Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Про Акунина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И Фандорина, естественно.

   Акунин поисписался?
  
   Нет. Акунин, скорее, запутался. Не как человек, скорее, как автор.
  
   Смотрим на Фандоринскую эпопею. До книги "Весь Мир - Театр" всё было прямолинейно, просто. Фандорин родился, женился, овдовел...и т.д. до этого самого "Театра", где он женился снова, на этот раз на Кларе Лунной. (Будем звать её так для упрощения, ладно?) Всё хорошо, всё понятно, всё просто - и написано хорошим языком, захватывающим. Ладно.
  
   Нет, не ладно - всё затем свихнулось, в "Чёрном Городе", когда Акунин решил всё переиграть и не выводить следующих Фандориных от брака Эраста Петровича и Клары. Тоже не беда, тоже всё наверняка можно переиграть, но тут такой момент - такое впечатление было, что Фандорин в конце "Города" погиб: его застрелили, когда он решил не спасать мир от Первой Мировой, (действие происходит якобы в 1914 году, никто ещё не знал, что эта Мировая война будет Первой), а идти и спасть Клару...потому что. Этого не Фандорин, не Акунин чётко в "Городе" не объяснили, сваливали всё на покойного Конфуция, что де благородный муж и выбор, и куча древнекитайских мудрых изречений. Получилось неубедительно, получилось, что "благородный муж" Фандорин на спасение мира наклал, а пошёл спасать жену, даром что незадолго до этого он изменил ей с вдовой-миллионершей Саадат, утолив с ней страсть в хвост и гриву.
  
   К слову о Саадат... Акунин занял её у Соловьёва; в "Ходже Насреддине" была такая вдова, жила в Коканде, имела трёх сыновей... Ну, разница в месте жительства объясняется разницей в авторах, а разница в числе детей спишем на появление в её жизни Эраста Петровича, вот чего он не делал в своей жизни, так это предохранялся, т.ч. помимо "законных" Фандоринов - Александра Эрастовича и его потомков, вполне могут быть и какие-то незаконные, почему и нет? Так, о чём это мы...
  
   А, об Акунине-авторе. Он экспериментировал с разными жанрами, и разными литературными стилями, но вот в АИ, альтернативную историю его никогда особенно не заносило, (т.е. был какой-то там сборник рассказов про "звезду Вуфер" или как там её, но до Эраста Петровича этому сборнику было далеко, т.ч. сбросим его со счетов). Приключения Фандорина - это, скорее, т.н. криптоистория, термин А. Валентинова, нечто среднее между АИ и РИ.
  
   ...Т.е. АИ -- это понятно, РИ - это реал, тоже понятно, а криптоистория это когда всё было так, как в РИ, но по другим причинам. У Акунина это когда Эраст Петрович мог и Первую Мировую предотвратить, и красную победу, (и соответственное появление СССР), но нет. В "Чёрном Городе" он пошёл спасать свою уже практически бывшую жену. Почему? Потому что! А если серьёзно потому что Фандорина не волнует мир, его волнует то, как он выглядит в этом мире - героем, джентльменом, благородным мужем, и не терпит отклонений. Со своей колокольни он прав, что там Акунин писал в "Нефритовых Чётках"? "Если попытаться стать Буддой, но не преуспеть, но станешь чудовищем"? Как-то так, а поскольку с честолюбием у Эраста Петровича было всё в порядке, то тут его выбор вполне правилен...но и не влияет на его эгоизм тоже.
  
   ...Да, Эраст Петрович несколько эгоист, и в "Городе", особенно в конце, это проявилось в особенно некрасивом, неудачном свете. Борис Акунин это тоже почувствовал - ну как же, из-за его героя началась Первая Мировая, надо что-то сделать - и он сделал. Написал "Планета Вода".
  
   Что можно было сказать об этой книге? Тут лучше всего цитата Клары Лунной - "Куда ты нас завёл, несчастный?" - это она цитировала "Ивана Сусанина". В моё время это излагалось обычно так:
  
   - Куда ты завёл нас? - лях старый вскричал.
   - Туда, куда нужно, - Сусанин сказал.
  
   И дальше:
  
   - Предателя, мнили, нашли вы во мне,
   Их нет и не будет на русской земле!
  
   ...После этого судьба свела Фандорина с налётчиком Руцкевичем, по национальности - как раз поляком, и...
  
   И кончилась "Планета Вода" тогда, когда Руцкевич от Фандорина в который раз убежал, а Фандорин побежал за ним...вернее поплыл, на лодке. Тут от Акунина можно было ожидать, ещё несколько книг про то, как Фандорин с Руцкевичем играют в "Ну погоди!" и доходят до какого-нибудь светлого будущего, т.к. Лорд Волдеморт/директор Дамблдор/Геллерт Гриндельвальд/кто-то там ещё создал им обоим по хоркруксу, и теперь они могут жить вечно, вековечно, пока друг друга не убьют. О чём это мы?
  
   ...О том, что в "Не Прощаюсь" о Руцкевиче не слова. Если "Планета Вода" начисто игнорирует "Город", то НП игнорирует как раз её и её сюжетные линии, столь же начисто. Это странно, т.к. Акунин действительно хороший автор, но-
  
   Но нет никакого "но". НП "Планету" игнорирует, его сюжет имеет заметные элементы и "Города", и "Театра", последняя жена Эраста Фандорина вообще - дочка героини из "Турецкого Гамбита", но вот элементов "Планеты" в ней нет, и дело вообще доходит до смешного: в "Планете" Эраст Петрович встретился и с Владимиром Ильичом, и с Йосифом Виссарионовичем, но в НП Сталина нет. Ленин упоминается, и Троцкий, и Дзержинский - в чёрных красках, но упоминаются; Сталина нет. Почему?
  
   Ну, понятно - после истории с фильмом "Смерть Сталина" в РИ всем стало ясно, что даже для современной РФ покойник является по прежнему больной темой, даже у иностранцев с ней могут быть проблемы, а Акунин не такой уж иностранец, даром что у него - по слухам - замок во Франции. Он и так пишет "Историю Государства Российского", т.ч. конфликты с заказчиком ему не нужны.
  
   Больше того, есть подозрения, что последние книги об оной истории - скажем, о Петре Первом - писал не он, но "литрабы", (или как их теперь называют?), стилизующие под его литературный стиль, но не всегда удачно, иногда хуже, чем автор. Автор же Акунин пишет беллетристическую половину оной "Истории" - "Звездуха" там, "Бох и Шельма", "Князь Клюква", "Седьмица Трёхглазого" (или трёхглавого?) и т.д. И где там Фандорин?
  
   ...Согласно канону, Фандорины попали на Русь в 17-ом веке, ещё до Петра Первого, т.ч. они там уже появились, но Акунину видно уже не до Фандориных: возможно, он попал.
  
   Что он там писал, ещё в первом томе "Истории"? Что власти проявляют особенную заботу о Клио, (музе истории), когда они собираются проводить над ней пластическую операцию? Т.в., это они сейчас над ней и проводят, посредством "Истории" Акунина; в данном случае пытаются нейтрализовать/ассимилировать/и т.д. всё то, что было выпущено во время "гласности", в Перестройку, (Бушков там, Буровский и т.д.) Получается так себе, но на Руси "и так сойдёт". Может и сойдёт - из-за выборов отношения у русского народа и власти отвратительные, народ просто не понимает, а чего это Путин дуркует, хочет избираться на царство снова? Раз попал то и сиди, а тут даже такой пародии, как с Медведевым, нет: этак Владимир Владимирович может фэйсом об тэйбл получить от обозлённого пролетариата, но КПРФ тут будем совершенно не причём.
  
   Остановимся. В отличие от "Города", НП не стал АИ по более уважительной причине: Фандорин наконец-то погиб. АИ не случилось. Победили не белые, но красные. В реале это было потому, что у красных была идея, а у белых - нема, никакой её тени даже, только бардак, ещё худший, чем у красных, вот они и канули в небытие. А.М. Буровский, конечно, любил изображать себя "белогвардейцем", (наверное, и не он один), но он обладал изрядной политической гибкостью, и менял свои ориентиры и ценности практически от книги к книге - но это другой разговор; вот Акунин в таком был не замечен, и вообще к покойнику-Сталину относился с большим уважением...
  
   Остановимся ещё раз. После вполне уважительного завершения в "Театре", Бориса Акунина подвергло на ещё несколько книг, что пошло Фандоринской эпопее только во вред. Произошло это, видно по причинам не литературным, но жизненным, о которых мы ничего не знаем, т.ч. пока мы попрощаемся с Эрастом Петровичем и его верным Масой, (который умудрился влюбиться не то в евнуха, не то ещё в кого-то "неправильного"), и окончим словами самого Акунина:
  

Столько раз я спел

Одну и ту же сутру!

Пора и честь знать.

   С этими словами не обязательно соглашается, но признать их можно. Пожелаем Борису Акунину, (да и Эрасту Фандорину, раз название книги - "Не Прощаюсь") успехов в будущем.
  
   Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"