Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
9. О борьбе со страстями и стяжании добродетелей
Преп. Никодим Святогорец говорит о том, что в борьбе со страстями и стяжении добродетелей нужно придерживаться определенного порядка. Общую характеристику такого порядка он дает в шести наставлениях, начинающихся с совета сосредоточиться на борьбе с главной страстью:
И, во-первых,... вооружайся преимущественно против той страсти, которая наиболее тебе докучает, не раз уже одолевала тебя и готовится снова напасть на тебя; вооружаясь же против нее, сколько сил есть старайся установиться в той добродетели, которая противоположна сей страсти, употребляя все пригодные к тому делания и подвиги. Ибо коль скоро успеешь в этом, то вместе с тем оживишь в себе и все другие добродетели и облечешься в них, как в броню, которая будет ограждать тебя от стрел страстных (с.238-239).
Самая сильная страсть наиболее гнетет нас, отвращая от покаяния. Ее присутствие бросает тень на всю душу. По этой тени видно не только отсутствие противоположной главной страсти добродетели, но видно и ослабевание прочих добродетелей. Если человек преуспевает в борьбе с главной своей страстью, то он восстанавливает и более всего боримую добродетель, и другие добродетели, которые усиливаются и превращаются в броню от стрел страстных.
Но не нужно полагать, что борьба со страстями и стяжание добродетелей требуют некоей кампании, ограниченной по времени:
Во-вторых: на стяжание добродетелей не назначай определенного времени, ни дней, ни недель, ни месяцев, ни годов...Уготовься на непрерывный труд, подвиг, и борение... Напряжение сил для устранения препон к сделанию добра скорее водворяет в нас навык к добродетели и глубже внедряет в сердце корни ее (с.240-241).
К добродетели нужен навык, который образуется и развивается напряжением сил в ходе преодоления препятствий к совершению добра. Благодаря этому укрепляющемуся навыку прочнее укореняется в нас и сама добродетель. Напротив, прекращение усилий ослабляет и навык, отчего становится неустойчивой и добродетель. Телесные подвиги помогают в духовной жизни, но в них нужна мера:
В-третьих: будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов... Мера сия - средина между самоугодливою поблажкой плоти и безжалостным измождением ее до изнеможения без крайней к тому нужды. Средину ищи опытом и делом, а не теорией, и в правило при сем возьми постепенность, идя снизу кверху. Ищи, и обрящешь. Что же касается до внутренних, душевных добродетелей... то тут не требуется никакая определенная мера, и постепенность их совершенствования сама собой определяется там, внутри (с.241-242).
В телесных подвигах требуется умеренность, так как плоть немощна. Она немощна и тогда, когда мы ей угождаем поблажками, от чего она привыкает к ним и даже начинает требовать еще больших поблажек; немощна плоть и тогда, когда мы ее без нужды измождаем - так как изнеможение подрывает здоровье и способность заниматься теми или иными делами. Внутренние добродетели, такие как любовь к Богу и другие, не нуждаются в ограничении с той или другой стороны. Дух бодр, и оттого под действием благодати душевные добродетели постепенно совершенствуются в своей естественной мере, наподобие того, как постепенно растут растения.
В-четвертых. Но среди такого действования... ищи одного того, чтобы победить ту страсть, с которою теперь борешься и которая теперь тебя борет, и на место ее восставить в силе ту добродетель, которая ей противоположна и ею в настоящее время подавлена. ...здесь разумеется страсть, которая борет тебя в настоящий час, главная она или не главная (с.242-243).
Борьба с главной страстью не должна вести к пренебрежению борьбой с другими страстями. И это логично: отражать нужно не только самый сильный и опасный удар, но и вообще любой удар, который в данный момент нам угрожает. Ведь и сумма менее сильных ударов может принести значительный урон.
Далее старец напоминает, что для ослабления ударов страстей надо лишать страсти их почвы - самоугодия:
В-пятых: будь непримиримый враг всех земных утех и удовольствий чувственных, порожденных самоугодием и его питающих. Через это легче и реже будешь ты подвергаться нападениям не только плотских, но и всех вообще страстей, ибо все они коренятся в самоугодии, с подавлением и отсечением которого они, не имея под собой почвы, теряют свою силу, твердость и устойчивость (с.244).
Волевое усилие по преодолению страстей должно благоразумно сочетаться и с действиями по ослаблению силы страстных влечений. Слабеющие удары отразить легче, чем не теряющие силы.
В-шестых....совершенно необходимо тебе прежде всего сделать генеральную исповедь, со всем достодолжным вниманием и со всеми потребными при сем деланиями, рассмотрениями и решениями, чтобы чрез это душу твою преисполнило полное удостоверение, что ты стоишь во благодати Бога, единого Подателя всех духовных дарований, добродетелей и побед (с.245).
Необходимо хорошо понять всю внутреннюю, душевную ситуацию, разобраться во всех существенных ее деталях, чтобы убедиться в правильности, благодатности предпринимаемых действий.