Недавно мне попался под руку труд Валерия Ронкина про русскую народную сказку "Гуси-Лебеди". В ней вышеуказанный Валерий провёл колоссальный труд, раскопал массу фольклорных данных про то, что всё в этой сказке указывает на мистическую инициацию, связанную с походом в загробное царство и обратно - но вот окончательно всё это организовать, свести к общему результату и указать, как конкретно такой вот поход связан с "Гусями-Лебедями', так и не сумел. Решил и я попробовать, указать как конкретно в этой русской народной сказке скрыт т.н. "глубинный пласт"...
Что ж, начнём мы с титулярных героев, с гусей-лебедей. Эта сказка, единственная, в которой участвуют эти птицы: русские сказки, в отличие от былин, лебедей не жалуют, а гуси (а также сказочно тождественные с ними утки) играют более положительную роль, и детей Бабе-Яге на обед не похищают. С другой же стороны эти гуси-лебеди совершенно не связаны со второй стихией всех водоплавающих птиц - с водой. Серьёзно, на протяжении всей сказки они только и делают, что летают и детей похищают на лету же, на землю как будто и совсем не садятся, как будто она им враждебна.
Странные какие-то получаются гуси-лебеди, совсем не реалистичные, сродни, скорее, гарпиям древних греков: это были крылатые старухи, похитительницы люди, жительницы загробного царства. Летали же эти гарпии, несмотря на свой старческий облик, быстрее ветра, и только два героя, сыновья северного ветра, смогли их в своё время догнать.
Туда же, если на то пошло, и наши гуси-лебеди: на протяжении всей сказки они только и делают, что летают, пошаливают, маленьких детей крадут - ведут себя совершенно не по-гусиному, а как нечистая сила, что очевидно. Разумеется, на то и сказка, чтобы звери и птицы там вели себя, не так, как в жизни, но в данном случае, в данной сказке всё указывает, что гуси-лебеди - это в первую очередь слуги Бабы Яги, а выглядят ли они по гусиному-лебединому - это второе.
Да, а кто именно служит Бабе Яге? В "Гусях-Лебедях" про это не говорится, зато в другой сказке, про Василису Прекрасную, есть чёткие указания на эту тему. Во-первых, это три пары рук, которые по приказу Бабы Яги забирают у Василисы пшеницу и мак. Во-вторых, это День ясный, Солнце красное и Ночь тёмная - т.е. по большому счёту три основных компонента мироздания вообще. И в-третьих, пожалуй, это черепа с горящими глазами: судя по тому, как череп в сказке сказал Василисе, чтобы она несла его к её мачехе и сводным сёстрам, они не просто освещают пространство вокруг избушки на курьих ножках, они ещё и разумны... одним словом, очередные неуспокоенные покойники.
...Итак, Бабе Яге служит - с одной стороны - нежить, а с другой - силы природы, стихии. (Название, может, и не совсем удачное, но лучшего на ум не приходит.) Гуси-Лебеди, значит, из их числа. (Птицы вообще очень часто оказываются душами мёртвых в мифах и сказках.) Они, судя по тому, что мы можем подчерпнуть из их сказки, по облику и работе ближе не скандинавским валькириям и индусским апсарам, которые забирают храбрых воинов и т.д. в рай (Валгаллу, например), но вышеуказанным гарпиям, духам ветра и бури. Ну, а в славянских суевериях вихри и ветра довольно часто оказывались тождественны нечистой силе, а то и являлись таковой...
(Если речь зашла о валькириях, то можно вспомнить и Холь, богиню скандинавской преисподней, Нифльгейма. Холь всегда была двойной, один из её вариантов - это до пояса живая женщина, а ниже пояса - скелет, труп: как тут не вспомнить костяную ногу Бабы Яги, и её двойственную натуру, то вредную, то полезную? Привет славянам от скандинавов!)
Вернёмся к сказке. Начиная её перефразировать, получится вот что: жили-были маленький мальчик и его сестрица. Жили-жили, не тужили, но однажды их родители поехали в город, и указали сестре, чтобы она со двора не уходила, брата одного не оставляла. Сестра родителей не послушала, их обет-табу нарушила, брата одного оставила. Налетели посему слуги Бабы-Яги, царицы загробного царства, и утащили её брата к своей царице как наказание.
Тут, кстати, и таится одна из основных идей этой сказки: маленьких детей одних оставлять нельзя, беда будет - вплоть до незапланированного визита в царство мёртвых, откуда нет возврата. Ведь сказки писались не просто так, и не с какой-нибудь сакральной целью, а с вполне практической.
Ладно. В любом случае, девочка увидела-заметила гусей-лебедей, поняла, что братец её влип, и пошла его выручать. Снимем же шляпу в знак уважение - идти бороться-сражаться с Бабой Ягой, владычицей царства мёртвых совсем не просто, особенно если ты простая девица. Василисе помогла куколка её матери, а вот у героини "Гусей-Лебедей" с помощью получилось не так просто.
Итак, пошла она в лес. Ну, с лесом понятно - это дикий край, чужой, не подчинённый условиям людской цивилизации, но что там делает печка? Валерий Ронкин совершенно резонно заметил, что совершенно не понятно, что делает в лесу печка, пускай и волшебная. К сожалению, этот пункт он не развил, предпочтя заняться яблоней и Авалоном (вот уж что близко к "Гусям-Лебедям" не лежало!), а печка означает вот что.
Для русских крестьян (особенно в то время, когда русские сказки как раз и создавались ими как таковые), печка была центром всей избы. Без печи и изба не изба, а сарай или конюшня, где людям жить нельзя. Встреча девочки с печкой - эта первая граница мира людей с миром нелюдей, ведь печка - это ещё и место, где можно встретить домового, домовуху, кикимору, да и другую домашнюю нечистую силу. Пройдя мимо печки и не взяв её пирожка, девочка подтверждает, что она не жительница избы и соответственно, не человек.
А почему вы думали она отказалась есть ржаной, испечённый пирожок, а также яблоко и кисель? Вряд ли старинные русские сказочники хотели научить своих детей, что коль чужие тёти и дяди дают съестное, бери, что дают, нос не вороти! Нет, на деле не важно, что в действительности ела семья главной героини, пускай даже мацу и суп с лапшой (шутка), главное, что это была человеческая еда, испечённая на обычном, печном огне (нелюдской огонь Бабы Яги только убивать может), сделанная руками человека. Девочка от неё отказалась, соответственно она принадлежит "другой стороне", печка её туда и пропустила.
Дальше девочка пошла и встретилась с яблоней. Яблоня, к слову, не простая, а лесная, т.е. наша девочка уже на полпути к Бабе Яге. Деревья не так уж часто используются как врата, но если Ронкин решил упомянуть Авалон - остров мёртвых с его яблоневыми рощами, то вполне можно упомянуть и Одиссея, когда его занесло на остров феаков, его последнюю остановку перед домом. Там, первое, что он увидел, было две оливы, одомашненная и дикая, означающие его переход из голой Мифляндии с морскими чудовищами и нимфами в более цивилизованный мир. Героине же "Гусей-Лебедей" хватило одной яблони, причём специально подчёркнутой, что лесной, т.е. дикой. Дикой-то дикой, но настроенной дружелюбно к людям, хотя бы потому, что в любой мифологии яблони и яблоки - это светлый символ, и отказ от такого символа (яблока, помощи яблони) иначе как тёмным не назовёшь.
Ну, и наконец молочная речка с кисельными берегами. Перейдя её девочка попадает уже в совершенную сказку, ну и отказ от киселя с молоком - это тоже самое, что и отказ от выпеченного хлеба (не даром ж пирожок ржаной а никакой другой - он есть тот же хлеб), т.е. это всё тот же отказ от человеческой еды с вышеописанными последствиями.
После того, как девочка пересекла реку, она оказалась конкретно в загробном царстве, т.к. вскоре после этого она и находит избушку на курьих ножках. По одной версии она находит эту избушку сама, по другой - ей помогает ёж, довольно почтенное и доброе животное русских сказок, связанное, очень слабо так, ещё и с солнцем: свернувшийся в клубок колючий еж - это ж солнечный шар, который катится по небу и сияет своими лучами. Насколько это сравнение верно решайте сами, но в любом случае ёж привёл девушку к избушке (или она сама дошла).
Там - Баба Яга и девочкин братец, т.ч. задача девочки ясна - похитить братца у Бабы Яги и вернуться с ним домой. По одной версии - она просто дожидается подходящего момента, выхватывает братца их окошка и дёру, по другой она договаривается с местной мышкой, и та дурит Бабе Яге голову, пока девочка и мальчик бегут со всех сил. Баба Яга, разумеется, тоже обманывает в этой версии: она собирается зажарить и съесть главную героиню, не подавая об этом виду; в общем, типичный поединок между двумя женщинами - кто из них умнее?
Первый раунд остаётся за героиней сказки, но Баба Яга посылает своих слуг, гусей-лебедей и тут у героини начинаются проблемы. Ведь как мы рассудили раньше, под конспиративным названием "гуси-лебеди" скрываются не то души умерших, не то какая-то летающая нечисть типа гарпий, и они могут летать без устали! (А как иначе объяснить то, что пока девочка с братом бежали по лесу, гуси-лебеди нагоняли их трижды? Они что, роботы, чтобы носиться туда-сюда пока хватит горючего? Ведь они небось столько намотали километров, что и представить нельзя!)
Что же до погони... Тут тоже на пути ребят встречаются речка, яблоня и печка, и на этот раз девочка ест их кисель, яблоко и пирожок, подтверждая свою принадлежность к человеческому миру (и принадлежность брата её тоже), а заодно и спасаясь от гусей-лебедей.
Тут ещё и такая закавыка. Гуси-лебеди принадлежат воздушной стихии, а защитницы ребят - к воде, земле и огню. Нельзя сказать, почему именно так, но с другой стороны, тот же Даль резонно писал, что для русского крестьянства (которое и создавало сказки вроде "Гусей-Лебедей"), вода - царица, земля - мать (всей жизни), а огонь - царь (и Божий дар вдобавок). Соответственно, речка, яблоня и печка, защитив детей от гусей-лебедей (нечистой силы) вновь принимают их (особенно девочку) в лоно человечества: все трое являются женского пола (потому и печка, потому что огонь мужского пола и не совсем соответствует задачам сказки), и создают посему образ матери, защищающий своих детей от враждебных им чужаков.
Правда, ключевой момент тут то, что героиня берёт то, от чего отказывалась раньше - от человеческого и светлого: молока с киселём, яблока, пирожка (хлеба). Приняв их, она снова становится человеком (говоря сакрально), и может вернуться в мир людей, относительно, впрочем, поумнев (после приобретения такого житейского опыта нельзя не поумнеть), и став более опытной в жизни.
"А тут отец с матерью пришли", подводит сказка довольно суховатый итог детским приключениям. Это потому, что, во-первых, сказка детская (в отличие от той же сказки про Василисы), т.ч. взрослым в ней места нет, а во-вторых цель сказки - не наградить героиню, а дать ей шанс исправить нарушенное табу. Героиня его успешно исправила, всё, конец истории.
И мы тоже прощаемся с нашим разбором "Гусей-Лебедей", и я надеюсь, что он получился более собранным, чем у Валерия Ронкина.