Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
13. О молитве Иисусовой
Преп. Никодим говорит, что настоящая молитва совершается:
...не отклоняясь вниманием от Бога, с сознанием Его присутствия, как бы пред лицом Его. Это есть высшее делание в молитвенном труде (с.320).
Достичь этого высшего делания трудно, и мысль все же отклоняется и блуждает во время молитвы. В ответ на эту проблему:
Придумано молиться коротенькими молитвами, которые бы, держа мысль пред лицом Бога, не давали ей повода уклоняться инуды и делали ее неисходно внутрь пребывающею (с.232-322).
Старец отмечает, что были и такие молитвенники, которые непрестанно повторяли одну краткую молитву. При этом с самого древнего времени очень многими была избираема молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Эта молитва получила название Иисусовой, потому что обращена к Господу Иисусу Христу. Для обретения навыка ее непрестанного повторения старец дает советы:
1) Определи в молитвенном твоем правиле часть и молитве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале своего молитвословия и несколько раз после него.
2) Число, сколько раз повторять, в каком случае сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу.
3) Не спеши гнать одну молитву за другой, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят пред большим лицом, когда просят его о чем.
4) Если имеешь свободу, то во время между одним и другим молитвословием положи себе становиться, как обычно становишься на молитву, и возносить к Господу несколько раз молитву сию. А если нет такой свободы, то внутренне вставляй сию молитву всюду между делами твоими и даже речами.
5) Творя сию молитву на правиле или кроме него, становись для нее в молитвенное положение, при каждом разе ее произношения делай поклон - десять раз поясной, а потом земной, - так, пока кончишь.
6) О дальнейших наставлениях, указаниях и предостережениях касательно молитвы Иисусовой читай в Добротолюбии.
7) Заметь еще: быть вниманием надо в сердце, или внутри персей, как говорят иные отцы, именно немного выше левого сосца, - и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, то поступи, как советует монах Никифор, именно: поднимись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самим собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь под левый сосец.
8) У святых отцов встретишь много предостережений. Ко всем им поводы даны опытами неправильного действования. Чтобы избежать сих неправильностей, имей советника - отца духовного - или собеседника - брата единомысленного - и поверяй им все, случающееся при таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей простоте, в великом смирении и неприсвоении себе успеха.
9) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха
(с. 328-332).
Преп. Никодим также говорит о том, что до некоторого предела доходит наш собственный труд с помощью благодати Божией. То же, что может быть в молитве выше этого предела, будет даром единой благодати.