Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

12. О молитве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
  
  
  12. О молитве
  
  В молитве надлежит иметь следующие расположения:
  
  1) ...живое стремление всяким делом служить единому Богу, и служить так, как сие благоугодно Ему.
  2) ...живую и теплую веру, что Бог, по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих, Сам желает и готов подать тебе все, потребное для твоего Ему достодолжного служения, и всякое благо, потребное для тебя.
  3) ...да будет у тебя в уме сердце то, чтобы всецело объединять свою волю с волею Божиею, и ей во всем подчиняться, и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю.
  4) Труд молитвенный... должен быть сопровождаем подвигом самопринуждения и напряжения себя на то, о чем просим.
  5) В молитве твоей надлежит тебе совмещать четыре действия, о которых пишет святой Василий Великий: сначала восславословь Бога, затем возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего.
  6) Чтобы молитва твоя возымела силу пред Богом и привлекла к тебе Его благоволение, окрыляй ее и благоукрашай несомненною верой не только в безмерность Божией щедродательности и в непреложность обетования Его услышивать нас, взывающих к Нему, еще прежде, чем кончится молитва наша... но наипаче в силу воплощенного о нас домостроительства Господа нашего Иисуса Христа.... Предлагай также во услышание тебя ходатайство Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, день и ночь о нас молящейся, и предстательство всех святых.
  7) Надлежит тебе совершать свои молитвы всегда с прилежанием неутомимым... Ибо смиренное терпение, неутомимость и неотступность в молении побеждает непобедимого Бога и на милость Его преклоняет (с. 293-301).
  
  Этими семью расположениями закладывается основа молитвы, необходимое для нее устроение души. Преп. Никодим дает также определение настоящей молитве:
  
  Не словом только надо молиться, но и умом и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва (с.304-305).
  
  Настоящей молитве нужно учиться. В помощь старец дает нам советы:
  
  1) Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы.
  2) Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память.
  3) Когда настанет время для молитвословия, не вдруг, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому.
  4) Пред самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие.
  5) Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтоб они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не позволяй вниманию своему отклоняться... Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных.
  6) Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце... остановись на нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.
  7) Если потрудишься так совершить молитвословие, то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе.
  8) Приложу и еще одно правильце, именно непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем. ...Начавши, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и себя на поблажая льготами и вольностями (с. 310-315).
  
  Принимая нужные расположения, стремясь к настоящей молитве и опираясь на советы старца о порядке молитвенного делания, мы можем продвигаться вперед. При этом старец также отмечает, что своя молитва (т.е. молитва, слагаемая самим молящимся) "в труде молитвенном имеет неотказно принадлежащее ей место и часть" (с. 315-316).
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"