Когда читаешь пьесу Шекспира "Король Ричард II", то вспоминается его другая пьеса, "Король Лир". Судите сами.
В начале "Лира", титулярный герой слишком уж тщательно заслушивается льстецам (Гонерилье, Регане, возможно, что и их мужьям), и теряет корону.
В начале "Ричарда II", титулярный герой опять же слишком тщательно заслушивается лестью (Буши, Багота, Грина), и теряет из-за этого корону.
Начало "Лира" отмечено изгнаниями - Кента и Корделии. Начало "Ричарда" - изгнаниями Болингброка (будущего Генри Четвёртого) и Мобрэя. Конец "Лира" отмечен провалившейся попыткой вернуть экс-короля на трон, в результате чего Лир гибнет. Конец "Ричарда" отмечен провалившейся попыткой вернуть экс-короля на трон, в результате чего Ричард 2 гибнет.
Что-нибудь ещё? Безумие? В отличие от Лира, Ричард II вроде бы не сошёл с ума. Но сошёл ли с ума и Лир? Где-то да, сошёл, но в результате этого "безумия" у Лира наступило и некое просветление в голове, он понял, чего стоит он, его титул, его свита... У Ричарда 2 произошло то же самое! (Только без безумия.)
Главная разница между двумя пьесами это то, что Корделия пошла войной на Англию, чтобы спасти отца, восстановить справедливость. Болингброк же вернулся, чтобы... вернуть справедливость, свои поместья и деньги, забранные незаконно (и все это признавали) в королевскую казну. Разница между Лиром и Ричардом II не в том, что они осознали, что они были несправедливыми, когда их отстранили от власти, и не в том, что они умерли в плену... а в чём?
А в том, что конец "Лира" - это начало полной анархии в Англии: законного короля нет, знать (военная аристократия) тоже себя изрядно проредила, по стране бродят всякие смутьяны, инные даже с военным опытом... Конец "Ричарда II" - это начало двулогии "Генри IV": смута, конечно, будет, знать тоже прорежена, но есть уже законный король, и уж он шутить не даст!.. И не дал. И сын его, будущий Генри V тоже не дал. Но про это уже в других пьесах.
...Словом, похожестей между этими двумя пьесами - пруд пруди, разнятся только результаты (и то не слишком), да герои пьес и их действия (в некотором роде). Вот герцог Йоркский: в первой половине пьесы ("Ричард II") он вроде Кента "Лира": радеет за своего государя несмотря не на что. Во второй - он вроде Глостера, причём раннего, непрозревшего: Йорк, сын его, Омерль-Рутленд и его жена устраивают настоящую комедию - и выдают Генри IV соратников Омерля-Рутленда по заговору... Это уже не Глостер, это его внебрачный сын, который выдал Глостера, когда тот решил восстановить справедливость и Лира на троне...
Сходства между пьесами "Король Лир" и "Король Ричард II" этим неисчерпываются, но думается, что становится понятно, что они есть.