Под индивидуальным путем здесь будет пониматься самостоятельное обращение к Богу, горнему миру на основе личной веры в Иисуса Христа и Триединого Бога, и выстраивание своей жизни на основе этой веры. Индивидуальный путь не противопоставляется коллективному, он может сочетаться с ним или осуществляться параллельно.
Но может ли индивидуальный путь быть угодным Господу? В Евангелии читаем:
При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас
(Лк.9:49-50).
Здесь мы видим ситуацию, когда сторонники коллективного пути выступили против сторонника индивидуального пути. Однако Иисус Христос поддержал человека, принявшего решение следовать за Господом индивидуально. Более того, Он указал апостолам, что этот человек "за них", т.е. принадлежит к Его Церкви. И вот об этом, о том, что принадлежность к Церкви определяется Иисусом Христом, не следует забывать.
Индивидуальный путь встречался в Церкви не столь уж редко в виде полного ухода из мира. Пример - Мария Египетская, проведшая в Иорданской пустыни в полном уединении, посте и молитве почти полвека. В течение этого времени духовная жизнь и решение проблем сознания святой основывались исключительно на контакте с Богом и Небесной Церковью. Это говорит о том, что индивидуальный путь является таковым лишь с земной точки зрения. Если такой путь угоден Господу, то он обязательно интегрирован в жизнь Небесной Церкви.
1. На пересечении духовного и социального
В наше время индивидуальный путь христианина может принимать разные формы - в зависимости от причин, обусловивших его избрание. Один из вариантов индивидуального пути может возникнуть при решении некоторым человеком проблем, лежащих на стыке духовно-нравственных и социальных и профессиональных областей.
Особенность таких проблем заключается в том, что они возникают на пересечении разных логик, и эти логики необходимо учитывать в комплексе. На практике это не всегда удается. Те, кто имеет необходимые знания и опыт в духовной области (например, священники), часто не обладают достаточным пониманием процессов современного общества. В результате их оценки и рекомендации по практическим вопросам могут носить характер одностороннего морализаторства. Следует признать, что и носителям мирских знаний (профессионалам) может не хватать духовных знаний и опыта, отчего и они могут оказаться несостоятельными в решении проблем, лежащих на стыке духовного и социального.
Приведу пример. В одной телепередаче священник критиковал некоего молодого человека за то, что тот не шел работать, потому что "мало платят", и "предпочитал сидеть на шее матери-пенсионерки". Эта критика основана на нравственных аргументах. Однако социальное поведение людей также учитывает и необходимость его соответствия жизненным целям. И вот по этому критерию поведение вышеупомянутого молодого человека на самом деле может быть вполне рациональным.
Многие работники предпочитают, если потребуется, довольно долго искать приемлемые вакансии вместо того, чтобы сразу соглашаться на работу, которая не является для них перспективной. Они знают, что в случае оптимального трудоустройства человек обретает свое желаемое место в обществе, мотивацию к работе и приемлемое решение материальных проблем (включая оказание помощи все той же матери-пенсионерке).
А вот мучиться на неинтересной и малооплачиваемой работе желающих не так много. Тем более, что малооплачиваемую работу предлагают обычно неэффективные предприятия, которые достаточно быстро уходят с рынка. Даже термин появился такой - "война за таланты". Он означает, что в конкуренции выигрывают те предприятия, которые смогли привлечь "таланты" (т.е. умелых и мотивированных работников). Но чтобы привлечь таланты, этим талантам нужно дать довольно много. И не только достойное денежное вознаграждение, но и увлекательную работу, протекающую в отличной компании, возможности профессионального развития и карьерного роста, комфортный стиль жизни.
Со своей стороны, работники все больше осознают необходимость такого своего уровня, который позволил бы работодателям рассматривать их как таланты. Поэтому их логика - стать искусными и востребованными в отличных компаниях. Нравится это морализаторам или нет, но таковые работники часто лучше них понимают слова Иисуса Христа из притчи о талантах: всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф.25:29). Вот это и есть главное в стратегии трудоустройства - становиться талантом и своей полезностью находить достойное и прочное место в жизни общества. В то же время, нежелание становиться сильным профессионалом приводит к тому, что даже способность цепляться за любую работу не дает гарантии занятости.
Еще пример. Одна моя знакомая вышла на пенсию, но продолжила работать руководителем небольшого коллектива. В какой-то момент она почувствовала, что не может решить, что для нее лучше - оставить работу и провести остаток жизни преимущественно на даче, или продолжать работать, поскольку это давало стабильное финансовое положение. За советом она обратилась к священнику храма, прихожанкой которого являлась. Священник однозначно посоветовал продолжать работать.
Через некоторое время эта женщина спросила меня, что я думаю по поводу ее ситуации и совета священника. Я ответил, что любое из этих двух решений само по себе не является правильным или неправильным. Они в равной мере являются допустимыми. В этом случае критерием правильности решения будет отсутствие в дальнейшей жизни раскаивания в принятом решении и ощущение, что выбор был сделан верный.
Поэтому в подобных обстоятельствах лучше руководствоваться принципом "чужую жизнь не проживешь" и не пытаться, пусть в форме совета, принять решение за другого человека. Но можно подсказать, что способно помочь в принятии решения. Например, рекомендовать простые средства: не торопиться, посмотреть на ситуацию с разных сторон, прислушаться к своему сердцу и обратить внимание на то, желание какого решения будет с течением времени усиливаться. Моя знакомая с этим согласилась. По прошествии определенного времени она сообщила, что приняла решение оставить работу и большую часть года проводить на даче. Через год я побывал в гостях у нее на даче, и когда моя знакомая показывала ухоженный участок, прекрасные цветы и богатый урожай овощей, невзначай спросил, не пожалела ли она о том, что ушла с работы, которой занималась с молодости. Она без колебаний ответила, что не пожалела.
Когда к нам обращаются за советом, то мы, образно говоря, можем предложить либо "рыбу" (решение, которое считаем правильным), либо "удочку" (способ, посредством которого человек сам может принять решение). Чем сложнее и долгосрочнее проблема, чем больше в ней действует разных обстоятельств, тем более предпочтительна "удочка", а не "рыба". Это происходит потому, что в сложных жизненных вопросах человек может не сразу разобраться в своих предпочтениях и интересах. Следовательно, приняв вариант решения от внешнего советчика, он может через некоторое время обнаружить, что это решение основано на предпочтениях и интересах советчика, и что они противоречат его собственным.
2. Проекция заповедей
Вспомним весьма значимый вопрос: как должен относиться христианин к своему мирскому труду? В "Основах социальной концепции РПЦ" даются два ориентира:
VI.4. С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти.
VI.5. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам.
Итак, здесь сформулировано требование двух соответствий мирского труда: первое, замыслу Господа о мире и человеке, и второе - христианским нравственным нормам. Но как это сделать практически? Ведь реалии работы на современном предприятии характеризуются многими факторами: мотивацией, должностными обязанностям, корпоративной культурой и этическими кодексами, регламентами бизнес-процессов, порядком принятия решений, квалификационными требованиями, стратегией, операционными планами, и т.д.
Часто говорят, что надо просто и на работе следовать заповедям. Но ведь речь не идет только о буквальном приложении заповедей, вроде "не убий на работе" или "не прелюбодействуй на работе". Вопрос заключается в том, каково должно быть комплексное решение, которое бы соотнесло евангельский образ жизни с поведением на работе, и интегрировало бы их в одно целое.
Во время одной их прошлых телепередач "Церковь и мир" был задан вопрос именно о том, как следовать заповедям Божиим на работе. Митр. Иларион (Алфеев) в ответ предложил телезрителям осуществить проекцию заповедей в область конкретных условий работы. И это методологически правильно. Ведь проекции - это ментальные установки, поведенческие модели и социальные конструкты, восходящие к своему духовному источнику, обусловленные им и отражающие его в контексте реального рабочего пространства. И, судя по ответу, разработкой таких проекций должны заниматься сами мирине.
Возможно, это разочарует тех, кто хотел бы получить "официальный", утвержденный священноначалием документ, подробно раскрывающий, как следует вести себя на работе, чтобы "соответствовать замыслу Господа о мире и человеке, христианским нравственным нормам". Увы, на мой взгляд, вероятность появления такого документа не очень велика. Дело в том, что проекции образуются в результате переплетения духовного и социального (профессионального), и могут по своему содержанию варьироваться. Сказать заранее, какой вариант проекций будет востребован и наиболее полезен - непросто. И это как раз та ситуация, когда отсутствие утвержденного документа практичнее, нежели его наличие.
Вот поэтому системные решения должны разрабатываться в инициативном порядке теми, кто готов к подобной работе, и предлагаться в рекомендательном порядке тем, кто найдет их для себя полезными. В качестве примера могу назвать свою методику "Система триединого труда" (сокращенно - "СТТ"). Она представляет собой проекцию трех заповедей любви, посредством которой обозначены девять взаимосвязанных тем труда. Работа в этих темах ориентирована на достижение основных целей христианской жизни, таких, как единение с Господом, следование за Ним и служение Ему, и, разумеется, спасение. В СТТ эти цели обобщены в цели верхнего уровня "раскрытие личности как образа и подобия Божия".
СТТ - разработка на стыке духовного и профессионального. С одной стороны, это именно методика, набор инструментов, посредством которых можно системно организовать свой труд в современных условиях. Т.е. это "удочка", а не "рыба", и "консалтинговый продукт", а не "вероучение". С другой стороны, СТТ выстроена на христианских ценностях. Следовательно, по своему объективному содержанию эта система является проповедью Евангелия и евангельского образа жизни, призывом идти спасительным путем, конкретизируемым через постановку соответствующих целей и определение средств их достижения.
3. Особое служение
Выше мы видели, что решение определенных вопросов должно осуществляться на основе личной инициативы и самостоятельности, что является проявлением христианского индивидуального пути. Христиане, берущиеся за такое дело, осуществляют особое служение. Они специализируются на тех аспектах христианской жизни, в которых существует неудовлетворенный спрос. Причем это спрос может носить локальный характер, т.е. предъявляться небольшими группами христиан. Если предлагаемое уникальное решение становится востребованным и его полезность подтверждается опытом пользователей, то разработчик этого решения становится локальным лидером соответствующего направления.
Особое служение, а здесь рассматриваются служения на стыке духовного и социального, может проходить три этапа.
Первый этап. Начинается с определения того, что именно будет создаваться и какую потребность это "что-то" будет удовлетворять. Прежде всего, нужно обращать внимание на практичность: решение должно отвечать реальной потребности, быть конкретным, проверяемым на практике (например, измеряемым с помощью показателей), достижимым в реализации, уместным и ограниченным по времени исполнения. Не помешает и трезвая оценка разработчиком своих знаний и опыта. Переоценка таковых нередко приводит к провалу. Также надо быть готовым к тому, что разработка может вызвать ограниченный интерес и не создать значимой обратной связи. Например, моя методика СТТ была опубликована на Литрес в 2019 г. и на сегодняшний день скачана чуть более 350 раз. При этом только один из читателей оставил положительный текстовый отзыв. Это говорит о том, что данную методику пока еще рано считать востребованной.
Второй этап. Тем не менее, удачные разработки в конце концов могут вызвать достаточный интерес и привлечь к разработчику сторонников. Если такие сторонники активно контактируют с разработчиком, то он может считаться состоявшимся локальным лидером. И тогда его деятельность выходит на второй этап. Сущность этого этапа состоит в том, что разработчик ставит перед собой задачу увеличить число локальных лидеров и рекомендует своим сторонникам самим стать локальными лидерами. Это возможно, если тот или сторонник способен развивать и обогащать исходную разработку, становясь ее самостоятельным и оригинальным последователем. Другой вариант: последователь находит свою тему, свою "нишу", и в ней становится локальным лидером полностью самостоятельно.
Третий этап. Возможность перехода на третий этап возникает тогда, когда сформировалась группа локальных лидеров. Тогда ставится задача объединения этих лидеров в сеть и обеспечение сетевой координации их деятельности. Локальным лидерам не нужно говорить, что им делать. Вместо этого следует сосредоточиться на том, чтобы обеспечивать для них возможности эффективных контактов между ними. И через это поощрять их совместное творчество, которое может стать более многообразным и плодотворным. На третьем этапе появляется новая функция - развитие сети локальных лидеров. Эту функцию могут брать на себя некоторые локальные лидеры, обладающие организационными способностями. Если сеть развивается успешно, то начинает набирать силу децентрализованная модель организации христиан.
В целом, гибкое сочетание централизации и децентрализации важно для любой деятельности. Оно зависит от решаемых задач. Там, где нужна инициатива и творческий результат, предпочтительнее децентрализация и равенство участников. Но там, где требуется дисциплина, сохранение и защита установленного порядка, централизация и иерархия играют главенствующую роль.