Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

На пути совершенствования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1.Молитва о помощи в совершенствовании
  
  Совершенствование - это наш путь к праведности. На этом пути мы получаем пользу от Священного Писания, наставлений святых. Это приводит к пониманию того, что именно нужно достичь и в чем именно мы должны просить помощи свыше.
  
  1.1. Пять дел совершенствования с помощью Св. Писания
  Апостол Павел говорит:
  Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен(2Тим 3:16,17).
  Св. Писание нам полезно в следующих пяти делах совершенствования:
  1. Для научения - мы должны научиться правильно жить. Правильно - значит в соответствии с волей Божией.
  2. Для обличения - нам необходимо увидеть и признать свои грехи и недостатки.
  3. Для исправления - мы должны понять, что нам нужно делать, чтобы быть угодными Господу.
  4. Для наставления в праведности - у нас должно быть сформировано целостное и верное понимание праведности.
  5. Для приготовленности ко всякому доброму делу - нам следует приобрести подготовку и готовность действовать для умелого совершения добрых дел.
  
  1.2. Устремленность к цели и жизнь по тому, что достигнуто
  Христианская жизнь - это развитие, динамика. С точки зрения цели "вышнего звания Божия во Христе Иисусе" мы не достигшие, а достигающие В тоже время являемся и достигшими некоторой степени:
  Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить(Флп. 3:13,14,16).
  Согласно приведенному наставлению апостола Павла, в совершенствовании должны быть как устремленность к цели, так и выстраивание своей жизни сообразно тому, что достигнуто.
  Что означает "цель, почесть вышнего звания во Христе Иисусе"? Эта цель для нас заключается в том, чтобы быть истинными христианами и христианками. По точному определению прп. Никодима Святогорца, наше духовное совершенство состоит ни в чем ином, как в единении с Иисусом Христом. Но степень такого единения у разных людей бывает разная. Потому важно знать свою степень и не претендовать, что достигнуто что-то большее И, смиряясь, делать те добрые дела, которые достигнутая степень предполагает.
  
  1.3. Необходимость молитвы
  Без Господа мы не может делать ничего. Если хотим быть достойными звания христиан, то об этом нужно молиться. Св. ап. Павел:
  Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2Фес. 1:11,12).
  По молитвам святых и нашей собственной несовершенной молитве Бог делает нас достойными звания и совершает те добрые дела, к которым обращаемся с верой и надлежащим сердечным расположением.
  
  1.4. Молитва Господу Иисусу Христу о помощи в совершенствовании
  Господи, помоги нам научиться жить в соответствии с Твоей волей, открытой в Священном Писании. Обрати наше внимание на то, что обличает наши грехи и недостатки. Ниспошли нам ясное понимание того, как нам надлежит исправиться. Помоги обрести целостное и верное понимание праведности, чтобы быть нам угодными Тебе. Подготовь нас к добрым делам и Твоей благодатью помоги им совершиться во славу Божию. Содействуй, Господи, нашему стремлению к цели и почести вышнего звания в Тебе. Но молим уберечь нас от неверного восприятия того, что мы достигли и даровании нам мышления и жизни в соответствии с достигнутым.
  
  2. Определение своего этапа
  
  На пути совершенствования мы проходим определенные этапы, каждому из которых соответствует своя степень совершенства (развития). Этот путь негладок, на нем нас ждут препятствия. Таковым барьером является ошибочное определение своей степени. Ошибка эта двоякого рода. В одних случаях можем оценить свою степень как более высокую, чем она есть на самом деле; в других, наоборот, принизить ее. И то, и другое создает проблемы.
  
  2.1. Ошибка первого рода
  В первом случае человек полагает, что достоин более важных дел, чем те, которые ему по силам. Он свысока относится не только к равным себе по развитию, но даже и к тем, кто опережает его. Его отношение к людям утилитарное, им отводится роль исполнителей его замыслов и решений. Несогласные оцениваются как недостойные внимания.
  Чем больше человек привержен своей ошибке, тем легче прогнозировать его дальнейшую судьбу. Сначала он постарается во что бы то ни стало доказать другим свою "правоту", проявить "сильный характер", будет ожидать, что все преодолеет и добьется признания и высокого статуса. Однако вопреки его ожиданиям, ничего этого не случится. И тогда ему придется выдержать внутренний конфликт: либо возненавидеть людей, либо смириться и скорректировать свое представление о занимаемой в жизни позиции. В подобных ситуациях смирение является единственным выходом, восстанавливающим душевное равновесие и дающего перспективу найти более правильный путь среди людей. И вообще, сама ошибка завышения своей степени развития напрямую порождается гордостью, а исправляется ее противоположностью, смирением.
  
  2.2. Ошибка второго рода
  Но и вторая ошибка, занижение своей степени развития, тоже не подарок. Совершающий ее становится склонным к ложному смирению и послушанию. Он или она якобы "смиренно" соглашается с ошибочными мнениями людей заблуждающихся, закрывая глаза на то, что собственные знания и опыт позволяют не согласиться с этими мнениями. Или даже выполняет неправедные указания, исходящие от людей, занимающих известное положение, робея перед ними. Отсутствие самостоятельности, некритичное отношение к любому влиянию есть явный признак непонимания человеком сущности своей жизни.
  Обе названные ошибки, как порознь, так и вместе, приводят к отклонению от правильного пути. Эти отклонения, совершаемые на протяжении жизни, накапливаются. И в результате человек видит, особенно в конце жизни, что многое в этой жизни сложилось совсем не так, как хотелось изначально. И не только видит, но и смиряется, приходя к осознанию своих собственных ошибок.
  Мы все, хотя и в разной мере, совершаем эти ошибки. Поэтому смиряться придется всем. Но не следует занимать в этом вопросе пассивную позицию - можно многое сделать для того, чтобы отклонения от правильного пути были небольшими и легко исправимыми. Для начала надо хотя бы просто помнить об этой проблеме. Тогда здравый смысл будет включаться во время наших размышлений и помогать корректировать наше отношение к конкретным людям и линию своего поведения.
  
  3. Иерархия потребностей
  
  Развитие человека проявляется в изменении его потребностей. Наиболее известна модель иерархии потребностей Маслоу. Ее идея заключается в том, что человек последовательно, от низших к высшим, удовлетворяет пять групп своих потребностей. В этом движении реализуется жизнь человека как устремленность к высшему. Маслоу говорит об этом так:
  Невозможно понять человеческую жизнь, не принимая во внимание высшие жизненные устремления. Развитие, самоактуализация, стремление быть здоровым, поиски самоидентификации и автономии, жажда совершенства и другие пути "наверх" - на сегодняшний день уже нет сомнений во всеобщем, а возможно, и универсальном характере этих человеческих стремлений [1].
  В модели называются следующие пять групп потребностей: физиологические потребности, затем четыре группы более высоких потребностей - в безопасности, любви и принадлежности, уважении, самоактуализации. В разных обстоятельствах относительное преобладание получают потребности соответствующего вида.
  
  3.1. Динамика иерархии потребностей по Маслоу
  Физиологические потребности по большей части возникают у человека с самого его рождения. Таковы потребности в воздухе, пище, воде, сне, жилище. Если физиологические потребности относительно удовлетворены, появляется новая группа потребностей в безопасности (защищенности; стабильности; отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях и т. д.).
  Удовлетворенность физиологических потребностей и потребности в безопасности приводит к появлению потребности в любви, привязанности и принадлежности. Потребности в любви предполагают как потребность давать, так и потребность получать любовь. Если личность любит и любима друзьями, партнером и детьми, то приоритет получает следующая потребность - в уважении. Практически все люди имеют потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих.
  Наконец, Маслоу утверждает, что даже если все названные потребности удовлетворены, можно ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность. Эти последние возникают, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Данная потребность названа самоактуализацией.
  Она относится к склонности проявить в себе то, что в человеке заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен [1].
  
  3.2. Иерархия потребностей с христианской точки зрения
  Самоактуализация - вопрос о призвании человека. Для христианина призвание является волей Божией, посредством которой Бог через Его предузнание и вытекающее из предузнания предопределение призвал нас быть подобными образу Сына Своего:
  Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28-30).
  Призвание к уподоблению Сыну Божиему вызывает в нас устремленность к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Важной частью христианского призвания является предназначение к добрым делам:
  Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять(Еф. 2:10).
  Добрые дела, это та сфера, в которой христианине ищут самоактуализации. Из всей совокупности добрых дел мы выбираем то конкретное дело, в котором желаем уподобляться Христу. Это дело может быть в том числе и нашей профессиональной деятельностью - в той мере, в какой она является соработничеством Богу (см. Основы социальной концепции РПЦ). В некоторых профессиональных областях, например психологии, этике, организации и управлении, медицине возможны прямые соотнесения и даже синтезы духовных и профессиональных знаний.
  В христианской самоактуализации динамика иерархии потребностей переосмысливается. Путь удовлетворения все более высоких потребностей рассматривается в некотором смысле как путь к вере в Бога, к обретению духовного взгляда на жизнь. И если человек верует, то он обращается к Богу за помощью и утешением при трудной ситуации в любой группе потребностей. Человек смиряется и терпит, а Бог помогает и утешает. Поэтому беспокойство и неудовлетворенность, которые по словам Маслоу возникают у людей после относительного удовлетворения низшей потребности и являются проявлением возникновения и неудовлетворенности более высокой потребности, значительно снижаются и даже могут полностью отсутствовать.
  Святитель Феофан Затворник наставляет:
  Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает. Почему удовлетворение их и называется единым на потребу [2].
  Духовная самоактуализация - ключ к выравниванию остальных потребностей. Эти потребности, конечно, не отрицаются. Но они и мера их удовлетворения определяются так, чтобы максимально содействовать выполнению призвания христиан.
  Источники:
  1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. 3-е издание. Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб: Питер, 2019, с. 22, 63, 65-68.
  2. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь? М.: Московский Сретенский монастырь, 2004, с.78.
  
  4. Иерархия духовных потребностей
  
  Продолжим переосмысление модели потребностей Маслоу. Как и всякая модель, она упрощенно представляет реальную динамику потребностей человека. Но ее достоинством является наглядность и несомненное соответствие общему характеру течения человеческой жизни как проходящей определенные этапы. Это относится и к духовной жизни людей, которая тоже имеет свои этапы. Поэтому построим по аналогии с моделью Маслоу иерархию духовных потребностей. Такую иерархию можно использовать для самоанализа, выработки взгляда на мировоззренческие проблемы и решения других задач, определяемых целью духовного развития и совершенствования.
  
  4.1. Первичные потребности
  Итак, первая группа духовных потребностей - первичные, базисные потребности. Эти потребности приоритетны для начинающих свой духовный путь христиан и сводятся к потребности получить основополагающие знания о вере и церковной жизни, обрести первые навыки христианской жизни. Такие знания приобретаются на этапе катехизации, затем в ходе общения с более знающими единоверцами и получения информации из СМИ и духовной литературы. Если базисные потребности удовлетворены, то появляется следующая группа потребностей - в безопасности.
  
  4.2. Потребность в безопасности
  Примером потребности в безопасности является потребность быть защищенным от дезориентирующих, неправильных влияний, которые могут исходить от некоторых мирян и священников. По мере накопления собственного опыта человек убеждается, что и христиане не идеальны, и что слепое следование их советам и мнениям может привести к серьезным жизненным просчетам и проблемам.
  Осознание этих рисков буквально вынуждает человека отказаться от некритического взгляда на все, что он слышит и, тем более, стремится исполнить по рекомендации других. Он начинает понимать, что отвечает за свою жизнь именно он, а не те, кто ему что-то советует. В большинстве случаев "советчики" находят множество оправданий своей безответственности - их "не так поняли", им "не все сказали" и т.д. В конечном счете, все христиане приходят к своей собственной жизненной позиции, которая и является их защитой от ненужных влияний.
  
  4.3. Потребность в принадлежности к сообществу
  Если потребность в безопасности удовлетворена, то появляется следующая потребность - в принадлежности к кругу духовно близких людей.
  Конечно, здесь речь идет о духовной близости в смысле схожести конкретных предпочтений, образа жизни, мировоззренческих особенностей, оценок событий, явлений, взглядов, и т.д. В этой области конкретных проявлений жизни христиане не однообразны, поэтому "круг близких по духу" не формируется автоматически. Но если он сформировался и удовлетворяет данную личность, то на первый план выходит следующая потребность - в признании своего духовного пути.
  
  4.4. Потребность в признании своего пути
  К этому моменту уже накоплен определенный опыт христианской жизни, человек осуществляет определенное служение Христу сообразно своему призванию. Зачем такому человеку признание его служения - уж не тщеславие ли это? Тщеславие, это когда некто ищет от людей заведомо завышенной оценки своей деятельности, несоразмерного своим делам внимания и известности. Но если речь идет об объективной оценке, то мы должны обратиться к другому понятию, а именно понятию мотивации. Любой человек нуждается в свидетельстве своей полезности людям, это подтверждает правильность выбранного пути и дает стимул к продолжению деятельности. И если адекватная положительная оценка получена, то возникает потребность духовной самоактуализации.
  
  4.5. Потребность в самоактуализации
  Самоактуализации - это максимальное приложение сил в стремлении достичь совершенства в своем призвании, выявление всего потенциала, заложенного в данной личности. Цель христианской самоактуализации заключается в единении со Христом, раскрытии в себе образа Божия, спасении и жизни в истинном человечестве.
  
  5. Призвание и его реализация
  
  На стадии обретения самостоятельности, выработки собственного взгляда на вопросы духовного развития и совершенствования, христиане задумываются о своем призвании и пути его осуществления. Подобному размышлению полезно придать практический характер, сделав его конкретным. Первый шаг в этом направлении - дать определение своему призванию.
  
  5.1. Определение призвания
  Призванию нужно дать более или менее конкретное определение. Такое определение становится осознанной духовной миссией данного человека. Например, людей творческих - по роду занятий или просто по складу характера - может заинтересовать возможность соединения их духовных и профессиональных знаний. И одно из возможных выражений их миссии звучит так:
  Познавать жизнь, используя концептуальное мышление. Выражать результаты познания в публикуемых работах, обмениваться ими с людьми со схожими интересами. Содействовать духовному развитию всех, с чьей стороны востребованы такие результаты.
  Разумеется, речь идет о христианском познании и концептуальном мышлении. Так, довольно много примеров, когда православные авторы высказываются по проблемам психологии. Эти высказывания носят как критический характер (например, в адрес психоанализа), так и позитивный, когда предлагается интегрировать психологические методики с богатым аскетическим опытом, накопленным в Православии. Есть работы по православной этике предпринимательства, немало написано и книг художественного и иного содержания.
  Если вы решили проявить себя в чем-то подобном и сформулировали для себя соответствующую миссию, то лучше заранее попытаться просчитать и оценить обстоятельства ее выполнения. Поэтому, второй шаг - рассмотреть вопрос, кому вы будете адресовать свои работы и оценить их потенциальную востребованность.
  
  5.2. Группа единомышленников
  Если говорить о работах "синтетических", соединяющих духовное содержание с некоторой профессиональной сферой, то потенциальная аудитория, которой это будет интересно, не особенно велика. Ведь для такого интереса нужны познания и опыт работы в соответствующей профессиональной сфере. Да и легким такое чтение не назовешь. Кроме того, ваши единоверцы, как и все люди, по конкретным вопросам имеют разные приоритеты и разную шкалу оценок. Поэтому избранное вами направление может быть несомненно важным для вас, но при этом иметь второстепенное или даже третьестепенное значение для других.
  Поэтому интерес читателей даже к качественным и объективно полезным работам не гарантирован. Это не стимулирует продолжение работы над концепциями, методиками и другими разработками. Но здесь важно трезво оценить ситуацию и иметь правильную линию поведения.
  Прежде всего, нужно избежать негативного отношения к тем людям, которые не считают вашу работу важной или даже полагают, что она вредна. Концептуально надо опереться на известную формулу "в главном и основном - единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь". Выбор конкретного дела и его творческий результат принадлежит области свободы. Соответственно, необходимо сохранять любовь к тем людям, с которыми вы едины в вашей вере, но которые свободны иметь свои предпочтения и относиться к вам и вашему творческому результату на основе своих предпочтений - например, без заинтересованности.
  Далее, необходимо понять, что "среда заинтересованности" может и не сложиться сама собой только по факту ваших публикаций. Лучше изначально ориентироваться на создание группы единомышленников, близких по духу и интересам. Даже если такая группа будет состоять всего из нескольких человек, это все равно лучше, чем вариант исключительно индивидуальных действий.
  Работа в группе дает возможность:
  1. Получать моральную поддержку и заинтересованное обсуждение концепций.
  2. Совместно продвигать концепции участников группы.
  3. Принимать в группу тех, кто ищет подобные сообщества.
  Вместе с тем, создание группы требует усилий и терпения. Для этого нужно контактировать с теми, кто, по предварительной оценке, может стать участником, предлагать им варианты сотрудничества и предпринимать другие организационные действия. Это не так просто, но в конце концов, в группе можно полнее и эффективнее реализовать ваше собственное призвание.
  
  6. Духовно-творческая миссия
  
  Миссия - это сознательный выбор конкретного пути по выполнению предназначения к добрым делам. В ней есть две стороны - индивидуальная и коллективная. В духовно-творческих миссиях индивидуальная сторона заключается в создании личностью продуктов (произведений, работ и иных творческих результатов), основанных на христианских ценностях. Коллективная сторона выражается в создании духовно-творческих союзов, в рамках которых достигается такое сочетание индивидуально созданных продуктов, в котором эти продукты взаимодополняют и, в идеале, взаимоусиливают друг друга.
  Обе стороны миссии тесно связаны, образуя единую миссию. Такой подход в целом вытекает из нашей человеческой природы, которая в равной степени обусловливает наше относительно независимое существование как личностей, и нашу взаимосвязь как существ социальных. На мой взгляд, к этому подходу человека приводит сама динамика его духовно-творческих потребностей.
  
  6.1. Проблемы начального этапа миссии
  Говорить о начале выполнения миссии можно более или менее определенно, когда духовно-творческая область выбрана и уже есть первые результаты: книга написана, методика разработана, модель построена и т.д. Естественно, что автор произведения заинтересован, чтобы его труд был оценен по достоинству. Обычно в ожидании такой оценки автор ориентируется на общепринятое предположение, что чем качественнее и полезнее работа, тем более значимой она признается соответствующим кругом людей. Такую значимость можно определять показателями. Например, сколько человек ознакомилось с работой, есть ли отзывы, сколько из этих отзывов положительны.
  Однако далеко не всегда даже хорошая работа вызывает интерес и получает признание. На начальном этапе миссии это вполне обычная ситуация. Но она оказывает демотивирующее воздействие на автора. Ведь никто же не хочет работать впустую. Если такая ситуация возникла, то ее необходимо проанализировать, поскольку она формируется рядом факторов.
  За исходный пункт анализа можно взять явление, которое (как минимум молчаливо) признается большинством людей. Это наша всегдашняя склонность переоценивать себя и недооценивать других. Таковая склонность задает определенные тенденции человеческих отношений, создающих людям проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
  
  Переоценка своей работы. Мне приходилось быть свидетелем случаев, когда люди были недовольны характеристикой созданного ими произведения как "хорошего". Они хотели услышать "гениальное", "выдающееся", ну, или хотя бы "великолепное". Однако желание получать такие похвалы может быстро сформировать в человеке комплекс "непризнанного гения". Это тяжелое и безотрадное состояние, в которое некоторые впадают по собственной ошибке. Нужно понимать и признавать, что люди имеют собственную шкалу оценок и имеют право ее применять. Если в этой шкале наша работа получает менее высокую оценку, чем нам хотелось бы, с этим надо просто смиряться и не делать из этого трагедии.
  
  Недооценка работ других. Существует множество причин, по которым мы нередко недооцениваем произведения других авторов. Это и зацикленность на своих собственных трудах, восприятие других работ как "рядовых" и не заслуживающих внимания, или ошибочных, если мнение их авторов не совпадает с нашим; нехватка времени и сил, чтобы заниматься чем-то сверх того, что обычно делаем и т.д. Но нужно учитывать, что ответ на такую позицию будет в большинстве случаев "зеркальным". Т.е. как мы судим о других, так и другие будут судить о нас. Об этом полезно помнить тем, кто считает, что в силу исключительности своих дарований он или она заслужит любовь и уважение, будучи равнодушным к деятельности других.
  
  Переоценка другими некоторых работ. Некоторые работы переоцениваются, поскольку их автор, в силу занимаемого служебного положения или общественного статуса имеет доступ к широкой аудитории, часть которой руководствуется критерием "авторитета", а не критерием "анализа по существу". Поэтому вполне возможна ситуация, когда неоднозначные или даже слабые работы могут формально достаточно высоко оцениваться частью аудитории. Или еще пример. Эпатажные, с хлесткими оценками работы могут быть востребованы и цениться аудиторией, которой нужен повод, чтобы выплеснуть какой-то накопившийся негатив. Хотя спокойный анализ часто показывает, что такие произведения не особенно содержательны.
  
  Недооценка другими определенных работ. Другие недооценивают определенные работы по тем же причинам, что и мы сами. Но список этих причин широк. Можно добавить, например, стадиальную зависимость оценок значимости. Т.е. на ранних стадиях своего развития личность ценит больше развлекательно-досуговые произведения, предпочитая их работам на более серьезные темы. С течением времени предпочтения меняются, поскольку жизненный опыт побуждает искать ответы на все более сложные вопросы.
  
  6.2. Переход к совместному творчеству
  В целом же объективность оценки того или иного произведения есть некоторое идеальное состояние, от которого реально существующая оценка может достаточно сильно отклоняться в ту или иную сторону. Поэтому если, по вашему мнению, ваша работы недооцениваются, то надо попробовать провести анализ причин этой недооценки. По результатам анализа в каких-то случая придется отказаться от завышенных ожиданий. Но также возможно и то, что работа опережает свое время и будет ценна в будущем. В этом случае надо не только смиряться с отсутствием заметного спроса на нее сейчас.
  Трудное, но и более сильное решение заключается в том, чтобы искать и находить единомышленников, с которыми можно совместно трудиться на определенном направлении. Это снизит риск того, что достойные работы останутся незамеченными, а их достижения впоследствии будут "переоткрыты". Вспомним закон Стиглера об эпонимии, основанный на эмпирическом наблюдении. В простейшей формулировке он гласит: "Никакое научное открытие не было названо в честь первооткрывателя".
  Именно потому, что духовно-творческие работы могут предвосхищать будущие тренды, они могут быть не поняты с позиций сегодняшнего дня. А это значит, что о сохранении таких работ надо позаботиться заранее. Очевидный способ подобной заботы - создавать такие работы в сообществах, которые могут обеспечивать преемственность и развитие важных идей и концепций.
  Причем речь не идет обязательно о каких-то больших сообществах. Иисус Христос говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Христианская миссия - это служение Господу с опорой на Его благодать. Далеко не всегда такое служение может иметь "масштабный" характер. Но надо научиться быть верным в малом, чтобы, если Богу будет угодно, суметь быть верным и в большом.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"