Аннотация: Мысли про этот фильм, причем почти все - не о динозаврах.
И вот вышел последний фильм по парку-миру Юрского Периода - "Доминион". И о чём же этот фильм?
Да о людях, естественно! Весь этот фильм, в первую очередь - про людей, и как они влияют на планету, (привет саранче), и это правильно. Отчего?
Рулим назад, к собственно книгам Крайтона - к "Парку Юрского Периода" (1990) и к "Потерянному Миру" (1993). Это и есть весь изначальный материал этой франшизы - две книги, довольно толстые, но тем не менее - а франшиза смогла вытянуть из них не только 6 фильмов, но и игру по этим мотивам, (вроде Симов, но с динозаврами), а также мультсериал про "Лагерь Мелового Периода", что уже заслуживает уважение само по себе.
Но в то же время, сами эти фильмы - это довольно разнородное общество; первые два фильма ещё туда-сюда, но начиная с "Парка Юрского Периода 3" (2001), эта франшиза выпускала де-факто самопал... и что?
Делаем шаг назад - а что такое фильмы вообще? Продукт развлекательной промышленности, говорит нам капитан Очевидность, их цель - развлекать людей, нежели просвещать их, или там информировать, что "Доминион" (2022) собственно и сделал, причём весьма успешно - уже 142 миллиона долларов своей компании принёс, т.ч. он всё сделал правильно. Что сделал - развлёк людей; каким способом - показал людям старую, старую историю, о победе добра над злом.
Кто тут зло? Да капитализм, вестимо - про это и романы Крайтона были...
Ещё раз. Про что эти два романа Крайтона? Про динозавров, это да, а ещё - про человеческую безответственность и жадность: дяди и тёти человеки взяли, да и воссоздали вымершую экосистему...причём с изъянами... всё и посыпалось. То, что фильм "Парк Юрского Периода" (1993) напоминал книгу только отдалённо, делу только навредило, но всё равно - динозавры рулили!
...Хохма в том, что динозавры тут - только внешняя сторона дела, не говоря уже о том, что они не совсем динозавры, а гибриды: и с лягушками, и Бог знает с кем ещё; пирораптор из "Доминиона" явно имеет в своих предках пингвина, (и это ещё лучший вариант). И что? От этого они быть киношными динозаврами не перестали...
Ещё раз об их роли в этой франшизе - они есть животные. Т.е., поясняет капитан Очевидность, тогда как Конг, Годзилла, и прочие кайжу в их франшизе обладают явным разумом и хоть какой-то системой ценностей, (Конг в особенности имел навыки драконоборца), тогда как динозавры в "Парке" - нет. Всё, что им хочется, это жить - просто жить, без всякой там цивилизации, культуры, и т.д., на уровне гомеостаза с природой, т.е. они - прямые противоположности современным людям, если это кому-то интересно.
Вот только... опять этот самый "Парк-3", где эта ситуация несколько изменилась. Обычно про него вспоминают в связи со спинозавром, поскольку тот в том фильме тираннозавра заломал, чем взбудоражил очень много народу, и этот фильм - одна из причин, почему спинозавра так дотошно исследовали: он слишком популярен и известен, чтобы быть заброшен, как и многие другие динозавры, включая и его собственных родственников, типа барионикса, который ничем не хуже спинозавра - только меньше его размером, и без гребня на спине... но мы отвлеклись.
А ещё в "Парке-3" были рапторы. В то время, как спинозавр демонстрировал упорство и человеконенавистничество на уровне крокодила из франшизы про "Питера Пана", (а с чего, почему - не пойму), то рапторы начинали строить собственное общество, что ли? Они взъелись на людей, потому, что они похитили яйца динозавров, а рапторы их вычислили, и бросились за ними в погоню по всему острову, и догнали их, и люди вступили с ними в переговоры, пускай и примитивные - но это было.
...Согласно киношному канону, эти рапторы - с Айла Сорна - уже попали на материк. Это неудивительно, т.к. согласно замыслу самого Крайтона, рапторы попадали на материк в конце первой книги...но что там было дальше - непонятно, т.к. во второй книге эта тема была заброшена, а в кино эти рапторы больше не появлялись, во второй трилогии участвуют "совершенно другие" рапторы, хотя и с ними не всегда всё ясно...
Только нет - в "Доминионе" у нас есть Блю и Бета, которые хорошие (а ля домашние собаки) с одной стороны, и есть другие рапторы, которые плохие, но только на животном уровне, и большой роли они в фильме не играют... а кто играет?
Да люди, естественно! Человек Льюис Доджсон устроил экокатастрофу возродив доисторическую саранчу, чтобы та поела урожай его соперников, а люди Алан Грант, Элли Сатлер, и компания спасают мир и противодействуют ему, (ну и спасают Мэйзи и Бету тоже).
Мэйзи - можно поспорить - выбивается из этого ряда, т.к. она не совсем и человек, а клон. В реале клонирование - включая и людей - не такое простое дело, но на то и кино, чтобы запускать полёт фантазии, (см. выше), плюс - религиозные ассоциации. С одной стороны - Мэйзи и её "непорочное зачатие"; с другой - всё та же саранча, которая в Библии имеет негативные, а то и апокалиптические ассоциации... я что, говорил, что "Доминион" не имеет недостатков?
Имеет, особенно с палеонтологической точки зрения - она практически отсутствует; у некоторых динозавров и птерозавров появились перья, но и всё; а с другой стороны, франшиза "Парка" - не палеонтологическая, это к таким сериалам, как "Доисторическая Планета" (2022), где всё это житье-бытье динозавров, птерозавров, морских ящеров и компании показано документально, (возможно, что "Доминион" отказался от палеонтологии ещё и потому, чтобы с "Планетой" не соперничать вообще), а в "Доминионе" этого ничего не было...
Вместо этого, тут есть мир, где люди, а) сосуществуют с динозаврами и другими ранее вымершими, а теперь воскрешенными, ящерами Мезозоя, и б) люди могут так колдовать с ДНК, что стоит вспомнить "Собачье Сердце" Булгакова - его профессор Преображенский тоже замахнулся на творчество уровня Творца... ну и получил Шарикова, и ел его с кашей, пока не раскаялся и всё не исправил, пускай и с помощью Борменталя... В "Доминионе" этого не происходит, (да уже и не может произойти), т.ч. придётся людям жить с последствиями своих ошибок и менять свой образ жизни... такое и в реале бывает...
Вот только чем такой вот выдуманный мир хуже мира Марвелла или ДС? Если правильно подать его, то ничем - что "Доминион" и попытался сделать, и судя по результатам кассы - сумел. Респект ему и за это, а то, что франшиза почти кончалась, (про мультсериал о "Лагере" не забыли?), так и это где-то правильно - иногда надо для успеха и вовремя соскочить совсем, и сделать на время передышку, что эта франшиза и сделала...
Новых успехов компаниям Universal Pictures & Amblin Entertainment, короче!