|
|
||
Об опасностях "крапивинизма" |
Виталий Каплан
Бог, сотворённый из слова.
Решиться на эту статью было нелегко. Вещи, о которых пойдёт речь, весьма деликатны и неоднозначны, а потому реакция читателей может быть очень и очень разной. Мне не хотелось бы никого обидеть, так что заранее приношу извинения всем, кого может задеть этот текст.
Итак, поступили отклики на мою статью "Религиозные мотивы в творчестве Крапивина", опубликованную в 10-м номере "Той стороны". Что отклики будут, и в том числе отклики неблагожелательные, я знал с самого начала. И в принципе не собирался отвечать на них в альманахе. Ведь "ТС" - светское издание, и совершенно незачем перегружать её материалами религиозного толка.
Разумеется, мне несложно ответить моим оппонентам, только вот будет ли это интересно остальным? Во всяком случае, мои координаты (и почтовые, и сетевые) общеизвестны, и я готов дать обстоятельный ответ на опубликованные в 13-м номере "Той стороны" отклики. Могу лишь сказать, что из трёх напечатанных текстов всерьёз можно полемизировать только со статьёй Кирилла Баландина. Остальные слишком перегружены эмоциями, и авторы их слишком плохо знают то, с чем воюют. Та карикатура на христианство вообще и православие в частности, что изображена в статьях Севы Глущенко и (в меньшей степени) Миши Веретенникова - не имеет ничего общего с реальностью. Странно было бы спорить с плодом авторских фантазий и с расхожими стереотипами советских времён. Хочется лишь сказать - ребята, вы сперва потрудитесь узнать, что такое христианство, что такое Церковь. Не бойтесь, для этого совсем не обязательно в храме со свечкой стоять. Лучше серьёзные книги почитали бы... И пообщались бы с разными верующими, не удовлетворяясь двумя-тремя случайными разговорами... Но как известно, есть три области, в которых каждый мнит себя корифеем. Политика, педагогика, медицина... Теперь сюда ещё и религия добавилась...
В общем, не стал бы я всё это писать, кабы в статьях моих оппонентов не промелькнули некие мотивы, на мой взгляд, весьма опасные. Я имею в виду восприятие крапивинской фантастики, теорию Великого Кристалла, меридианы, грани и т.д. в качестве единственно верной модели мироздания. О том, что всё это литература, художественный вымысел, красивая поэтическая аллегория, кое-кто забыл. Вернее, не хочет вспоминать.
Замечу, что сам Владислав Петрович никогда не поощрял подобные настроения. Он пишет художественную литература, а не Краткий Курс Теории Мироздания. Вот, к примеру, его слова на встрече с читателями в 1995 г. в Москве:
"...Ко мне однажды приехали ребята, молодые инженеры из Киева. Мы, говорят, просчитали это всё на компьютерах, и всё совпало: главный меридиан, осевой, повороты пространства, и всё остальное. Как вы всё это разрабатывали, и с чьей помощью? Я говорю - Бог с вами, ребята, никто мне ничего не разрабатывал... Я же абсолютный гуманитарий, никогда не был силён в математике, а на выпускном экзамене по физике моя любимая учительница сама решила за меня задачку. Это всего лишь догадки..."
И ладно бы дело ограничивалось только физикой. В конце концов, существуют ли параллельные миры - дело тёмное, современная наука ничего определённого по сему поводу сказать не может, и потому гипотеза о кристаллической Вселенной ничем не хуже других. До науки, конечно, не дотягивает, ни математического аппарата, ни экспериментальных данных. Но как натурфилософия вполне смотрится.
Беда, однако, в том, что Великий Кристалл рассматривается тут не в научном, а в метафизическом смысле. Кристалл и Дорога выше презренной цифири, это нечто таинственное, духовное. Под тонким слоем физики обнаруживаем толстый слой мистики. А из этого следуют уже и некие глобальные стремления, тяга с помощью Кристалла переделать мир, обрести невиданные возможности, установить со Вселенной иные отношения... Как частный пример, упомяну идею о спасении мира посредством детей с паранормальными свойствами, "койво". Они, дескать, несут некую вселенскую миссию...
Владислав Петрович, однако, смотрит на эти вещи трезво:
"Особых надежд, что они коренным образом поменяют путь развития человечества, у меня, честно говоря, нет..."
Но это - Владислав Петрович. Зато некоторые восторженные личности дошли уже до крайней стадии. До той, которая на языке толкиенистов обозначается: "а вот тут вы, профессор, и наврали..."
Да, если созданные авторским воображеним миры воспринимать всерьёз, считают их реальностью, то и художественный текст легко спутать со скрижалями Великого Учения. Приведу несколько цитат:
"Ёшкин свет, теория ВПК (Великого Пространственного Кристалла!) занимает львиную долю творчества Крапивина, ссылки на неё есть чуть ли не в любом произведении, а её - раз! - и к ногтю: это всё, дескать, антураж, декорации рисованные, фантастика". (С.Глущенко, "Евангелие от Каплана", "ТС" Љ13)
Ну, что теория Кристалла занимает львиную долю творчества Крапивина - вопрос, мягко говоря, спорный. Во всяком случае, высчитывать доли и проценты - дело литературных критиков. Но когда в любом произведении ищутся ссылки на Кристалл (для чего порой изобретаются весьма натянутые толкования) - это уже симптом некритического восприятия текста. Т.е. теория Кристалла в этом случае имеет некую изначальную ценность, некий статус Истины с большой буквы, а крапивинские книги призваны лишь озвучить сие "учение". Поэтому в реалистических произведениях Крапивина тщательно выискиваются малейшие зацепки, параллели с "доктриной", фантастические же произведения - те прямо загоняются за кристаллическую решётку. Вот, к примеру, такой отрывок:
"А что касается того, что молитва действовала, тут уместно вспомнить свойство Кристалла реализовывать истинное желание, просьбу чистого ребёнка, если он верит (если не верить, то как можно наполнить желание силой?" (С.Глущенко, "Евангелие от Каплана", "ТС" Љ13)
Ну конечно, что же еще может действовать, помимо Кристалла?
И попробуйте предложить наугад любой текст, хоть "Всадники на станции Роса", хоть "Мушкетёр и фея", хоть "тридцать три - нос утри". Уверен, адепты "кристаллистики" с лёгкостью откопают желаемое. Спорить тут бесполезно, потому что здесь кончается беспристрастный анализ и начинается Вера.
Что это не просто слова, хорошо иллюстрируется таким высказыванием Севы:
"Часть девятая статьи называется "На Дороге". С подтекстом "на дороге к богу". Уже одна такая подстановка тех, кто ВЕРИТ в Дорогу, должна глубоко оскорбить. Хочется пожелать Каплану прочитать "Лето кончится не скоро" - может, поймёт чего-нибудь про Дорогу и не будет играть этим понятием". (С.Глущенко, "Евангелие от Каплана", "ТС" Љ13)
Что ж, тут недвусмысленно говорится о людях, которые по-настоящему ВЕРЯТ в Дорогу. Причем это не абстрактное допущение по принципу "а почему бы и нет?", а самая что ни на есть реальная, живая вера. Действительно, раз мои слова о Дороге способны кого-то глубоко оскорбить, значит, задействованы и эмоции, и переживания. Это как раз свойственно настоящей религиозной вере.
Именно как религиозную веру воспринимает крапивинские образы и Миша Веретенников:
"Я глубоко убеждён, что Крапивин создал какую-то свою "религию", выделив её из всевозможных религиозных нагромождений и поставил её над ними.
Я говорю о Вере, где всё крутится не вокруг Иисуса, или Аллаха, или Будды, а вокруг образа Матери и её Ребёнка. Не обязательно именно Богородицы и маленького Иисуса. Любой Матери и любого маленького человечка, который нуждается в тепле родных рук, надёжной опоре, просто любви". (М.Веретенников, "Крапивин и религия - продолжение темы", "ТС" Љ13).
Что ж, каждый вправе воспринимать крапивинские тексты по-своему. Однако религиозное их восприятие - это не просто невинная игра ума. Это некий выбор, который человека ко многому обязывает и во многом определяет его дальнейшую судьбу.
Тут стоит оговориться. Многие на этом месте воскликнут: "Ну а сам-то что делаешь? Тоже ведь рассматривал книги Крапивина сквозь "православные" очки!" Вот и Сева Глущенко пишет: "вернёмся к попыткам впихнуть в религиозные рамки творчество В.П.К."
Не соглашусь. Моя вера не высосана из книг Крапивина (хотя эти книги, полагаю, в какой-то мере способствовали моему приходу в православие). Я не пытался построить на основе крапивинских текстов некую религиозную систему. Я всего лишь показал, как православный человек может воспринимать эти книги. Своё восприятие я не пытался никому навязывать, не предлагал в качестве единственно возможного. Я просто о нём рассказал. Ни в какие рамки ничего я не впихивал, потому что литература (если это действительно Литература) изначально не вмещается ни в какие рамки.
А вот то, что делают некоторые поклонники творчества Владислава Петровича, действительно можно назвать богостроительством. Я имею в виду работы Владимира Талалаева - "Теория Лордов" и "Топологии миров Крапивина". Вдаваться в подробный анализ этих текстов не вижу особой необходимости. Отмечу лишь их логичность и убедительность в рамках некоей исходной системы аксиом. Важнее понять другое - что перед нами? Интеллектуальное упражнение или Символ веры? Если автор ставил себе задачей первое - у меня нет ни малейших претензий. Каждый развлекается как может, его право. Но вот если сии тексты относятся вовсе не к жанру литературной критики, если это созданное на основе крапивинкрапивинских книг метафизическое учение, некая концепция мироздания - тогда всё гораздо интереснее.
Разумеется, никто, кроме Владимира Талалаева, не знает, каков был исходный замысел. Да и не столь это важно. Тексты Талалаева гуляют в компьютерных сетях, известны достаточно широко, и потому их (а точнее, их восприятие читательскими массами) можно рассматривать и в отрыве от намерений автора.
Итак, есть некое учение (давайте условно назовём его кристаллистикой), это учение известно людям. Кое-кто относится к нему всерьёз, кто-то - играет. Что же здесь плохого? Ну сочинили люди себе веру - пустяк, да и только!
Но дело в том, что сторонники кристаллистики идут проторенным путём всех богостроителей. Существуют определённые законы человеческой психологии, благодаря которым люди творят мифы. Те механизмы религиозного творчества, о которых говорили атеисты (и к действию которых сводили любую веру) и в самом деле существуют. Человек всегда творит себе кумиров, боится непонятного и потому хочет как-то с этим непонятным договориться. Естественно, что из всего этого вырастает язычество. Ничего иного придумать человек не в состоянии. А языческие боги жестоки. Они требуют жертв...
Иными словами, из кристаллистики вполне может вырасти самая настоящая религиозная секта. Как она будет называться - "Командорской Общиной", "Святыми Хранителями", "Храмом Матери" - не суть важно. В любом случае это будет языческое учение. А поскольку человеку опять же свойственно воплощать свои верования в практических действиях, то вслед за учением появится и культ, возникнет система обрядов. И, ясное дело, вокруг этого как чёртик из табакерки выскочит некая "структура", некие "адепты" и "послушники", сформируется иерархия. В статье Талалаева "Теория Лордов" даже есть некие намётки этой иерархии - Койво, Наставники, Мастера, Хранители, Лорды... На самой низшей ступени стоит, естественно, простое население... Такая своего рода кастовая система.
Конечно, если это случится, то вряд ли в ближайшие годы. Такие вещи вызревают долго, исподволь. И вот, когда сложатся благоприятные обстоятельства, а главное - найдётся настоящий лидер с полными карманами харизмы... Я почти уверен, что ни Володя Талалаев, ни Сева Глущенко эту роль не потянут. Придут другие - уверенные в себе, энергичные, не знающие сомнений. Отодвинув плечом первое поколение кристаллистов, они присвоят себе их теоретические разработки, подкрутят где надо (например, добавят долю восточной мистики, медитативную технику, теософскую терминологию) и перейдут, наконец, от болтовни к делу.
Поскольку почва уже им приготовлена. Доктрина есть.
Если обратиться к реально существующим тоталитарным сектам - мы увидим поразительное сходство и в учении, и в организации. Вспомним то же "Белое Братство", в рядовой состав которого в основном входили подростки, а в руководство - опытные
психологи1 ... Невозможно придумать ничего принципиально нового, законы мифологического и социального творчества достаточно универсальны.
Думаю, здесь не надо доказывать, что тоталитарная секта - это плохо. А именно туда направлен вектор зарождающегося движения.
Почему движения? Разве были какие-то реальные события?
Ну, слышать мне приходилось о многом. Начиная с невинных попыток всерьёз сделать Бормотунчика и кончая резанием вен, отчаявшись уйти через Меридиан. Всякое бывало. И барабанщиков с соседней Грани встречать пытались, и магию осваивали, дабы Манекенам противостоять... И детей всему этому учили... Причем эти факты (в основном из практики АРДО) известны многим. Но остаётся лишь гадать, сколько было (и есть) фанатов-одиночек, с жадностью готовых заглотать любую наживку, пойти за любым, кто проведёт через Меридиан и научит "прямому переходу"...
Надо помнить, что наряду со здоровыми и больными (в психическом отношении) людьми есть довольно широкая прослойка так называемого "пограничного состояния". Т.е. в принципе эти люди вполне адекватны и в обычных обстоятельствах их странности не слишком заметны. Но любое сильное потрясение окажется для них подобным взрыву, и процесс пойдет развиваться.
И вот тут самое время вспомнить, что многие неумеренные поклонники Кристалла работают с детьми. Зачастую не понимая, какую взваливают на свои плечи ответственность. Зачастую "вожделение к мистическому" (термин столь авторитетного для Севы Глущенко Даниила Андреева) сливается тут с обыкновенным эгоизмом и неумением просчитывать последствия хотя бы на ход вперёд.
О подобного рода "командорах" Владислав Крапивин отозвался так:
"Есть довольно опасная категория взрослых людей, которые с энтузиазмом работают с детьми, - причём я не беру людей с какими-то отклонениями, шизофреников и т.д., а людей, вполне искренне настроенных. Но как потом выясняется, они работают с детьми не потому, что думают прежде всего об интересах детей, а потому что им комфортно в ребячьей среде, и они могут многое сделать, заинтересовать. Но работают они прежде всего ради собственного удовольствия".
А если удовольствие сочетается с оккультными изысканиями...
Дети же по натуре своей романтики. Детей чрезвычайно легко увлечь фантазией, да так, что границы реальности ощутимо смажутся. Напомню кое-что из статьи Димы Ватолина в 12-м номере "той стороны". Речь шла о детском объединении "Сигнал".
"В мире Сказки можно ничего не бояться, там даже границы реальности раздвигаются всего лишь силой воображения! Чудеса с фонариками и "переходы через грань" лишь спустя многие годы начинают делаться с помощью спирта и наркотиков. А поначалу все белое и пушистое, поначалу все просто здорово". Д.Ватолин, "О "Сказке" и "Режиме"", "ТС" Љ12.
И там же:
"Однако именно "сказочность" и Магия привлекали ребят в операциях КАФЕ: Передача мыслей на расстояние, чистый кусочек неба над местом проведения операции, Каменный город на горизонте и другие сказочно-веселые и сказочно-страшные ТАЙНЫ! Забавно, когда при этом ребята тщательным образом штудируют "Голубятню", вынося оттуда важные принципы типа из двух дверей всегда выбирать левую, и совсем не забавно, когда Юлька Безруких собирается сдаться психиатрам, чтобы "уйти от всего и спрятаться от магии" (Тот же рассказ о КАФЕ.)".
Конечно, упомянутым в Диминой статье фактам ещё далеко до практики тоталитарных сект. Конечно, в процентном отношении количество фанатиков-кристаллистов весьма незначительно. Но этим нельзя обольщаться. Дело ведь не только в численности фанатиков. Не менее важно хождение в широких кругах неких идей и благожелательное к этим идеям отношение. К примеру, в конце XIX-начале XX вв. В Германии не было вообще ни одного национал-социалиста. Но идеи уже витали в воздухе, благодаря трудам философа Ф.Ницше, писателя Д'Анунцио и прочих властителей дум, не подозревавших, какие мины они заложили в общественное сознание...
Да, никакой секты "Хранителей" пока, слава Богу, нет, но я вижу определенные к тому предпосылки.
Что есть? Во-первых, люди, всерьёз верящие в кристаллистику. Люди, в сердцах которых живет настоящая религиозная вера, только вот предмет этой веры - рукотворен.
Во-вторых, некие попытки создать Теорию. Приведу лишь одну цитату из В.Талалаева:
"Третий слой способен понять тот, кто знаком с остальными Легендами Кристалла. Например - с Теорией Лордов, являющейся Ветхим Заветом Церкви Святых Хранителей. Здесь я не имею права говорить много и откровенно, но попробую намекнуть: за этими событиями (т.е. описанными в "Лете...") стоят силы куда более весомые и великие, чем может предположить простой человек. Скорее всего - один из тех, кто ещё помнит рождение нашего Бога". В.Талалаев, "Тем, кто особенно рычит на (Лето кончится не скоро(".
(Надо ли понимать, что "Топологии миров Крапивина" - это "Новый Завет Церкви Святых Хранителей"? )
В общем, доктрина почти готова.
В-третьих, практика хождения через "грани", зачастую базирующаяся на различных техниках медитации и некоторых оккультных методиках. Не случаен, кстати, для поклонников Кристалла интерес к теософии, "Живой Этике" и прочим достижениям современной кабаллистики. Не случайны и симпатии В.Талалаева к такому литературному персонажу, как Мелькор (читавшие Толкиена поймут). Этим именем Талалаев обычно и подписывает свои тексты. Игра, конечно, не могу я его подозревать в серьёзных симпатиях к Люциферу. Но это такая игра, в которую слишком легко заиграться.
А надо ещё заметить, что идея Великого Кристалла сама по себе очень красива, очень поэтична. И способна многих пленить своей красотой. Само по себе это здорово - ведь перед нами прекрасная литература, тонкая и изящная модель многих сторон жизни.
Только вот некоторые пленённые (отнюдь не из-за крапивинских книг) предпочитают остаться в плену. В самом деле, как хорошо уйти из сложного, бурного, противоречивого мира в такой красивый и приспособленный к психологическим запросам этих людей мир ВПК. Нет, не Владислава Петровича Крапивина. Великого Пространственного Кристалла, как расшифровывает эти буквы Сева Глущенко. И поначалу это будет всего лишь игра, только вот слишком часто игра становится самодостаточной, маска прирастает к лицу и реальность с фантазией меняются местами.
Ещё раз подчеркну - этого пока не случилось. Но может случиться, если число фанатов-кристаллистов перерастёт некую критическую массу. Как писал Сева Глущенко:
"Сейчас происходит накопление информационно и духовно развитых людей, достаточно развитых, чтобы принять и осмыслить столь глобальные теории, как теория Великого Кристалла, и на их основе построить мировоззрение, более совершенное, чем нынешние. И Владислава Петровича можно смело полагать их теоретиком, а в немалой степени и практиком". (С.Глущенко, "Евангелие от Каплана", "ТС" Љ13)
Звучит оно, конечно, красиво, и изнутри мира кристаллистов так, наверное, и воспринимается. Замечу лишь - представление о том, что рождается новое поколение, грядёт новая эпоха и т.д., весьма характерно для всех современных оккультных учений. И здесь господа кристаллисты ничем не отличаются от прочих поклонников движения New Age.
Обидно только, что к себе в сторонники (и даже в пророки) причисляют они Владислава Петровича Крапивина. Не думаю, чтобы ему хотелось быть знаменем очередной тоталитарной секты. Не для того он писал и пишет книги, чтобы его литературные образы использовались в оккультных целях. Я действительно боюсь, что стараниями наших кристаллистов имя Крапивина окажется замазанным. Увы, подобные примеры в истории уже бывали.
Возможно, в этой статье я сгустил краски. Возможно, всё само собой рассосётся и не возникнет никакой неоязыческой секты. Дай Бог, чтобы так и случилось. Но опасность тем не менее есть, и потому некоторым горячим головам крайне полезен ушат холодной воды. Иначе... Как писал Александр Галич:
И канули годы, и снова
Всё так же, но только грубей,
Мой бог, сотворённый из слова,
Твердил мне: "Иди - и убей!"