Аннотация: Поговорим о хитроумном Одиссее, сыне Лаэрта... (и о много ещё о ком).
А вы знаете, что добрые итакийцы, судя по всему, своего царя Одиссея терпеть не могли? Нет, не знаете? Ну тогда обо всём по порядку.
Начинается весь этот эпос, конечно, с прекрасной Елены, и т.ч. с неё и мы начнём. Значит, по популярной версии, Зевс, обернувшись хохмы ради, лебедем, навестил Леду, жену царя Спарты Тиндарея, и у неё родилось 4 ребенка - две дочки, Елена и Клитемнестра, и два сына, Кастор и Поллукс, (или Полидевк), они же Диоскуры.
Диоскуры известны в наши дни тем, что плавали с Аргонавтами за Золотым Руном, и с их помощью Аргонавты убили царя бебриков, Амика. Кто такие бебрики, и как они отличаются от бобриков, решайте сами, но у древних греков основной миф о Диоскурах был про их соперничество - сперва дружеское, а потом смертельное, с другой парой близнецов - с Афаридами, Идасом и Линкеем. Особенно хорошо про всё это написано в "Сказаниях о Титанах" Я. Э. Голосовкера, к которым я вас и отсылаю. Нам же надо помнить, что Диоскуры кончили свои смертные жизни до того, как началось сватовство к Елене, (и к Клитемнестре), и всё.
Что до Елены, то тут надо вспомнить ещё и Тесея - он же тут тоже отметился. Значит, после того, как он подружился с Перифоем, но до того, как они спустились в подземное царство за Персефоной, эти Бивис и Батхед античности похитили... Елену. Для Тесея. Ведь каждый из них хотел себе в жёны не кого-нибудь, а дочь Зевса. Перифою, значит, понадобилась Персефона, а Тесей решил удовлетвориться Еленой, и они её похитили, но Елена оказалась... слишком молодой для брака, оказывается, и Тесей оставил её на воспитание своей матери, а сам пошёл с Перифоем в Аид, где они и застряли, как Пух и Пятачок у Кролика, пока Тесей не был освобождён Гераклом, как Винни-Пух - Кристофером Робином.
Но пока Тесей был в подземном царстве, в Афины нагрянули Диоскуры, сестру освободили, мать Тесея поработили, и его режим в Афинах разрушили, т.ч. когда Тесей туда вернулся, афиняне его послали; он удалился в ссылку на какой-то остров, где его и убили. Но про это современные адаптаторы мифов не любят вспоминать, да и мы про Тесея поговорим в другой раз, т.ч. тут нам надо запомнить только то, что для Елены её троянское приключением первым не было, а опыт у неё был - зато братьев у неё уже не было: когда началась Троянская война, то Диоскуры уже были на небе, в роли зодиакального созвездия Близнецов.
Третье - это то, что, если в большинстве версий "великолепная четверка" была детьми Зевса, Тиндарея и Леды, то есть и вариант, в которой они произошли от... Немезиды, богини возмездия. Ну, и Зевса, разумеется, т.к. кто другой сумел бы на Возмездие полезть?
- Подержите моё пиво, - заявил Зевс с Олимпа, - и передайте жене, что я задержусь на заседании малого Совнаркома - а сам полетел к Немезиде, исправлять эту вопиющую несправедливость: богиня-девица, а он не при делах! А дальше - почти по канону: то ли Немезида обернулась орлом, а Зевс - лебедем, то ли наоборот, но Елена и ко. могли быть "чистыми" богами, а не полукровками - но в любом случае их воспитывали Тиндарей и Леда, как и Диоскуров - но Диоскуров нес стало первыми, т.к. иначе не было бы всей "Илиады": они бы унаследовали трон Тиндарея, а не Менелай, (его зять).
Тут мы и приходим уже к "прологу" Троянской войны, когда все цари и герои Эллады собрались в Спарту за рукой Елены, (и Клитемнестры), а также - за спартанским троном, (сыновья-наследники-Диоскуры-то тю-тю! Уже на небе!). И Одиссей тоже прибыл.
Скажем честно: на первый взгляд совершенно не понятно, что он там забыл. Да, он царь и наследник царского трона - на Итаке. Итака же - это остров в Ионическом море, у него площадь в 96 км2, и кроме как самим Одиссеем и его семьёй этот остров ничем не знаменит; он второй самый маленький из семи Ионических островов, т.ч. и по сей день люди спорят - он ли остров-Итака поэм Гомера или нет? Есть и версии, что во время Гомера "Итакой" называли другой остров - Лефкаду там и т.д.
...Но в любом случае, Одиссей (и его отец Лаэрт) царствовали на греческом острове в очень большом захолустье... и Одиссей получает в жены Пенелопу, дочь царского брата. За что?
Да за договор, который обеспечил мир и согласие во всей Элладе. Помните? Все эти герои и цари собрались в Спарте, вот-вот начнётся всегреческая война, и тут выскакивает Одиссей и говорит, что кандидат у царя Тиндарея уже есть, и он его огласит, но сперва пусть все присутствующие мужи подпишут договор... т.е. принесут клятву, что они этот выбор примут, оружия не поднимут, войны развязывать не будут, и наоборот - помогут счастливчику вернуть Елену, ежели что. И, видно, действительно хороша была Елена, раз все эти Аяксы, Диомеды и Паламеды эти условия приняли, договор подписали, и узнали, что счастливчик - это брат царя Микен Агамемнона, Менелай Атрид.
Вот за это дело, за то, что обеспечил верховному царю (ванакту) брата на спартанском троне, Одиссей и получил себе такую важную женщину в жёны, и - породнился и со Спартой, и со Атридами, т.е. получил себе (и своему роду) такую мощную поддержку, что не мог и мечтать.
Но у медали оказалась и другая сторона - Одиссей оказался повязан с Атридами конкретно, после того, как Парис похитил Елену и Атриды стали сзывать всех конных и оружных на войну с Троей, оракул предсказал, что без Одиссея и Ахилла ничего у греков не выйдет, т.ч. созывайте-ка братцы, этих двух молодцов. Про Ахилла мы поговорим ниже, а вот с Одиссеем всё ясно - он придумал эту самую клятву, он её хранитель, без него эта клятва превращается из священной в бумагу для туалета, и всё дворянское ополчение - т.е. все древнегреческое войско, разбегается по домам, оставляя потомков Атрея с голыми жопами.
...Не любили, видно, в античной Греции дом Атрея, потомков Тантала и Пелопса, клятвопреступников и богохульников - но вот Одиссей оказался с ними конкретно повязан, т.к. если Атриды из "самых крутых" в Элладе превращаются во всегреческое посмешище, то и Пенелопа превращается ну... в красивую и породистую тётку, с большим и богатым приданым, но и только - с ней больше не надо церемонится, можно её мужа веслом по шее, её сына - по голове камнем, а её саму - под венец, и она всё стерпит, т.к. старой влиятельной (и властной) родни у неё больше нет.
...Не исключено, что всё это Паламед объяснил Одиссею, когда тот стал изображать из себя психа, чтобы только под Трою не плыть. Одиссей это понял, принял, запомнил... и когда греки прибыли наконец под Трою, то он от Паламеда быстро избавился...в лучших традициях 1937-ого года, да-да, и Атриды это стерпели, т.к. без Одиссея... см. выше.
Но это Одиссей. Ахилл тут где? Не совсем понятно, т.к. он вот к Елене не сватался, и клятвой связан не был - ну, и вёл себя соответственно. Помните "Илиаду"? "Вспой, богиня, о гнев Ахиллеса, Пелеева сына"? Де-факто, вся "Илиада" Гомера построена вокруг Ахилла и его гнева, а из-за чего гнев?
...Встали греки лагерем под Троей, долго стояли, лет 10. За это время они уже обросли кое-каким имуществом, вроде походно-полевых жен. Агамемнону досталась Хрисеида, дочь Хриса, жреца Аполлона. Оный Хрис попытался дочку вернуть своими силами, но в Агамемноне взыграла кровь Тантала и Пелопса, богоборцев и клятвопреступников, и он Хриса послал. Хрис взмолился Аполлону, тот наслал на греков мор, стали греки помирать и так. Собрались вожди на совет, и всё же уговорили Агамемнона отдать жрецу его дочку. Агамемнон согласился, но в обмен он решил забрать у Ахилла его пленницу - Брисеиду. Тут в Ахилле и взыграл этот самый каноничный гнев, его с Агамемноном едва растащили, (подозреваю, не без участия Одиссея, т.к. если бы Ахилл Агамемнона пришиб, Одиссею тоже поплохело), но с тех пор Ахилл был в открытой оппозиции Агамемнону - на битвы с троянцами не ходил, своё войско - мирмидонян - тоже не пускал, и вообще у него выбор был.
Что за выбор? Мать Ахилла - морская нимфа Фетида сказала ему, что он может прожить короткую и славную жизнь, а может - долгую и счастливую. Как молодой мужчина знатного рода, Ахилл выбрал первую опцию, но к началу событий в "Илиаде" с ней что-то не сложилось, и Ахилл по-настоящему задумался о второй опции... но у Ахилла был Патрокл.
Что до Патрокла, то официально он был кем-то вроде денщика Ахилла... неофициально - то и ППЖ мужского пола тоже. Но если на войне это было ещё туда-сюда, то на гражданке у Ахилла была официальная жена, и сын тоже, т.ч. куда там ему ещё Патрокл? Вот Патрокл и не вытерпел - повёл войска в бой вместо Ахилла... и всё завертелось: Гектор убил Патрокла, Ахилл - Гектора, Парис - Ахилла, и т.д., т.ч. Трою брать пришлось как раз сыну Ахилла, Неоптолему. Или Пирру.
Нет, нет, это уже не юмор - сына Ахилла в каноне действительно звали Неоптолемом и Пирром, (с двумя "р"), причём больше ни у кого в греческо-римской мифологии такого нет, (разве что у богов, которых римляне переименовали - Зевса в Юпитера, Геру в Юнону и т.д., но вот среди смертных сын Ахилла действительно уникален). Но славен этот Неоптолем-Пирр не своим именем, а своим нравом, паскудным и зверским: во время последнего штурма Трои он убил царя Приама, (осквернив алтарь Зевса, кстати), да и многих его детей тоже, а царевну Поликсену вообще принёс в жертву своему отцу. Словом, кровавая эта фигура... вернёмся к Одиссею?
Одиссей у нас тут как тут: он же сделал того самого коня, при помощи которого греки в Трою наконец и проникли, после чего "взяли её на щит", скажем дипломатично, а если без дипломатии, то греки раскурочили Трою в драбадан. Ладно.
Раскурочив Трою, уцелевшие греки поплыли наконец-то домой, включая и Одиссея, причем царь Итаки поплыл домой во главе флотилии из 12 кораблей... и все они, до последнего человека, кроме самого Одиссея, так и остались на дне морском, а сам Одиссей прибыл на родину инкогнито, в виде и роли античного бомжа.
...Тут иной знаток канона может возразить, что на самом деле Одиссей прибыл на Итаку с богатыми подарками и дарами от феаков, (божественного племени, которое иногда ассоциируется с финикийцами, но это совсем неправильно), а в бомжа его превратила Афина, как раз для этой конспирации. Угу, и всё это напоминает возвращение законного государя? Совершенно не напоминает... а эти дары феакийцев больше так и не всплыли в "Одиссее"; вместо того, чтобы использовать их в качестве "пряника" для подкупа общественного мнения, (или там чего-то ещё), Одиссей про них благополучно забывает вообще; Гомер, такое ощущение, тоже.
А если более серьёзно, то феаки, (и их дары), всё же относятся к Эльфляндии, зыбкой, сказочной, и непонятной, противостоящей реальной Греции и Итаке. В адаптациях "Одиссеи" основной фокус ставится как раз на сам вояж; даже Троя если и мелькнёт, то только по ассоциации с лошадью; да и возвращение на Итаку занимает не так уж много времени, (даже у Кончаловского). В каноне же дело обстоит наоборот - путешествие Одиссея занимает меньшую часть книги; основной рассказ как раз про то, как Одиссей вернул себе Итаку: сперва он проник во двор, потом - на порог дворца, потом - в коридор, в пиршественную комнату и т.д., вплоть до спальни, где ему пришлось состязаться с Пенелопой в хитрости: Пенелопа сделала ему проверку - настоящий ли он Одиссей, который помнит/знает, что его кровать - это нечто особенное, или нет? Одиссей про кровать помнил, ответил, проверку прошёл, после чего...ему с его сторонниками пришлось идти на очередную хитрость, чтобы выиграть время, чтобы прочие жители Итаки не пришли во дворец, не увидели, что государь вернулся и женихов всех перебил, и... не линчевали его со всеми чадами и домочадцами. Почему? Спросите у Одиссея - в каноне он устроил резню: он убивал своих врагов из лука и другими способами; он их вешал, кастрировал, чуть ли не распинал и т.д. Почему? Потому что боялся, потому что знал, что если хоть кто-то убежит в город и поднимет там тарарам, что братва, Одиссей-пахан вернулся, то пахана будут убивать всем миром. Почему?
Да потому, что под Трою он уплыл с 12 полными кораблями, а вернулся один-одинешенек, бос и гол. Одиссей - очень неоднозначный человек, он и физически силён, и ловок, и душевно жесток, хитёр, и безжалостен, и умен, и язык у него очень хорошо подвешен, но вот лидером людей он не является, добрые итакийцы его не любят и не слушают, и всю остальную его семью - тоже.
Вот Лаэрт, отец Одиссея, (потомок Зевса, по некоторым версиям). Что он делает в "Одиссее"? Живёт один-одинёшенек, (мать Одиссея уже умерла, Одиссей её в загробном царстве встретил), причём живёт как крестьянин, и никого это не волнует, и никто его не волнует, у него нет не друзей, не даже знакомых. И у Телемака, сына Одиссея, тоже никого нет...
Зато у Пенелопы, жены Одиссея, есть двоюродные сёстры: Клитемнестра Микенская и Елена Спартанская. Во время событий "Одиссеи" с Клитемнестрой уже разобрались: в Микенах сыграли в очередную Игру Тронов, в результате чего на троне стал Орест-
Стоп. История с Агамемноном иногда всплывает в "Одиссее", где она используется для контраста... тех же Пенелопы и Клитемнестры. Значит, пока Пенелопа смирно ждала Одиссея, (20 лет ждала, ага), Клитемнестра завела себе нового друга - Эгисфа, сына Фиеста, т.е. двоюродного брата Агамемнона и Менелая, и дядю Ореста (и Ифигении). Отношения между Агамемноном и Клитемнестрой всегда были нехорошие, от того момента, когда Агамемнон обманом добыл свою дочку Ифигению в лагерь дабы принести её в жертву Артемиде, (наврав большинству людей, что хочет отдать её Ахиллу в жены - не потому ли тоже отношения между ним и Ахиллом стали очень плохими?), и до того момента, как Агамемнон вернулся домой с наложницей ("той самой" Кассандрой) и внебрачными детьми - т.ч. не надо особенно удивляться, что в Клитемнестре взыграла кровь Немезиды и Зевса, она взяла топор, и зарубила и Агамемнона, и Кассандру, и т.д., и стала править в Микенах с Эгисфом. Пока не вернулся сын Орест, и не прикончил уже её с Эгисфом - но про это и так написано очень много чего, включая и древнегреческие пьесы, т.ч. вернёмся на Итаку.
А на Итаке Пенелопа рулила 10-20 лет, пока Одиссей был... не на Итаке, а Телемак был слишком молодой. Но в первых четырёх главах Телемак начинает становиться мужчиной и по закону тоже, и он отправляет мать в женскую половину дома весьма резко - и что остаётся Пенелопе делать?
Можно и как кузина Клитемнестра, конечно, но тогда тебя убьют собственные родственники, что Пенелопе не хотелось, т.ч. ей остаётся роль или матери взрослого сына, (который ещё приведёт неизвестно кого себе в жены), или жены собственного мужа и вождя, и Пенелопе больше понравился первый вариант - а тут и законный муж (вроде бы) образовался. Вот Пенелопа его и приняла, и встала вместе с ним, (сыном, и свекром), когда все остальные итакийцы, узнав, что Одиссей наконец вернулся и устроил резню, собрались все вместе, чтобы покончить с Лаэртидами раз и навсегда.
...Но тут в который раз появилась Афина, которая и разрулила конфликт - в пользу Одиссея и его семьи, конечно. Собственно, Афина - это единственный персонаж в "Одиссее", который Одиссею помогает по-настоящему; и Зевс, и Гермес действуют по её просьбам, а не по собственным инициативам. Почему - до конца не понятно; то ли у Афины было что-то с Одиссеем личное, то ли она и есть божественный предок рода Лаэртидов вообще, а совсем не Зевс. Ладно. Афина явилась, всё разрулила, у Гомера полный хэппи-энд. Всё?
Можно считать, что да, но до нас дошли апокрифы... даже эхо апокрифов, где у Одиссея-Улисса было не всё так благополучно. В одной версии, он ещё долго скитался, пока не нашёл землю, где его весло приняли за лопату; он это весло-лопату закопал, сделал очередные жертвы, и лишь тогда вернулся домой. Во другой версии, у Одиссея с Киркой-Цирцеей появился сын Телегон; этот Телегон возмужал, прибыл на Итаку, прибил Одиссея, женился на Пенелопе, а Телемаку отдал собственную мать-Кирку в жёны. Такой вот обмен матерями, женами, и островами. (Кирка обычно жила в мифах на острове Эйе). Т.ч., видно, не всё благополучно было у хитроумного Лаэртида и после "Одиссеи", чтобы там не менее хитроумные аэды про него не пели, писали и снимали - но это уж точно другая история.