"Одиссея" и "Илиада" Гомера считаются первыми эпосами, которые были записаны на территории континентальной Европы (сиречь Греции). Но вот другой "европейский" эпос - вторичный, Римский, "Энеида" - известен гораздо меньше, особенно для среднестатичного жителя даже страны первого мира - Северной Америки и Европы, а ведь по-своему эта вещь не слабее работ Гомера. Несправедливо? Может быть. Так давайте попробуем осмотреть сей труд по частям.
В книге первой Вергилий остаётся верным "Одиссее" - "Энеида" начинается с середины - со шторма, причём Вергилий позже намекает, что это почти тот же шторм, что погубил последний корабль Одиссея, и отправив его к Калипсо. Ведь книги вторая и третья "Энеиды" - это переработанная "Одиссея", точнее первая её половина (книги 1-12); так Дидона в особенности - это и Калипсо, и Цирцея, и царевна Навсикая вместе взятая, а вот её Карфаген...
А вот Карфаген - это самый настоящий исторический город, основанный торговцами-финикийцами. Ещё до времён Вергилия Рим воевал с Карфагеном, и победил его только с третьей попытки (а во вторую чуть не случилось наоборот), и Карфаген был разрушен, а земли его - засеяны солью (правда, скоро был построен новый Карфаген, и не так уж далеко от старого), и когда Вергилий стал писать свою ура-патриотическую поэму, воспоминания о Карфагене ещё были о-очень актуальными.
Но жизнь у Вергилия и так была богата на события: когда он стал писать "Энеиду". Он прошел и гражданскую войну Цезаря с Помпеем, и смерть Цезаря, и войну римских республиканцев и империалистов, и войну Антония с Октавианом, и воцарение Октавиана Августом Цезарем (Вергилий может, и войну со Спартаком помнил), так что на знание римской истории ему грешно было жаловаться.
Так вот насчёт Октавиана "Августа" Цезаря и его двоюродного деда, Юлия. Они происходили из рода Юла-Юлия, который был сыном Энея, который в своё время и сбежал из горящей Трои.
И вот тут мы возвращаемся к Вергилию. До "Энеиды" он написал эклоги, Георгики, Буколики о сельской жизни, столь дорогой в римской республике. В империи же требования были другие, и тут и появился друг Вергилия, по русскому - Меценат. Этот вот Меценат и пробил Вергилия во двор Августа, которому весьма хотелось "облагородить" своё царствование, а то, начиная ещё с Мария и Суллы, которые воевали ещё до Цезаря и Спартака, народишко римский огрубел, и к власти должного пиетета ещё не выработал. Да и сам Эней... кто его видел, как он из земли Троянской в Италию и прибыл? Разве что сами Венера с Юноной, но у них-то не спросишь, римлянам тогда больше Марс-Маурус Большое Копьё ближе был...
И вот тут появляется Вергилий, и начинает писать Августу "Энеиду" об этом Энее Приамиде. В отличие от "Илиады" с "Одиссеей, " которые практически были устным народным творчеством, записанными на папирусе, "Энеида" была госзаказом, с вполне отчётливой, пропагандистской целью. Это конечно не "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство" но всё-таки отпечаток оного на "Энеиде" есть.
Более того, по одной из версий, которую упоминает А. Валентинов, многие другие города-государства времён Римской Республики, чьи независимости и привилегии Римская Империя как раз и прикончила, считали, что их основали не троянцы, но греки, покончив с Троей. Т.е. пока Одиссея, скажем, носило по "Эльфляндии" - об этом ниже - другие греки, вроде Диомеда из "Энеиды" как раз и колонизировали Италийский полуостров, создавали там цивилизацию... Рим относился к таким версиям также, как скажем россияне отнеслись бы к версии, что Москву основали выходцы из Польши или Украины; одного из "пропагандистов" этой версии просто казнили - а вскоре после этого Вергилию сверху и пришёл заказ на "Энеиду", прославляющую троянские корни Рима и его новых императоров. Вот вам и сплав политики с культурой вообще и литературы в частности!
Посмотрим теперь на влияние римско-имперской политики на "Энеиду". В первую очередь это отразилось на отношение этого литературного памятника к грекам. Где только можно, их опускают ниже плинтуса. У Гомера к троянцам отношение более порядочное, что ли, у него нет такого ощущения, что греки троянцев всем базаром бьют, а те только вертятся, как угри на сковородке, и вообще, такие архибестии, каких раньше на земле не было. У Вергилия греки явно занесены в ранг "врагов народа" со всеми вытекающими последствиями - к примеру, троянцы их бьют и в курганы складывают. И греков бьют, и латинов бьют, и ритульцев бьют... кроме, когда на поле Турн. Его только Эней и смог победить, а до того Турн в главе 10 сам гонял всю троянскую рать как пастуший пёс - отару овец. И ничего не поделаешь - законы жанра. Главного злодея только главный герой победить может. Спасибо вам, дяденька Вергилий, за установление законов жанра... и за то, что сохранили чувство юмора и собственное мнение, работая "на дядю"... а оно, чувство юмора, у Вергилия было... специфическим.
Вот, например, книга пятая, в которой троянцы прибыли на Сицилию (там правит очередной родич Энея), и расслабляются в стиле "похороны по Патроклу"... простите, похороны по Анхизу. (Патрокл в "Илиаде", а у нас "Энеида".) И начинается... что не предприятие, то скандал: то корабль на риф налетит, то бегуны чуть не подерутся, то голубка чуть не улетит, то сицилиец чуть троянца не убьёт, а под конец свои же троянки чуть корабли не сожгли. Хороши поминки, нечего сказать!
Да, насчёт этих вот троянских кораблей. Древний грек-историк Плутарх в одной из своих работ написал про то, что в какой-то момент при осаде Трои троянки сожгли корабли, чтобы их мужья не смогли заранее бежать-уплыть из Трои. У Гомера (который про Трою-то и писал), сгоревшие корабли были греческими, а поджёг их троянский главком Гектор (брат Энея, не то родной, не то двоюродный). Позже, сам Вергилий как раз и обыграл этот сюжет, поставив троянских колонистов в Италии на роль греков, а на роль Гектора - Турна (главного врага троянцев в Италии).
Но всё это к чему? К тому, что сюжет "сгоревших кораблей" был довольно прочно привязан к Трое, но полностью в канон не вошёл, остался на полу-фольклорных правах. Т.ч. Вергилий, когда писал "Энеиду", использовал не только "Илиаду" (и "Одиссею" Гомера), но и фольклорные источники, лишь слегка оттачивая их "под автора". Другой автор римской империи Августа - автор "Метаморфоз" Овидий - начнёт использовать этот способ гораздо более тщательней, но разговор об "Метаморфозах" Овидия в другой работе.
Вернёмся к "Энеиде". Вот в книге шестой, когда Эней с Сивиллой спускаются в подземное царство, на них наваливается такая стая чудищ, что весь страх пропадает, а появляется вопрос - чего такого они курили? ...Это шутка, а вот всерьёз - когда Анхиз выводит Энея с Сивиллой из загробного царства, они проходят через ворота Лжи! Это что, тонкий намёк, что не верьте следующим книгам дети, все следующие книги - это враки? Дааа...
Или вот самый конец, книга 12. Сначала идёт юмор - бравый Эней так вонзает копьё в пень, что приходится маме-Венере его вытаскивать. Хорошая сцена для эпоса, не так ли? А затем этот самый Эней, уберман, олицетворение римских качеств, впадает в такой гнев над Турном, что "нарушает" все "заповеди", и впадает в гнев недержание страсти - гнева (Турн) или любви (Дидона). Так что чем же он лучше того же Турна? Вот тебе и Эней!
Про богов и говорить не стоит. У Гомера они фигуры запредельные, таинственные; у Вергилия... как писал позже Котляровский (тоже об Энее, кстати):
Иль твой умишко помешался?
Иль хочешь, чтоб я отстегал
Я молнией по пани дряблой,
Беда с злопамятною бабой!
Какой уж тут пиетет и почёт?!
Так что не надо судить о Вергилии свысока - с божественным Августом он рассчитался, и особенно за "Одиссею" Энея во второй, третьей, и пятой книгах. Ведь где путешествовал Одиссей? По Эльфляндии, со всеми её циклопами и Сциллами. Ведь Сцилла у Гомера что? Да непонятно что, с шестью головами да двенадцатью ногами, и скулит она, как щенок. Да это какая-то бяка-раскоряка из стиха Чуковского - "что ты бросила писать, перестала рисовать? Я её боюсь." Так и тут, у Гомера: Сцилла - это неизвестно что, и, если бы не шесть покойников из корабельной команды, так Сциллу можно было бы принять... да хоть за буку, которая живет под кроватью - никто её не видел, но все боятся.
А у Вергилия Сцилла до пояса дева, от пояса морское чудо-юдо. Иначе говоря, та же русалка, только сверхбольших размеров, и живёт она... в проливах Мессины, и вообще, Одиссей провел те 10 лет от Трои и до Итаки в западном Средиземном море.
У Александра Асова (наши дни) Одиссей провёл те 10 лет, наоборот - в Чёрном море и вообще на востоке. Так вот, разница между Асовым и Вергилием тут в том, что Асов хоть пытается обосновать на научной (или псевдонаучной основе), где Одиссея так 10 лет носило, что он дорогу домой найти не мог. А ведь греки (об этом и в "Энеиде" поётся, книга 3) то же восточное побережье Италии освоили, и когда дело дошло до войны Турн против Энея, живо дотуда добрались, причём пешком, не по морю. Так что, Одиссей соотечественников своих за 10 лет найти не мог, в отличие от Цирцеи с циклопами?..
А дело в том, что даже если забыть про Эльфляндию, то во времена Одиссея тогда колоний, наверное, ещё не было, даже если забыть про гиперболу с кораблями и т.д. Но Вергилия этого не тревожило, его время поджимало.
(Правда, с Гомером и его эпосами возможны варианты. Некоторые современные авторы, например, Т.П. Уайзмен, пишут, что греки и латиняне знали друг о друге ещё со времён Гомера и Гесиода, и поэтому "Одиссея" так легко накладывается на земли и воды западного Средиземного моря: Гомер-де писал о знакомых местах, возможно настолько знакомых, что даже конкретно называть их не понадобилось. Позвольте с этим не согласится: да, возможно, что земли и воды вокруг Италии и Сицилии были известны уже во времена Гомера, но, во-первых, сам Гомер фигура настолько хронологически зыбкая, что утверждать что-либо о нём несколько рисково. Во-вторых, может Гомер потому и не упоминал-называл тогдашние географические названия итальянских земель и вод, потому что он не хотел, чтобы его слушатели думали, что Одиссея - многоопытного мужа и урождённого островитянина-моряка - носило 10 лет в довольно известных водах около не менее известных земель, где он мог попытаться (особенно когда большая часть его флотилии погибла) пройти хоть часть пути по суше. И в-третьих - да, Вергилий очень хорошо наложил маршрут Одиссея на маршрут Энея в "Энеиде" т.е. в Средиземном море, но А. Асов сумел наложить не менее удачно Одиссеев маршрут и на Чёрное море, т.ч. истории и вопросам об "Одиссеи" ещё не кончены, и точку там поставят ещё не скоро...)
...19 года до рождества Христова поет троянской-римской истории, Публий Вергилий скончался. Перед своей кончиной он просил сжечь его рукопись "Энеиды". Но друзья (не тот ли Меценат и компания) проявили инициативу и наоборот, отнесли её императору, а тот приказал опубликовать. Ну, и опубликовали, и "Энеида" стала гвоздём программы римского образования, а вы говорите: "Иван Сусанин и другие народные герои". Империи так просто не строятся!..
Вот мы и подошли к той точке, с которой начали - что такое же "Энеида"? Так вот, это - недоконченный, но всё равно - очень умный эпос, который надо вдумчиво читать, а не то чтобы нахрапом. Вот так.