Аннотация: В осаде (обзор игры "Dungeon Siege II"). Время написания: сентябрь 2005 г.
В осаде (обзор игры Dungeon Siege II)
Создание игр все больше превращается в высокодоходный конвейер со всеми его плюсами и минусами. Теперь при выпуске удачной игры через год-другой появляется вторая часть, созданная по правилу "того же самого - и вдвойне!" По этому принципу и построена игра Dungeon Siege II.
Первая часть была коммерчески успешным, хотя и несколько нудноватым Action/RPG, в котором попытались немного отойти от канонов, установленных родоначальником жанра - великим и ужасным Diablo. Вторая часть попыталась отойти еще дальше, в результате чего вдруг во многих отношениях приблизилась к другому корифею жанра - Diablo II.
Системные требования. Игра не привередлива ни к процессору, ни к оперативной памяти, ни к видеокарте, что прольет бальзам на сердце обладателей слабых по сегодняшним меркам машин. Процессор с тактовой частотой от 1 ГГц, от 256 МБ памяти и видеокарта с поддержкой T&L (Radeon 7xxx и выше или любой GeForce, подойдет также встроенная графика чипсетов Intel 845/865/915) сейчас стоят даже в большинстве офисных компьютеров. Помимо этого, игре понадобится от 2 до 4 гигабайт на жестком диске. К сожалению, игра работает только на системе Windows XP с установленным 1-м сервис-паком, что неудивительно - Microsoft, издатель этого программного продукта, давно старается "пересадить" обладателей мощных игровых компьютеров на эту ОС.
Графика. Игра построена на улучшенном "движке" первой части, что объясняет низкие системные требования. Однако можно заметить, что модели не отличаются большим количеством полигонов. Это позволяет без проблем прорисовывать масштабные сражения, но не слишком красиво выглядит в сюжетных вставках на "движке", когда эти же модели показываются вблизи, а не с высоты птичьего полета. Текстуры достаточно качественны, взрывы и магические эффекты выполнены на уровне. Размывка, "засветка" и другие модные сейчас эффекты не используются, однако графика не выглядит "бедной".
Широко применяются вставки на "движке", также есть видеоролики, в которых используются либо рисунки с закадровым голосом, либо слегка приукрашенные спецэффектами "движковые" сценки.
Звук и музыка. Звуки достаточно натуралистичны. Музыка часто эксплуатирует тему первой части игры в различных вариациях. Как фон она совершенно не мешает игре, ее даже не хватает, когда она отключается в режиме "паузы".
Сетевые возможности. Игра поддерживает локальную сеть, отдельные интернет-серверы и игру через службу GameSpy. В комплекте поставляется только карта, обеспечивающая кооперативное прохождение сюжета одиночной игры командой до 4 человек.
Сюжет и играбельность. Игра переносит нас в фантастический мир Аранны, возможно, уже знакомый по дополнению "Легенды Аранны" к первой части игры. Прошлая Эпоха закончилась для этого мира битвой Добра и Зла. Оружие Добра - Щит - было разбито на несколько частей и помещено в святилища народов Аранны, а оружие Зла - Меч - похоронено в самом центре безжизненной пустыни. Прошли тысячелетия, и рвущийся к власти принц Валдис завладел Мечом и собирает осколки Щита, чтобы никто не смог помешать его владычеству над миром.
Главный герой - простой наемник армии Валдиса - оказывается предан принцем в ходе атаки на храм дриад и хочет всего лишь вернуться домой, но обстоятельства вынуждают его вступить в борьбу за судьбу мира.
По внешнему виду игра не отличается от своих предшественников - с высоты трехэтажного дома игрок управляет мышью группой героев, заставляя их мечами и магией шинковать полчища врагов.
В отличие от первой части игры, где сюжет не имел никакого значения, просто "иди вперед, руби все что шевелится, на надписи не обращай внимания", вторая часть игры обрушивает на игрока много информации, важной для дальнейшего прохождения. Прямая дорога первой части игры сменилась обширной картой со многими путями, постепенно открывающимися перед игроком. Сюжетная линия разворачивается в процессе выполнения героем заданий и встреч с персонажами. Не потеряться в этом потоке сведений позволяет новшество - сменивший убогое окошко текущих заданий мощный квест-бук с отдельной главой, посвященной обучению.
По-прежнему используется "автоматическая" система развития персонажа "по используемому оружию", в которой чем врага шинкуешь, такое умение и "прокачивается". Однако появилось "дерево умений", позволяющее еще более "затачивать" героев "под себя". Например, изначально герой не умеет толком использовать щит, и только по достижении 5 уровня развития можно решить, будет он драться с мечом и щитом, 2 мечами или 2-ручным оружием (можно комбинировать, но более узкая специализация выгоднее). То же для лучника и магов. Кроме того, появились перезаряжающиеся "спецудары", доступные в зависимости от развития дерева умений, которые иногда помогают запинать мощного босса или разогнать навалившуюся на бойца тучу средних по силе врагов.
Несколько изменился интерфейс ношения и использования оружия. Теперь нет отдельной ячейки для луков, нет второй ячейки быстрого выбора для холодного оружия, поэтому быстрое переключение "меч-лук" невозможно. Зато магии отдано предпочтение - целых 4 ячейки быстрого выбора плюс 2 ячейки для авто-кастинга (да-да! наконец-то можно перестать то и дело переключать бедных волшебников с файрболлов на лечение и обратно!).
Игра стала более похожа на Diablo II, ибо оттуда было позаимствовано множество идей. "Дерево развития", "спецудары", "наборные" вещи, "улучшения" оружия, доспехов и амулетов, телепорты и сундук в городе для хранения ненужных сейчас пожиток - это далеко не полный список...
К сожалению, изменять скорость течения времени в игре больше нельзя. Также была значительно упрощена система управления группой - формации объединили с алгоритмами поведения, сделав всего 2 варианта - "делай как я" и "делай что хочешь". Оставить всю компанию в засаде и подсунуть врагам в качестве приманки меланхоличного ослика уже не удастся.
Об осликах. Здесь это не просто перекочевавшее из первой части средство перевозки дорогого, но ненужного барахла от места его добычи до ближайшего магазина. "Любимцев" (а кроме ослика можно купить, например, скорпиона, волка или ледяного элементаля) научили нападать на врагов, а также развиваться, поедая зелья, свитки, оружие и доспехи.
Добавлен еще один регулятор баланса - теперь нельзя просто так набирать себе компаньонов. Изначально доступно присоединение всего одного попутчика. За каждое новое место в команде нужно платить, чем дальше - тем больше
Еще одна интересная деталь - в игре изменены привычные для этого жанра ограничения на применение вещей, оружия и волшебства. Если раньше использовалась Diablo-подобная система (возможность применить вещь зависит от соответствующих характеристик, для мечей - от силы, для луков - от ловкости и т.д.), то теперь возможность что-то одеть зависит от общего уровня развития персонажа и умения (для мечей - melee, для луков - ranged и т.п.). В этом есть как положительные стороны, так и недостатки: теперь сложнее готовить универсальных бойцов.
Игра, к сожалению, совершенно не предназначена для любителей сражаться по полчаса в день на сон грядущий. Запись сохраняет только состояние партии и задания, после загрузки герои оказываются в ближайшем городе, а все "несюжетные" враги восстанавливаются. Необходимо добираться до ближайшего телепорта от того места, где прервался в прошлый раз и опять начинать с него, что не слишком удобно.
К сожалению, выход локализованной версии ожидается нескоро, а русификация пиратских версий во многих случаях сбоит. В качестве альтернативы можно предложить только довольно качественную любительскую русификацию (http://zog.redsys.ru/rus/DungeonSiegeII.exe, размер 42 Мб).
Вывод. Dungeon Siege II понравится игрокам-новичкам, а также любителям серий Diablo и Sacred. Те, кому в предыдущей части Dungeon Siege нравилось планировать схватку, могут остаться недовольны.