Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
14. Об успехе в молитве
Преп. Никодим наставляет, что ища успеха в молитвенном труде действовать надо так, чтоб "не разорять одною рукою того, что созидает другая". Старец дает советы, как лучше навыкнуть к молитве и сделать ее успешной:
1) Тело твое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе.
2) Внешние свои сношения сократи до самых неизбежных. Это на время обучения себя молитве. После молитва, действуя в тебе, укажет, что без ущерба для нее может быть прибавлено.
3) Все свободное время, после молитвы, употребляй на чтение и размышление. Для чтения избирай наиболее такие книги, в коих пишется о молитве и вообще о внутренней духовной жизни.
4) Ведай, что в молитве успеть нельзя без успевания вообще в христианской жизни. Неизбежно необходимо, чтоб на душе не лежало ни одного греха, неочищенного покаянием... И постоянно держи в сердце смиренное сокрушение.
5) Так настроясь, утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою, но не упуская при этом ничего и из того, что может способствовать в сем труде. И получишь искомое. Напомню тебе, что говорит Макарий Великий: увидит Бог молитвенный труд твой и что ты искренно желаешь успеха в молитве, и даст тебе молитву. ...не забывай молиться и о молитве.
6) Сообщу тебе, что слышал от одного боголюбца: "...в сердце мое канул сладкий огонек. Ощущение это похоже на то, как проглотишь какой лакомый кусок. Уканувший огонек сей там и остался в сердце, и мне чувствовалось, будто меня кто держит за сердце". ...Я привожу тебе сказание сие, чтоб ты из сего уразумел, что ищется молитвенным трудом и по какому признаку можно узнать, что оно получено.
7) Присовокуплю к сему и следующие слова Григория Синаита: "...если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее... иметь в сердце это одно дело молитвы безвидно, невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви к Господу"
(с.332-337).
Говоря о молитве, старец преимущественно наставлял тому, как молитву возвести до свойственной ей степени, т.е. сделать ее настоящей. Только такая - настоящая - молитва и становится победоносным орудием в невидимой брани.
Материал был подготовлен мной в период с октября 2011 г. по май 2012 г.