Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
5. Как вести невидимую брань
Пытаясь противодействовать своим страстям, мы довольно быстро на собственном опыте убеждаемся, что наши победы на этом поприще нечасты, даются тяжело и быстро сходят на нет. И где-то в глубине души под влиянием такого опыта начинает складываться убеждение, что победа над страстями хотя и возможна "теоретически" и порой отчасти действительно достижима на практике, но как окончательное и устойчивое явление нашей жизни все же маловероятна.
В ответ на эти наши сомнения старец объясняет:
...вести брань со всеми страстями своими нужно непрестанно и мужественно, особенно же и преимущественно против самолюбия, или неразумной любви к себе в самоугодии и в саможалении, потому, что оно служит основою и источником всех страстей... Опущение из виду этого безжалостного к себе отношения было, есть и будет всегда причиной безуспешности наших духовных побед, их трудности, редкости, несовершенства и непрочности (с. 90).
Искусство ведения брани начинается с осознания источника нашей слабости - самолюбия. До тех пор пока мы склонны угождать своей плоти и беречь некую комфортность от отсутствия настоящей борьбы со страстями, они не покидают нас и даже усиливаются. В этой борьбе необходимо мужество, которое заключается в отказе от самолюбия и принятия безжалостного к себе отношения. Такой подход диктуется тем, что безопасно уклониться от брани невозможно:
Нет человека, которого бы миновала брань сия в жизни или в смерти. И кто не ведет брани, чтобы победить страсти и врагов своих, тот неизбежно будет схвачен в плен, здесь ли или там, и предан смерти (с. 93).
Поскольку наше положение столь серьезно, то уже утром воину Христову следует устроиться на брань, с самого момента просыпания осознав, что слева от него
Стоит уже тот враг твой и то страстное влечение, с коим ты состоишь в то время в борьбе, готовые тотчас напасть на тебя, и вследствие того восстанови в себе решительность или победить или умереть, но не уступить... Ибо этим трудом, нуждением себя и безжалостным, несмотря на боль, отрыванием себя от порочных навыков приобретается победа и стяжевается великое сокровище, на которое покупается Царство Небесное и ради коего душа навсегда соединяется с Богом (с.96, 98).
Вот такая решительность нужна - "победить или умереть". Потому что ставка в этой борьбе много больше, чем та или иная степень духовного развития и чистоты. В брани враг и наши страсти воюют с нами, чтобы лишить нас спасения, Царства Небесного и навечного соединения души с Богом.
К решительности нужно приложить понимание, в каком порядке следует поборать свои страсти:
Войди вниманием в сердце свое и исследуй тщательно... какая страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нем, потом против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и ее поборать старайся (с.102).
Преп. Никодим Святогорец также учит, что к борьбе нужно приготовиться заранее, мобилизовав все свои силы на предстоящую схватку. Если все же нападение состоялось неожиданно, то страстное восстание необходимо обуздать напряжением воли. И при этом возвести ум и сердце к Богу, как источнику столь необходимой для нас помощи. Еще одни важный совет - устранить пристрастие по любви или ненависти. Для этого следует оравнодушить себя и разумно относиться к вещам и лицам.
Наставляет старец и как бороться против плотских страстей, отмечая, что здесь есть свой особый способ:
Здесь есть закон: всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой плоти твоей, особенно встречи с лицами другого пола (с.109).
В мирской жизни, конечно, уклонение от встречи с лицами другого пола часто невозможно (например, на работе) или бессмысленно по самой ситуации (например, для лиц, собирающихся вступить в полноценный брак или находящихся в таком браке). Поэтому данное указание старца применительно к мирянам означает необходимость избегать не самих встреч, а тех ситуаций, в которых эти встречи создают возможность греха (например, толкают на супружескую измену). Также важно не осуждать других за плотский грех:
Ведай, что если ты скор на осуждение и презрение к другим, то Бог больно накажет тебя за это, попустив самому тебе впасть в тот же грех, за который осуждаешь других (с.113).
Не следует слишком надеяться и на собственное размышление в моменты соблазна, используя благочестивые доводы ума как средство прямого противодействия страсти. Это часто не срабатывает:
Ибо хотя ум при сем будет вести мысленную речь свою в укор и противление сей страсти, но как мысль, несмотря на то, все же будет держаться на предметах ее, к которым так неравнодушно сердце, то не дивно, что, тогда как ум расточает такие строгие суждения о таких делах, сердце соуслаждаться будет ими и соглашаться на них, что и есть внутреннее падение (с.117).
Плотские помыслы могут быть навязчивыми, вызывать смущение, стыд, не поддаваться прямому противодействию им со стороны ума. Старец называет лучший способ избавиться от них:
Ведай, что нет лучшего способа к прогнанию их, как презрение к ним и ни во что их вмененение (с.118).
Надо бороться также с помыслом нерадения, который ведет к разленению и деградации, представляя дело так, что для стяжания добродетели неизбежно поднять величайший труд в условиях постоянных и сильных нападений многочисленных врагов и собственного одиночества. Старец говорит о необходимости нейтрализовать этот помысл:
...помысл нерадения станет представлять тебе все такое, не слушай его, а, напротив, так представляй себе дело, что конечно, надо делать тебе дела, но немного; что и труд надлежит тебе подъять, но очень малый и немногие дни; что и врагов встретишь, но немного, а только одного какого, и этот, хоть против одного тебя и силен был бы, но при помощи Божией, которая всегда присуща тебе ради великого твоего на нее упования, ты несравненно сильнее его (с.125-126).
Мужественное ведение невидимой брани подразумевает: (1) решительность, (2) понимание в каком порядке ведется борьба со страстями, (3) знание особых способов борьбы с конкретными страстями и (4) нейтрализацию помысла нерадения, который стремится отнять у нас всякую способность к брани.