Канер Ян : другие произведения.

Одна голова хорошо, а две...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Одна голова хорошо, а две....
    Время написания: июль 2006 г.


Одна голова хорошо, а две...

  
   "Покупайте двухъядерные процессоры Pentium Duo", "системы на базе NVidia SLI позволят вам использовать мощь двух ускорителей графики одновременно" - эти рекламные призывы раздаются все чаще и чаще. Действительно ли использование многоядерных и многопроцессорных технологий принесет выигрыш обычному пользователю, или это еще одна маркетинговая утка типа "Pentium III - ускоритель Интернета"?
   Начнем мы с центральных процессоров. Двухъядерные решения предлагают сейчас оба основных производителя процессоров - и Intel, и AMD. И предлагают не от хорошей жизни: существующие технологии не позволяют им с такой же легкостью, как и раньше, наращивать быстродействие, увеличивая частоты процессоров. Первой с этим столкнулась фирма AMD, отчего в процессорах Athlon и Sempron (аналог Intel Pentium и Celeron соответственно) уже давно указываются не реальные частоты, а некие "рейтинги". На рейтинговую систему переходит сейчас и Intel.
   Однако чтобы не быть обойденными конкурентами, производителям процессоров необходимо развиваться дальше, наращивая быстродействие своей продукции. Но революции во внутренней структуре чипов, позволяющей при той же рабочей частоте кардинально увеличить скорость работы, пока не предвидится. Поэтому было решено достичь увеличения быстродействия размещением в одном кристалле двух параллельно работающих процессоров. И AMD выпустила серию Athlon X2, а Intel - Pentium Duo. Конечно, представление этих чипов просто двумя параллельно работающими процессорами в одном корпусе - до предела популярное, однако рассмотрение особенностей двухъядерной архитектуры и отличий от простого размещения рядом двух процессоров может занять весь номер и не является целью этой статьи.
   Итак, теперь у нас есть (с точки зрения Windows) два процессора. Насколько же увеличится быстродействие компьютера? Неподготовленный человек скажет "в два раза" и будет неправ. Все зависит от того, какими задачами занимается ЭВМ с двухъядерным процессором.
   В обычных условиях Windows при выполнении одновременно нескольких заданий очень быстро (незаметно для человека) переключается между ними, уделяя каждому заданию считанные миллисекунды. Новая процессорная архитектура отличается от обычной тем, что позволяет параллельно выполнять два задания. Если же выполняется всего одно задание, работает только половина процессора. Для того чтобы задействовать на полную мощность оба ядра и получить выигрыш по сравнению с таким же, но одноядерным процессором, необходимо либо одновременно выполнять несколько программ, либо иметь программы, которые специально написаны для параллельного выполнения в многоядерных или многопроцессорных системах.
   И программ таких не слишком много. Это мощные базы данных, профессиональные графические, звуковые или видеоредакторы, системы 3-мерной графики и анимации. Все это, если честно, очень редко используется на домашнем компьютере - он служит в основном для воспроизведения музыки и видео, игр и набора текстов. А для всех этих программ (за исключением игр) хватает быстродействия и традиционных одноядерных процессоров.
   Особняком находятся современные компьютерные игры, которым сколько ресурсов не предоставь - все мало. Однако пока еще нет ни одной игры, которая получает от запуска на двухъядерном процессоре большой выигрыш.
   Поэтому можно сделать вывод: если вы не занимаетесь профессиональной работой с видео или 3-мерной графикой, то вкладывать деньги в дорогие многоядерные процессоры вам еще не стоит. Возможно, что пока напишут программы, получающие реальную выгоду от многоядерности, уже успеет смениться поколение процессоров.
   От центральных процессоров перейдем к видеоускорителям. Здесь два основных игрока - ATI и NVidia - тоже предлагают многопроцессорные решения. Причем их технологии (SLI у NVidia и CrossFire у ATI) позволяют как втыкать в компьютер для совместной работы несколько видеокарт, так и размещать несколько графических процессоров на одной видеокарте. Насколько же оправданы их решения?
   Вообще, принцип работы как у SLI, так и у CrossFire схожий. Экран делится на несколько частей, каждая из которых обрабатывается "своей" видеокартой (в случае ATI CrossFire экран может также разбиваться на клетки, как шахматная доска, и "черные" клетки обрабатывает одна видеокарта, а "белые" - другая). Это действительно позволяет ускорять вывод на монитор 3-мерных изображений. Но есть в этом и свои минусы.
   Во-первых - цена. Покупка второй видеокарты для SLI или CrossFire имеет экономический смысл только для топовых (самых "крутых") решений. В остальных случаях дешевле купить более мощную видеокарту, тем более что поколения этих устройств сейчас сменяются очень быстро.
   Во-вторых, необходимо учитывать еще один фактор. Обработка изображения производится в видеопамяти, в ней же хранятся исходные данные. В случае системы SLI или CrossFire содержимое видеопамяти дублируется, то есть две видеокарты со 128 Мб памяти "равняются" одной более мощной, но тоже со 128 Мб. А если учесть, что обычно мощности современной видеокарты не хватает, чтобы включить режим со сглаживанием изображения, или с более четкими (и занимающими больше места) текстурами, то режим SLI или CrossFire в этом отношении тоже невыгоден для "средних" видеокарт. То же верно и для видеокарт, где режим SLI (CrossFire) реализован на одной плате. В этом случае эффективное количество видеопамяти также следует делить на два.
   Ну и, в-третьих, как для SLI, так и для CrossFire требуется поддержка материнской платы. Кроме того, вместе могут работать только карты одной модели (с одинаковыми видеопроцессорами и количеством памяти), а для работы системы ATI CrossFire одна из карт должна быть специальной разновидности ("Master"). Поэтому "просто так" воткнуть вторую видеокарту может и не получиться.
   Поэтому для видеокарт вывод таков: покупка второго ускорителя для SLI/CrossFire имеет смысл только для "старших" моделей видеоадаптеров и должна задумываться еще на этапе выбора материнской платы.
  

Ян Канер

  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"