Карабут Ратмир Евгеньевич : другие произведения.

Дирижер (окончание)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



     Он шел к свету.
     По сторонам его была тьма, но тьма странная,  будто  смесь  самых
разных невиданных прежде цветов - они кипели,  бурлили  и  слива-
лись, и тьма была текучей и непостоянной, совсем не такой,  какой
он все еще помнил ее; не пустой чернотой неосвещенных  углов,  не
холодной тишиной беззвездной ночи, а Тьмой - живой  и  теплой,  и
черной, невероятно черной, несмотря на все непостоянство,  а  мо-
жет быть, и благодаря ему.
     Впрочем, пока он шел, тьма перестала казаться  необычной,  и
уже только краем глаза выходило уловить ее многоцветные переливы.
Свет же впереди манил и притягивал взгляд, и не  хотелось  терять
времени и оборачиваться, и нужно было идти к свету, ибо куда  еще
можно было идти?
     И вот тьма вокруг стала непроницаемой стеной,  потеряв  свое
очарование, а свет становился все ближе, он был совсем рядом,  он
сиял мягко и ласково, он звал и звал за собой...
     И он шел к свету все легче и радостнее, теряя с  каждым  ша-
гом слова, мысли и воспоминания, и вот забыл совсем, кто он,  от-
куда идет и что за свет впереди, и было ему покойно и  тихо,  как
вдруг сзади его окликнули:
     - Стой!
     Он не остановился, конечно, он даже не замедлил шаг; что мог
значить этот голос в сравнении со светом впереди,  зачем  тратить
силы на ответ, да и что отвечать?
     - Стой! - во второй раз, громче  и  ближе,  прозвучал  голос
сзади.
     - Нет, - шепнул он непонятливому голосу,  слегка  удивившись
этому своему поступку. Свет уже близко -  еще  сотня шагов,  не
больше...
     - Стой! Послушай меня!
     - Мне нужно идти, - сказал он, шагая вперед.
     Теперь он мог различить сквозь свет, что за ним стоят  фигу-
ры в белой одежде, и машут ему руками, и зовут его к себе; он ус-
корил шаг.
     - Глупец! Остановись!
     - Зачем? - спросил он.
     - Разве ты хочешь пустоты? Разве ты хочешь,  чтобы  все  так
кончилось?
     - Да, - ответил он, ступая все легче. - Я устал...
     Уже можно было различить их лица.
     И там,  впереди,  перед  остальными  стояла,  улыбаясь,  его
мать...
     - Ты видишь только ложь! Обернись же!
     Ложь? Может быть... Но - какая разница?..
     - Там хорошо, - сказал он голосу.
     - Там? Там никак, - ответил голос. - Ты пропадешь!
     - Пусть.
     Она весело махала ему рукой.
     - Ты еще не забыл слова, - говорил голос. - Ты еще не  поте-
рял разум. Вспоминай же! Вспоминай, что  умел!  Обернись  скорее!
Разве ты не видишь, что никуда не движешься?
     Что там можно вспоминать?..
     Но вдруг стало интересно - самую малость. Он  задержал  сле-
дующий шаг.
     Свет двигался ближе.
     Он остановился.
     Свет шел к нему.
     - Видишь? - спросил голос. - Это он тянет тебя  к  себе, и он
заберет тебя, он растворит тебя, ничего не оставив! Скорее  обер-
нись - я не могу задержать тебя сам!
     Он медленно шагнул вперед.
     - Что ты делаешь?! - вскрикнул голос. - Ты сильнее, чем  ду-
маешь! Если бы дух твой был слаб, он уже поглотил бы тебя!
     Он шел быстрее и быстрее. Что голосу за дело до него? Что он
имеет против света?
     - Что ты умел там, раньше? Что ты делал, несчастный?
     Что?.. Откуда ему знать...
     Его ждали. Еще дюжина шагов.
     - Ты был звездочетом? Вспомни звезды, вспомни, как  они  ри-
суют картины на ночном небосклоне; может быть, ты дал имя  откры-
той тобой комете? Может быть, ты составлял карту небес?
     - Нет, - тихо сказал он,
     - Ты был солдатом? Вспомни схватку! Вспомни,  как  бился  за
свою землю, вспомни, как поил ее своей кровью и кровью  тех,  кто
хотел отнять ее у тебя! Может быть, ты и сам вел войска на врага?
     - Нет.
     Еще чуть-чуть.
     - Ты был художником? Вспомни, как выходил из-под кисти...
     Художником?..
     - Нет, - не так уверенно ответил он.
     Голос замер. И спросил снова:
     - Ты был писателем?
     - Нет...
     Ну вот и все. Вот и...
     - Ты был музыкантом?! - в отчаянии крикнул голос.
     Свет у самых ног замер и дрогнул.
     Да.
     - Да, - ответил он.

                         ***

     И он услышал ее - свою музыку, ту самую.
     Да,  это  она. Подождите.  Еще   немного.    Дайте,    дайте
дослушать...
     - Это она, - подтвердил голос тихо. - Теперь  обернись.  Она
здесь.
     Он обернулся, и музыка  стала  отчетливее,  хотя  ничуть  не
громче.
     Перед ним стоял человек - загорелый, высокий и крепкий. Мор-
щины глубоко прорезали его лицо; он еле заметно улыбался,  и  се-
дые волосы его лежали на широких плечах, а их темные кончики  бы-
ли заплетены в две тонкие косички. За ним была тьма, и  понемногу
к музыканту возвращалась способность видеть ее движение.
     Он слушал, и менялось все вокруг, хотя при  этом  как  будто
оставалось тем же; человек перед ним теперь виделся ему не  высо-
ким, а очень высоким. Он заметил, что на плечи его накинут  мехо-
вой плащ, а одет он в куртку грубой ткани и такие же штаны с бах-
ромой; он увидел на его ногах обувь и вспомнил, что она называет-
ся мокасинами.
     - Теперь не теряй времени, - сказал ему человек. -  Дай  мне
руку.
     Музыкант стоял, не шелохнувшись.
     - Ты должен сделать это сам, если хочешь  идти  со  мной,  -
пояснил великан.
     Он стоял на месте, любуясь, как тьма меняется в тон его  му-
зыке, и как огромно пространство перед ним - бесконечно и  безна-
чально...
     - Эй-эй! Это то же самое, - сказал человек. - Это то, что мы
называем Океан. Задержишься - и он возьмет тебя. Идем со мной,  и
твоя музыка не исчезнет.
     Музыкант отсутствующе протянул руку великану, и  он  схватил
ее своей, а после этого осторожно взял и другую; он  поднял  руки
так, что они оказались перед глазами у музыканта.
     - Смотри! Он почти достал тебя. Придется повозиться...
     Руки  музыканта  выглядели  пятнами  неопределенного  цвета,
словно на испорченной фотографии; он увидел их  -  и  покачнулся,
вдруг почувствовав головокружение  и  глухоту.  Музыка  слышалась
словно через вату, и голос великана так же глухо звучал в ушах:
     - Все в порядке, все хорошо...
     Что тут хорошего?..
     - Смотри, смотри на них!
     Он-то смотрел!.. Только вместо них - одни  пятна,  и  самого
его, наверное, уже нет почти, и сейчас все кончится...  И...  Как
же они выглядели раньше?..
     Пятна задрожали и стали плотнее.
     - Вспоминай...
     Пять пальцев. Вот они, еще не очень ясно, но их пять на  ле-
вой руке и... и... шесть - на правой. Почему - шесть?..
     Великан тоже обратил внимание на правую руку.
     - Собирай их, - велел он. - Это ничего...
     Пальцы дрожали, не желая становиться в фокус. Великан  шеве-
лил губами, и вдруг все стало черным-черно для музыканта.  Музыка
стихала.
     - Еще раз, - тихо-тихо донесся до него голос.
     Зрение вернулось, и музыка зазвучала громче. Он сопротивлял-
ся, как мог, но тьма тащила его в стороны, раздваивая пальцы  пе-
ред глазами, и великан что-то шептал, и...
     - Ты справился, - сказал великан, улыбнувшись.
     Ему показалось, что он услышал щелчок закрываемого замка - и
руки встали на место. На правой  вполне  удобно  уживались  шесть
пальцев.
     - Теперь самое сложное, - сказал великан. - Будем искать.
     - Что? - спросил музыкант.
     - Твой дом, - ответил великан. - Играй, не переставая!
     Он играл. Он только сейчас это понял, но он играл свою музы-
ку сам - с самого начала; он сделал ее еще громче, и парой аккор-
дов тьма вокруг блеснула зеленым и фиолетовым.
     - Лард! - крикнул великан так громко, что задрожало все вок-
руг.
     Едва не сбился.
     - Что?
     - Не обращай внимания. Играй! Это имя того, кто нам поможет.
     Музыкант кивнул и заиграл, шевельнув пальцами.
     - Лард! - снова позвал великан.
     Ответа не было.
     - На чем ты играл? - спросил великан.
     - Я... я играл на фортепиано, но...
     - Лард!!!
     - Но сам я играл редко... я был дирижером.
     - Вот как?.. Тогда прикажи играть ему.
     - Кому?
     - Ему, Океану... Измени его. Лард!
     - Как?..
     - Не знаю. Быстрее учись.
     - Но как?..
     - Откуда мне знать? Ты же... дирижер. Лард, где ты?!
     Он попробовал приказать.
     Музыка так же играла вокруг, но ничего не изменилось.
     - Ее должен слышать весь Океан. Что-то вроде этого.
     - Я пытаюсь... Выпустите руки.
     - Если выпущу - простая музыка не спасет, - серьезно  сказал
великан. - Я не смогу тебя больше держать. И сейчас-то трудно...
     - Почему ваш друг не отзывается?..
     - Не знаю. Я не могу его найти. Наверное, спустился.
     - Спустился?..
     - Это неважно сейчас... Лард!
     - А если я заставлю его играть? Если сумею?
     - Что? Ну, вообще-то это может сработать.
     - Тогда выпустите руки... Я попробую.
     Великан с сомнением посмотрел на дирижера.
     - Еще раз, - сказал он ему.
     И изменился.
     - Ла-а-ард!!! - потряс Океан его крик, ставший вдруг выше  и
сильнее, во много раз сильнее; дирижер, пораженный,  стоял  перед
огромным существом, сияющим... как алмаз? Нет, как снежное  поле:
как и цвета Тьмы, его цвета лились в один - но  ослепительно  бе-
лый... За спиной его трепетали крылья, одно перо из  которых  могло
накрыть дирижера целиком, и руки, длиннопалые и тонкие,  все сжи-
мали его руки, и сам Океан вдруг показался рядом с ним блеклым  и
унылым.
     Время текло, и оба молчали; но вот белые  руки  дрогнули,  и
зазвенел с высоты голос:
     - Благословляю тебя... Играй, дирижер.
     И руки дирижера освободились, мягко выскользнув  из  гладких
тонких пальцев.
     - Прощай, - печально произнес волшебный чистый голос.
     Пасс отправил музыку ввысь, и откликнулся Океан...
     Шестипалая правая рука правила музыкой  словно  сама  собой,
легко, как никогда раньше; и музыка откликалась на каждое  движе-
ние, как не откликнулся бы и самый лучший оркестр.
     Он опустил веки, вскидывая руки снова и снова.
     И еще.
     И еще...
     Он вспоминал, вспоминал ее, ту музыку, что тогда,  там,  так
далеко звучала в его голове, и проникала в его сны, и вела его за
собой - или это он вел ее? Или они  шли  вместе,  под  руку,  как
влюбленные, через всю его жизнь?
     Он, кажется, бросил ее тогда... Но этого больше не случится.
     Он открыл глаза.
     И музыка стихла, успокоилась, расслабленно  звуча  во  всем,
что окружало его.
     В птичьем пении. В зеленых листьях тополей и ив. В  воде  речушки.
Даже в стенах деревянного домика, стоящего прямо перед ним, в бе-
лой каменной дорожке под ногами, в облаках, лениво плывущих  нав-
стречу рассвету, да и в самом рассвете - везде была она, его  му-
зыка, а значит, и он сам.
     Он опустил руки - целую вечность играл  он,  казалось,  но
что это значило теперь? Он мог отдохнуть.
     Ведь вот - это все. Все, о чем он хотел играть. И играл...
     И плыл над его домом, над его долиной, над его миром  первый
рассвет первого дня.
     Он тихо отворил незапертую дверь и вошел в свой дом.

                         ***

     Он не осматривал комнаты, ему не пришлось привыкать к  смене
мест: этот дом всегда был, есть и будет - его.  Он  прошел  через
коридор, мельком посмотрев в висящее на стене зеркало, и  вернул-
ся на шаг назад, чтобы заглянуть в него еще раз.
     Его волосы, немного не достававшие до плеч, были черны,  как
никогда в его жизни; только над правым плечом пробегала благород-
ная седая прядь. Верхнюю губу и подбородок слегка трогала щетина.
     На нем был фрак, но сидел он прекрасно, совершенно не  стес-
няя движений. Он еще раз взглянул на руки - по-прежнему  на  пра-
вой шесть пальцев; это уже не выглядело необычным. Руки стали как
будто старше, кожа на них потемнела, и пальцы были тонки - но это
было только красиво, и ни единой морщинки не лежало на руках от за-
пястий до самых кончиков пальцев.
     Он поправил зеркало и пошел дальше, свернув  в  кухню.  Взял
горсть кофейных зерен из сундучка на столе, смолол их ручной  ко-
фемолкой, поставил на горячую печку кофейник; нарезал свежий хлеб
и сыр, лежащие на столе, и отправился пить кофе на веранду.
     Там с полчаса он слушал свою тихую музыку в тени  винограда,
цепляющегося за решетку навеса, ел бутерброды с сыром  и  запивал
их чудесным кофе, а после этого встал, аккуратно  отодвинув  стул
от маленького дощатого столика, и уже совсем было собрался  поиг-
рать на рояле в большом зале, который все никак не решался переи-
меновать в гостиную, как вдруг его окликнул знакомый голос:
     - С добрым утром, дирижер!
     - С добрым утром, - ответил дирижер, оборачиваясь к изменив-
шемуся вновь знакомому.
     Теперь он был вполне обычного человеческого роста, чуть  вы-
ше среднего - пожалуй, одного роста с ним  самим,  -  и  выглядел
иначе, будто помолодев лет на двадцать. Хотя, может быть, это зе-
лень вокруг и свет утреннего солнца делали его лицо веселей и мо-
ложе?
     - Заходите, - пригласил дирижер, приоткрыв калитку веранды.
     Гость поклонился ему и снял шляпу, не спеша подходя к нему.
     Шляпу? Да, изменилась и одежда - теперь,  не  считая  шляпы,
это были долгополый сюртук, рубашка с расстегнутым воротом и  ши-
рокие брюки, перепоясанные кожаным ремнем, к которому плотно при-
легали короткие ножны лакированного темного дерева. На ногах  его
сейчас были сапоги, подбитые подковками - судя по звуку,  который
они отбивали по мощенной камнем дорожке.
     Он вошел на веранду и широко улыбнулся дирижеру.
     - Теперь время есть, - сказал он. - Не хотите ли  вы  задать
пару вопросов?
     Хозяин улыбнулся в ответ.
     - Вы стали вежливее.
     - Что делать? Это уже не совсем Океан. А  здешнее  noblesse,
как я понимаю, очень даже oblige.
     - Садитесь, - указал дирижер на стоящее в углу веранды крес-
ло-качалку, и, дождавшись, пока гость  неспешно  присядет,  занял
свой стул, отвернув его от столика.
     - Прежде всего, я хочу поблагодарить вас... - начал он,  как
вдруг собеседник поднял руку, словно загораживаясь от его слов.
     - Погодите. Вы еще сами не знаете, за _что_ хотите  благода-
рить. Не нужно, прошу вас. Вопросы.
     - Хорошо... - растерянно произнес дирижер и поднял глаза  на
гроздья винограда, зреющего под навесом. - Тогда...  Первое.  Кто
вы?
     - Вы изволили видеть, - не меняя тихого и  спокойного  тона,
сказал гость. - Я дракон.
     Дирижер подождал, но, кажется, ответ мог считаться исчерпан-
ным.
     - Что же... Второе. Что это за место?
     - Ну, вы догадались сами, я полагаю,  -  ответил  дракон.  -
Глаза и уши вас ничуть не обманывают. Это новый мир, его  создали
вы, и он ваш по праву.
     - Что случилось бы там, если бы вы не вмешались?
     - Вы стали бы тем, с чего начинались, и ваша прекрасная  ду-
ша навсегда была бы потеряна, будучи растворенной в Океане.  Это,
насколько я могу понять, вы тоже поняли сами.
     - Кто такой Лард?..
     - Мой друг и ваш коллега, творец. Правда,  играет  он  всего
только на флейте, но вы бы видели те миры, что рождены  его  тан-
цем... Впрочем, думаю, вы их еще увидите. Сейчас торопиться неку-
да.
     - Дракон - что это значит?
     - Только то, что я дракон. Мое искусство отличается от ваше-
го тем, что неспособно ничего создать, и тем,  что  применимо  по
большей части лишь в Океане, то есть вне  миров.  Зато  и  выжить
там, удержаться на плаву, не составляет для меня никакой труднос-
ти, в отличие от, скажем, вас. - Дракон улыбнулся  снова,  словно
извиняясь.
     - Что же это за искусство?
     - Хм... Это искусство движения, скажем так. Искусство  пере-
мен. Искусство дороги.
     Дирижер закрыл глаза и попытался подумать над  новым  вопро-
сом. Ничего не призодило в голову, и он сказал, вставая:
     - Я приготовлю кофе.
     - Будьте так добры, - кивнул дракон.

                         ***

     Вдруг, сидя за столиком на веранде вместе с драконом,  дири-
жер почувствовал, что они - лучшие друзья, и прежняя беседа каза-
лась ему теперь до смешного натянутой. Они  пили  кофе  (в  чашке
дракона, заметил дирижер, оно вдруг само собой становилось  свет-
лее) и говорили обо всяком, и дракон знал о каждой  книге,  кото-
рую упоминал дирижер, и  мог  высказаться  о  каждом  музыкальном
произведении, которое он называл. Дирижер и сам не заметил,  ког-
да они перешли на "ты", и снова и снова варил кофе.
     - Как ты назовешься? - спросил его дракон.
     - Я? - дирижер поразмыслил. - Для кого?
     - Нас не так мало, как может  показаться,  -  пожал  плечами
дракон, тронув шляпу на коленях.
     - Дирижер, - улыбнулся дирижер. - Ты знаешь других?
     - Нет. Нас не так много, как  может  показаться,  -  ответил
дракон. - Но тебе нужно имя, хотя бы одно. Я - другое  дело,  та-
ких, как я, обычно не зовут по имени. Это ни к  чему.  Или  зовут
просто - райя.
     Дирижер почувствовал что-то странное. Что?
     - Да, - опередил его дракон, - сейчас мы  говорим  на  твоем
языке, то есть на языке твоего мира. В Океане не составляет  тру-
да говорить на языке Океана; наши души, освобожденные, сами прев-
ращают мысли в слова, ведь все вокруг так или  иначе  принадлежит
Океану. И все же остаются особые слова, которые они перевести  не
могут. Таково имя Лард и все имена Океана. Таково  слово  "райя".
Тебе тоже нужно имя, чтобы ты всегда мог услышать меня и  отклик-
нуться. Мне - нет, таково мое искусство.
     - А как узнать имя, которого еще нет в Океане?
     - Все имена уже есть в Океане, и ни одного еще нет - оттого,
что время Океана совсем непохоже на то, к которому ты  привык.  В
общем, это неважно. Дай-ка руку.
     Дирижер поставил чашку на стол и  протянул  шестипалую  руку
дракону; он взял ее в свою, и что-то произошло, но что -  дирижер
никак не мог понять, пока вдруг не произнес:
     - Февер. Мое имя - Февер.
     - Очень приятно, - улыбнулся дракон и отпустил его руку.
     - Что это было?
     - Это был Океан, - сказал дракон. - И хватит о нем на сегод-
ня.
     Был полдень, летний полдень Земли Февера ("А как ты  назовешь
его?" - "Земля. Почему ты смеешься?" - "Я не видел еще ни  одного
бога, не назвавшего свой мир Землей..."), но  густой  виноград  и
легкий дощатый навес защищали их от зноя, и они отдыхали  -  каж-
дый после своего трудного дела, молчали, говорили и смеялись.
     И пели птицы.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"