Камышников Владимир Андреевич : другие произведения.

Краткий курс лекций по логистике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Целью Логистики является доставка грузов "точно в срок" при мини-мальных затратах трудовых и материальных ресурсов Поставка материалов, сырья, готовой продукции "точно в срок" оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позво-ляет существенно (иногда в 3-4 раза) сократить запасы на складах промышленных предприятий.


Камышников Владимир Андреевич

Краткий курс лекций по ЛОГИСТИКЕ

  
   Целью Логистики является доставка грузов "точно в срок" при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов
   Поставка материалов, сырья, готовой продукции "точно в срок" оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно (иногда в 3-4 раза) сократить запасы на складах промышленных предприятий.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

   Логистика - наука об управлении материальными потоками в сферах производства и обращения в условиях:
   - высокой конкуренции;
   - неопределенности и неустойчивости рыночной среды.
   Влияние логистики распространяется на все стадии производственного цикла:
   - приобретение сырья, материалов;
   - изготовление продукции;
   - доставка готового продукта потребителю.
   Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику, достигается за счет:
   - резкого снижения себестоимости товара;
   - повышения надежности и качества поставок.
   Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.
   Схематическое изображение материального потока представлено: деньги заготовка производство распределение потребитель деньги.
   Использование термина материальные потоки предполагает наличие информационных потоков.
   Логистика - это высочайшая степень согласованности действий участников товародвижения, выполняющих простые шесть правил:
   - груз - нужный товар;
   - качество - необходимого уровня;
   - количество - в необходимом количестве;
   - время - должен быть доставлен в нужное время;
   - место - в нужное место;
   - затраты - минимальные.
  

1.1. Учет логистических издержек

   Основной задачей логистики является достижение минимальных затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника до конечного потребителя.
   Логистика - это пооперационный учет издержек на всем пути движения материального потока и формирование наглядной картины формирования затрат.
  

1.2. Организация логистики на предприятии

   Использование на предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единым целым.
   . Управление материальными и информационными потоками - производственная логистика:
   - планирование выпуска готовой продукции;
   - планирование транспортных процессов;
   - планирование складской сети;
   - контроль бюджета;
   - информационная система;
   - управление операциями на складах, на транспорте, в производственных процессах;
   - управление запасами;
   - прогнозирование спроса;
   - управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта;
   - выбор тары и упаковки.
   Эти цели и ограничения - основа оперативного объемно-календарного планирования выпуска продукции:
   - оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции;
   - оперативное управление технологическими процессами производства;
   -контроль качества, стандартов качества продукции и сервиса;
   - стратегическое и оперативное планирование поставок ресурсов;
   - организация складского хозяйства;
   - прогнозирование, планирование и нормирование расхода материальных ресурсов в производстве;
   - организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
   - контроль и управление запасами материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции на всех уровнях внутризаводской складской системы и в технологическом процессе производства;
   - внутрипроизводственное физическое распределение материальных ресурсов и готовой продукции;
   - информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
   - автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.
   Перечисленный комплекс задач позволяет оптимизировать управление материальными и сопутствующими им потоками:
   - оптимизировать уровень всех запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции;
   - сократить время производственно-технологического цикла;
   - уменьшить все логистические издержки в производстве готовой продукции;
   - оптимизировать работу внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
   Повышение эффективности связано с решением следующих задач:
   - традиционная задача полной загрузки производственных мощностей заменяется задачей минимизации длительности периода оборота оборотных средств;
   - задача накопления запасов материальных ресурсов заменяется задачей обеспечения информацией об их существовании, возможностях приобретения и управления свободными мощностями для их переработки;
   - задача снижения себестоимости дополняется задачей более быстрого удовлетворения спроса.
   Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается как увеличением количества выпускаемой продукции, так и логистической организацией производственного процесса.
  

1.3. Материальные потоки

   Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями, начиная от первичного источника вплоть до конечного потребителя.
   С грузом происходят различные операции:
   - разгрузка;
   - укладка в тару;
   - перемещение;
   - распаковка;
   - укладка на хранение и т.д.
   Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.
   По отношению к предприятию грузы бывают:
   - внешний, поток находится во внешней для предприятия среде;
   - внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия;
   - входной - поступает из внешней среды и равен сумме величин материальных потоков разгружаемого груза;
   - выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду.
  

1.4. Логистические системы

   Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
   Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек на основе эффективного функционирования механизма логистической системы "закупка - производство - складирование - транспортировка - сбыт".
   Логистические системы делят на макрологистические и микрологистические.
   Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах, т.е. инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
   Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.
   Основное свойство логистических систем - это целостность и делимость - закупка - - управление производством - сбыт.
   Важное свойство - это связи между элементами логистической системы, которые определяют интерактивные качества элементов.
   Организация логистики - означает, что связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, что и является признаком системы, а не хаоса.
   Интегративные качества - это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
  

1.5. Функциональные области логистики

   Выделяют пять основных функциональных областей логистики.
   Закупочная логистика, Производственная логистика, Распределительная логистика (решает задачи реализации готовой продукции), Транспортная логистика, Информационная логистика (обеспечивает организацию движения и управление информационными потоками)
  

1.6. Взаимодействие логистики с другими

организационными процессами

   Логистика и маркетинг части единого процесса - удовлетворения потребностей потребителей.
   Четыре основные комплексные функции маркетинеа:
   - разработка и планирование ассортимента продукции;
   - управление информационными потоками;
   - организация товародвижения и продаж;
   - реклама и стимулирование сбыта.
   Выполнение этих функций без участия службы логистики невозможно.

2. ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

   Целью закупочной логистики - снабжение производства сырьем и материалом.
   Задачи закупочной логистики:
   - соблюдение обоснованных сроков закупки;
   - обеспечение соответствия между количеством поставок и потребностями;
   - соблюдение требований производства по качеству поставляемого продукта .
   Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
   Отдел закупки, или снабжения, закупает заявленное.
  

2.1. Заказ на получение материала

   Заявка на материал представляет собой внутреннее сообщение отделу закупки о потребности в материале. В определенной позиции указывается вид заявки на материал. Вид заявки на материал определяет предназначение материала.
   В заявке на материал функциональный отдел сообщает базовые характеристики необходимого материала, возможные от них отступления в виде идентификатора материала или группы материалов, требуемое количество и сроки поставки.
   Выбор поставщиков происходит по следующей схеме:
   - подготовка списка возможных поставщиков;
   - отправка запроса в соответствии с заявкой на материал;
   - выбор наиболее подходящих по условиям поставки поставщиков;
   - подготовка списка поставщиков.
   Отправка запроса в соответствии с заявкой на материал включает в себя:
   - организацию или возобновление переписки с возможными поставщиками;
   - подготовку и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал;
   - регистрацию отправки запросов возможным поставщикам.
   При переписке используются средства связи:
   - традиционная почта;
   - факсимильная связь;
   - электронная почта;
   - личная доставка представителем заказчика.
   Оформление запроса на заявку осуществляет отдел закупок.
   Выбор поставщиков:
   - получение предложений от возможных поставщиков;
   - согласование полученных предложений;
   - регистрацию коммерческих предложений;
   - выбор наиболее подходящих поставщиков.
   - составляется сравнительный список цен и условий поставки.
   Обработка заказов предполагает:
   - оформление и отправку заказа;
   - выполнение обязательств по оплате заказа.
   Оформление и отправка заказа включает:
   - подготовку заказа;
   - проверку на наличие долгосрочных договоров с поставщиком;
   - оформление или продление договора с поставщиком;
   - оформление заказа;
   - отправку заказа выбранному поставщику;
   - регистрацию отправки заказа.
   При подготовке заказа на материал в его позициях должны быть указаны:
   - идентификационный номер заказа;
   - дата отправления заказа;
   - идентификатор заказываемого материала или группы материалов;
   - краткое описание заказываемого материала или группы материалов;
   - выбранные условия поставки.
   Подготовленный, оформленный и согласованный соответствующим образом заказ отправляется выбранному поставщику с помощью какого-либо канала связи.
   Выполнение обязательств по оплате заказа включает:
   - получение извещения о платеже (инвойс) в соответствии с заказом;
   - согласование полученного требования на платеж;
   - выполнение обязательств по оплате заказа;
   - отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате;
   - получение уведомления о сроках готовности к отгрузке.
   В соответствии с отправленным заказом от поставщика должен быть получен инвойс (ответное письмо).
   В позициях инвойса должны быть указаны следующие данные:
   - идентификационный номер инвойса;
   - дата отправки инвойса;
   - идентификатор заказываемого материала или группы материалов;
   - количество материала;
   - условия оплаты согласно договору c указанием реквизитов счета;
   - идентификатор расчетной валюты.
   После приёмки груза заказчиком производится процедура оприходования материала. Груз размещается на складах, а в карточку складского учета заносятся:
   - идентификатор материала;
   - дата поставки и идентификационный номер договора.
   - количество;
   - краткое описание материала;
   - цели закупки.
   Контроль счетов (движения финансовых потоков в процессе выполнения договора, налоги, таможенных пошлин и др.)
  

2.2. Прогрессивные методы снабжения

   В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства.
   Метод "Канбан" разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства. Он учитывает потребность, которая исходит от рабочего места.
   Метод "Точно в срок" позволяет на основе частых ("дробных") поставок резко сокращать накопленные запасы, а, значит, повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

   - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
   Длительность производственного цикла во многом зависит от характеристики движения материального потока, которое бывает:
   - последовательным;
   - параллельным;
   - параллельно-последовательным.
   Длительность производственного цикла зависит от формы технологической специализации производственных подразделений, системы организации самих производственных процессов, прогрессивности применяемой технологии и уровня унификации выпускаемой продукции.
   Существует пять типов производства в зависимости от числа видов конечной продукции и объема выпуска в натуральных показателях:
   Первый тип - единичное позаказное производство: большое разнообразие выпускаемой продукции и штучный выпуск: универсальное оборудование (станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, роботы и гибкие автоматизированные производства), высококвалифицированным персонал (наладчики и станочники широкого профиля).
   Второй, третий и четвертый типы: разные варианты серийного производства - мелкосерийное, серийное и крупносерийное. Чем выше серийность, тем ниже универсальность оборудования и уже специализация рабочих. Число видов готовой продукции ниже, штучный выпуск выше.
   Пятый тип - массовое производство. Специализированное оборудование, конвейеры, поточные линии, технологические комплексы. Минимальное число видов выпускаемой продукции, максимальные объемы выпуска.
   Сужаются сферы массового и крупносерийного производства и увеличивается количества малых и средних предприятий: небольших партии и единичные изделия.
   Когда спрос превышал предложение была уверенность что изделия будут реализованы, главная цель - максимальная загрузка оборудования, и чем крупнее партия, тем ниже себестоимость единицы продукции.
   Сегодня предложение больше чем спрос и реализация продукта в условиях конкуренции становится проблематичной, а производство не может упустить ни одного заказа, т.ч. в рамках кооперации по выпуску сложных изделий, а также стремление к снижению норм расхода материальных, энергетических и трудовых ресурсов (снижение стоимости продукции) тоже задача производственной логистики.
   Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие иногда противоречащие друг другу основные положения:
   - отказ от избыточных запасов;
   - отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
   - отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
   - устранение простоев оборудования;
   - обязательное устранение брака;
   - устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
   - превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
  

3.1. Управление материальными потоками

   Для управлении материальными потоками существует два способа: толкающий и тянущий.
   Толкающая система - материальный поток на основе согласовыванных и откорректированных планов, "выталкивается" по команде из центральной системы управления производством, оснащённой компьютерной техникой.
   Толкающие системы, оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы влияюния и поддерживать систему в адекватном состоянии моменту времени.
   Основным недостатком "толкающих" систем является высокие буферные запасы между производственными подразделениями.
   Тянущая система лишена этого недостатка и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости без вмешательства центральной системы.
   Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система ставит задачу лишь конечному звену.
   Преимущества тянущей системы:
   - отказ от избыточных запасов;
   - замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
   - задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;
   - достижение оптимальной партии ресурсов и партии обработки;
   - выполнение заказов с высоким качеством;
   - сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
   Материальный поток "вытягивается" каждым последующим звеном (Япония, "КАНБАН"). Она не требует тотальной компьютеризации производства, но предполагает высокую дисциплину поставок, ответственность и существенно снижает производственные запасы и ускоряет оборачиваемость оборотных средств, улучшает качество выпускаемой продукции.
   Неплохие результаты даёт выявление в производстве "узких" мест.
  

3.2. Перспективы развития логистических систем

   Стремясь сохранить преимущества массового производства, но подчиняясь тенденции индивидуализации используют гибкие переналаживаемых логистических систем.
   Показателем данной гибкости принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками. Особое значение имеет ассортиментная гибкость на основе технологической гибкости.
  

3.3. Управление логистической системой на предприятии

   Для предприятий первого типа (единичное производство) это сетевые модели, методы PERT и "критического пути".
   Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) это тянуще-толкающие методы.
   Для предприятий пятого типа (массовое производство) это метод "Точно в срок" и "КАНБАН".
   В логистической для этих предприятий выделяют три базовых блока:
   1. Основной план на основе заказов клиентов и прогноза спроса.
   2. Планирование потребностей, то есть составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих, расчет загрузки ресурсов- процедура планирования мощности;
   3. Оперативное управление - процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов, учет выполнения операций и заказов, складской учет.
   Логистический менеджмент использует производственное расписание: кто, что, где, когда и в каком количестве будут выпускать (производить).
   Производственное расписание, составленное на основе объемно-календарного планирования, позволяет установить дифференцированные по всей фирме и по каждому структурному производственному подразделению объемные и временные характеристики материальных потоков.
   Классическим методом объемно-календарного планирования и составления производственного расписания является ленточная диаграмма, в которой соотносятся время и виды выполняемых работ при производстве готовой продукции.
   К недостаткам методов относится чрезвычайно высокая трудоемкость при многономенклатурных (многоассортиментных) материальных потоках.
  
  

3.4. Применение транспортно-складской системы

   Логистическая транспортно-складская система представляет собой комплекс взаимосвязанных автоматизированных транспортных и складских устройств погрузки, разгрузки, укладки, хранения, транспортировки, временного накопления предметов труда, инструментов и технологической оснастки.
   Система управления автоматизированной транспортно-складской системой состоит из двух уровней:
   1. Нижний уровень - выполняет функции непосредственного управления исполнительными механизмами автоматизированной транспортно-складской системой.
   2. Верхний уровень - координирует работу исполнительных механизмов, поддерживает информационную модель функционирующей автоматизированной транспортно-складской системы и обеспечивает взаимодействие системы управления автоматизированной транспортно-складской системы с другими подсистемами гибкой производственно-логистической системы.
  

4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

   Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции среди потребителей в соответствии с их интересами и требованиями.
   Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:
   - планирование, организация и управление в послепроизводственный период;
   - управление товарными запасами;
   - получение заказов на поставку продукции и их эффективная обработка;
   - комплектация, упаковка;
   - организация рациональной отгрузки;
   - управление доставкой и контроль в логистических цепях;
   - планирование, организация и управление логистическим сервисом.
   Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат и состоит:
   - складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием;
   - подготовкой продукции к производственному потреблению;
   - сбором, хранением, обработкой информации о заказах, запасах, поставках;
   Отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта состоит в системной взаимосвязи распределения, производства, закупок и функций внутри самого распределения.
  

4.1. Задачи распределительной логистики

   На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:
   - планирование процесса реализации;
   - организация получения и обработки заказов;
   - организация сети складов;
   - выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации;
   - организация отгрузки продукции;
   - организация доставки и контроль транспортирования;
   - организация послереализационного обслуживания.
   На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
   - выбор схемы распределения материального потока;
   - оптимизация количества распределительных центров (складов;
   - определение оптимального места расположения распределительного центра.
  

4.2. Логистические каналы и цепи сбыта

   Логистический канал (цепь)- это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.
   Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
   При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения - транзитной или складской. Выбор эффективной цепи распределения - выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.
  

4.3. Построение системы распределения

   При построение логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:
   1. Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.
   2. Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.
   3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.
   4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.
   5. Изучение различных вариантов движения системы распределения.
   6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.
   7. Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
   Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение годовых затрат.
  

5. ЛОГИСТИКА В ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ

   Место, где непосредственно происходит купля-продажа товаров, называется торговой зоной и включает в себя территорию проживания (нахождения) потенциальных потребителей. Торговые зоны разделяют по частоте посещения этих зон.
   Первичной торговой зоной называют территорию проживания потребителей при их частом посещении торговых объектов (магазина, торгового центра или скопления магазинов).
   Вторичная торговая зона подразумевает редкое посещение торговых объектов (реже 1 раза в неделю).
   В третичной торговой зоне проживающие потребители делают покупки лишь изредка.
   Для более точной оценки влияния торговых зон на реализацию их разделяют на типы зон, в зависимости от плотности населения, являющимся потенциальным покупателем:
   - торговая зона ближних районов (население не более 30 тыс. чел.) Торговые объекты расположены в пределах 10 минут ходьбы, где продаются продовольственные товары, товары кратковременного пользования и повседневного спроса;
   - районная торговая зона объединяет несколько торговых зон ближнего квартала (население от 60 до 90 тыс. чел). Входят супермаркеты, крупные специализированные магазины, где продаются товары широкого потребления: одежда, предметы обихода и культуры и т.д.;
   - торговая зона широкого охвата (население более 180 тыс. чел.). Торговые точки расположены вдали от места проживания потребителей с частотой посещения не больше 3 раз в месяц. Это региональные торговые центры, где продаются предметы моды и роскоши.
   На основе проведенного анализа и полученных данных после изучения торговой зоны определяется место открытия нового магазина.
   Удобство расположения торговой точки связано с наличием транспортных путей.
   Основные соображения по размещению торговой точки:
   - разместить торговую точку вдоль дорог, используемых проживающими в данной местности людьми для поездок на работу или за покупками;
   - оформить интерьер магазина, позволяющий видеть его из окна автомобиля;
   - предусмотреть удобную парковку для транспорта (вместимость автостоянки определяет объем продаж).
   Порядок исследования окружающей инфраструктуры:
   - наличие автомобильных дорог возле магазина (является ли дорогой повседневного использования, ширина проезжей части, минимальный объем движения, простота подъезда и т.д.);
   - план городского развития окружающей территории;
   - коэффициент покрытия, коэффициент полезной площади здания (в случае готового приобретения участка с застройкой);
   - определить радиус числа жителей или дневной численности населения первичной, вторичной и третичной зоны;
   - установить критерии для измерения объема людского потока по временным интервалам работы магазина;
   - установить критерии, касающиеся уровня доходов и половозрастной структуры клиентов.
   Торговая зона определяет и бизнес-стратегию:
   - стратегия, направленная на достижение подавляющего превосходства в отношении доли на рынке на определенной территории;
   - стратегия последовательного расширения сети своих торговых точек в перспективном районе.
  

5.1. Основы логистической системы

в оптовой торговле

   Основные направления использования логистики в оптовой торговле могут происходить по двум направлениям:
   - первое предусматривает развитие оптовой торговли во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения;
   - второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем.
   Виды предприятий, занимающихся оптовой торговлей:
   - оптовые торговцы (склады);
   - специализированные оптовики;
   - брокеры и агенты;
   - отделения и конторы производителей и розничных торговцев.
   Основным направлением оптовых предприятий: хранению товаров, транспортировке, экспедирование грузов, фасовка, обработка, подсортировка, упаковка товаров, маркировка товаров машиночитаемыми кодами и т.д.
   Многие оптовые организации работают со своими постоянными клиентами на условиях предоставления товара в кредит.
  

5.2. Основы логистической системы

в розничной торговле

  
   К розничной торговле относят все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования.
   Большое разнообразие магазинов позволяет покупателю выбрать оптимальный вариант как по цене, так и по ассортименту и качеству предлагаемых товаров.
   Магазины могут специализироваться на определенном узком диапазоне товаров и предлагать сравнительно дешевые товары, другие магазины являются фирменными и предлагают дорогую и качественную продукцию.
   Супермаркеты и универмаги предлагают покупателям широкий ассортимент недорогой продукции, где можно купить практически все. Но самыми массовыми остаются небольшие магазинчики, максимально приближенные к покупателю, который найдет в них все самое необходимое.
   Благодаря использованию современных технологий, электроники появилась новая форма торговли - торговля вне магазина, которая только начинает набирать обороты: продажа через Интернет, сетевой маркетинг, продажа один на один, а также продажа через автоматы.
   Решения логистического характера должны формироваться уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов.
   С учетом интересов сквозных технологических процессов должны выбираться:
   - удобство передвижения покупателей по территории магазина;
   - оптимальные размеры торговых, складских, служебных помещений и технологических зон;
   - ширина дверных проемов;
   - высота и площадь разгрузочных рамп;
   - современная планировка торговых залов.
   Основными элементами стратегической схемы являются изучение торговой зоны и анализ покупательского спроса, отслеживать изменения спроса и конкуренции.
  

5.3. Интегрированные процессы

   Основным направлением по снижению затрат является консолидация участников товародвижения: внешние и внутренние факторы интеграции в отрасли.
   К внешним факторам торговли:
   - рыночная непредсказуемость;
   - причины, влияющие на уменьшение спроса;
   - обострение проблемы реализации товаров;
   - многочисленные препятствия/
   Виды объединений в торговле:
   - цепные торговые организации;
   - кооперативные объединения торговых структур;
   - добровольные оптово-розничные цепи.
   С организационно-экономической точки зрения р
   Развитие интеграции предприятий торговли позволяет:
   - снижать накладные расходы за счет централизаци управления, снабжения, транспортных и учетных функций;
   - акупки крупными партиями на выгодных условиях платежа и поставок;
   - своевременно осуществлять доставку скоропортящихся и дефицитных товаров;
   - использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;
   - поддерживать отечественных производителей, предоставляя им приоритетность поставок;
   - развивать дополнительные услуги торговых предприятий в виде организаций мини-пекарен, цехов по разделке мяса, единого цеха полуфабрикатов и т.д.
   В странах Запада сетевые структуры составляют 90% торгового оборота.
  

5.4. Эффективность применения

логистики в торговле

   Основными показателями эффективности логистики в торговле:
   1. Сокращение текущих и страховых запасов в цепях товародвижения за счет:
   - перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;
   - применения современных технологий контроля состояния запасов;
   - высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.
   Текущие - за счет использования технологии "точно в срок", а также формирование оптимальных размеров партий.
   Страховые запасы - за счет их концентрации в едином распределительном складе.
   2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли в пользу увеличения доли торговых площадей:
   - резкого сокращения запасов и перемещение их из магазина в оптовое звено;
   - перемещения подготовительных операций (фасовка, маркировка, проставление цен и др) на более ранние стадии товародвижения.
   3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.
   4. Сокращение транспортных расходов, которые удается достичь за счет высокой согласованности участков в вопросах использования транспорта.
   5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.
  

6. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ

   Товары, являющиеся предметами многоразового использования, нуждаются в сервисном обслуживании.
   Перечень работ в области логистического сервиса:
   1. Работы, связанные с предпродажной подготовкой товара.
   2. Услуги, оказываемые в процессе продажи товаров.
   - хранение товарных запасов на складе;
   - подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц;
   - надежности доставки;
   - информации о прохождении грузов.
   3. Сервисное обслуживание проданного товара: гарантийное обслуживание, рассмотрение претензий покупателей, обмен и т.д.
  

6.1. Создание логистического сервиса:

   - сегментация потребительского рынка;
   - определение наиболее значимых услуг для покупателей;
   - ранжирование услуг;
   - определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
   - оценка оказываемых услуг, стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
   - установление обратной связи с покупателями.
  

6.2. Оптимизация объема логистического сервиса

  
   Увеличение объема производства и сервисных услуг - тесно связаны: повышаются расходы на сервис, но и растёт объем продаж и доходов, поиск оптимальной величины уровня сервиса, с необходимыми количественными и качественными показателями.
  

7. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ

   Управление запасами в логистике - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.
  

7.1. Виды запасов

   Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов:
   - отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
   - расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
   - оплата труда специального персонала;
   - дополнительные налоги;
   - постоянный риск порчи, неполной реализации просроченного товара.
   Отсутствие необходимого объема запасов приводит к расходам:
   - потери от простоя производства;
   - потери от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения спроса;
   - потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
   - потеря потенциальных покупателей и др.
   Побудительные мотивы вызванные конъюнктурой рынка, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:
   - возможность колебания спроса;
   - сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
   - скидки за покупку крупной партии товаров;
   - спекуляции на росте цен;
   - снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
   - снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
   - возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
   - возможность немедленного обслуживания покупателей;
   - сведение к минимуму простоев;
   - упрощение процесса управления производством.
   По назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные (готовая продукция на складе), которые, в свою очередь, делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.
   По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:
   - переходящие;
   - подготовительные;
   - неликвидные;
   - запасы в пути и др.
  

7.2. Оптимальный размер запасов

   Страховые запасы служат "аварийным" источником снабжения, когда спрос на данный товар превышает ожидания.
   Необходимо достижение оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, и финансовыми затратами - с другой на основе оптимального объема партий заказанных товаров, зависит от трех факторов:
   - возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
   - колебания спроса на товары на протяжении срока реализации заказа;
   - осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
   Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы достаточно сложно.

7.2.1. Анализ АВС

   Управление в логистике затрагивает большое количество различных объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей и поставщиков, разнообразные грузы и т.д. При этом предприниматель получает не равноценные результаты от этих объектов.
   Анализ АВС используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли на предприятии и т.д.
   Применяя метод АВС, следует сосредоточиться на наиболее значимых объектах с точки зрения обозначенной цели.
   Известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.
   Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80 % прибыли предприятия, остальные 80 % наименований товара - лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент.
   Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.
   Например, первые две позиции (10% объектов) списка дали 75 % результата, следующие пять позиций (25 % объектов) -20 % общего результата, и оставшиеся 13 позиций (65 % объектов) - всего 5 % общего результата. Обозначим первую группу - группа А, вторую - группа В и третью - группа С.
   Пусть общая стоимость управления составляла 100 условных единиц и распределялась равномерно.Увеличим в 2 раза стоимость управления объектами группы А и снизим в 2 раза стоимость управления объектами группы С. Стоимость управления объектами группы В оставим без изменения.
   Простой расчет показывает, что общая стоимость затрат на управление сократится на 22,5 условных единиц:
   2 - 10 + 5 - 5 + 13 - 2,5 = 77,5.
   Ухудшение управления группой С скорее всего не окажет сколько-нибудь значимого влияния на общий результат в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.
   Таким образом, перераспределение средств на управление, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.
   Порядок проведения анализа АВС:
   1. Формирование цели анализа.
   2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.
   3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.
   4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.
   5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.
   6. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.
  

7.2.2. Определение оптимального размера заказа

   Необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа:
   С общ. = С хран. + Странсп.,
   где С общ. - общие затраты на транспортировку и хранение запаса;
   С хран. - затраты на хранение запаса;
   С трансп. - транспортно-заготовительные расходы.
   Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S.
   Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.
   Размер тарифа М за хранение запаса измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0.1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10 % от стоимости среднего запаса за этот же период.
   Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:
   Схран. = М х S/2.
   Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа:
   С трансп. = К ? Q/S,
   где К - транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;
   Q/S - количество завозов за период времени.
   Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (Sopt) ри котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.
   С общ. = М ? S/2 + К ? Q/S
   Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Уилсона:
   Sopt = (2?К?Q/M)0,5.
   Рассмотрим далее наш пример расчета оптимального размера заказываемой партии. В качестве исходных данных примем следующие величины.
   Стоимость единицы товара - 40 руб. (0,04 тыс руб.).
   Месячный оборот склада по данной товарной позиции:
   Q = 500 единиц/мес. Или Q = 20 тыс. руб./мес.
   Доля затрат на хранение товара составляет 10 % от его стоимости, т.е.
   М = 0,1.
   Транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа:
   К = 0,25 тыс. руб.
   Тогда оптимальный размер завозимой партии составит:
   ________ ___________
   Sopt = -2?К?Q/M = -2?20?0,25/0,1.
   Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:
   20 тыс. руб. / 10 тыс. руб. = 2 раза.
   В этом случае транспортно-заготовительные расходы и расходы по хранению:
   С общ. = 0,1 - 10/2 + 0,25 - 20/10 = 1 тыс. руб.
   Игнорирование полученных результатов приведет к завышению расходов.
   Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада в западных банках.
   Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им "поработать" на депозитном вкладе.
  
  

7.2.3. Определение точки возобновления заказа

   Точка возобновления заказа определяется по формуле:
   Тз = Рз ? Тц + Зр,
   где Рз - средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа;
   Тц - продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением);
   Зр - размер резервного (гарантийного) запаса.
   Рассмотрим пример расчета точки возобновления заказа. Предприятие закупает у поставщика хлопчатобумажную ткань. Годовой объем спроса ткани составляет 8200 м. Принимаем, что годовой спрос равен объему закупок. На предприятии ткань расходуется равномерно, и требуется резервный запас ткани, равный 150 м. Примем в расчете, что в году 50 недель.
   Средний расход ткани на единицу продолжительности заказа составит:
   Рз = 8200 м / 50 недель = 164 м.
   Точка возобновления заказа будет равна:
   Тз = 164 м ? 1 нед. + 150 м = 314 м.
   Это означает, что когда уровень запаса ткани на складе достигает 314 м, то следует сделать очередной заказ поставщику.
  

7.3. Контроль состояния запасов

   Контроль за состоянием запасов и формирование заказа осуществляется периодически по одной из систем:
   - система оперативного управления - через определенный промежуток времени принимается решение: заказывать или не заказывать.
   - система равномерной поставки.
   - система пополнения запаса до максимального уровня.
   Размер заказываемой партии товара определяется разностью между нормой максимального запаса (Змакс) и фактического запаса (Зф) плюс размер ожидаемого расхода за период поставки (Звз):
   Р = Змакс - (Зф - Звз),
   Применяют эту систему если можно заказывать партии, разные по величине.
   2. Система с фиксированным размером заказов при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса) предполагает, что в момент достижения запасов порогового значения заказывается партия постоянного объема.
   Размер заказа постоянный, а интервалы времени заказа разные.
   Иногда применяют системы с двумя уровнями (смешанный контроль).
   Системы с проверкой фактического уровня запасов позволяют иметь малый запас, но защищая предприятие от дефицита.
   Эти системы применяются если м.б.:
   - большие потери от отсутствия запасов;
   - большие затраты на содержание запасов;
   - высокая степень неопределенности спроса ( спрос плохо прогнозируется).
   К недостаткам систем - необходимость постоянного контроля запасов.
   Системы с периодической проверкой имеют более высокий уровень запаса и их применяют при низких удельных издержках на хранение и надёжном спросе, но неожиданно возросший спрос вводит систему в дефицит. Применяют если:
   - низкие затраты по содержанию запаса;
   - хорошая предсказуемость спроса.
   Преимущество - не требуется постоянный контроль за наличием запасов на складе.
   Недостатки - сравнительно высокий уровень запаса.
  
  

7.4. Система управления запасами

  
   Управления запасами:
   - уровень запасов, который необходимо иметь для обеспечения потребностям;
   - выбор компромисса между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов;
   - какие объемы запасов на каждой стадии производства;
   - отгружать непосредственно с предприятия?
   - компромисс между выбранным способом транспортировки и запасами;
   - зависимость затрат на содержание запасов в зависимости от количества складов;
   - как и где следует размещать страховые запасы.
   Перспективным вариантом решения проблем складирования является производство без складов на базе информационной системы по управлению запасами в реальном масштабе времени:
   - учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
   - определение размера гарантийного (страхового) запаса;
   - расчет размера заказа;
   - определение интервала времени между заказами.
   Модели управления запасами (сколько заказывать и когда):
   - модель с фиксированным размером заказа;
   - модель с фиксированным интервалом времени между заказами;
   - модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня;
   - модель "Минимум - Максимум".
   Это однопродуктовые модели, но в реальные заказы предусматривают множество для загрузки в один транспорт с общими транспортными расходами, но расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются.
  

7.5. Определение, виды и функции складов

   Склады различаются:
   - по размерам, от небольших помещений до складов-гигантов;
   - высоте укладки грузов;
   - конструкции: закрытые - размещаются в отдельных помещениях, полузакрытые, открытые, специально оборудованные площадки;
   - параметрам содержания (хранения) - поддерживается температура и влажность;
   - степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
   - наличию железнодорожных или водных путей;
   - наличию пристанционных, портовых, прирельсовых, глубинных складов;
   - широте ассортимента хранимого груза: специализированные, со смешанным или универсальным ассортиментом;
   - признаку места - склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
   В логистических процессах склады выполняют следующие функции:
   - временное размещение и хранение материальных запасов;
   - преобразования материальных потоков;
   - обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
   Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.

7.6. Особенности складских операций

   Рассмотрим комплекс складских услуг, выполняемых на складах оптовой торговли, который состоит:
   - из разгрузки транспорта;
   - приемки товаров;
   - внутрискладских перемещений груза;
   - размещения товаров;
   - отборки товаров из мест хранения;
   - комплектования и упаковки товаров;
   - погрузки.
   Технология погрузочно-разгрузочных работ зависит от характера груза, типа транспорта и средств механизации.
   Приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.
   Планировока складских помещений:
   - максимально использовать складские площади и объемы;
   - обеспечивать соответствие ширины проходов используемым механизмам;
   - центральные проходы: свободный поворот встречное движение транспорта;
   - приемка со стороны основного поступления товаров, а комплектования - со стороны склада отпуска товаров;
   - товароведы-бракеры вблизи участка приемки, в стороне от основных грузопотоков, а заведующего складом - вблизи комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения;
   - движение грузопотоков должно исключать встречные перевозки;
   - соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

7.7. Выбор складского помещения

  
   При рассмотрении вопроса о размещении складского помещения необходимо учитывать следующие факторы:
   - близость к рынкам сбыта;
   - наличие конкурентов;
   - близость к рынкам снабжения;
   - уровень жизни населения;
   - наличие трудовых ресурсов;
   - заработная плата;
   - транспортные коммуникации;
   - налоги, финансирование.
   При рассмотрении конкретного места расположения следует обратить внимание на следующие факты:
   - наличие железнодорожного транспорта;
   - существующие транспортные коммуникации;
   - расстояние до объектов снабжения и сбыта;
   - определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу - окраина, пригород и т.д.);
   - стоимость земли;
   - водные коммуникации;
   - разрешение экологической службы города.
  

7.8. Эффективность функционирования складов:

   - выбор между собственным складом и складом общего пользования;
   - выбор места расположения склада;
   - определение вида и размера склада;
   - разработка системы складирования.
   При выбора склада учитывают: товарооборот, конкуренцию.
   Склады общего пользования малому предприятию при низких объемах товарооборота или для товара сезонного спроса.
   Склады общего пользования имеют следующие преимущества:
   - не требуются частные инвестиции в развитие складского хозяйства;
   - сокращаются финансовые риски;
   - увеличивается гибкость требуемой складской площади;
   - не требуются квалифицированные кадры;
   Основой для принятия решения является "грузооборот безразличия", при котором затраты от собственного склада равны расходам за пользование наемного..
  

8. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

   Транспортная логистика - это перемещение требуемого количества товара в нужную точку оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.
   Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.
   К задачам, решаемым транспортной логистикой, относятся:
   - создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
   - обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
   - совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
   - определение рационального маршрута доставки груза;
   - выбор типа и вида транспортного средства.
  

8.1. Выбор транспортного средства

   На выбор транспортных средств будут влиять следующие характеристики:
   - характер груза (вес, объем, консистенция);
   - количество отправляемых партий (используемый контейнер);
   - срочность доставки груза заказчику;
   - местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
   - расстояние, на которое перевозится груз;
   - ценность груза (страхование);
   - близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
   - сохранность груза, невыполнение поставок.
   Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный).
   Определим основные преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.
   Автомобильный транспорт.
   Преимущества:
   - используется для перевозки на короткие расстояния;
   - высокая маневренность;
   - доставка "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности;
   - обеспечивает регулярность поставки;
   - возможны поставки малыми партиями;
   - наименее жесткие требования к упаковке товара.
   Недостатки:
   - высокая стоимость перевозок;
   - срочность разгрузки;
   - возможны хищения груза и угона автотранспорта;
   - сравнительно малая грузоподъемность.
   Железнодорожный транспорт.
   Преимущества:
   - перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях;
   - сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние;
   - перевозки регулярны;
   - удобно организуются погрузочно-разгрузочные работы;
   - сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.
   Недостатки:
   - малая скорость передвижения;
   - ограниченное количество перевозчиков;
   - хищения и потери;
   - низкая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным).
   Морской транспорт.
   Преимущества:
   - низкие грузовые тарифы;
   - высокая провозная способность.
   Недостатки:
   - низкая скорость;
   - ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;
   - жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
   - малая частота отправок;
   - зависимость от погодных и навигационных условий.
   Внутренний водный транспорт.
   Преимущества:
   - низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км).
   Недостатки:
   - малая скорость доставки;
   - ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;
   - малая частота отправок;
   - низкая географическая доступность.
   Воздушный транспорт.
   Преимущества:
   - наиболее высокая скорость доставки;
   - возможность доставки в отдаленные районы;
   - высокая сохранность грузов.
   Недостатки:
   - высокие грузовые тарифы;
   - ограниченность размера партии;
   - зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).
   Трубопроводный транспорт.
   Преимущества:
   - низкая себестоимость;
   - высокая пропускная способность.
   Недостатки:
   - узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).
   Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения:
   - время доставки;
   - стоимость перевозки;
   - надежность соблюдения графика доставки груза;
   - частота отправлений;
   - способность перевозить разные грузы;
   - способность доставить груз в любую точку территории.
   Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта.
  
  

8.2. Создание транспортной системы

   Одной из самых известных и распространенных концепций транспортной логистики является концепция "точно в срок" -- поставки продукции синхронизированы с потребностью в них, задаваемой временным и производственным расписанием выпуска готовой продукции (почасовая поставка на Западе), исключаются излишние запасы. Базируется на надежных телекоммуникационных системамах с информационно-компьютерной поддержкой.
   Эффективным методом транспортной логистики, позволяющим обслуживать несколько торговых точек, является метод кольцевых маршрутов. Составление кольцевых маршрутов может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира или алгоритм дворника (работа стеклоочистителя).
   Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке "дворника" (стеклоочистителя), начинает постепенное движение в одном из направлений, "стирая" при этом с координатного поля изображенные на нем магазины-потребители товара. Как только сумма заказов от магазинов достигает максимальной вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.
   Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону на несколько секторов, а составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.
  

9. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

СИСТЕМА

   Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс.
   Основная цель - обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме.
   Информационная логистика используется для обеспечения информацией всей организации в целом исходя из логистических принципов.
   Цель управления организацией - эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов деятельности организации.
   Цели создания информационной системы:
   - обеспечение выживаемости и дееспособности фирмы;
   - обеспечение работников оперативной информацией;
   - соблюдение адресности информации;
   - устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;
   - расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.
  

9.1. Информационные потоки

   Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей).
   Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:
   - неоднородность;
   - множественность подразделений - поставщиков информации;
   - множественность подразделений - потребителей информации;
   - сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;
   - множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;
   - многовариантность оптимизации информационных потоков.
   Известно, что информационный поток, как правило, выражается в определенном виде документации (накладные, счета-фактуры, приказы и пр.). В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности, логистические информационные потоки могут быть классифицированы следующим образом:
   - распорядительные (приказы, распоряжения), организационные (инструкции, протоколы, положения);
   - аналитические (обзоры, сводки, докладные записки);
   - справочные (справки), научные (статьи, рефераты), технические (документации по технике безопасности).
  

9.2. Используемые виды информационных потоков

   Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
   На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:
   - плановые;
   - диспозитивные (или диспетчерские);
   - исполнительные (или оперативные).
   Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть:
   - создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
   - управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;
   - планирование производства;
   - общее управление запасами;
   - управление резервами и другие задачи.
   Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
   - детальное управление запасами (местами складирование);
   - распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
   - отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
   Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.
  

9.3. Принципы построения информационных систем

   Используемое на предприятии информационное обеспечение можно разделить на первичное и вторичное.
   К первичным функциям относятся следующие:
   - организация массивов информации;
   - организация потоков информации;
   - организация процессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации.
   При организации массивов информации используются унифицированные системы документации и классификаторы, с помощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных.
   Функции организации потоков информации предполагают выполнение следующих управленческих процедур:
   - определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;
   - определение состава информации, периодичности её циркуляции и форм представления;
   - разработку документооборота;
   - использование комплекса технических средств для организации потоков информации;
   - установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.
   Организация процесса сбора, хранения, обработки и транспортировки информации предполагает:
   - обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами;
   - распределение между подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовке и передаче информации от места её возникновения до потребителя.
   Вторичными функциями подсистемы информационного обеспечения является обеспечение управленческого персонала научно-технической информацией о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом отечественном и зарубежном опыте в области управления.
   Следует отметить, что подсистема информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует пристального внимания к своей организации. Современные руководители понимают это, и любая даже самая маленькая организация имеет в своем составе информационные службы.
  

9.4. Информационные технологии в логистике

   Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений.
   В информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между самими компьютерами.
   Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы.
   Широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией.
   На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для нее характеристики товара и реквизиты.
   Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта.
   Электронный обмен данными - процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей.
   Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.
   Главными хранилищами информации все чаще становятся базы данных, которые существуют под управлением специальных программных комплексов, называемых системами управления базами данных (СУБД).
   База данных является источником данных для многих пользователей и наполняется от многих источников, в т.ч. из локальных сетей и глобальной миpовой - Internet.
  

9.5. Математические модели в логистике

   Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые информационные потоки.
   Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования. Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным.
   По степени полноты подобия логистических моделей моделируемым объектам можно разделить на изоморфные и гомоморфные.
   Изоморфные модели - это модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные, по существу, заменить его.
   Гомоморфные модели. В их основе лежит искомое подобие модели изучаемому объекту, частичное подобие.
   Материальные модели - уменьшенные макеты логистических систем, позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.
   Абстрактное моделирование подразделяют на символическое и математическое. К символическим моделям относят языковые и знаковые.
   Языковые модели - это словесные модели в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенный от неоднозначности ( "тезаурус" ).
   Знаковые модели. Если ввести условное обозначение, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта.
   Математическим моделированием называют процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторой математической модели (аналитическая или имитационная).
   Аналитическое моделирование - это получить точные решения - большую силу обобщения и многократность использования.
   Имитационное моделирование включает в себя два основных процесса: первый - конструирование модели (в виде компьютерной программы) реальной системы; второй - постановка экспериментов на этой модели.
   Цели: а) понять поведение логистической системы; б) выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы. Имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров.

Вопросы на экзамен

   1. Логистические издержки
   2. логистики на предприятии
   3. Материальные потоки
   4. Заготовительная логистика
   4. Производственная логистика
   5. Транспортно-складская система
   6. Распределительная логистика.
   7. Задачи распределительной логистики
   8. Логистические каналы и цепи сбыта.
   9. Логистика в торговой системе
   10. Логистическа в оптовой торговле..
   11. Логистическа в розничной торговле.
   12. Сервис в логистике
   13. Управление запасами
   14. Виды запасов
   15. Оптимальный размер запасов
   16. Анализ АВС
   17. Определение оптимального размера заказа
   18. Определение точки возобновления заказа
   19. Системы "Точно в срок"
   20. Система "Канбан"
   21. Контроль состояния запасов.
   22. Система управления запасами
   23. Виды и функции складов
   24. Складские операции
   25. Выбор складского помещения
   26. Эффективность функционирования складов
   27. Транспортная логистика
   28. Выбор транспортного средства
   29. Характеристика транспортной системы
   30. Логистическая информационная система
   31. Информационные потоки
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
   1
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"