Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Винни-Пух и Дао Бенджамина Хоффа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Когда-то, давным-давно, один великий писатель по имени А.А. Милн придумал замечательную книгу - "Винни-Пух и все-все-все". Эта книга велика и замечательна по нескольким причинам. Во-первых, сюжет её прост как мычание; настолько прост, что (почти) никому до него не могло прийти в голову писать про игрушки. Только Пиноккио-Буратино старше. Это раз. Но преимущество Пуха над Буратино есть то, что в отличие от него, весь "Пух" составлен из штампов: каждый его персонаж - это клише, пародия на какую-нибудь человеческий характер, и в то же время каждый персонаж - это пародия на взрослого: все они (или почти все) являются "взрослыми понарошку", а верховодит этим балаганом "настоящий ребёнок" - Кристофер Робин.
   Стоп. Это "верховодство" не случайно, ведь Кристофер Робин - это сын А. А. Милна, и своё место в этой истории вполне заслужил. Но это почти никто не помнит - благодаря стараниям Диснея "распалась связь времён". А зря - если бы не это, то можно было бы понять, что "Винни-Пух и все-все-все" - книга "заказная", и в то же время написанная добровольно. (Уже за одну эту связь двух, казалось бы, взаимоисключающих качеств Милн заслуживает титул "великий писатель".)
   Итак, наш "Винни-Пух" отнюдь не так прост, как кажется среднему обывателю; в его скромных страницах есть место для тайн. Но эти тайны были (и есть) доступны не каждому - отнюдь не у всех читателей Пуха хватало смелости признать это, не говоря уже об объявлении этого открытия всем и каждому.
   Но, наконец, такой герой явился. Перед нами - книга Бенджамина Хоффа, "Дао Винни-пуха".
   Сначала - оговорка. Я очень уважаю мистера Хоффа, за то, что он не испугался и взялся за "Винни-пуха" всерьёз. Не у каждого хватит смелости "скрестить" свою философскую "базу" с таким необычным партнёром как "Пух". А Хофф скрестил, и не что-нибудь пустяковое, а древний Китай. За это Хофф заслуживает не меньшее уважение, чем Милн.
   А теперь немного о Даосизме и других религиях Китая. Собственно, почтенный Хофф о них рассказал почти всё главное, и надо уточнить только один момент. Конфуцианизм был религией чиновников и среднего класса, буддизм был религией аристократии и правящей верхушки, ну а даосизму достались нижние слои общества. Исключения кончено были, но реже, а не чаще.
   Ну и что даёт нам эта социальная разница? А то, что эти три веры и их паства не любили друг друга. Конечно, эта была не Европа с её схизмами и походами на еретиков, но напряжения были, и при случае доставить неприятностей "сородичам-иноверцам" китайцы отнюдь не отказывались.
   К чему об этом пишется? А потому что эта идея - доставить неприятностей "сородичам-иноверцам" - жива и теперь. Господин Хофф явный даосист, причём даосист воинственный, он так яро пишет о буддизме и конфуцианизме, что явно слышится, что это больная и важная для него тема. Особенно он любит пнуть Конфуция и его ученье.
   Ладно. Всё это вполне приемлемо, и не такое писали (особенно если посмотреть на диспуты о чистоте и правильности веры в христианской Европе). Но господин Хофф совершил ошибку - он не смог удержать своего любимого конька, не смог контролировать материал - такой лёгкий и податливый - и его в результате понесло в кавалерийскую атаку на всякую науку - и за весёлым, умным философом встала тень китайского религиозного фанатика. "Долой науку, долой западно-американский образ жизни!" кричит он. Но персонаж этот - периодический, и останавливаться всерьёз на нём мы не будем, тем более что сам Хофф не виноват - его подвёл материал, ведь Милн был, чуть ли не гений. Он - при помощи двух-трёх штрихов ручкой создавал вполне живые персонажи - и в то же время эти персонажи однобоки, они "детские". А Хофф скрестил их с даосизмом...
   Итак, теперь посмотрим на эти персонажи.
   Пух. Простяга-парень, у него нет почти ничего святее еды. Он почти всю книгу интересуется, чем набить себе пузо, и все мысли вращаются вокруг это тоже. Но в то же время у него развита смекалка, он мнит себя поэтом, словом "он вышел родом из народа, как говорится парень свой". И дальше - "ему хотелось очень выпить, ему хотелось закусить..." Ну, про выпивку неизвестно (хотя Пух, наверное, был не прочь запить мёд чаем), а про закуску понято - мёд мёдом, а Пух, вряд ли бы отказался от пары бутербродов (тостов, сэндвичей) с сыром (или зеленью), особенно если они на халяву (а под рукой нет мёда). Итого - типичный крестьянин, "сын земли", променявший плуг на философию (религию, веру), этакой братец Тук из плюша. Пока он сыт - он тих и мирен, но во времена голодные такие проповедники вдохновляли своих бывших собратьев-крестьян на бунты, в результате которых на вилах могли оказаться и цари...
   Пятачок. "Младший братец" Пуха. "Младший братец" в кавычках, потому что Пятачок брат Пуху не по крови, а по духу. Оба явно отлиты из одного теста, но Пух для Пятачка - этакой сенсэй, который наставляет его на дух истинный, помогает ему выбраться из неприятностей (Бяки-Буки, туман в лесу, наводнение), но который, и требует вполне полного подчинения (тот же туман, упавший дом совы). Словом, Пятачок слишком робок для самостоятельных решений, но он учится этому у Пуха. Итого - типичный подручный настоятеля монастыря, обычно высокий и тощий (Пятачок маленький, но вполне может быть худым), который обычно очень робок и не уверен в себе. Сам он на инициативу не способен (почти), но, когда получает директивы - выполняет по максимуму своих возможностей.
   Кролик. Полная противоположность первых двух. Дом - полная чаша (а Пух и Пятачок у него часто столуются), родственников и друзей не меньше, и энергии - хоть отбавляй. Итого - этакой патриарх помещичьей семьи, человек довольно светский (Богу даёт Богово и не больше того), где-то отзывчивый (готов помочь любому), но при всём этом он автор "Письма к учёному соседу" Чехова, т.е. не шибко дальновидный, и образован не ахти. Единственный для него авторитет - это Кристофер Робин (тот самый "учёный сосед"), и то не слишком. Бунтовать будет только, если задето будет кровное, но тогда волну поднимет по мере возможностей (а они у него не маленькие).
   Иа-Иа. Этакой учёный-философ. Худой, высокий, с длинным носом. Пессимист и предпочитает размышлять о тщете всего сущного, но в тайне не без тщеславия и гордости, и рад, если может показать, как он любит других. Может быть сельским учителем или чиновником низкого уровня, которому бумага и цифры (пробирки с экспонатами) ближе людей.
   Сова. Ещё одна затворница. По характеру - давняя вдова либо старая дева, которая разочаровалась в мужчинах, и теперь ищет уюта в своей учёности. В отличие от Иа-Иа частной жизни не имеет, но зато возможно имеет некоторый капитал, оставшийся от покойного мужа либо родителей. Вдобавок скуповата, и любит помогать лишь советами, последних, впрочем, у неё в избытке.
   (С Совой вообще получилось "нехорошо". Любой, кто читал "Пуха" на английском, обнаруживал, что Сова в английском оригинале не столько сова, сколько сыч или филин, т.е. существо мужского рода. Но об этом - как-нибудь в другой раз.)
   Кенга и Ру. Мать с сыном, молодая (ну, сравнительно) женщина против старой, сиречь Совы. Полна новейших правил о воспитании детей, сиречь Ру. Последний - явный сорванец и непоседа, готов влезть в любые неприятности особенно при поддержке (или как поддержка) старшего родственника-"кузена" - Тигры.
   Тигра же - этакой молодой кавалер, молодой мот, возможно, что и гусар, полная противоположность Кролику-патриарху. Естественно, между этими двумя всё время что-то вспыхивает, так как согласится о чём-нибудь они просто не могут.
   Кристофер Робин. Главный во всём лесу. Даже Кролик и Иа-Иа считаются с ним. Правда, Кролик считается с оглядкой, но всё-таки. Иа-Иа же не против выслужится перед ним (буква "А"), хотя бы за счёт других. Значит - главный местный чиновник, лицо столичное, не то что Хлестаков, но по столичным меркам фигура средняя, а по местным - крупная.
   И, наконец - Слонопотам. Персонаж вроде бы и мифический, но в то же время все в него тайно верят. И ещё он как-бы отрицательный. Кто же он такой? Да известно кто - Враг (веры, народа, общества, подставьте нужное сами).
   Итак, что у нас получилось? Да губерния времён Ревизора - и никакого даосизма.
   А это к чему? А к тому, что "Винни-Пух" творение необычное - с ним можно скрестить что угодно, и получить почти что угодно. Вот можно русскую губернию, можно - даосский взгляд на жизнь, у Диснея это - мир детей и игрушек... Примешивать сюда китайскую философию...можно, но и только - убедительной она тут всё равно не будет, а только наоборот - её чужеродство в Стоакровом лесу будет только заметным.
   Ну, или наоборот - Стоакровый лес и его жители чужеродны китайской философии, только кому от этого лучше? Никому, т.ч. оставим дао и прочие философические штучки кому-нибудь другому, а Пух и ко. без них обойдутся. (И обратно тоже). Вот так.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"