Карамов Сергей Константинович : другие произведения.

Гротескный реализм писателя Карамова С.К

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Гротескный реализм писателя Карамова С.К.
  
   Гротеск является литературным приемом (образом, стилем или жанром), с
   помощью которого автор пытается описать действительность и заострить все те трагические и комические моменты, которые он наблюдает и исследует. Издавна гротескные формы применялись такими комедиографами, как Аристофаном,
  Шекспиром. Известно выражение: " В каждой шутке есть доля правды!" Именно
   в той шутке есть доля правды, которая связала свою шутку с правдой. Но шутку,
  юмор любят все, а правду не все, к большому сожалению. Поэтому нередко шутка пытается нарядить голую правду понаряднее и поярче, словно правда пришла на шутовской бал или карнавал, маскарад; подчас наша действительность очень схожа
  с маскарадом, где разные пороки надевают маски добродетелей. Шутка, юмор и
  сатира помогали всегда простому люду легче жить и работать! Человечество, смеясь, расставалось с прошлым и разными тираническими режимами. Сатира клеймила
   всегда различные человеческие пороки и недостатки, пытаясь не скатиться только на рельсы пошлого и бездумного юмора, где должен главенствовать смех и только смех без всякой причины. И чем трудней и сложней людям жить, чем авторитарней становится наша власть, тем нужней сатира людям. Сатиру можно запретить и не издавать, можно замалчивать сатирические произведения ряда авторов. Но как запретить людской смех? Аналогично этому можно только безуспешно пытаться запретить дуновение ветра или движение водной стихии. Можно заткнуть рот одному, но всем рты не заткнешь! Поэтому смех и сатира бессмертны. Как-то у философа Демокрита спросили:
  - Как вы понимаете истину?
  -Я смеюсь!- ответил он.
   В сатирических произведениях Дж. Свифта, Ф. Рабле мы находим часто формы гротеска. Позднее гротескная образность помогла отразить многие особенности
   бытия Гоголю, Салтыкову- Щедрину, Шварцу, Гоффману, Кафке, Маяковскому, Булгакову. Автор здесь указывает на произведения ряда известных писателей,
  ссылается на них, так как ничего просто так из ничего не возникает, всегда что-то
  новое создается на основе старого.
   Жанр, созданный автором, а именно жанр гротескного реализма, позволил ему
  описать со всей полнотой и наблюдательностью различные социальные аспекты
  нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения. Произведения, написанные в жанре гротескного реализма, как считает автор этих строк (его
   две повести "Слепой город" и "Бег на месте или Замкнутый круг"), отражают
   нашу современную действительность во всей ее полноте и многообразии. Суть гротескного реализма заключается в том, что этот литературный жанр помогает
  писателю выразить сочетание как трагического, так и комического, их взаимосвязь, стараясь описать целостно все нюансы реальности и нереальности, фантасмагории, трагизма и комизма, гиперболы и пародии. Ранее, как известно многим писателям,
   у нас в стране был культ социалистического реализма, описывали крайне
   восторженно разные стройки, колхозную жизнь, заводские проблемы, работу
  доярок, сочетая эти темы немного с любовью главного героя и называя всё это настоящим искусством, произведениями соцреализма. Но оставим на совести тех писателей их опусы, сейчас, к счастью, совсем другое время, может, кому-то
  хотелось бы, чтобы оно было более лучшим и демократическим, но писатель
   может только описывать окружающую жизнь, пытаясь воздействовать на умы читателей...
  
  
  
   -2-
  Не надо никому думать, что гротескный реализм- это просто клоунада своего рода
  или карикатурное отображение нашей действительности. Отнюдь, автор, применяя гротеск, как литературный прием, смог отразить все особенности гротеска в
   новом своем литературном жанре- жанре гротескного реализма. Некоторые,
  конечно, скажут, что автор ничего не внес нового, но оставим все эти зловредные
  и завистливые мнения разных горе - критиков на их совести...Произведений,
  написанных в подобном жанре, до сих пор не было. Некоторые писали, что автор
  пишет свои повести в жанре антиутопии, а не в новом своем жанре гротескного
  реализма. Но автор не согласен с этим.
   Н о в ы м в сатирических повестях Карамова является то, что главный герой положительный персонаж, а не отрицательный, как бывало ранее в ряде сатирических произведений. Его окружают разные отрицательные герои в городе "слепых".
   Нарицательный образ города, воплощающий убогое, зомбированное существование, "город слепых", "слепой город", противопоставлен одному положительному герою. В новом жанре автора - гротескном реализме есть гиперболизация явлений и событий, которые случаются в реальной жизни; гротескная манера видения и описания различных трагикомических событий и противоречий жизни; доведение разных жизненных ситуаций до абсурда, нелепицы, помогающих отразить алогизм отрицательных явлений жизни, которые высмеиваются автором. Нередко автор искажает реальные контуры явления с помощью преувеличения, гиперболизации, гротеска. Создается как бы правдоподобное неправдоподобие, которое богато разными театрализованными ситуациями, гротеском.
   Н о в а я жанро-стилевая линия автора позволяет ему лучше изобразить
  окружающую действительность, сочетая разные сцены жизни с использованием реалистической условности, гротеска, пародии, фантасмагории. Автор подробно описывает каждодневную жизнь обычного города Новоурюпинска, который постоянно власть называет "славным городом", фиксирует образ мышления жителей города, депутатов, членов двух партий, полицейских, разных чиновников и служащих, высмеивает скудное обывательское мировоззрение жителей "слепого города". Автор не щадит их в своих повестях, но не перекладывает на жителей одних вину за сегодняшнии реалии жизни.
   Появление новой общественной структуры долгое время затруднялось отжившими феодальными формами правления, укладом жизни, а демократические институты, к сожалению, стали появляться слишком поздно и подлинные ценности демократии, подлинная демократическая мораль с большим трудом внедрялись и многими до сих пор отвергаются, считая их чуждыми понятиями.
  Может, из-за этого многие герои повестей не знакомы с правами человека, с понятиями "свобода", "демократия", которые знают все жители мира! Старая, отжившая, косная система мышления довольна живуча! Часто автор вынужден писать эзоповым языком. Последнее касается снов главного героя Ангела, которые смешные и философские, но это смех сквозь слезы автора. Очень часто у автора под маской веселости читатель может видеть нечто печальное или совсем грустное. Автор смотрит на мир глазами главного своего героя Ангела (не случайно такое имя героя, как бы он не от мира сего, не вписывается в " слепой город"), сатирически описывая и раскрывая через много-численную цепь его размышлений, слов, действий всю нелепость и фантасмагоричность ситуации в "слепом городе", нравы людей, демагогизм, фанфаронство, ложь депутатов, наглость власти и скудоумие жителей "слепого города".
   В повестях нет любовной интриги, сложной и запутанной фабулы, но это и
  не главное для автора. Главное в том, чтобы с помощью постоянных монологов
  
  
   -3-
  Ангела, его размышлений, слов, вопросов, поступков, фантастических снов, комизма характеров, ситуаций, выявить всю нелепость и гротескность реальности!
   К н о в а т о р с т в у автора можно также отнести оптимистический конец
  повестей, несмотря на обилие грустных и трагикомических нот в повестях. Автор,
  высмеивая под слепящим светом сатиры разные ситуации и поступки, не приходит
   в отчаяние, преодолевает трагизм и пессимизм, завершая повести весьма оптимистично.
   В конце первой повести "Слепой город" автор описывает крах компьютерного центра и конец зомбирования населения города, вспоминает слова известной песни певца Виктора Цоя: " Перемен ждут наши сердца!" А в конце второй повести
  "Бег на месте или Замкнутый круг" главный герой Ангел видит на дороге
  прекрасную маленькую девочку Аннушку, которая весьма внимательно и с надеждой смотрит на него. В ее образе автор хочет показать будущее молодого поколения
  города, которое вряд ли будет идти "слепо" по жизни, только " слепо" слушая
   приказы сверху и только послушно их исполняя, как роботы или зомби. Новые
   молодые Аннушки будут без указки сверху жить в подлинно цивизилизованном демократическом обществе!
   Читатель может сам познакомиться сейчас с двумя повестями автора,
  написанными именно в жанре гротескного реализма. Поэтому смейтесь и
  читайте обе повести, наслаждайтесь сатирой! И подобно Демокриту, смейтесь
  и читайте, пытаясь понять истину и нашу повседневную жизнь!
  
   С уважением Карамов Сергей Константинович.
  
   sergej-karamov@yandex.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"