреческих праотцев облик амазонки:
  
   Внезапно кольцо пиратов раздалось, и чернокожие отступили, повинуясь громкому окрику. Конан увидел копья, направленные ему в грудь, и самих копейщиков, застывших перед броском, словно изваяния из эбенового дерева. Властно подняв руку, перед строем их замерла белокожая женщина. Конан взглянул ей в глаза, и даже близость смерти не помешала его сердцу исполниться восхищением. И было от чего! Стройные длинные ноги плавно переходили в округлые бедра, прикрытые узорным шелком; тонкая талия и плоский живот были охвачены перевязью, украшенной драгоценностями; ножны кинжала сияли золотом. По обнаженным грудям и сильным загорелым плечам девушки струились смоляные пряди, темные глаза пылали. Большой, красиво очерченный рот и гордый профиль выдавали ее шемитское происхождение.
   Белит, прекрасная Белит!
   Да, то была Белит, в которой соединились грация пантеры и сила степного ветра. Она порождала волну страсти, желания обладать ее сильным, гибким, позолоченным солнцем телом.
   (Р. Говард. Белит.)
  
   Чем, спрашивается, не древнегреческая амазонка? Последние тоже на вид были очень ничего, Ахилл, когда Пентесилею убил, был зачарован её обликом, и настолько, что прибил некого Терсита, когда тот стал над покойницей насмехаться. Амазонки, ездящие на лошадях (или на кораблях), владеющие копьём, мечом и луком (впишите нужное слово) - это роковые женщины, женщины-вамп не то в кубе, не то в квадрате.
  
   И получается, что Голосовкёр был прав. Для древних греков и римлян амазонки не были людьми, не были и "правильными" женщинами: так, очередные сирены, правда на конях, чарующие мужчин-греческих героев и то убивающих их, то просто принося им несчастья. Корень этого мнения - в самом обществе античной Европы, которое считало, что если не всё зло от женщин, то только потому, что мужчины могут держать их в ежовых рукавицах. Но общество с тех пор само изменилось...
  
   В наши дни амазонки процветают: Зена-принцесса-воительница, Селина Кайл Женщина-кошка, конечно Супер-женщина Диана Принц все являются прямыми потомками амазонок (Диана Принц - просто дочь мифической Ипполиты). Но вот тот факт, что изначально амазонки были нечистью вроде горгон или сирен, оказался забыт. Теперь амазонки - это символы раскрепощённых женщин, и их уважают: домострой-то кончился!
  
   Но забывать о нём не надо. Если он вернётся, то амазонки снова могут обратиться из людей в гуманойдную нечисть, приносящую только несчастья благородным мужам... название страны вписать. От души надеюсь, что этого не случится: общество древних греков возможно и не было худшим, но и не лучшим обществом человечества, и возвращаться к нему не надо. А амазонки, что ж, можно только сказать: скачите и впрямь, прекрасные воительницы!
  
   Успеха вам!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"