Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

О православной этике труда

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  О ПРАВОСЛАВНОЙ ЭТИКЕ ТРУДА
   (статья опубликована в журнале "Право и практика", 3/2017)
  
  С вопросами этики труда мы сталкиваемся постоянно, хотя и не всегда четко формулируем те или иные этические проблемы. В статье излагается концепция трех сторон труда с учетом заповедей Иисуса Христа и наставлений святых, а также "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" и некоторых ключевых положений экономической науки.
  
  
  I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ТРУДА
  
  Отношения взаимности
  
  Взаимность утверждается в Нагорной проповеди Иисуса Христа:
  
  Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12).
  
  Здесь взаимность, точнее взаимная любовь, предстает как исполнение закона отношений между людьми, как нравственный императив. В таких отношениях любовь одного человека получает награду в виде любви другого человека. И это норма для совершенных сообществ. Но в падшем мире взаимность любви не достижима всеобще. Грехи разделили людей, вместо взаимной любви часто проявляется взаимная ненависть. Для противостояния взаимной ненависти необходима более высокая любовь, а именно односторонняя, жертвенная любовь. Иисус Христос дает заповедь:
  
  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44).
  
  Любовь среди людей должна принимать и односторонний характер, ибо враг может и не прекратить немедленно в ответ на нашу любовь свою враждебность. Однако такая односторонняя любовь не является отрицанием взаимности, но ведет к более высокой взаимности, чем та, которая может существовать между людьми. Потому что отсутствие взаимности со стороны людей при нашей любви к ним восполняется любовью Бога к нам. Другим словами, если мы любим врагов наших, мы любим и создавшего всех людей Творца. И Творец отвечает нам на нашу любовь взаимностью, устанавливая для нас определенную награду. Эта награда дается как компенсация за одностороннюю любовь:
  
  И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают (Лк.6:32-33).
  
  Не следует понимать эти слова так, что "любить любящих нас" неправильно. Взаимная любовь - это естественный закон, который принимают даже грешники. Это норма человеческих взаимоотношений. Однако данной нормы в падшем мире недостаточно, так как в нем значительное распространение получило отрицательное отклонение от нормы. И для противостояния отрицательному отклонению необходимо положительное отклонение от нормы.
  
  Два вида односторонней любви
  
  Отклонением от нормы человеческих взаимоотношений является односторонняя любовь. Отрицательное отклонение формируется самолюбием, т.е. преобладанием любви к себе. Самолюбие, по учению св. Отцов, есть корень гордости и всех страстей. Если самолюбие и гордость ничем не сдерживаются, то страсти обретают в душе человека такую силу, что принуждают его к смертным грехам - преступлению заповедей. Поэтому самолюбие оказывает разрушительное воздействие на взаимность любви и приводит в конечном счете к взаимности равнодушия, презрения и ненависти.
  
  Преодолеть этот антипод взаимной любви можно с помощью положительного отклонения, формируемого преобладающей любовью к Богу и Его творению - людям. Отвечая на вражду любовью и не ожидая ничего взамен, можно своим примером помогать другим людям преодолевать их страсти, содействовать их покаянию, поддерживать заблудших и немощных и, через это, возрождать взаимную любовь. Поступать так намного труднее, чем отвечать взаимностью на чужую любовь. Положительное отклонение - это жертвенная односторонняя любовь, необходимая для победы над злом. Такая любовь подражает истинной Божественной любви к людям, которая не гаснет от временного отсутствия в людях ответной любви:
  
  В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в
  умилостивление за грехи наши (Ин.4:10).
  
  И разумеется, такая любовь, преодолевающая ограничения принципа взаимности любви и делающая любящих так людей совершенными, достойна и особой награды от Бога. Названные три момента (норма и два отклонения от нормы) являются значимыми для любых человеческих взаимоотношений, и потому логика их понимания может применяться к конкретным сферам нашего бытия. Например, к сфере труда и экономики.
  
  
  II. ОБЩЕСТВЕННЫЙ, АСКЕТИЧЕСКИЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ТРУД
  
  Три момента труда
  
  Наше отношение к труду, его восприятие определяется теми целями, которые мы стремимся достичь посредством труда. Выделим три момента труда в соответствии с его ориентированностью на определенные цели.
  
  Нормой человеческого труда является общественный труд. Это труд, организованный на основе взаимности, достигаемой через разделение труда и обмен. Он соответствует общей норме взаимной любви и ориентирован на удовлетворение жизненных потребностей людей.
  
  Далее, можно выделить аскетический труд, совершаемый трудящимся ради противостояния негативному отклонению в своей душе. Такой труд ориентирован на искоренение страстей, недопущение грехов и получение защиты в духовной брани.
  
  И третий вид - благотворительный труд. Он является проявлением положительного отклонения от общей нормы взаимной любви и ориентирован на помощь нуждающимся, на противостояние делами добра негативному отклонению в жизни людей.
  
  В зависимости от выбранного жизненного пути и жизненных обстоятельств человека в его труде могут присутствовать все три момента, или только некоторые из них. В общем случае, полноценным можно считать труд, в котором наличествуют все три момента, но при этом пропорция их сочетания определяется свободно самим трудящимся.
  
  Общественный труд
  
  Современный общественный труд осуществляется в рамках рыночной экономики. Ключевые принципы функционирования рыночной экономики сформулировал еще Адам Смит. В контексте трудовой этики нужно учитывать следующие принципы:
  
  1. Собственная выгода достигается через удовлетворение потребностей других.
  2. Экономическая ("естественная" по А. Смиту) свобода. Означает в том числе свободу участников рыночных отношений в определении желаемого уровня своего материального благосостояния и своей ролевой функции для достижения этого.
  3. Принятие решений на основе экономических сигналов.
  
  В первом из названных принципов реализуется экономическая взаимность. Ее формулировка проста: если хочешь получить ресурсы от других, то дай им твои ресурсы. На практике эта взаимность легла в основу разделения труда и обмена, ставших средой для технологического прогресса и повышения производительности труда.
  
  Во втором принципе также присутствует взаимность. Свобода - это признание людей, что каждый имеет право сам определить свое желаемое место экономике и образ жизни, который данное место способно дать. Именно взаимное признание свободы друг друга в рамках правового поля устраивает всех. Такого всеобщего признания не может достигнуть ни один частный "стандарт", выстроенный на основе чьих-то предпочтений.
  
  Третий принцип показывает в общем виде, как люди ищут и находят свое место в рыночной экономике. Они это делают, ориентируясь на сигналы, самым распространенным из которых является цена. Для покупателя цена сигнализирует о возможностях удовлетворения его потребности при имеющемся у него доходе. Для продавца цена определяет возможности получить доход при использовании имеющихся у него ресурсов.
  
  Именно общественный труд, осуществляемый в рыночной экономике, оказался способным достичь того радикального улучшения в материальных и культурных условиях существования людей, которое мы наблюдаем в развитых странах.
  
  Аскетический труд
  
  В аскетическом восприятии главное место отводится внутреннему, душеполезному эффекту труда для самого трудящегося, а не внешнему материальному результату труда. Аскетическое восприятие было сформировано в монашеской практике, труд там был и является одним из компонентов монашеского подвига. В некоторых случаях для такого труда вообще не нужен внешний полезный результат.
  
  Пример:
  
  У одного великого старца был ученик, который жил рядом с ним, но в особой келии. Однажды старец услышал бесов, вопиявших: "Горе нам от этих монахов, и к старцу приблизиться не можем, и к его ученику тоже, потому что он разоряет и строит, и никогда не видим его праздным". Услышав это, старец понял, что от него самого гонит бесов присущая ему благодать Божья, а об ученике недоумевал: "Что это значит: разоряет и строит?" Вечером он пришел к ученику и спросил: "Как живешь?" Ученик отвечал: "Хорошо, отче." Старец стал выпытывать у него, не впадает ли он в уныние. Тогда ученик указал рукой на лежавшие около него камни и сказал: "Из этого камня я строю стены, а потом снова разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния." Тут великий старец и понял, что бесы потому не могли приблизиться к его ученику, что никогда не видели его праздным, и стал поощрять ученика к продолжению труда. Другим же старец об этом говорил: "Знаю, что своим деланием ученик мой не приносил никакого прибытка ни себе, ни другим, но поскольку не был празден, бесы не находили возможности приблизиться к нему [Цит. по: 1, с.607].
  
  В этом примере мы видим, что аскетический труд может быть всецело направлен на решение внутренних проблем, на решение проблем брани с врагом. Причем до такой степени, что полезный материальный результат здесь вообще не требуется.
  
  Другая цитата:
  
  Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся - так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит (Св. Тихон Задонский).
  
  Здесь точно указана суть аскетического восприятия труда: не так важно, что вы делаете и как, наиболее важно то, что вы пребываете в труде, а не в праздности, что помогает избежать греха. Таким образом, избегание греха и есть цель труда в его аскетическом восприятии. Такой труд в общем случае не отрицает материальный результат. В конце концов, и монахи трудятся для своего пропитания и даже помощи другим. Но аскетический труд не ориентирован на созидание материальных благ как на свою основную цель. И поэтому он никогда не давал и не мог дать того результата в удовлетворении потребностей общества, который был достигнут общественным трудом.
  
  Благотворительный труд
  
  Несмотря на значительные успехи, достигнутые общественным трудом, рыночная экономика имеет и сложные проблемы. Эти проблемы можно объединить в два широких класса.
  
  Во-первых, это проблемы развития, перехода к более зрелым и совершенным стадиям. Например, Великая депрессия 1929-1933 гг. показала необходимость введения определенного госрегулирования экономики, что ограничивало бы разрушительность циклических кризисов. С течением времени кризисы становились менее резкими, а генерируемая ими социальная напряженность - мягче.
  
  Во-вторых, это проблемы греховности человека, которые в хозяйственной сфере также серьезно мешают созданию эффективного общества. Коррупция, хищения, мошенничество, намеренное невыполнение взятых обязательств, уклонение от уплаты налогов и многое другое - давление греха повседневно и серьезно.
  
  Совместное действие проблем обоих классов приводит к тому, что и в экономически успешном обществе всегда есть люди, которые не нашли в нем достойного места и не могут, в краткосрочном или более длительном периоде времени, адаптироваться к сложившейся ситуации. Помочь таким людям может благотворительный труд, который также имеет большое значение в формировании нравственной позиции общества.
  
  Благотворительный труд может быть непосредственно таковым, если безвозмездно осуществляется ради помощи больным, престарелым, безработным и другим нуждающимся членам общества. Но и в тех случаях, когда благотворительная помощь оказывается из доходов, полученных в результате занятости в общественном труде, можно считать, что часть этого общественного труда, соразмерная благотворительной помощи, является благотворительным трудом.
  
  В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (далее "Основах...") отмечается:
  
  Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся [2, с.87].
  
  Названные два нравственных побуждения к труду тесно связывают общественный и благотворительный труд.
  
  
  III. ТРИЕДИНСТВО ТРУДА
  
  Благословенность труда
  
  Полноценным является труд, совершаемый в триединстве его важнейших сторон: аскетической, общественно-созидательной, благотворительной. Аскетическая сторона помогает трудящемуся преодолевать свои страсти и бороться со своими грехами, искоренять в себе все то, что выше названо отрицательным отклонением от нормы. Общественно-созидательная сторона ориентирует человека на поиск собственного места в экономике. Места, которое позволяло бы ему реализовать его творческие способности и удовлетворять свои жизненные потребности в сотрудничестве с другими людьми. Благотворительная сторона направлена на преодоление страстей и грехов, а также их последствий в жизни других людей. Для самого трудящегося благотворительная сторона труда является положительным отклонением от нормы взаимности (справедливости).
  
  В "Основах..." говорится:
  
  С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти [2, c.86].
  
  Триединое восприятие труда позволяет во главу угла поставить цель благословенности труда. Аскетический аспект - это фильтр, который должен отсеять в собственном труде человека все, что не угодно Господу. Общественно-созидательный аспект - это наше соработничество Господу, в котором мы призваны способствовать исполнению Его замысла о мире и человеке. Благотворительный аспект - это особая область соработничества Богу, в которой христианин подражает любви Бога к человеку и помогает отсеять все, что не угодно Господу, в других людях.
  
  Пропорция, в которой сочетаются три стороны труда, свободно определяется самим тружеником. Это сочетание должно гармонично учитывать место и склонности человека, его талант и жизненные цели. Поучительны примеры на эту тему из жизни известных людей.
  
  Примеры из жизни
  
  Яркий пример из истории православного предпринимательства - жизненный путь Павла Третьякова. Будучи успешным фабрикантом, он не только передал в дар Москве "Третьяковскую галерею", но и жертвовал значительные суммы на строительство храмов (в том числе православного храма в Токио), построил училище для глухонемых детей, богадельную для вдов и сирот, и вообще, совершил много добрых дел. Особый интерес представляет его идея предпринимательской деятельности. В письме своей дочери он сказал так:
  
  Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях [3, с.142-143].
  
  Здесь мы видим, что участие в системе общественного труда позволяло Павлу Третьякову "наживать" прибыль, которая направлялась на благотворительные цели. И тем самым предпринимательство в некотором смысле превращалось из общественного труда в труд благотворительный.
  Подобный путь доступен не только состоятельным предпринимателям. Прп. Порфирий Кавсокаливит рассказал, как ему удалось приобрести хороший участок земли под монастырь:
  
  Ты, наверное, хочешь спросить, откуда у меня деньги? Еще давно я купил вязальную машину и работал на ней. ...Мы работали, скажу я тебе, много работали. Понимаешь? Мы брали подряды на вязаные вещи и с утра до вечера в течение многих лет работали на этой вязальной машине, я, моя сестра и племянница. Так мы смогли заработать начальный капитал, достаточный, чтобы купить этот участок под монастырь [4, с.515].
  
  Эти примеры показывают, что люди, жившие по заповедям Божиим, умели сочетать в своем труде все три его стороны. Но при этом особое значение они придавали благотворительному труду как проявлению жертвенной любви.
  
  Как сочетать аскетический, общественный и благотворительный труд?
  
  Поскольку речь идет о сочетании трех разных восприятий труда, то первым правилом должен стать отказ от попыток подменять логику одного восприятия логикой другого. Например, аскетический труд органично включен в тему смирения, а про смирение вы во многих православных книгах прочитаете, что оно состоит в том, чтобы "считать себя хуже всех и даже ниже всей твари". Как лекарство от гордости, смирение в этом и состоит.
  
  Но если вы претендуете на занятие нужной вам вакансии, и знаете, что ее рассчитывают занять еще несколько человек, то ваша правильная линия поведения на собеседовании с потенциальным работодателем отнюдь не будет заключаться в попытке убедить его, что вы "хуже всех кандидатов". Правильно будет смириться с тем, что в этой ситуации действует логика общественного, а не аскетического, труда, и поэтому надо объективно рассказывать о ваших сильных сторонах и стремиться победить в честной конкуренции. Это и ждет от вас потенциальный работодатель.
  
  Приведенный пример показывает, что каждый из трех аспектов труда проявляется в соответствующей ему ситуации. Следовательно, сочетание данных аспектов достигается через определение того, какие ситуации необходимы для нашей трудовой деятельности. На практике это может выглядеть довольно просто. Например, если вы хотите достичь заметного результата в благотворительности, вам нужно стать высокооплачиваемым работником или успешным предпринимателем, и т.д.
  
  Второе правило заключается в умеренности. Не нужно создавать для себя непосильных нагрузок, но и не следует стремиться к чрезмерной легкости труда. Оптимальным является такое сочетание аскетического, общественного и благотворительного моментов труда, которое наиболее полно соответствует обстоятельствам, способностям, склонностям, интересам и целям жизни работника.
  
  Типичная ошибка
  
  В высказываниях православных авторов на экономические темы не обходится без ошибок. Типичная ошибка - неправомерное противопоставление логики одних сторон труда (обычно аскетической и благотворительной) логике других (общественно-созидательной). В труде важны все три момента труда, все три его мотивации. Возьмем один из самых известных вопросов - допустимо ли, с христианской точки зрения, взимание процентов за предоставленный займ? Ответ будет разным при рассмотрении каждого из трех восприятий труда.
  
  В аскетическом труде на первый план выйдет отказ от ростовщичества в его современном понимании. В наше время ростовщичеством называют дачу средств в долг под необоснованно высокий процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой, конъюнктурой). Это несомненное зло, ибо оно порождается страстью заимодавца к наживе и ведет к закабалению должника. Сегодня мы видим это явление в деятельности ряда микрофинансовых организаций, когда за сравнительно небольшие периоды времени сумма полученного займа превращается в долг, превышающий ее в десятки раз. Естественно, банкир-христианин не может быть вовлечен в ростовщичество, ибо оно есть негативное отклонение от нормы. А мудрый законодатель просто обязан ограничить потолок возрастания долга.
  
  В общественном труде предоставление займа - это финансовая услуга, которая, как и любая другая услуга или товар имеет справедливую (обоснованную) цену. Формой цены услуги "предоставление займа" выступает процент. Если услуга востребована, а ее цена (процент) - выгодна и заимодавцу, и заемщику, то нет никаких разумных оснований для осуждения таких сделок. Приведу условный пример с круглыми, для удобства, цифрами. Допустим, молодая семья снимает жилье за 30 000 руб. в мес. За 10 лет она выплатит 3 600 000 руб. и при этом у нее по-прежнему не будет своего жилья. Однако, возможно, этой семье удастся получить недорогой ипотечный кредит для покупки или быстрого строительства жилья, и при этом суммарный долг (основной долг + проценты) за 10 лет ипотечного кредита составит те же 3 600 000 руб. В этом случае по истечении 10 лет семья заплатит такие же деньги, как за съем жилья, но при этом будет иметь собственное жилье почти с самого начала. Почувствуйте разницу, как говорится.
  
  В рыночной экономике, этой современной системе общественного труда, люди взаимодействуют. И они прибегают к таким способам взаимодействия, которые позволяли бы им решать их конкретные материальные, да и не только, проблемы. Честные люди при этом естественным образом ведут себя в соответствии с нравственным императивом взаимности, и этот императив в соответствующих ситуациях нравственно узаконивает и ссудные операции под проценты. В общем, заповедь для человека, а не человек для заповеди.
  
  В области благотворительного труда ссуда является бесплатной или льготной. "Бесплатность" ссуды означает отсутствие процентов, "льготность" - понижение процентов по сравнению с обычно взимаемыми. Если при этом допускается невозврат и основной суммы долга, то ссуда приобретает двойственный характер - она в будущем может, хотя и не обязательно, превратиться из ссуды просто в дарение денег, милостыню. Вот как советовал прп. Порфирий Кавсокаливит своему духовному сыну, давшему одному знакомому в качестве помощи значительную сумму денег в долг без процентов:
  
  Лучше дарить, чем давать в долг. Когда даешь в долг, первое, о чем ты должен подумать, это что твои деньги никогда не вернут. Тогда ты будешь спокоен и не станешь обдумывать и переживать: вернут тебе долг или нет. Если тебе отдадут деньги назад, возьми их; а если не отдадут, скажи себе: "Эти деньги я подарил, пусть они будут моей милостыней" [4, с.145].
  
  На мой взгляд, в рассуждении святого старца обычные (не ростовщические) проценты признаются. Т.е. если вы не взимаете нормальные проценты, это означает, что сумму этих процентов вы дарите. Можно добавить, что если вы отказываетесь от ростовщического излишка над нормальными процентами, вы ничего не дарите, а просто отказываетесь от греха. В подтверждение этих соображений приведу продолжение диалога старца и его духовного сына:
  
  "Вы все правильно говорите, Геронда. Может быть, сейчас у моего знакомого и нет возможности отдать долг. Но через несколько лет он вернет мне мои деньги". "Это ничего не меняет, - ответил отец Порфирий. - Все равно получается, что ты свои деньги подарил этому своему знакомому. Через три с половиной года, поскольку ты не берешь с него процентов, ты даришь ему весь его заем" [4, с.145].
  
  Мысль старца очевидна. Если сумма займа, условно говоря, 100 руб., приносит через три с половиной года 100 руб. обычных процентов, то отказываясь от этих процентов заимодавец дарит должнику сумму, равную сумме возвращаемого основного долга. В завершение данной темы можно сказать следующее. Дискуссии о допустимости процента чем-то напоминают дискуссии об употреблении вина. Мнения бывают разные, но большинство людей соглашается, что выступать надо не против вина, а против пьянства.
  
  
  IV. ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СТОРОН ТРУДА В ЕГО ТРИЕДИНСТВЕ
  
   Труд в его непосредственной данности есть сознательная деятельность человека с целью достижения определенного полезного результата, ради которого затрачивается энергия самого человека и используются предметы и средства труда. В зависимости от того, что принимается за полезный результат, труд здесь разделяется на аскетический, общественно-созидательный и благотворительно-перераспределительный.
  
   Как было отмечено выше, эти различия в воспринимаемом результате труда должны предостеречь от неправомерного противопоставления логик трех рассматриваемых сторон труда. Вместо этого следует обратить внимание на взаимопроникновение сторон труда, влияние их друг на друга.
  
  Влияние аскетического труда на общественный и благотворительный труд
  
   Аскетический труд ориентирован на душеполезность трудовой деятельности работника. В своей собственной сфере данный труд связан с преодолением страстей и грехов самого работника. Но аскетический труд влияет и на сферу общественного труда. Там он ограничивает выбор работы или предпринимательского проекта только теми областями, которые не являются предосудительными с точки зрения Церкви. В 'Основах...' говорится:
  
   Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. ...Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом [2, c.87-88].
  
   Аскетический труд также может проявляться в общественном труде как установка на терпение и смирение в трудных производственных ситуациях, как линия на выдержанные и корректные отношения с коллегами и т.д. В области благотворительного труда аскетический труд противодействует зазнайству человека своим милосердием, не позволяет развиться чувству превосходства над менее преуспевшими в благотворительности, одновременно преодолевает скупость, когда есть соответствующие возможности помочь другим.
  
  Влияние общественного труда на аскетический и благотворительный труд
  
   Общественно-созидательный труд основан на взаимодействии людей и ориентирован на результативность и эффективность. Результативность означает, что процесс труда должен завершиться созданием полезного продукта или услуги, отвечающего ожиданиям потребителя. Эффективность означает, что затраченные на достижение результата ресурсы не должны быть чрезмерными.
  
   В сфере аскетического труда общественный труд может проявляться как установка на результативность работы человека по устранению страстей и грехов, а также поиск эффективных путей, которые бы позволяли достичь этого результата по возможности более быстро и менее трудоемко.
  
   В сфере благотворительного труда общественный труд может проявиться в виде переноса характерных для общественного труда методов организации и управления, например, при создании благотворительного фонда или инициации благотворительного проекта. Также возможно формирование установки на тщательный выбор приоритетов благотворительной деятельности, ее результативности и эффективности.
  
  Влияние благотворительного труда на сферы аскетического и общественного труда
  
   Благотворительный труд имеет целью безвозмездную помощь нуждающимся. Вдохновляемый заповедью о жертвенной любви, он имеет большое значение для оздоровления духовно-нравственной ситуации в обществе.
  
   В сфере аскетического труда благотворительный труд может проявиться как передача другим аскетического опыта, содействия изданию и распространению аскетической литературы и т.д. На общественный труд влияние благотворительного труда также возможно. Например, в виде предпочтения менее прибыльной, но необходимой для малообеспеченных людей деятельности.
  
  Этическая оценка труда
  
   Взаимовлияние (взаимопроникновение) сторон труда говорит о том, что хозяйственный (экономический) труд - явление сложное. Это необходимо учитывать, чтобы избежать односторонних этических оценок. Приходилось слышать от некоторых людей, что предприниматель, не направляющий часть своей прибыли на благотворительность, это эгоист, живущий только для себя. Но здесь надо понимать следующее.
  
   Если предприниматель создал успешный бизнес, то он создал и рабочие места с соответствующей оплатой труда. Его работники могут жертвовать часть своего дохода на благотворительные цели. И хотя эти пожертвования не являются пожертвованиями предпринимателя, он все же создал предпосылки для этого. В депрессивных районах с большой безработицей появление предприятия с достойной оплатой труда уже само является большим благом для населения. Далее, если прибыль такого предприятия направляется на освоение новых технологий, повышающих результативность и эффективность труда, то опять-таки выигрывает не только предприниматель, но и население, поскольку последнее получает новые или более качественные продукты по приемлемым ценам. Данные логика может применяться не только к деятельности предпринимателей, но и высококвалифицированных специалистов, играющих ключевую роль в своем деле.
  
   С другой стороны, возможны ситуации, когда повышенное внимание к аскетической или благотворительной стороне труда оборачивается нерадением к общественному труду. Это может вызвать справедливые нарекания коллег и начальников, и даже нанести вред предприятию. Приведу выдержку из статьи, в свое время опубликованной журналом 'Свой Бизнес':
  
   - У меня есть один друг-бизнесмен, который стремительно, 'штопором' вошел в Православие. Он решил, что у него должны работать только братья по Вере и в приказном порядке ввел на фирме 'жесткую православную культуру', - рассказывает Владимир Иванов. - Каждый день у него на предприятии начинался с молитвы, сотрудники должны были соблюдать посты, регулярно ходить в Храм. Все неверующие менеджеры быстро разбежались, а их места заняли только воцерковленные люди (то есть те, которые стараются жить по заповедям, регулярно посещают Храм, исповедуются, причащаются и участвуют в других Таинствах Церкви, выполняют молитвенное правило - 'СБ'). В итоге все они целыми днями пьют чай и рассуждают о вечном. И если до кадровых перестановок фирма была успешной, то теперь про нее этого не скажешь.
  
   Еще один пример на эту же тему, приведенный Владимиром Ивановым. В его компании работал очень порядочный человек - юрист. Но из-за его чрезмерной набожности вести с ним дела было невозможно. Когда от него требовалось принять срочное решение, например, заключать - не заключать договор, он в это время молился. Это происходило довольно часто, и компании пришлось с ним расстаться. Бизнес есть бизнес: нельзя путать мирскую жизнь с церковной. Если человек пытается жить в миру по строгому монастырскому уставу, то ему лучше уйти в монастырь [5].
  
   Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что этическая оценка труда должна основываться на идее гармоничного, непротиворечивого сочетания всех трех рассматриваемых сторон труда. Идеалом является труд, в котором успешно реализуются все три его стороны. В реальной жизни, однако, варианты такого сочетания могут быть самыми различными, в том числе и неполными. И здесь важно объективно оценивать тот или иной вариант. Понимать, что он складывается на основе свободного выбора человека. Выбора, в котором проявляются его личность и обстоятельства его жизни. В свою очередь, надо помнить, что обстоятельства жизни не случайны, они даны Богом.
  
  
  V. ЛИЧНАЯ ЭТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
  
   Концепция триединого труда позволяет выработать личную этическую линию в трудовой деятельности, упорядочить определенным образом ее реализацию на практике. Данную линию можно назвать личной этической стратегией (ЛЭС).
  
  
  Духовно-нравственное ядро ЛЭС
  
   Ядром ЛЭС выступает принцип синергии, соработничества и сотрудничества Бога и человека в деле спасения человека. Синергия охватывает всю жизнь человека, в том числе и его трудовую деятельность, интегрируя последнюю в приоритетное дело спасения. Интеграция труда в дело спасения происходит путем (а) принятия соответствующих заповедей в качестве исходных ориентиров для понимания труда, затем (б) искания помощи Божией посредством молитвы во всех вопросах этики труда, (в) разработки ЛЭС, осознаваемой как приложение заповедей к трудовой деятельности и (г) реализации ЛЭС.
  
  
  (а) Исходные заповеди
  
   Исходные заповеди образуют источник духовно-нравственной позиции по отношению к труду. Для аскетического труда большую роль играет заповедь Христа 'Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...' (Мф. 16:24). Т.е. целью аскетического труда является отвержение человеком своего самолюбия и порождаемых им страстей ради следования за Христом.
  
   Для общественного труда исходной заповедью является названный выше нравственный императив: 'Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки' (Мф.7:12). В общественном организме, как в человеческом теле, происходит 'обмен веществ' (обмен результатами деятельности). И важно, чтобы 'органы' (участники общественного разделения труда) были 'здоровы' (приносили нужный результат). Нравственный императив и дает ориентацию на это. Так, мы попеременно бываем в двух ролях, покупателя и продавца. Если мы привлекаем работника для ремонта квартиры, то мы хотим за нашу оплату его услуг получить качественный результат. Но устраиваясь на работу, мы в свою очередь, встречаем ожидания работодателя, что и он, за выплачиваемые нам деньги получит наш труд надлежащего качества. Важно, чтобы в этих ситуациях у нас не было 'двойных стандартов', чтобы мы не желали получать лучшее и отдавать худшее.
  
   В благотворительном труде ориентирами выступают все заповеди о жертвенной любви. Поскольку речь идет о личной этической стратегии, то каждый, желающий иметь ЛЭС, может самостоятельно определить круг заповедей Божиих и наставлений святых, которые станут духовными ориентирами в труде. При этом нужно осмыслить, как именно в трудовой деятельности будут действовать выбранные ориентиры.
  
  
  (б) Искание помощи Божией
  
   ЛЭС подразумевает действия в реальных условиях рыночной экономики, а не в гипотетических общественных системах. Между тем среди православных христиан можно найти довольно широкий спектр мнений относительно строя, часто называемого капитализмом. В том числе и мнения полностью его отрицающие, или предлагающие его существенные ограничения.
  
   Для того, чтобы не впасть в соблазны и не потерять духовно-нравственную мотивацию к успешной деятельности в рыночной экономике, необходимо с самого начала во всех вопросах этики труда искать помощи Божией. Надо молиться Господу с тем, чтобы Он помогал нам разобраться в ситуации и обрести угодный Ему путь. Никогда не следует забывать, что нам свойственны многочисленные ошибки и немощи, и что только благодаря благодати они могут быть преодолены.
  
  
  (в) Разработка ЛЭС
  
   Разработать ЛЭС можно с помощью методов, применяемых в деловой практике. В простом варианте разработка состоит в составлении классификации сторон триединого труда и формулировании целей для каждой стороны. Приведу классификацию:
  
   АТ - аскетический труд
   АТ1 - непосредственно аскетический труд
   АТ2 - влияние аскетического труда на общественный труд
   АТ3 - влияние аскетического труда на благотворительный труд
   ОТ - общественный труд
   ОТ1 - непосредственно общественный труд
   ОТ2 - влияние общественного труда на аскетический труд
   ОТ3 - влияние общественного труда на благотворительный труд
   БТ - благотворительный труд
   БТ1 - непосредственно благотворительный труд
   БТ2 - влияние благотворительного труда на аскетический труд
   БТ3 - влияние благотворительного труда на общественный труд.
  
   Таким образом, получается три стороны труда и девять вариантов проявления сторон труда. Далее, для каждой стороны труда и каждого варианта проявления сторон труда, или для некоторой их части (набор выбранных целей и характеризует ЛЭС) определяются цели. Примеры целей:
  
   Цель АТ - 'Избавляться от эгоизма и освобождаться от страстей'.
   Цель АТ1 - 'Определить главную страсть и резко снизить ее влияние на характер'.
   Цель АТ2 - 'Исключить участие в тех видах общественного труда, занятость в которых не допускается Церковью по духовно-нравственным причинам'.
   Цель АТ3 - 'Не уменьшать значительно помощь нуждающимся по сравнению с имеющимися возможностями'.
   Цель ОТ - 'Работать результативно и эффективно'.
   Цель ОТ1 - 'Стать высококвалифицированным специалистом'.
   Цель ОТ2 - 'Изучить и применить в своей жизни наиболее действенный аскетический опыт'.
   Цель ОТ3 - 'Использовать наиболее результативные возможности благотворительного труда'.
   Цель БТ - 'Оказывать регулярную посильную помощь нуждающимся'.
   Цель БТ1 - 'Оказывать помощь не ниже некоторого минимального уровня'.
   Цель БТ2 - 'Содействовать публикациям аскетической литературы'.
   Цель БТ3 - 'Учитывать при выборе сферы трудовой деятельности значимость этой сферы для наименее обеспеченных слоев населения'.
  
   Приведенные примеры личных этико-трудовых целей носят иллюстрирующий характер. Люди различаются по жизненному опыту, приоритетам и т.д. Поэтому разные люди могут по-разному сформулировать свои цели, и число этих целей может составить от одной-двух до восьми-девяти. По-разному можно подойти и к вопросу 'для чего нужно определять цели'. Кто-то решит, что действовать нужно по ситуации и потому нет необходимости формально ставить соответствующие цели. Для других размышление о целях поможет уточнить некоторые аспекты их мировоззрения. Для третьих цели станут началом определенного плана действий. Вот эти 'третьи' люди, имеющие склонность к планированию и организации своей деятельности, могут пойти еще дальше. Они могут не только разработать ЛЭС, но и применить определенную методику ее реализации.
  
  
  (г) Реализация ЛЭС
  
   Наличие хорошей стратегии - еще полдела. Многие стратегии не реализовывались не потому, что были плохи, а потому, что отсутствовал механизм их реализации. Так, по крайней мере, говорят авторитетные специалисты по управлению. Для реализации ЛЭС можно использовать формат 'цели-показатели-задачи-действия'.
  
   Цель дает определенное понимание того, к чему надо стремиться. Но как определить, в какой степени мы достигаем цели? Для этого для цели необходимо подобрать показатель, который бы и показывал степень достижения цели. Возьмем для примера цель АТ1 'Определить главную страсть и резко снизить ее влияние на характер'. Пусть главной страстью какого-либо человека будут неконтролируемые вспышки гнева. Показатель снижения влияния страсти на характер - 'число случаев неконтролируемых вспышек гнева'.
  
   Далее показатель используется для постановки задачи, т.е. некоторого значения показателя, которое должно быть достигнуто за определенный период времени или к определенной дате. Задача: 'не допускать вспышек гнева более 1 раза в месяц в течение первого полугодия, обеспечить полный самоконтроль в течение второго полугодия'.
  
   Наконец, для выполнения задачи нужны действия. Примеры действий: изучить, что сказано в Библии и православной литературе о гневе, выписать советы и наставления по преодолению данной страсти, включить исполнение этих советов в повседневную жизнь.
  
   Механизм реализации ЛЭС состоит в том, чтобы для каждой выбранной этико-трудовой цели нужно подобрать свой показатель, поставить по этому показателю задачу, и к задаче определить те действия, которые с высокой вероятностью приведут е ее выполнению. Естественно, что первоначальный вариант ЛЭС может оказаться не самым лучшим. Поэтому с определенной периодичностью (раз в месяц, квартал, год) нужно анализировать, как выполняется ЛЭС. И в необходимых случаях пересматривать цели, задачи, показатели, действия.
  
  
  Источники:
  
   [1] Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996.
   [2] Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000.
   [3] Сергей Шарапов, Марина Улыбышева. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства. - М.: 'Ковчег', 2011.
   [4] Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. /Пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). - Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.
   [5] 'Свой Бизнес', ноябрь 2004 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"