Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
1. Духовная жизнь и совершенство
В обыденной практике мы не всегда точно определяем сущность духовной жизни и смысл христианского совершенства. Увлекаясь внешней стороной тех или иных добродетелей, бывает, упускаем то, что они суть не совершенство, а средства и способы к достижению его. Преп. Никодим Святогорец прямо указывает, что "самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним" (Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. - М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с.16. Все цитаты далее по этому источнику).
Именно это положение и легло в основу его развернутого определения: "Теперь, узнавши так ясно и определенно, что духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях, о которых мы сказали, узнай и то, что она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и единении с Ним... в связи с чем состоят сердечное исповедование благости и величия Божия и сознание собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу; отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией; и притом желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (см.: 1 Кор. 10, 31), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему" (с. 22).
Мера совершенства есть мера сближения и единения с Богом, в которых и состоит духовная жизнь. И эта духовная жизнь для нас есть необходимо и брань, так как враги - страсти и демоны - непрерывно отвращают нас от этой жизни. Как же им можно противостоять и возрастать к совершенству? Преп. Никодим Святогорец предлагает четыре расположения и духовные делания:
А) Никогда ни в чем не надеяться на себя. "...мы, несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил, обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном самопрельщении не перестаем верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Эта, однако ж, духовная немощь наша, весьма трудно при том замечаемая и сознаваемая, паче всего в нас противна Богу как первое исчадие нашей самости и самолюбия и источник, корень и причина всех страстей и всех наших падений и непотребств" (с.26-27).
Духовное делание, которое надлежит совершать, чтобы выйти из названного богопротивного состояния, заключается в том, чтобы познавать свое ничтожество и неспособность самому собою делать никакого добра, искать помощи в этом расположении у Бога в теплых и смиренных молитвах, привыкать всегда опасаться за себя и бояться бесчисленных врагов своих, при впадение в какое-либо прегрешение как можно живее обращаться к узрению немощности своей и сознанию ее (с. 28-30).
Б) Носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на единого Бога. "... вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность... Ибо как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду; так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностию в получении от Него помощи" (с.33-34).
В этом духовном делании следует проверять, не скрывается ли в нас ненадеяние на Бога и надежда на себя, даже если и утверждаем, что надеемся исключительно на Бога. Признаком ненадеяния на Бога является наша скорбь, когда случится нам пасть как-нибудь. И чем мрачнее и безотраднее эта скорбь, тем обличительнее, что мы слишком много уповали на себя и очень мало на Бога (с. 38-38).
В) Непрестанно подвизаться. "... ведай, что в этой невидимой брани только тот не теряет, кто не перестает бороться и уповать на Бога, Которого помощь никогда не отступает от борющихся в Его полках, хотя иной раз Он попускает получать им и раны. Почему борись каждый не отступая, потому что в этом неотступном борении все дело" (с.44).
Помощь Бога обязательно приходит к уповающим на Него, но на все у Бога свое время и свой порядок. Без брани не обойтись, ибо в ней доказывается верность Господу, разрушаются пороки и укрепляются добродетели. Поэтому надо принимать необходимость невидимой борьбы и неотступно вести ее.
Г) Всегда пребывать в молитве. "Ищи помощи в сем у Бога в теплых и смиренных молитвах, ибо это Его есть дар" (с.29).
Сказано о познании нами своего ничтожества, но, конечно, относится и к упованию на единого Бога, а также и к подвизанию. Регулярное пребывание в молитве, особенно в моменты очевидной немощи, и есть действительное выражение ненадеяния на себя и упования на Бога, а также готовности бороться не отступая - так как без молитвы уж точно не выстоим.